Написать сочинение материнская любовь прочитав рассказ платонова разноцветные бабочки

Обновлено: 18.07.2024

Платонов — псевдоним советского писателя Андрея Платоновича Климентова (1899−1951). Он был старшим из девяти детей в семье слесаря, и отец много значил в его жизни, поэтому псевдонимом для литературного творчества стало имя родителя. С 13 лет мальчик активно помогал семье, разделял заботы взрослых о младших ребятах. Он начал рано работать и в подростковом возрасте уже писал стихи, которые публиковались в газетах родного Воронежа.

Краткое изложение произведения

Когда-то давно она была молодой, красивой и сильной, одна воспитывала единственного сына Тимошу. Мальчик рос беззаботным и любил познавать мир. Особенно его интересовали бабочки, которых он ловил бесчисленное количество. Побывав в его руках, создания не могли летать и медленно погибали. Мать объясняла сыну, что не нужно брать их в ладони и снимать пыльцу с крыльев, но Тимошу не останавливали ее запреты.

Однажды ребенок погнался за необыкновенно красивой бабочкой и упал в глубокое ущелье. Он выжил и увидел, что оказался в пропасти, которую окружала каменная стена высоких гор. Спастись не было возможности, но какая красота его окружала! Было очень жарко и на склонах гор парило огромное количество прекрасных бабочек и стрекоз, тек ручеек с водой.

Однако мальчика больше не интересовали насекомые. Его сердце разрывалось от боли из-за разлуки с матерью. Он долго звал Аксинью, но женщина не слышала. Она лишь чувствовала: ее Тимоша не погиб и знала, что наступит день, когда они встретятся. Мальчик решил попробовать выбраться из каменного плена. Он делал проход в каменной горе, на что ушли долгие годы.

Выбраться Тимофею удалось, будучи глубоким стариком. Он ослеп и узнал мать только по голосу и звуку их домашнего ведра, из которого старушка набирала воду. Аксинья была счастлива от этой встречи, но она понимала, что ее дни сочтены. Жизнь прошла, и она так и не смогла насладиться материнством, ласкать и любить своего малыша, который стал глубоким старцем.

Обняв сына, мать передала ему всю силу своей любви, и произошло чудо. Он снова стал непоседливым малышом Тимошей. Ее жизненная сила перешла к ребенку, и старушка умерла счастливой.

Подготовка к работе

Сказка автора прекрасна, но одновременно и очень печальна. Понять ее смысл и сделать собственные выводы позволит оценка произведения в читательском дневнике. Работа необходима для следующих целей:

  • умение работать с книгой и находить нужную информацию;
  • развитие навыка доступного изложения материала, умение найти и выделить суть;
  • способность школьника делать правильные и логичные выводы.

При работе над анализом ученики должны ответить на многие вопросы по произведению. Их можно представить в виде плана или последовательного изложения текста своими словами. Прочитав книгу, ребятам важно обсудить такие моменты:

В процессе анализа ребята учатся работать со словарем, подбирать синонимы, оценивать ситуацию. Они могут дать характеристику героям и тому, чему учит произведение.

Оценка действий Тимоши

Анализируя легенду, следует рассмотреть поступки героев, которые привели к драматическим событиям. Тимофей растет в глубинке, воспитывается только матерью, купается в ее любви. Охарактеризовать его и понять причину многих поступков помогут следующие вопросы:

Характеристика матери

Мать все годы ждала сына. Она верила, что он не погиб, но почему-то не отправилась на его поиски, как бывает в других сказках (например, о мальчике-звезде Оскара Уайлда). Старушка лишь смотрела в небо и старалась вступить с ребенком в мысленный диалог. Терпение пожилой женщины было вознаграждено. Однажды она услышала мужской голос, но не узнала сына. Тимофей, хоть и слепой, заявил о себе. Голос матери жил в нем все годы, проведенные в одиночестве. Увидев сына, Анисья прижала его к груди. Она сожалела о пустоте прожитых лет и хотела передать остаток жизненной силы, чтобы вернуть ему молодость.

В рассказе большую роль сыграл образ бабочки. Красивая, разноцветная, трепещущая, она символизировала мечту. Такую, что можно достичь, поднявшись к звездам. Или при этом испытать разочарование, упав в пропасть. Достиг ли Тимоша своей мечты? Видимо да, ведь в ущелье были тысячи созданий, подобных тому, за которым он гнался. Однако это не принесло ему радости. Он оказался в смертельной ловушке, в одиночестве. Только целеустремленность и любовь к матери позволили ему вернуться домой, но на это была потрачена самая лучшая часть жизни.

К рассказу подходят пословицы:

Анализ рассказа

Авторское произведение написано в жанре легенда. Это фантастическое повествование или поэтическое предание о прошедших событиях, людях. Сюжет и композиция построены традиционно и способствуют раскрытию основной темы. События охватывают промежуток времени, в течение которого мать с сыном были в разлуке.

Рассказ Платонова изображает человеческую трагедию. Мать теряет сына, не успев воспитать и отдать всю теплоту и ласку. Трагедия происходит в разгар летнего сезона, когда над буйными травами летают роскошные бабочки. Автор не допускает мысли гибели ребенка. Он переносит его в другой мир, полный одиночества и тоски, угрозы для будущего.

Платонов показывает читателю, что физическая разлука ребенка и матери отзывается болью в их сердцах. Однако страшнее душевный разрыв. Связь двух близких людей раскрывается в произведении. Стремясь присвоить красоту мира, сын забывает о матери. Себя же он обрекает на существование, подобное бабочкам, с которых снимал пыльцу — не умирает, но и полноценно не живет.

Тимофей покинул мать в забвении, состоянии азарта. Следуя по тропинке, которую протоптал незнакомый человек, он увидел прекрасную звезду и решил, что она лучше бабочки. Однако оступился и упал в пропасть, на дне которой порхали сотни разноцветных невесомых созданий. Тимоше было скучно смотреть на них. Но как же давили страх и боль от расставания с матерью! Пробивая каменную стену на пути домой, герой ни разу больше не поймал ни одной бабочки.

Встретив сына снова, Анисья была поражена безжалостному влиянию времени. Она желала, чтобы он стал таким, каким она видела его в день побега за бабочкой. У пожилой женщины ничего не осталось, кроме любви к сыну. И она отдала ее вместе с жизнью ради того, чтобы Тимоша смог заново пройти жизненный путь. Описывая чудо перевоплощения героя, Платонов, возможно, пытался затронуть тему реинкарнации, обмена энергиями.

В любом случае магическим средством, которое вернуло к жизни Тимофея, стала сила материнской любви.

Основная мысль легенды

Трогательная сказка автора о бабочке побуждает задуматься о самых главных ценностях, которые часто уходят на второй план в погоне за призрачным счастьем. Как бы ни сложилась жизнь, в первую очередь нужно думать о близких и дорогих людях. Сила их чувств способна к возрождению, без них невыносимо в горе, и радость побед не кажется медовой.

Сказка учит не гнаться слепо в погоне за мечтой, не терять почву под ногами. Падать больно, и иногда для возвращения к истокам может потребоваться целая жизнь. Важно прислушиваться к советам родителей, а не бежать за сиюминутными желаниями. Еще одна важная мысль, которую передал автор, заключается в том, что материнское сердце всегда чувствует ребенка. Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи. Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком.

Произведение по жанровой направленности относится к рассказу со сказочными элементами, напоминающими древнюю легенду.

События рассказа происходят в горах Кавказа, на морском побережье.

Главными героями рассказа являются старая женщина по имени Анисья, а также ее единственный сын Тимоша, который, будучи маленьким, любознательным и непоседливым мальчуганом, увлекается ловлей порхающих на деревенском лугу прекрасных бабочек. Принося пленниц домой, Тимоша всегда выражает удивление в связи с тем, что бабочки отказываются совершать полет в стенах дома. Мать спокойно и терпеливо объясняет сыну, что бабочка теряет способность летать в случае исчезновения на крылышках пыльцы, которая стирается под воздействием пальчиков мальчика.

В один из дней Тимоша наблюдает за игрой необыкновенной разноцветной бабочки, которая напоминает птицу с крыльями, усыпанными искрящимися цветами. У мальчика возникает острое желание заполучить в собственность красавицу, но бабочка ускользает из рук ловца, отлетая все дальше и дальше. Желание обладать разноцветной бабочкой затмевает у Тимоши разум, и он устремляется в погоню, не замечая ничего вокруг, а через некоторое время оказывается на дне горного ущелья, свалившись с тропинки.

Мать долго ищет пропавшего сына, однако ее усилия остается напрасными, но в душе женщина отказывается верить в смерть ребенка и долгие годы ежедневно ждет его возвращения домой.

В ущелье Тимоша обнаруживает огромное количество тех самых бабочек, очарование которых привело его к плачевному результату, но теперь красавицы не интересуют мальчика, поскольку в нем живет лишь желание увидеть и обнять мать.

Тимоша принимает искать выход из темной каменной тюрьмы, каждый день выдалбливая в камнях проход. На это уходят многие годы, но Тимоша достигает успеха, выбравшись на свободу. Однако за все время, проведенное в ущелье, он оказывается полностью ослепшим дряхлым стариком.

Мужчина находит дорогу к дому и со слезами на глазах припадает к материнским коленям, а Анисья, счастливая от встречи с сыном, крепко обнимает его, передавая через тепло своих рук всю силу материнской любви. Неожиданно происходит чудеснейшее превращение древнего слепого старика в прежнего непоседу мальчика по имени Тимоша.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в демонстрации безграничной силы материнской любви, способной на любые подвиги.

Сочинение 2

Центральным персонажем данного произведения является старушка Анисья, которая уже много лет ждет своего сына. Нет, он не пропал без вести на войне, его не захватили в плен враги. Тимоша пропал, когда был еще совсем ребенком. Его страстью была ловля бабочек, за которыми он готов был бегать до позднего вечера. И увидев однажды самую красивую бабочку, он побежал за ней и больше не вернулся.

Еще одна из главных тем произведения – это духовно-нравственные проблемы молодого поколения. Сын Анисьи рос беззаботным мальчиком, гоняющим бабочек. Он с лёгкостью убегал из дома, пропадал допоздна, не думая о том, что его мать беспокоится и ждет его домой. И только потеряв дорогу к дому, он начинает ценить любовь родного человека. Герой понимает, что красота бабочки не может сравниться с теплом и нежностью материнского сердца. Всю свою жизнь он пытается выбраться из каменного плена и вернуться туда, где ждет и надеется самый близкий и родной человек.

Жанр данного произведения – легенда, а точнее легенда-сказка. А в любой сказке есть место чуду. Материнская любовь Анисьи словно волшебная палочка помогла Тимоше вновь стать юным, вспомнить, что такое детство.

Разноцветные бабочки в произведении это то, что манит героя, уводит его от реальности в красивый, но, как оказалось, коварный мир. Легенда Платонова учит нас всегда трезво смотреть на жизнь, не бежать за мнимым счастьем. Но самое главное помнить, что нет ничего дороже, чем материнская любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Разноцветная бабочка Платонова

Популярные сегодня темы

Громов - пациент, который находится в палате предназначенные для душевнобольных. Он был бывший судебным приставом и губернским секретарем.

Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием

Сочинение — Анализ рассказа Разноцветная бабочка. Русский язык

История создания

Большинство своих детских рассказов писатель создавал для дочери Марии, которая очень любила читать сказки.

Жанр

А. Платонов определил жанр произведения в подзаголовке — легенда. По жанровым особенностям его относят к рассказу с фантастическими сказочными элементами. Это повествование или предание о минувших событиях, которое очень напоминает древнюю легенду-сказку.

Тема и сюжет

Главная тема рассказа — это безмерная материнская любовь к своему ребёнку. Автор показывает, насколько мама может быть терпеливой и сильной, способной на пожертвование ради жизни своего сына. Она никогда не предаст, не забудет и всегда будет ждать, несмотря ни на что.

События происходят летом в горах Кавказа. Мать Анисья одна воспитывает сына Тимофея. Она ласково называет его Тимошей. Иногда только им помогал старый пчеловод Ульян. Он рассказывал, что когда он приехал на Кавказ, то Анисья уже была старой женщиной, поэтому никто не знал, сколько ей на самом деле лет.

Каждый день маленький Тимоша убегал в горы и ловил там бабочек. Приходя домой, он всегда показывал новую бабочку, которая уже не могла летать. Мама просила сына не ловить больше бабочек, так как он стирал пыльцу с их крыльев и они уже только ползали, но не летали.

Однажды Тимоша побежал вслед за бабочкой и провалился в пропасть. Чтобы выбраться наружу, он долгие годы долбил каменную стену. Ослеп и обессилел. И только голос матери помог ему выжить. Анисья находила в себе силы жить и надеяться на возвращение сына.

Спустя много лет Тимофей вернулся домой. А мать, увидев сына после долгой разлуки, смогла спокойно умереть.

Главные герои

Анисья, Ульян, Тимоша — главные герои сказки.

Анисья — любящая, верная, заботливая мать. Смыслом её жизни была вера в то, что сын вернётся к ней. Дождавшись его, она смогла передать ему всю свою любовь, а после этого, счастливая, умерла.

Тимоша — непослушный, любознательный мальчик, увлечённый любимым занятием — ловлей бабочек. Часто забывал о матери и родном доме. Преодолев трудности, Тимофей многое осознаёт и повзрослевшим возвращается домой.

Ульян — сосед Анисьи, пчеловод, добрый и отзывчивый человек, часто помогал по хозяйству.

Есть ещё один символический образ в произведении — разноцветная бабочка. Он символизирует красивые мечты, в погоне за которыми человек забывает о настоящих ценностях в жизни.

Композиция

Имеет традиционную структуру и способствует раскрытию главной темы. Легенда имеет 4 главы.

Экспозиция — знакомство с Анисьей и её сыном Тимофеем. Завязка — разговор с Ульяном, погоня Тимоши за цветными бабочками. Развитие событий — жизнь старой Анисьи, помощь Ульяна. Кульминационный момент — падение Тимоши в пропасть. Развязка — возвращение сына, смерть матери.

Идея произведения

Рассказ учит любить и помнить родителей, всегда возвращаться домой к матерям, потому что материнская любовь не ведает преград и способна творить чудеса.

Нужно быть упорным в достижении своей цели, никогда не опускать руки и всегда находить выход и правильное решение.

Вариант 2

В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку, о том, насколько терпелива мать. Автор сказки хотел доказать, что надежда умирает последней.

Она жила на берегу Черного моря и звали ее Анисья. У женщины был сын по имени Тимофей. Анисья ласково называла своего ребенка Тимоша. Мальчик очень любил гулять и ловить бабочек. Если Тимоша далеко убегал от дома, то мать всегда звала сына, и он откликался. Каждый раз, приходя домой с прогулки, Тимоша показывал матери новую бабочку, которую поймал. У мальчика всегда возникал один вопрос: почему, когда он ловит бабочку, она может летать, а когда приносит ее домой, то бабочка уже только ползает? На что Анисья отвечала Тимоше, что после того, как человек поймает бабочку, она больше не сможет летать. Потому что своими руками мальчик касался крыльев бабочки и обтирал их. После этого Анисья попросила Тимошу больше не ловить бабочек.

Однажды Тимофей, как обычно, отправился гулять. По тропинке, которая ведет вверх на гору, мальчик беспечно бегал и играл. Вдруг он увидел бабочку. Она была так хороша, что Тимоше захотелось поймать ее. И мальчик побежал за бабочкой, а она улетала все выше и выше в гору. Сам того не ожидая, в погоне за бабочкой, Тимоша провалился в каменную яму и так там и остался. Но мальчик решил не унывать и стал пробовать рубить каменную гору. Питался он тем, что упадет в яму.

Много лет прошло с тех пор, как мальчик оказался на дне каменной ямы. Но Тимофей не растерялся и, как оказалось, все это время прорубал выход себе в каменной горе. А мать все также ждала сына. Анисья все время говорила, что помирать ей нельзя, так как она ждет сына.

В конце концов этот день настал! Тимофей вернулся домой. Благодаря своей воли, он смог прорубить проход в каменной горе. Тимофей был не мальчиком, а уже взрослым мужчиной, когда вернулся домой. Мать, увидев сына, узнала его и была очень рада. Взглянув на него она испустила дух.

Смысл сказки в том, что мать – самое дорогое, что есть у человека. Она никогда не предаст, не оставит и будет ждать, когда уже никто не ждет. Мама для каждого человека – это луч во тьме. Не даром, возвращаясь домой, человеку всегда, в первую очередь, хочется обнять мать и прильнуть к ее груди. Автор хотел показать, что ближе, чем мама, у ребенка никого не может быть.

Анализ 3

Именно здесь и живет женщина по имени Анисья, а также маленький ребенок по имени Тимоша. Больше всего на свете ему нравится играть и познавать мир. Именно поэтому у матери нет свободной минуты для того чтобы отдохнуть от домашних дел и нужно постоянно приглядывать за сыном. Кроме этого мальчик каждый день выбегал на улицу и бежал в горы, где находилось огромное количество разных бабочек и Тимоши хотелось поймать всех этих бабочек. Многих из них ему удавалось поймать, а потом он приносил их домой и отпускал. Вот только теперь они совсем не летали, а просто ползали по поверхности. И Тимоше это было непонятно. И тогда он задавал вопросы матери, которая отвечала, что бабочке нужен воздух и только после этого она сможет летать.

Дорогу в горы протоптал один мужчина, который был в этом мире совершенно один. У него не было ни друзей, ни родственников, ни семьи. И однажды он решил пойти по этой самой тропинке для того чтобы никогда больше не вернуться.

Однажды мальчик увидел очень большую и красивую бабочку, а ведь раньше он такой бабочки никогда не видел. И ему захотелось ее поймать. Он погнался за ней, а она улетала все дальше и дальше. Немного дальше он увидел большое и красивое небо, которое было усыпано звездами, а уже через мгновение очутился в обрыве.

Поскольку в пещере было постоянно темно, то парень постепенно ослеп и теперь ничего не видел. И только голос матери помог ему не только выжить, но и вернуться назад домой. Каждый день он старался изо всех выбраться отсюда и каждый день слышал звук ведра, которым мать черпала воду. Вот так он просидел здесь до самой старости. Когда он вернулся домой, мать опять стала его лелеять и ухаживать, и для нее он опять стал тем же маленьким сыночком, что и был раньше, которого она сначала потеряла, а потом опять нашла и больше не хотела терять. Через некоторое время мать умерла, и теперь уже мужчина остался навсегда один.

Здесь важно отметить, что только материнская любовь может помочь ее детям вернуться домой и даже из самых сложных условий и суметь выжить. Только мать умеет по-настоящему ждать своего ребенка, не смотря ни на что и надеяться, что они совсем скоро увидятся и это было продемонстрировано в романе. Самое главное верить в это и все тогда получиться.

В рассказе "Разноцветная бабочка", речь идет о безграничной материнской любви. В детстве мальчик Тимоша убежал в горы за бабочкой. Так увлекся, что упал в пропасть. Решил он копать путь домой. Шли годы, мальчик становился юношей, а потом уже и стариком. Мать все ждала и верила. Наконец Тимоше удалось выбраться, он был слеп и не видел очертания матери. Тогда мать отдала ему всю любовь и силу, а сама умерла. Тимоша же снова стал ребенком.

Сказка учит нас любви к родителям. Никогда не забывайте своих родителей, даже если они совсем далеко или уже мертвы. Сказка учит нас тому, что за беспечность всегда приходится выплачивать большую цену. В данном случае Тимоша поплатился жизнью матери.

Главная мысль заключается в том, что материнская любовь это безграничный простор, который может творить чудеса.

Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.

Андрей Платонов в сказке "Разноцветная бабочка" рассказывает очень трогательную историю о том,как один мальчик по имени Тимоша не слушался маму и очень любил ловить бабочек, однажды это увлечение стало для него испытанием на всю жизнь.

Сказка учит нас слушаться своих родителей, всегда возвращаться домой и знать, что дома нас ждут и любят. Так же автор учит нас, что за поступки, которые мы совершаем необдуманно, ослушавшись старших приходится расплачиваться.

Главная мысль сказки автором отражена очень нежно, печально. Любовь матери к своему ребёнку безгранична, у неё нет срока давности, она вечная и самая сильная.


Чему учит сказка А.Платонова "Разноцветная бабочка":

Сказка А.Платонова "Разноцветная бабочка" очень красивая, но при этом очень печальная. Бабушка Аксинья жила на берегу моря, и ее возраст никто не знал. Она жила лишь для того, чтобы дождаться своего сына Тимошку. Однажды, будучи еще ребенком, он убежал в горы за бабочкой и решил поймать звезду, но упал в пропасть. Все это время он рыл ход из пропасти. Он уже стал стариком и ослеп, когда ему удалось выбраться. Он вернулся домой и мама отдала ему любовь, когда она это сделала, он снова маленьким, но мама умерла.

На примере сюжета этой сказки мы можем понять, что головокружительные цели, которые мы ставим перед собой не всегда достижимы. Погоня за ними может привести к трагедии и расстроить не только нас самих, но и близких. Произведение учит ценить своих родных и не гонятся за недостижимыми мечтами. Гоняясь за ними, мы можем потерять все.

В сказке две главные мысли: она о материнской любви, которая сильнее всего, она делает невозможное, Анисья живет полтора века, потому что не может не увидеть своего сына, которого потеряла еще мальчиком. И еще одна мысль - что нельзя быть легкомысленным в детстве, в юности, нужно слушать своих родителей, нужно быть осторожнее в жизни в погоне за жизненными соблазнами, которые олицетворяют в сказке эта удивительная яркая бабочка (о которой Тимоша недаром подумал, что она недобрая), а потом и звезда. Очень труден и долог бывает потом путь домой, путь к себе, и не все возвращаются, многие теряют связь с домом и родными и теряют себя. Тимоша всю свою жизнь стремился домой, к матери, он все свои силы, всю свою жизнь потратил на это, и поэтому ему это удалось.


А. Платонов "Разноцветная бабочка", краткое содержание:

В сказке главным героем является мальчик по имени Тимоша. Однажды мальчик погнался за красивой бабочкой, он хотел ее поймать. Но не заметил и упал в пропасть. Мальчик стал рыть проход, чтобы выбраться из пропасти. На это у него ушла вся жизнь. Пока он рыл, стал слепым стариком.

Все это время мальчика ждала его мама. и когда Тимоша пришел к ней, она отдала ему всю свою любовь. Тимоша снова стал мальчиком, но мама умерла.

Это трогательная сказка, которая заставляет нас задуматься о смысле жизни: для чего мы живем, кого любим, какие поступки совершаем. Нужно помнить, что самый главный человек в жизни каждого - это мама, которая дала жизнь и готова пойти на все ради своего ребенка. Нужно любить и уважать своих родителей.

Сказка "Разноцветная бабочка" печальная, мне было жаль и мать и сына.

Главная мысль сказки: нужно слушаться родителей, они ведь всегда желают нам самого лучшего, если бы Тимоша не погнался за бабочкой, то и не попал в каменную пропасть.

Еще одна мысль в сказке: материнская любовь, сердце матери всегда чувствует жив ее ребенок или нет. Так и мать долго жила в ожидании, когда Тимоша вернется домой, она была уверенна, что ее сын жив. И в конце концов дождалась своего Тимошу.

Сказка нас учит быть внимательными и послушными, иногда беспечность может привести к фатальным последствиям, так и Тимоша погнавшись за бабочкой оказался узником горы на много лет, а финал оказался печальный - бедная мать увидев сына умирает.

Сказка "Разноцветная бабочка" очень трогательная и даже печальная.


В сказке повествуется о безграничной любви матери к своему сыну.

Главный герой сказки это мальчик Тимоша. Как-то раз Тимоша бежал за прекрасной бабочкой и не заметив пропасти упал в неё. Пропасть была на столько большой, что он не смог выбраться из неё, поэтому начал рыть в земле проход. Прошло много времени и он состарился, стал слеп. Его мама же всё это время не терялажа надежды на возвращение сына. Когда он вернулся, его мама силою своей любви смогла вернуть ему молодость, а сама умерла.

Сказка учит хорошему отношению к своим близким, родителям. Нужно любить их, заботиться о них, знать, что они всегда переживают о своих детях и стараться не огорчать их. Родителей нужно слушать, они ни когда ничего плохого не посоветуют.

Главной мыслью сказки является то, что нет сильнее, величественнее силы, чем материнская любовь. Мама за своего ребенка не только горы свернуть, но и жизнью пожертвовать.

Сказка очень трогательная.

Мальчик Тимошка ловил бабочку, но упал в пропасть.

Стал рыть тоннель, это у него ушли десятилетия, он стал стариком и ослеп.

Вернулся домой к матери, мама отдала ему всю свою любовь и он опять стал мальчиком, мать умерла.

Сказка учит любви, доброте, умению ждать и не терять надежды.

Учит слушаться взрослых, ослушание может привести к серьезным ошибкам и испытаниям.

Слушаться родителей, это и есть главная мысль сказки.

Рассказ А. Платонова "Разноцветная бабочка", повествует об огромной материнской любви. В далёком детстве, когда мальчик Тимоша гонялся за бабочкой, он случайно упал в глубокую пропасть. Чтобы выбраться, Тимоша стал выкапывать туннель на поверхность. Он копал его долгие годы, до тех пор, пока Тимоша не состарился. Но его мать верила, что Тимоша жив и он вернётся. Когда Тимофею всё таки удалось выбраться, он был стар и слеп и уже не смог увидеть даже очертаний своей мамы. Чтобы помочь своему сыну, мать подарила ему свою силу и любовь, но сама умерла от этого. Тимофей же снова вернулся в детство, став мальчиком Тимошей. Главная мысль произведения в том, что материнская любовь - это бесценный дар. И относиться к матери нужно с любовью, а так же в том, что за необдуманные действия юности иногда приходится заплатить очень высокую цену, например такую, как жизнь матери.

Произведение "Разноцветная бабочка" очень интересное, его полезно почитать в любом возрасте. Сказка учит быть сильным и стойким, несмотря на то, что ситуация практически безвыходная. Вера в себя и колоссальный труд обязательно принесут свои плоды, рано или поздно настанет белая полоса. Также произведение учит любви, ведь мама все-таки дождалась своего сына, для нее он всегда останется тем самым мальчишкой, что в детстве. Любовь матери сильная и прочная. Главная мысль кроется в том, что нужно слушать мнение других людей, уметь выдерживать жизненные испытания и никогда не сдаваться. Также важно при погоне за чем-то не упускать из виду риски и преграды, которые могут возникнуть на пути.

Андрей Платонов свой рассказ посвятил тяжелым деревенским будням, где семилетний ребенок Климов Митя, хотел быстрее вырасти и помогать своей матери, чтобы она от работы не уставала.

Конечно ребенку быстро вырасти не удалось, но он узнав от матери, что окаменевшая от жары земля не дает утренней росе проникать к корням ржи, решил рыхлить около колосков землю.

Ребенок считал, что таким образом он в состоянии помочь получить хороший урожай.

Действительно, на следующий день те колоски, вокруг которых земля была разрыхлена Митей, были намного лучше. Увидев этот результат работы мальчика, его учительница привела с собой других школьников, которые начали тоже рыхлить землю вокруг колосков.

Наверно сложно определиться с главной мыслью, которую автор вложил в свой рассказ, но если проанализировать, то можно сказать, что здесь в первую очередь – желание помочь семье используя для этого свой ум в решении возникшей проблемы.

Этот рассказ учит нас быть не равнодушным и заботливым к своим близким, уметь понимать весь тяжелый труд, который нужен для получения хорошего результата, ну и конечно это любовь к самому труду, своей земле. НЕ нужно забывать и о необходимости взаимовыручки в трудном деле.


Андрей Платонов в сказке "Солдат и царица" рассказывает о злой и сварливой царице, о весёлом солдате, о дураке, который сам себе на уме, о пьянице сапожнике и его жене доброй и порядочной, но с властным характером.

Сказка очень поучительная, побывав в "чужой шкуре" учишься понимать, как живут бедные и всего лишённые люди, так же можно посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.

К сказке подойдут пословицы:

  • Доброму человеку весь мир — свой дом, злому, порочному — и своя хата чужая.
  • Зла коса на камень не наскочит.
  • Чужая шкура не болит.
  • Делая зло на добро не надейся.
  • Зло побеждай добром.
  • Зло пропадает, а добро не умрет.
  • Дурака учить — что мертвого лечить.
  • Дурак стыда не знает.
  • Дураку хоть кол на голове теши, он все свое несет.
  • Ай, да молодец, даром, что дурак!
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • И смех наводит на грех.


Сказка "Умная внучка" является литературной обработкой известного народного сюжета, который нашел свое отражение в сказках "Мудрая дева" или "Дочь-семилетка". Андрей Платонов сделал из красивой народной сказки историю с политическим подтекстом, чем на мой взгляд исказил истинный смысл истории.

Речь в сказке идет об умной девочке, Дуне, которая смогла решить сложные царские загадки и восстановить справедливость в споре двух соседей о праве на родившегося жеребенка.

Но если в народной версии царь отдает должное уму девочки и когда та вырастает, делает своей супругой, то в версии Платонова Дуня угрожает царю скорым судом, что является выражением личной политической позиции писателя.

В качестве главной мысли сказки часто дается вывод о том, что царский суд, суд богачей, всегда неправедный и пристрастный. Но лично мне видится здесь совсем иная главная мысль:

Ум и находчивость открывают перед человеком любые двери.

Можно сформулировать главную мысль и таким образом:

Не богатством должны устанавливаться законы, а справедливостью.

Андрей Платонов - поэт, прозаик, драматург, публицист. Практически все эти виды словесного творчества заговорили в нем одновременно.

Стихи поражают какой-то невероятной гладкостью, опытностью, умелостью, подражательностью и в дурном, и в хорошем смысле этого слова. Платонов здесь - продолжатель традиций классического русского стихосложения.

Это тем более удивительно, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа. Он пишет своим языком.

Платонов-публицист - ультрареволюционер. Он верит в то, что революция - это не просто политический переворот, смена экономической формации (такими мелкими категориями он не мыслит). Революция - это переворот космический, геологический, который откроет людям принципиально новые горизонты. Отсюда - мечты Платонова о полетах в космос, завоевании Вселенной. И не случайно ранняя проза Платонова относится к фантастике.

Неукротимая ярость, смелость письма отличают Платонова в среде его собратьев.

Платонов в силу особенностей своего таланта так и не смог примкнуть ни к одному литературному направлению. И тактическая ошибка писателя состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство этого не прощало.

Составим 10 вопросов по тексту рассказа "Никита"

1 Что говорила мать Никите, когда уходила рано утром?

gNEZpXa0mkQXAMlREw1CRveImLF8UjJ.jpg

2 Кто по мнению Никиты жил в бочке?

oEHpNDzcvEkC9P0uNXUS4aw5MWHO8.jpg

3 Почему Никита не боялся солнца?

zi2plPj3OUdXNjdtzYEaBJudZRNE04fP.jpg

4 Кого звал на помощь Никита?

9ivm5Y3PnzFY7dUqQlFu8fXUs7RVV.jpg

5 В кого превратилась банька?

MO6NT9LVFCmWtT1h2DmVpGEtGGqzx3HV.jpg

6 Сколько лет было Никите? Ответ - 5 лет

7 Кто был дома, когда Никита вернулся домой?

F0GwFDSuia1zBdGWd6eu2P2SpS1loB.jpg

8 Почему Никита не испугался гвоздя?

cevHR01xM1X9YZ1jUdX50ZU4J4cDWVpB.jpg

9 Почему отец называл Никиту Добрый Кит?

VgPZz0vmuXiqqWb7CgmFInNv6Xf4Vl7g.jpg

10 Стал ли Никита счастливым после возвращения отца?

Да. Он перестал бояться, вернулся с войны отце и Никита перестал быть сиротой, у него были мама и папа. Проблема одиночества в послевоенные годы, когда детям приходилось заботиться о самих себе самостоятельно, потому что взрослые восстанавливали разрушенную страну.

Андрей Платонович Климентов

Платонов — псевдоним советского писателя Андрея Платоновича Климентова (1899−1951). Он был старшим из девяти детей в семье слесаря, и отец много значил в его жизни, поэтому псевдонимом для литературного творчества стало имя родителя. С 13 лет мальчик активно помогал семье, разделял заботы взрослых о младших ребятах. Он начал рано работать и в подростковом возрасте уже писал стихи, которые публиковались в газетах родного Воронежа.

Краткое изложение произведения

Тимошу интересовали бабочки

Когда-то давно она была молодой, красивой и сильной, одна воспитывала единственного сына Тимошу. Мальчик рос беззаботным и любил познавать мир. Особенно его интересовали бабочки, которых он ловил бесчисленное количество. Побывав в его руках, создания не могли летать и медленно погибали. Мать объясняла сыну, что не нужно брать их в ладони и снимать пыльцу с крыльев, но Тимошу не останавливали ее запреты.

Однажды ребенок погнался за необыкновенно красивой бабочкой и упал в глубокое ущелье. Он выжил и увидел, что оказался в пропасти, которую окружала каменная стена высоких гор. Спастись не было возможности, но какая красота его окружала! Было очень жарко и на склонах гор парило огромное количество прекрасных бабочек и стрекоз, тек ручеек с водой.

Однако мальчика больше не интересовали насекомые. Его сердце разрывалось от боли из-за разлуки с матерью. Он долго звал Аксинью, но женщина не слышала. Она лишь чувствовала: ее Тимоша не погиб и знала, что наступит день, когда они встретятся. Мальчик решил попробовать выбраться из каменного плена. Он делал проход в каменной горе, на что ушли долгие годы.

Выбраться Тимофею удалось, будучи глубоким стариком. Он ослеп и узнал мать только по голосу и звуку их домашнего ведра, из которого старушка набирала воду. Аксинья была счастлива от этой встречи, но она понимала, что ее дни сочтены. Жизнь прошла, и она так и не смогла насладиться материнством, ласкать и любить своего малыша, который стал глубоким старцем.

Обняв сына, мать передала ему всю силу своей любви, и произошло чудо. Он снова стал непоседливым малышом Тимошей. Ее жизненная сила перешла к ребенку, и старушка умерла счастливой.

Подготовка к работе

Сказка автора прекрасна, но одновременно и очень печальна. Понять ее смысл и сделать собственные выводы позволит оценка произведения в читательском дневнике. Работа необходима для следующих целей:

  • умение работать с книгой и находить нужную информацию;
  • развитие навыка доступного изложения материала, умение найти и выделить суть;
  • способность школьника делать правильные и логичные выводы.

При работе над анализом ученики должны ответить на многие вопросы по произведению. Их можно представить в виде плана или последовательного изложения текста своими словами. Прочитав книгу, ребятам важно обсудить такие моменты:

  1. Что больше всего поразило в легенде?
  2. Чувства, которые вызвал рассказ?
  3. Было ли в жизни школьника что-то подобное из описываемых автором событий?
  4. Какая бабочка показалась Тимофею самой красивой, и почему он решил, что она недобрая?
  5. Что для сына Аксиньи стало главным в жизни?
  6. Какие чувства дают Тимоше силы истереть камень, вернуться к матери?
  7. Счастливая или несчастная концовка у притчи?

В процессе анализа ребята учатся работать со словарем, подбирать синонимы, оценивать ситуацию. Они могут дать характеристику героям и тому, чему учит произведение.

Оценка действий Тимоши

Анализируя легенду, следует рассмотреть поступки героев, которые привели к драматическим событиям. Тимофей растет в глубинке, воспитывается только матерью, купается в ее любви. Охарактеризовать его и понять причину многих поступков помогут следующие вопросы:

Оценка действий Тимоши

Характеристика матери

Мать все годы ждала сына. Она верила, что он не погиб, но почему-то не отправилась на его поиски, как бывает в других сказках (например, о мальчике-звезде Оскара Уайлда). Старушка лишь смотрела в небо и старалась вступить с ребенком в мысленный диалог. Терпение пожилой женщины было вознаграждено. Однажды она услышала мужской голос, но не узнала сына. Тимофей, хоть и слепой, заявил о себе. Голос матери жил в нем все годы, проведенные в одиночестве. Увидев сына, Анисья прижала его к груди. Она сожалела о пустоте прожитых лет и хотела передать остаток жизненной силы, чтобы вернуть ему молодость.

Образ бабочки

В рассказе большую роль сыграл образ бабочки. Красивая, разноцветная, трепещущая, она символизировала мечту. Такую, что можно достичь, поднявшись к звездам. Или при этом испытать разочарование, упав в пропасть. Достиг ли Тимоша своей мечты? Видимо да, ведь в ущелье были тысячи созданий, подобных тому, за которым он гнался. Однако это не принесло ему радости. Он оказался в смертельной ловушке, в одиночестве. Только целеустремленность и любовь к матери позволили ему вернуться домой, но на это была потрачена самая лучшая часть жизни.

К рассказу подходят пословицы:

  1. Материнская молитва и до дна моря дойдет.
  2. Колотись, бейся, но все равно надейся.
  3. Кто долго ждет, тот долго живет.
  4. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Анализ рассказа

Авторское произведение написано в жанре легенда. Это фантастическое повествование или поэтическое предание о прошедших событиях, людях. Сюжет и композиция построены традиционно и способствуют раскрытию основной темы. События охватывают промежуток времени, в течение которого мать с сыном были в разлуке.

Ребенок бежит за бабочкой

Рассказ Платонова изображает человеческую трагедию. Мать теряет сына, не успев воспитать и отдать всю теплоту и ласку. Трагедия происходит в разгар летнего сезона, когда над буйными травами летают роскошные бабочки. Автор не допускает мысли гибели ребенка. Он переносит его в другой мир, полный одиночества и тоски, угрозы для будущего.

Платонов показывает читателю, что физическая разлука ребенка и матери отзывается болью в их сердцах. Однако страшнее душевный разрыв. Связь двух близких людей раскрывается в произведении. Стремясь присвоить красоту мира, сын забывает о матери. Себя же он обрекает на существование, подобное бабочкам, с которых снимал пыльцу — не умирает, но и полноценно не живет.

Тимофей покинул мать в забвении, состоянии азарта. Следуя по тропинке, которую протоптал незнакомый человек, он увидел прекрасную звезду и решил, что она лучше бабочки. Однако оступился и упал в пропасть, на дне которой порхали сотни разноцветных невесомых созданий. Тимоше было скучно смотреть на них. Но как же давили страх и боль от расставания с матерью! Пробивая каменную стену на пути домой, герой ни разу больше не поймал ни одной бабочки.

Встретив сына снова, Анисья была поражена безжалостному влиянию времени. Она желала, чтобы он стал таким, каким она видела его в день побега за бабочкой. У пожилой женщины ничего не осталось, кроме любви к сыну. И она отдала ее вместе с жизнью ради того, чтобы Тимоша смог заново пройти жизненный путь. Описывая чудо перевоплощения героя, Платонов, возможно, пытался затронуть тему реинкарнации, обмена энергиями.

В любом случае магическим средством, которое вернуло к жизни Тимофея, стала сила материнской любви.

Основная мысль легенды

Трогательная сказка автора о бабочке побуждает задуматься о самых главных ценностях, которые часто уходят на второй план в погоне за призрачным счастьем. Как бы ни сложилась жизнь, в первую очередь нужно думать о близких и дорогих людях. Сила их чувств способна к возрождению, без них невыносимо в горе, и радость побед не кажется медовой.

Не стоит гнаться слепо в погоне за мечтой

Сказка учит не гнаться слепо в погоне за мечтой, не терять почву под ногами. Падать больно, и иногда для возвращения к истокам может потребоваться целая жизнь. Важно прислушиваться к советам родителей, а не бежать за сиюминутными желаниями. Еще одна важная мысль, которую передал автор, заключается в том, что материнское сердце всегда чувствует ребенка. Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи. Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком.

Читайте также: