На закате дня в тихое солнечное предвечерье сочинение егэ астафьев

Обновлено: 02.07.2024

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку пробле­мы, в таких случаях можно использовать цитату:

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, важно обращать внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя.Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Чтобы определить позицию автора художественного текста, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Положительные или отрицательные человеческие качества прояв­ляются в поступках, словах, мыслях героя?

2. Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3. Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

4. Согласен автор с героем или нет?

5. Автор осуждает или одобряет поведение героя?

6. Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, по­ступки своего героя?

Задание, которое можно дать ученикам:

Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные маркером эле­менты, которые позволяют выявить однозначную авторскую позицию.

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревян­ном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая по­жилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и бе­лом, по-старинному глухо повязанном платке.

Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбаю­щийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родствен­ницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Жен­щина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула её под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлёпнули намок­шую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?

Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

— Тётенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.

Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласко­вым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчи­ка, в которых он затискал мокрые обёртки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным внима­нием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные.— И безбожно засластил пилю­лю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали своё место на их лицах. Лишь ка­кое-то время спустя до одной девицы дошло:

— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обру­шила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы.

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал тол­кать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

(По В.Астафьеву)

Использованная литература: Русская язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План конспект консультации по русскому языку в 10-11 классах в рамках подготовки к ЕГЭ.

Выявление проблемы и авторской позиции в тексте. Советский писатель В. Астафьев поднимает актуальную проблему смены поколений среди людей такой профессии, как учитель. Кто совсем скоро будет обучать наших детей? И какими они потом вырастут?
Автор от своего лица повествует о маленьком мальчике, который помогает убирать пристань пожилой женщине-дворнику и трех девицах, вальяжно поедающих мороженое, обертки от которого они затем выкинули на землю, вдобавок нахамив мальчику, собравшего эти обертки. Потом автор выясняет, что девочки отправляются сдавать экзамены в педучилище.
Позиция автора не выражена явно, однако сарказм, с которым он обращается к будущим учителям, дает понять, что рассказчик не очень-то благодушно относится к поведению девочек. Таким образом, можно сказать, что он не очень-то верит в успех героинь на учительском поприще.
Я полностью поддерживаю мнение В. Астафьева. В человеке, представляющем такую великую профессию, как учитель, не должно быть места наглости, эгоизму, хамству, глупости, невоспитанности, тогда как поведение девушек полностью показывает наличие в них этих качеств. Учитель передает свои знания. жизненный опыт будущему поколению, которое берет с него пример — а что оно возьмет от этих девиц?
V . Выводы по уроку:

- Какие аспекты проблемы милосердия, человеческого сочувствия мы рассмотрели? - Какие способы определения позиции автора в текстах выделили?

- Что осталось непонятым?

Советы:

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т. п.

2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.

3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

помогите пожалуйста выявить делему и позицию творца
На закате денька, в тихое солнечное предвечерье, посиживал я на древесном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, словно самую желанную даму. На одной со мною скамье свободно расположились три девушки, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взора выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу: уж если брюки, так не штаны, а "шкеры", на полуметра ширше, чем у "ихих"; нежели краски на лицо, так без нормы. По норме-то и родители нажились.

Девушки не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они водили себя с той вальяжной томностью, которую где-то узрели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они нерасторопно и даже как бы нехотя употребляли мороженое, заголяя наманикюренными вишневыми ноготками хрустящую оболочку, и лениво перебрасывались фразами на предмет, кто во что и как одет. Необыкновенным, каким-то закоренело- враждебным их вниманием пользовались девицы, и поэтому, как нередко расступалось: "Фи-фи-и! Пугало! Нарядилась. " - выходило, что все ужаснее их одеты и вообщем неполноценны.

По древесному перрону медлительно двигалась с метлой усталая старая женщина в голубом запыленном халатике, в рабочих башмаках и белоснежном, по-старинному глухо повязанном платке. Она вытряхивала в ящик, приставленный к тележке, мусор из железных урн, сметала с перрона бумажки и окурки в совок, и когда подошла к скамьям, пассажиры без охоты, кто и с ворчанием, задирали ноги, поэтому что всем ждущим скамей не хватало, и если покинешь место, его могут занять.

Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала теснее работу, когда на пристани объявился всем усмехающийся чистоплотный мальчишка в старой ермолке и начал ей подсоблять. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчишка, судя по всему, когда-то искренно переболевший, чистосердечно довольствовался хвале мамы ли, родственницы ли, а может, и совершенно неизвестной дамы, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно словленную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладошки полой халатика, и он преданно глядел ей в рот, ловил затуманенный вялостью взор и все улыбался.

Одна девушка домучила мороженое, скомкала обертку, халатно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о дощечки и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать либо чего еще выкушать?

Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно произнес:

- Тетенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

- Ой, дурачина! Дурак! - тыча в него пальцами, ожили девушки.

Личико мальчугана дрогнуло. Еще плавала усмешка, делающая лицо мальчугана отстраненно-грустным и в то же время наивно-ласковым, как у всех малышей, когда они выполняют добрую работу, довольствуются сами для себя и тому, что полезны, нужны кому-то. Но она, эта усмешка хворого, ущербного человека, уже сделалась излишней, отделилась от личика, а само личико, разом осунувшееся, обрело выражение той унылой покорности, какая посещает у стариков, навсегда приговоренных доживать век в немощах, в тоске, в безнадежности.

Дама, окончившая работу, с трудом разняла руки мальчугана, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и вульгарна, ни слова не сказав девушкам, лишь немного покачала головой - перевидела она, обязано быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчишка догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова усмехался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, поэтому что опять у него было дело и он кому-то был нужен.

- Надобно же! Дурак и шляется! И его не забирают.

- Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

-Ой! А как вы узнали?! - соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не навязываюсь ли на знакомство?

Я отдал себя разглядеть - стар для знакомств - и повел разговор далее:

- Разумеете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже устоявшиеся, отштампованные. - И грешно засластил пилюлю: - По воодушевлению на лицах и наитончайшему такту в вас теснее угадываются будущие педагоги.

- А-а! - согласились девушки и обмякли. Добродушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной, под мужчины постриженной и под шамана крашенной, девушки дошло:

- Гражданин! - зыкнула она ломающимся басом. - Если опьянели, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! - И, уходя, обрушила на меня тяжкий взор сытых глаз: - Бр-родят здесь всякие! 3-заразы.

Я посиживал, обняв чехол с удочками. На брусчатый заезд от причала подымалась женщина с телегой. Мальчишка одной рукой помогал толкать телегу, другой на ходу выбирал мусор.

Надежда Рейтер

Помогите, пожалуйста, определить проблему.
(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три

девицы, бравшие впереди меня билеты. (З)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.

(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

(12)Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула её под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?

(14)Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

(15)- Тётенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!

(17)— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.

(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого,

бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой - перевидала она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21)Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

(22)- Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

(24)- Ой! А как вы узнали?! - соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

(25)- Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные.- (26)И безбожно засластил пилюлю: (27)- По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

(28)- А-а! - согласились девицы и обмякли. (29)Благодушие, наигранная леность, (. ) занимали своё место на их лицах. (ЗО)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:

(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (ЗЗ)Пошли отсюда, девочки! -(34)И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: — (35) Бр-родят тут всякие! (З6)З-заразы.

(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку пробле­мы, в таких случаях можно использовать цитату:

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, важно обращать внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя.Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Чтобы определить позицию автора художественного текста, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Положительные или отрицательные человеческие качества прояв­ляются в поступках, словах, мыслях героя?

2. Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3. Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

4. Согласен автор с героем или нет?

5. Автор осуждает или одобряет поведение героя?

6. Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, по­ступки своего героя?

Задание, которое можно дать ученикам:

Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные маркером эле­менты, которые позволяют выявить однозначную авторскую позицию.

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревян­ном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая по­жилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и бе­лом, по-старинному глухо повязанном платке.

Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбаю­щийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родствен­ницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Жен­щина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула её под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлёпнули намок­шую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?

Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

— Тётенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.

Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласко­вым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчи­ка, в которых он затискал мокрые обёртки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным внима­нием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные.— И безбожно засластил пилю­лю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали своё место на их лицах. Лишь ка­кое-то время спустя до одной девицы дошло:

— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обру­шила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы.

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал тол­кать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

(По В.Астафьеву)

Использованная литература: Русская язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012

Читайте также: