На тихой улице послышался громкий плаксивый голос сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Лето вначале кажется сказкой. Потом привыкаешь, но первые дни — радость и праздник. А самый первый летний день-настоящее чудо. Все — чудо! Запах короткого дождика, который вымыл асфальт (хотя дождя не было, а проехала поливальная машина). Стайка жёлтых бабочек над газоном. Согретый воздух, обнимающий со всех сторон, отвесные лучи, которые греют плечи сквозь тоненький жилет и рубашку. И чудесная легкость: нет на тебе ни пальто, ни тесной куртки с кусачим воротником. Скачешь и словно купаешься в солнечном воздухе. А если разбежаться и посильнее ударить подошвами об асфальт, можно подскочить и полётеть к облакам, похожим на большие белые парашюты.

Тепло, тепло, тепло. Даже не верится, что утром царапал ноги и шею колючий холодок. Те, кто пришли на студию одетыми, теперь тащили свое имущество под мышками. Только Алик Тигрицкий натянул свитер — он берег свой голос от малейшего дуновения.

— Рыбкин, ты можешь стать гордостью ансамбля, если будешь работать над собой, — внушительно сказала Ритка. — И если не станешь зазнаваться.

Максим досадливо вздохнул и ускакал вперед — чтобы не портить настроения. Ненормальная какая-то! Разве он хоть чуточку зазнается? Просто радуется, что все хорошо получилось. И все ребята радовались: песня-то общая. Вон, левое плечо все ещё гудит-это Вовка Семенов подошел, сказал: "Молоток! " — и трахнул с размаху ладонью. Дружески, конечно, однако крепко.

А на щеке, наверное, до сих пор красный кружок с четырьмя бугорками — след от пуговицы. Это Алексей Фёдорович прижал Максима к пиджаку. Изо всех сил прижал и сказал:

А за что ему спасибо? Это всем на свете спасибо, что так здорово было. Алексею Фёдоровичу — за то, что учил и не сердился, когда Максим путался в нотах (если честно, то и сейчас путается, но, говорят, слух выручает). Мальчику-музыканту — за "слона", за сверкающие медные тарелки и боевой марш "Морской король". Алику-за то, что не обиделся. Вовке — за приятельский тумак. Женщине-диктору — за хорошие слова. И всем — кто слушал и хлопал. Летнему дню спасибо за тепло и радость. И мастеру, который сшил вишнёвую форму — такую, что в ней легко и песни петь, и по солнышку шагать вприпрыжку, и красивым быть: прохожие поглядывают и улыбаются. И крепкому железному болтику спасибо.

В школу рановато. Если поспешить, можно заскочить домой, узнать, понравилась ли передача. Но это будет неинтересный, торопливый разговор. Во-первых, мама засадит обедать, а есть совсем не хочется. Во-вторых, скажет, чтобы переодевался. Нечего, мол, казенную одежду трепать. Но в школьных штанах и куртке он заживо сварится — вон какое солнце! А новенькую пионерскую форму трогать нельзя: она приготовлена к послезавтрашнему сбору.

Да, по правде говоря, не только в этом дело. Просто хочется Максиму быть таким, как на выступлении. И не хвастовство это вовсе. Ну, может быть, только чуть-чуть. Просто он чувствует, что, если снимет форму "Крылышек", потеряет частичку радости. А зачем?

Нет, лучше уж сразу в школу. А чтобы не прийти слишком рано, можно попетлять по незнакомым улицам. На каждой улице — лето. И на каждой — что-то неизвестное. И все надо узнать. Ведь это теперь его, Максимкин, город.

Улица называлась Восточная и была тихая. Дома — разные: деревянные и каменные. Некоторые одноэтажные, а чаще по два и три этажа. Но все старые. И тротуары старые — не асфальтовые, а из стертых гранитных плит. В трещинах пробилась яркая травка и жёлтели одуванчики. Максим шагал, стараясь не наступать на них. В одном месте плиты были выворочены, и улицу пересекала глубокая траншея. Видимо, водопроводчики меняли здесь трубы. Но сегодня была суббота, и никто не работал. Через траншею перекинут был мостик из досочек. Но это — на другой стороне улицы. Там у чугунных узорчатых ворот стояли две девчонки — наверно, класса из пятого — и поглядывали на Максима.

Максим посмотрел за траншею, и внутри у него слегка захолодело. Но как быть? В конце концов, нельзя же трусить всю жизнь!

Он отошел, вздохнул и крепко сжал болтик. И разбежался так, что ветер засвистел в ногах. Р-раз! Он перелетел! Мельком увидел под собой темную глубину траншеи с голубым осколком воды и упал на четвереньки в кучу рыхлой глины.

Но так спокойно и независимо шел он недолго. Потому что на тихой улице послышался громкий плаксивый голос. Кто-то кричал и причитал за углом высокого дома.

Максим заторопился и свернул в переулок. На тротуаре стояла худая, как палка, тетенька в синем платье и клётчатом платке. Платок закрывал всю голову, лоб и шею. Голова была похожа на клётчатый шар с маленьким остроносым лицом. Тетенька стояла прямо, как на сцене, и, глядя перед собой, голосила:

— Сгорим, сгори-им ведь, паразит он проклятый, утюх-та не выключен, и ушел, чтоб его машина переехала, опять наберется по уши, висельник окаянный.

Толстый дядя в полосатой рубахе, две женщины с большими сумками и очень высокий гражданин в очках стояли неподалеку и переглядывались. Видно, понять не могли: что за невыключенный "утюх", который ушел куда-то, и почему его должна переехать машина.

— Только на минутку вышла к Нюре за маслом, велела паразиту: "Никуда не уходи", — ключ не взяла, а он уже смылся, дверь захлопнул! Только бы за воротник залить ради субботы, а что утюх горит, сообразить — ума нет! Ой, пожар будет на всю улицу! Ой, будет. Там газеты рядышком лежат, все равно что растопка.

— Ну ясно, — сказал толстый дядя женщинам. — Муж сбежал, ключа нет, утюг калится. Это надо же: уходить — и не выключать электроприборы.

— На минутку вышла-то, кто же его знал! — жалобно откликнулась Марина. И захныкала, не поворачивая головы.

— Выключит он, как же! Сроду ничего не выключает, палец о палец стукнуть дома не желает, чтоб он отравился! Наделаем пожару, всю жизнь не расплатимся, будет знать, рожа запойная!

Несколько остановившихся прохожих ему возразили: а вдруг утюг все же выключен и пожарные приедут зря? Неприятность будет.

Она открытая. Все посмотрели наверх. Над нижним кирпичным этажом поднимались ещё два — деревянные, и на верхнем, под узорчатым карнизом большого окна, темнел квадрат распахнутой форточки.

Подошли две девчонки-то, что стояли у ворот, когда Максим прыгал. Тоже стали смотреть на форточку, быстро поняли, что к чему. Одна сказала:

Может быть, они просто так говорили, но у Максима под рубашкой забегали холодные мохнатые жуки. Показалось, что все смотрят на него. Если ловкость и сноровка, то у кого? Не у толстого же дяди и не у этих пожилых женщин с кошелками. И не у девчонок с глупо приоткрытыми ртами.

Наверно, видели передачу и уже вспоминают, как он пел про полёт. Здесь, конечно, не песню петь. До окна с форточкой метров семь: если стукнешься, щепки будут. А пилотка? А эти слова: "Ведь я ничуть не боюсь высоты"? Попробуй теперь сделать вид, что тебя ничего не касается, попробуй уйти! Может быть, ничего не скажут, но как будут смотреть вслед.

Максим глянул на водосточную трубу. Даже не оправдаешься, что старая и не выдержит. Или что грязная — перемажешься ржавчиной. Как назло, новая, прочная, покрытая коричневой масляной краской.

В конце концов, по шесту в спортзале он лазил, не падал. И по правде говоря, как было бы здорово, если бы сейчас на виду у всех он спас от пожара дом. Чувствуя замирание в душе. Максим снял пилотку и положил в неё болтик. Потом расстегнул и скинул жилет. Протянул все это высокому гражданину в очках:

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Ефимова: "Одним из важнейших признаков сравнения является элемент неожиданности, новизны, изобретательности"

Я думаю, не случайно лингвисты считают, что сравнение должно быть неожиданным.Ведь именно в этом причина его выразительности.

В тексте, который я прочитал, есть несколько сравнений, и все они позволяют нам ясно представить себе людей или предметы, которые автор описывает. Например, в предложении 27 писатель изображает, как мальчик Максим собирается лезть по водосточной трубе к окну квартиры, в которой начинается пожар: "Он вцепился в трубу, будто приклеился". Это сравнение позволяет нам представить себе, как Максим изо всех сил прижался к трубе. Ему, конечно, было немножечко страшно лезть на третий этаж и потом пробираться к окну, в котором всего лишь раскрыта форточка.

В предложении 40 автор описывает начинающееся возгорание: вокруг утюга уже видно тёмное пятно, "похожее на большого краба". Это сравнение не только показывает нам, как выглядят это пятно, но и позволяет понять, что оно страшное и опасное, каким может быть большой краб.

Таким образом, сравнения, если они составлены интересно, неожиданно, помогают нам зримо представить себе, что происходит в произведении.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 50 текста: "Он был сдержан, а душа у него ликовала".

Предложение "Он был сдержан, а душа у него ликовала" описывает чувства Максима, который только что совершил героический поступок: он забрался по водосточной трубе на третий этаж, рискуя жизнью, пробрался к окошку, за которым начинался пожар, влез туда и выключил утюг.

О том, как это было страшно, говорится в предложениях с 31 по 38. Максим решился на этот поступок не сразу, а только осознав, что больше нет никого, кто мог бы сделать тоже самое. Когда мальчик понял, что ему всё удалось, он очень обрадовался. В предложении 51 говорится о том, что девочки, наблюдавшие за его поступком, начали аплодировать. И это тоже вызвало у Максима смущение, но также и радость: он почувствовал себя победителем.

Я думаю, автор хотел нам сказать, что человек, который сумел совершить по-настоящему хороший поступок, всегда очень радуется, а душа у него ликует.

9.3. Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно считать смелым?"

Смелость - это положительное качество характера человека, способность подавлять своё чувство страха и действовать рационально и хладнокровно в любой ситуации.

Я думаю, что смелость может быть присуща многим людям. Например, в тексте, который я прочитал, говорится о мальчике Максиме, который совершил очень храбрый поступок. Он забрался по водосточной трубе на третий этаж, пробрался к окошку,где была открыта форточка, сумел в неё протиснуться и выключить утюг, из-за которого чуть было не начался пожар. Максиму было страшно и волнительно, но всё-таки он сумел перебороть свои эмоции и действовал разумно и спокойно, что в итоге и помогло ему с честью выйти из этой ситуации.

Мы часто читаем в книгах и в интернете о храбрых поступках. Например, недавно я видел в сети материал про полицейского, который спас, рискуя жизнью, женщину из машины, упавшей с моста в реку. Это женщина была за рулем и внезапно потеряла сознание, поэтому машина вильнула и упала. Конечно, автолюбительница погибла бы, если бы не этот полицейский. А потом ему на помощь пришёл ещё один человек, который просто в тот момент проходил по набережной. Вдвоём они спасли потерпевшую. Это был действительно очень смелый поступок, ведь они могли погибнуть. Я думаю, что смелость — это прекрасная черта человека. Надо обязательно стараться ее в себе воспитать.

Сочинения к варианту №28 ОГЭ по русскому языку "36 вариантов. И.П. Цыбулько".

(1)На тихой улице послышался громкий плаксивый голос. (2)Максим заторопился и свернул в переулок. (3)На тротуаре стояла худая, как палка, тётенька в синем платье и клетчатом платке и, глядя перед собой, голосила:

— Сгорим, сгори-им ведь, паразит он проклятый, ушёл, а утюх-та не выключен. (4)Толстый мужчина в полосатой рубахе, две женщины с большими сумками

и очень высокий гражданин в очках стояли неподалёку и переглядывались.

— (9)Ясно, — сказал толстый человек. — (10)Муж сбежал, ключа нет, утюг калится. (11)Всё может кончиться возгоранием.

(12)Все посмотрели наверх. (13)Над нижним кирпичным этажом поднимались ещё два — деревянные, и на верхнем, под узорчатым карнизом большого окна, темнел квадрат распахнутой форточки.

— (14)Если бы кто залез да выключил.

— (15)Это, пожалуй, здравая мысль, но кто рискнёт? (16)Тут необходимы ловкость и сноровка.

(17)Может быть, они просто так говорили, но у Максима под рубашкой забегали холодные мохнатые жуки. (18)Показалось, что все смотрят на него. (19)Если ловкость и сноровка, то у кого? (20)Не у толстого же дяди и не у этих пожилых женщин с кошёлками. (21)И не у девчонок с глупо приоткрытыми ртами.

(22)Максим глянул на водосточную трубу. (23)В конце концов, по шесту в спортзале он лазил, не падал. (24)Чувствуя замирание в душе, Максим снял пилотку, расстегнул и скинул жилет. (25)Теперь никуда не денешься, нужно держаться до конца. (26)Максим, не оборачиваясь, подошёл к трубе и здесь сбросил сандалии и носки. (27)Он вцепился в трубу, будто приклеился. (28)Все с ожиданием глядели на него. (29)Максим вздохнул и полез.

(30) В общем, лезть было не очень трудно, и Максим понял, что до третьего этажа доберётся.

(31) А вот как дальше? (32)Окно с форточкой было третьим от угла. (ЗЗ)Цепляясь за косяки, за выступы деревянных узоров и переплёты рам, он стал пробираться вдоль стены. (34)Снова стало жутковато, и, чтобы не дрожать, Максим уговаривал себя: всё это не страшно, до земли всего два этажа, а если точнее — то полтора. (35)И если что случится, толстый дядька обещал поймать.

(36)До окна он добрался, дотянулся до верхнего карниза, встал пальцами на узенькую кромку подоконника. (37)Максим сунул в форточку голову и руки, лёг грудью на переплёт, зацарапал коленками по скользкому стеклу. (38)И, сам не зная как, перевесился и радостно свалился вниз головой в комнату.

(39)Нет, не зря он сюда забрался! (40)В комнате уже плавал едкий дымок. (41)На шерстяном одеяле, накрывавшем стол, вокруг чугунной подставки утюга, расползалось коричневое пятно, похожее на большого краба. (42)Максим дёрнул шнур, схватил за ручку утюг, ударил им по подставке. (43)Потом, кашляя от запаха горелой шерсти, подошёл к окну, дёрнул запоры. (44)Распахнул створки. (45)Снизу, одинаково приоткрыв рты, смотрели на него разные люди.

— (46)Всё! — сказал Максим. — (47)Выключил. (48)Ещё немного, и загорелось бы. (49)Одеяло уже дымилось.

(50)Он был сдержан, а душа у него ликовала. (51)Две девчонки переглянулись, снова задрали головы и вдруг зааплодировали. (52)Как на концерте. (53)И тогда другие люди, взрослые, тоже захлопали. (54)Все. (55)Максим даже отодвинулся на полшага от подоконника. (56)И, наверно, слегка покраснел. (57)Второй раз за сегодняшний день его награждали аплодисментами. (58)Снова он был победителем.

(По В. П. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 году) — известный советский и российский детский писатель.

Ликование в душе – это радость от преодоления своего страха, от осознания, что всё позади. Такое ликование никогда не бывает откровенным и открытом, потому что стыдно показывать людям, как ты боялся и как рад, что всё закончилось.

В предложении 50 говорится о том, что чувствует настоящий герой, совершивший самоотверженный подвиг ради спасения людей.

Смелость – это качество личности человека, который преодолевает свой страх перед лицом опасности. Таким образом, смелым можно считать не того, кто ничего не боится, а того, кто делает дело, несмотря на опасность.

Примеры из художественных произведений помогают нам убедиться в том, что смелым можно считать такого человека, который преодолевает свои страхи и действует в любой опасной ситуации правильно.

Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.


На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать несколько примеров и образцов лингвинистических сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2020 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2020. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2020 Русский язык. 36 вариантов.


Текст для работы над сочинением на тему: На тихой улице послышался громкий плаксивый голос

(1)На тихой улице послышался громкий плаксивый голос. (2)Максим заторопился и свернул в переулок. (3)На тротуаре стояла худая, как палка, тётенька в синем платье и клетчатом платке и, глядя перед собой, голосила:

— Сгорим, сгори-им ведь, паразит он проклятый, ушёл, а утюх-та не выключен. (4)Толстый мужчина в полосатой рубахе, две женщины с большими сумками и очень высокий гражданин в очках стояли неподалёку и переглядывались.

(12)Все посмотрели наверх. (13)Над нижним кирпичным этажом поднимались ещё два – деревянные, и на верхнем, под узорчатым карнизом большого окна, темнел квадрат распахнутой форточки.

— (14)Если бы кто залез да выключил.

— (15)Это, пожалуй, здравая мысль, но кто рискнёт? (16)Тут необходимы ловкость и сноровка.

(17) Может быть, они просто так говорили, но у Максима под рубашкой забегали холодные мохнатые жуки. (18)Показалось, что все смотрят на него. (19)Если ловкость и сноровка, то у кого? (20)Не у толстого же дяди и не у этих пожилых женщин с кошёлками. (21)И не у девчонок с глупо приоткрытыми ртами.

(22) Максим глянул на водосточную трубу. (23)В конце концов, по шесту в спортзале он лазил, не падал. (24)Чувствуя замирание в душе, Максим снял пилотку, расстегнул и скинул жилет. (25)Теперь никуда не денешься, нужно держаться до конца. (26)Максим, не оборачиваясь, подошёл к трубе и здесь сбросил сандалии и носки. (27)Он вцепился в трубу, будто приклеился. (28)Все с ожиданием глядели на него. (29)Максим вздохнул и полез.

(30) В общем, лезть было не очень трудно, и Максим понял, что до третьего этажа доберётся.

(31) А вот как дальше? (32)Окно с форточкой было третьим от угла. (33)Цепляясь за косяки, за выступы деревянных узоров и переплёты рам, он стал пробираться вдоль стены. (34)Снова стало жутковато, и, чтобы не дрожать, Максим уговаривал себя: всё это не страшно, до земли всего два этажа, а если точнее – то полтора. (35)И если что случится, толстый дядька обещал поймать.

(36) До окна он добрался, дотянулся до верхнего карниза, встал пальцами на узенькую кромку подоконника. (37)Максим сунул в форточку голову и руки, лёг грудью на переплёт, зацарапал коленками по скользкому стеклу. (38)И, сам не зная как, перевесился и радостно свалился вниз головой в комнату.

(39)Нет, не зря он сюда забрался! (40)В комнате уже плавал едкий дымок. (41)На шерстяном одеяле, накрывавшем стол, вокруг чугунной подставки утюга, расползалось коричневое пятно, похожее на большого краба. (42)Максим дёрнул шнур, схватил за ручку утюг, ударил им по подставке. (43)Потом, кашляя от запаха горелой шерсти, подошёл к окну, дёрнул запоры. (44)Распахнул створки.

(45) Снизу, одинаково приоткрыв рты, смотрели на него разные люди.

— (46)Всё! – сказал Максим. – (47)Выключил. (48)Ещё немного, и загорелось бы. (49)Одеяло уже дымилось.

(50)Он был сдержан, а душа у него ликовала. (51)Две девчонки переглянулись, снова задрали головы и вдруг зааплодировали. (52)Как на концерте. (53)И тогда другие люди, взрослые, тоже захлопали, (54)Все. (55)Максим даже отодвинулся на полшага от подоконника. (56)И, наверно, слегка покраснел. (57)Второй раз за сегодняшний день его награждали аплодисментами. (58)Снова он был победителем.

(По В. П. Крапивину*)

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 году) – известный советский и российский детский писатель.

Вариант 28. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3


Полная коллекция сочинений ОГЭ-2020. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько


Сочинение ОГЭ 9.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс


Сочинение ОГЭ 9.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас


Сочинение ОГЭ 9.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)

(1) В конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень, Володя шёл из школы и думал о том, что скоро лето.
(2) Лето, сами понимаете, лучшее время в году. (3)Дел летом, конечно, много, но и времени больше. (4)Книжки про войну можно почитать, и от телевизора ни старшая сестра, ни мама не прогонят. (5)А есть и много других интересных дел. (6)Например, пасти лошадей. (7)Лошадей Володя любит. (8)И многих знает.
(9)Володя вздохнул. (10)Собирались они с Генькой после уроков идти на рыбалку, а теперь что? (11)Генька вчера недоучил стихотворение – и пожалуйста: сидит в школе после уроков, учит. (12)Нет, нехорошо без Геньки, раз вместе хотели. (13)Да и есть хочется. (14)Самое время для обеда. (15)Вон у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня.
(16) Упругий ветер из-за реки прилетел, подтолкнул Володю в спину: шагай домой. (17)У ближней стены конюшни весело завизжали и притворно заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (18)Володя усмехнулся.
(19)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (20)В школу не ходят, с куклами играют пока. (21)Наверно, тоже обед готовят. (22)С баночками возятся. (23)Вон, даже печку устроили.
– (24)Эй, вы что делаете!
(25)Их как ветром сдуло. (26)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся стены конюшни.
(27) Если бы хоть чуточку быть поближе: подскочить, ударить печку ногой, отбросить в сторону! (28)Поздно. (29)Стены с осени обложены для тепла сухим льном. (30)Кое-где он в снопах, кое-где растрёпан. (31)Прошлогодний лён как порох.
(32) Только что, секунду назад, всё было хорошо. (33)Весенний день, близкое лето, мысли о каникулах. (34)А теперь стремительно взметнулась беда стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул.
(35) А кругом было солнечно и пусто, кричи – не кричи. (36)И тихо.
(37) Только лён шелестел в огне, и пламя нарастало со свистящим шумом.
(38) Ветер, который полминуты назад добродушно играл с Володей, гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
(39) У коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади. (40)Ещё немного, и огонь подойдёт к тому концу. (41)Володя бросил сумку и, на ходу открывая ножик, побежал к лошадям.
(42) Гнедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (43)Мягким, почти жестяным лезвием Володя ударил по ремню. (44)Даже зарубки не осталось. (45)Володя повис на вожжах и начал кромсать, давить, царапать сыромятную кожу. (46)Он чуть не плакал от беспомощности и досады. (47)Морда Ритки была у самого плеча, вожжи дёргались. (48)Потом вдруг лопнули, и Володю отбросило. (49)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни.
(50)Володя забрался на жерди коновязи. (51)Конь по кличке Герой, такой знакомый, добрый, сейчас храпел и рвал упряжь. (52)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда одичавшего от ужаса коня. (53)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающего льна нарастал и нарастал.
(54)Володя резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (55)Ни о ветре, ни о близком огне, ни о том, куда ускакали кони. (56)Только торопил себя: скорее, скорее! (57)Он успел. (58)Он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (59)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (60)Огонь был уже близко. (61)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (62)Оглянулся. (63)Лошади не убежали. (64)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
(65)Подбегали взрослые. (66)Володя вернулся к конюшне. (67)Чёрная, с провалившейся крышей, она дымилась, но огня уже не было. (68)Пожарные хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.– (69)Это девчонки баловались, – устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом. (70)На обшлаге были хлопья сажи, и на лице остались тёмные полоски. (71)Тогда все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг. (72)Сзади оказался отец, обнял за плечи.
(По В. П. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – советский и российский детский писатель.

С3К1
Толкование значения слова
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

Читайте также: