На прокорм легка хотя и объесть может но не зловредна сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Предлагаемый к использованию материал позволит познакомить учащихся с содержанием рассказа, выявить его художественное своеобразие, обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора.

В наше время очень важно воспитывать в детях чувство любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них.

ВложениеРазмер
urok_vneklassnogo_chteniya_v.p._astafev_zapiska.docx 21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

В.П. Астафьев. “Записка”

образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа; выявить его художественное своеобразие; обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора;

развивающие: содействовать формированию и развитию навыков внимательного, вдумчивого прочтения, анализа литературного произведения, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них;

коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.

Сегодня у нас нет названия урока. Только автор и произведение. Как вы думаете, почему? (Значит, название будем подбирать вместе.)

На уроке мы познакомимся с рассказом, обсудим его, выявим авторскую позицию, сделаем вывод. А зачем нам это нужно? (Мы учимся жизни на примере литературных героев. Учимся любить и ненавидеть, учимся дружить… Мы развиваемся.)

Затеси - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом , делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.)

- О чём, по-вашему, может повествовать рассказ с таким названием? (Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.)

Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

- Кто мог написать эту записку, кому?

уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.)

После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

- Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.)

- О чём этот рассказ? Какова его тема? (Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале.)

- Как автор относится к данной проблеме? (Он возмущён. Так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!)

- Запишем в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери? О сыне?

изношенная в работе

выходная плюшевая жакетка

из старой русской деревни

“забыл” на вокзале

Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

1 вариант. Выступления групп - делается вывод по этим словам. (“Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

2 вариант. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!)

Что же натолкнуло сына на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать?

Что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду?

Индивидуальное задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.

Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям. Фразеологизмы: сыновний долг, быть в неоплатном долгу перед матерью, отдать последний долг.

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями.

Первая группа пытается объяснить, почему сын так поступил , но ему нет оправдания. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

Вторая группа отвечает на вопрос : что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

Сейчас я предлагаю вам составить записку маме. Не письмо, а записку, на это нужно совсем немного времени. Что бы вы ей сказали в свете сегодняшнего урока? Напишите ей самые главные, самые важные слова, те самые, которые ей очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на работу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать…

- О чём вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какой урок вынесли с сегодняшнего занятия?

- Всё ли мы сделали, всех ли целей достигли?

- А как может, по-вашему, звучать тема этого урока? Ваши варианты? (Учитесь любить мать. Дорога к матери. Прости нас… Разговор о самом главном. Зарубка на память. Любовь начинается с дома.)

Девчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

Девчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

  1. Домашнее задание . Сочинение-рассуждение в читательском дневнике.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся.


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо.


Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во.

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова.


Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ.


Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Астафьев Записка..docx

Тема урока: Урок по рассказу В.П. Астафьева “Записка” из сборника “Затеси”.

образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа; выявить его художественное своеобразие; обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора;

развивающие: содействовать формированию и развитию навыков внимательного, вдумчивого прочтения, анализа литературного произведения, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них;

коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Работа ведётся в 3-х группах по 8 человек.

СЛАЙД №1.

- Вы узнали? Какое музыкальное произведение прозвучало?

А вот какое отношение оно имеет к нашему уроку – разберёмся позже.

Целеполагание.

Обратимся к теме урока…

- Вы не заметили ничего странного на доске? (Нет названия урока. Только автор и произведение.)

- Почему? (Значит, название будем подбирать вместе.)

- Чем мы будем заниматься? (Познакомимся с рассказом, обсудим его, выявим авторскую позицию, сделаем вывод)

- А зачем нам это нужно? (Мы учимся жизни на примере литературных героев. Учимся любить и ненавидеть, учимся дружить… Мы развиваемся.)

Работа в группах начинается с вызова - осмысления названий сборника и рассказа.

- Что скажете о фамилии писателя? (Она нам знакома)

( Стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.)

Проблемный вопрос:

- О чём же очень важном поведал нам Астафьев? Что, по его мнению, непременно нужно помнить, чтобы не потеряться? Да и где не потеряться?

На эти вопросы мы ответим в конце урока.

СЛАЙД №2.

СЛАЙД №3.

- Эпиграфом к уроку пусть будут слова Матери Терезы:

Легко любить людей на расстоянии. Не всегда легко полюбить того, кто рядом. Проще дать тарелку с рисом голодающему, чем утолить голод одиночества или боли того, кто живет с нами в одном доме. Любите своих домочадцев, любовь начинается с дома.

СЛАЙД №4.

- Случалось ли вам писать записки?

- О чём, по-вашему, может повествовать рассказ с таким названием? (Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.)

СЛАЙД №5.

Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

- Кто мог написать эту записку, кому? (Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию.

уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.)

Раздать каждому ученику распечатанный текст рассказа В. Астафьева “Записка”.

СЛАЙД №6.

После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было

- Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.)

- О чём этот рассказ? Какова его тема? (Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале.)

СЛАЙД №7.

- Как автор относится к данной проблеме? (Он возмущён. Так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!)

- Запишем в тетрадях записываются ключевые слова текста.

- Что говорится о матери?

СЛАЙД №8.

изношенная в работе

выходная плюшевая жакетка

из старой русской деревни
- Что пишет автор о сыне?

СЛАЙД №9.

“ забыл” на вокзале

Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

Выступления групп - делается вывод по этим словам. (“Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!)

- Попробуем схематично зарисовать ситуацию. Что бы вы могли нарисовать? ( Два человечка, между ними – стена)

СЛАЙД №10.

Групповые и индивидуальное задание.

Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:

- оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать; сочувственное отношение к матери;

- представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду;

- почему такое могло случиться в жизни матери; что делать с такими сыновьями?

- индивидуальное задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.

Рефлексия заканчивается выступлением групп:

Первая группа пытается объяснить, почему сын так поступил, но ему нет оправдания. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

Вторая группа отвечает на вопрос : что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

Ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об авторской позиции, анализируют проблемную ситуацию: сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? То, что предлагает писатель – “пороть”, - это от безысходности. Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же делать?

СЛАЙД №11.

СЛАЙД №12.

В. П. Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие оправдания! Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.

СЛАЙД №13.

Динамическая пауза.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Индивидуальное задание:

Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям.

быть в неоплатном долгу перед матерью

отдать последний долг

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями.

СЛАЙД №14.

- Вернёмся к нашей схеме, к рисунку. Это ведь мать и сын. Мы можем сказать, что это семья? ( Нет)

- Почему? Чего не хватает? (Любви, тепла, заботы, сердечного отношения)

- Как бы вы это изобразили? Каким символом? (Нарисовать сердце. Человечек+сердце+человечек=семья)

СЛАЙД №15.

СЛАЙД №16.

- Кому же адресована эта записка? Для кого В. Астафьев написал рассказ? (Для всех.)

СЛАЙД № 17.

Обратимся к эпиграфу:

- Какова связь эпиграфа с рассказом, с темой урока? (Он отражает тему.)

СЛАЙДЫ № 18 - 26 .

- Чем немощнее становится мама, тем больше внимания к ней нужно проявлять. Ее болезни восполняются нашим здоровьем, ее немощь - нашей силой. Любовь к матери никогда никого не унизила, напротив, вызывает уважение. Пренебречь матерью, отречься от нее - это то же самое, что предать ее. УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ МАТЬ. И эта любовь соединит вас и свяжет вас сильнее самой смерти.

- О чём вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какой урок вынесли с сегодняшнего занятия?

- Всё ли мы сделали, всех ли целей достигли?

- А как может, по-вашему, звучать тема этого урока? Ваши варианты? (Учитесь любить мать. Дорога к матери. Прости нас… Разговор о самом главном. Зарубка на память. Любовь начинается с дома.)

СЛАЙД №27.

Рефлексия (Задание ученикам.)

Сейчас я предлагаю вам составить записку маме. Не письмо, а записку, на это нужно совсем немного времени. Что бы вы ей сказали в свете сегодняшнего урока? Пока не поздно? Напишите ей самые главные, самые важные слова, те самые, которые ей очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на работу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать…

Записки собрать.

- Эти записки я подарю вашим мамам на первом же родительском собрании.

Домашнее задание на выбор:

- подготовить рассказ о маме или презентацию на классный час;

- прочитать рассказ о маме и познакомить нас;

- выучить наизусть стихотворение о матери;

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения не менее 150 слов.

Формулируем проблему текста.

Что такое проблема?

Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования.

Существуют разные виды проблем: философские, социальные, политические, экологические, нравственные.

Проблема может быть охарактеризована как сложная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая. Проблема имеет свой объект. Например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни и общества. Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.

Конечно, невозможно составить список всех проблем, которые встают перед человеком, обществом. Но, скажем так, есть круг вопросов, которые поражают своей неисчерпаемостью, повторяемостью, неизбывностью.

Главное для вас - точно и лаконично сформулировать проблему, поставленную в тексте. Даже психологи утверждают, что процесс восстановления человека начинается с того момента, когда он признал наличие подобной проблемы в своей жизни и определил ее, дал ей название.

Предлагаем список сформулированных проблем.

Проблема памяти о своем детстве,

роли детства в жизни человека,

влияния технического прогресса на внутренний мир человека,

сохранения природных душевных качеств в современном мире,

взаимоотношений природы и человека,

трусости и смелости,

физической и моральной победы,

сохранения материальной культуры народа,

влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека,

духовности в искусстве,

роли красоты в возрождении души человека,

взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека,

формирования мировоззрения художника,

чувства собственного достоинства,

памяти о родине и родном доме,

чинопочитания и угодничества,

нравственного воздействия искусства на душу человека,

нравственной ответственности художника перед обществом,

истинной и ложной красоты,

утраты интереса к приобретению знаний,

героизма в мирное время,

поведения человека в экстремальной ситуации,

воспитания художественного вкуса у молодежи,

отрыва материальной культуры от культуры духовной,

жизни в условиях войны,

назначения подлинного искусства,

влияния книги на судьбу человека,

гуманного отношения ко всему живому на земле,

нравственной стойкости человека,

Контрольная работа № 1.

1.Задание: 1) определите грамматическую структуру формулировок

2) распределите эти формулировки на группы по вашим критериям

Подсказка. Проблема ИССЛЕДУЕТСЯ, АНАЛИЗИРУЕТСЯ, ПОДНИМАЕТСЯ, СТАВИТСЯ, РАССМАТРИВАЕТСЯ, ЗАТРАГИВАЕТСЯ, ВЫДВИГАЕТСЯ, ФОРМУЛИРУЕТСЯ.

2.Задание. Укажите, какие ошибки допущены в предложениях.

1. Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.

2. В тексте излагается проблема о преступности.

3. Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности.

4. Автор ставит проблему о том, что молодежь жестока.

5. У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни.

6. Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…

8. Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

9. В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.

10. Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности.

Подсказка. Виды ошибок: 1) нарушение управления

2) подмена понятий

3) нарушение сочетаемости

4) вместо проблемы формулируется позиция автора

5) неудачная формулировка с использованием цитаты

Задание.

Сформулируйте проблемы, поставленные в исходном тексте. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные случаи.

Текст № 1.Лунный блик.

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик.

Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь

луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

"На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ,

недоступен и призрачен.

Текст № 4.Вопрос ребенка.

Жадно растут нынешние ребятишки, рано, стремительно развиваются и, сдается мне, чувствуют трагичность времени, в которое они народились.

-Баба, а баба! Скажи, пожалуйста, когда на комбайн принимают работать? – спросил мой шестилетний внук у бабушки.

- А зачем тебе это?

- Я хочу работать на комбайне.

- Почему именно на комбайне?

- Чтобы никого не убивать.

Текст № 5.Современный жених.

На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам.

-Радости и без жены хороши! - ответствовал современный жених.

Текст № 6. Мертвый таймень

Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусоренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.

По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни - ближе к живым донным ключам.

Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены.

Забылся в охоте таймень. Увлекся. А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа - колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймений род, разжигали рыбачью удаль и страсть.

Текст № 7.Кровью залитая книжка.

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:

- Восемь копеек, - хрипит. - До дому доехать. - И сует мне красную книжку. Пригляделся - инвалидный билет. - Восемь копеек. Ну, гривенник! - и все сует и сует книжку.

- Ты что? - растерялся я. - Ты что?

Хотел крикнуть: "Кого позоришь? Чего позоришь. "

Да ведь бесполезно. Не поймет. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: "Ты что? Ты что. "

У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка - самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю - нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут.

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушки вымогает кровью облитой книжкой.

Сценарий-конспект мастер-класса по теме

Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда остается читателем, поэтому должен не только усваивать содержание текста, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и правильно объяснять. К примеру, даже в одном предложении может содержаться большой объем информации.

Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

-А теперь внимание на экран. Что вы видите на экране?

-А что это? ( записка)

-Как вы думаете, кому адресована эта записка? (Соседу, другу)

-От кого она? (от человека, который уезжает в отпуск, в командировку)

-О ком или о чем он пишет?( о собаке, кошке -о животном)

А теперь предлагаю вам прочитать полный текст этого рассказа…

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

-Что вы испытали? ( негодование, ужас, потрясение)

-Почему? (Родной сынок оставил собственную мать на вокзале.)

ВЫВОД: Мы думали, что речь идет о животном. Но здесь сын приравнял свою мать к животному. Заботливый хозяин на наших глазах превратился в нелюдь.)

-А что говорится о матери? Какими словами автор характеризует ее? (Неграмотная, собственная, изношенная в работе. Т.е., автор употребляет прилагательные, которые определяют ее человеческие качества)

Цель смыслового чтения -максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение – это путь к самовоспитанию через анализ поведения, поступков, мыслей героев произведений.

3 Задание фокус-группе. Коллеги, вам творческое задание -напишите концовку рассказа. Как бы вы поступили с сыном этой матери?

А авторская позиция следующая (ЧИТАЮ текст КОНЦОВКИ )

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Астафьев поступает жестко, но правильно с сыном, который определил будущее своей мамы в качестве сторожихи, няньки или домработницы.

ЗАДАНИЕ Фокус-группе.

А представим, что в кармане выходной жакетки матери сын найдет удостоверение ветерана. Как изменится судьба матери?

( Есть возможность получить квартиру, большую пенсию. Сын вынужден будет изменить свое отношение к матери.)

Читайте также: