На представку шаламов сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Если в рассказе “Шерри-бренди” Шаламов пишет о жизни поэта, о ее смысле, то в первом рассказе, который называется “По снегу”, Шаламов говорит о назначении и роли писателей, сравнивая ее с тем, как протаптывают дорогу по снежной целине. И Шаламов не идет по протоптанной дороге, он наступает на “снежную целину”. “Писательский и человеческий подвиг Шаламова — в том, что он не только вынес 17 лет лагерей, сохранил живой свою душу, но и нашел в себе силы вернуться мыслью и чувством в страшные годы, высечь из самого долговечного материала — Слова — воистину Мемориал в память погибших, в назидание потомкам”.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Псих худ литры.docx

Санкт-Петербургский институт управления и права

студент 3 курса

заочной формы обучения

Вопрос о художественной принадлежности лагерной литературы заслуживает отдельного исследования, однако, общность темы и личного опыта авторов не подразумевает жанровой однородности. Лагерную литературу следует рассматривать не как единое явление, а как объединение произведений, очень разных и по менталитету, и по жанру, и по художественным особенностям, и - как это ни странно - по тематике.. При этом необходимо учитывать, что авторы лагерной литературы не могли не предвидеть, что большинство читателей воспримет их книги как литературу свидетельства, источник знаний. И таким образом, характер прочтения становится одним из художественных свойств произведения.

“Колымские рассказы” — сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот “самый ледяной” ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен.
В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. В рассказе “Сухим пайком” Шаламов пишет: “нас ничто уже не волновало “нам жить было легко во власти чужой воли. Мы не заботились даже о том, чтобы сохранить жизнь, и если и спали, то тоже подчинясь приказу, распорядку лагерного дня. Мы давно стали фаталистами, мы не рассчитывали на нашу жизнь далее, как на день вперед. Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным”. Точнее, чем автор, не скажешь, и самое страшное, что воля государства полностью подавляет и растворяет в себе волю человека. Она же лишает его всех человеческих чувств, стирает грань между жизнью и смертью. Постепенно убивая человека физически, убивают и его душу. Голод и холод делают с людьми такое, что становится страшно. “Все человеческие чувства — любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность — шли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего голодания. В том незначительном мышечном слое, который еще оставался на наших костях. различалась только злоба — самое долговечное человеческое чувство”. Ради того, чтобы поесть и согреться, люди готовы на все, и если они не совершают предательства, то это подсознательно, машинально, так как само понятие предательства, как и многое другое, стерлось, ушло, исчезло. “Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и старость казались нам марсианскими понятиями и притом пустяками. Мы понимали, что смерть нисколько не хуже чем жизнь”. Нужно только представить себе жизнь, которая кажется не хуже смерти. В человеке исчезает все человеческое. Государственная воля подавляет все, остается только жажда жизни, великая выживаемость: “Голодный и злой, я знал, что ничто в мире не заставит меня покончить с собой. и я понял самое главное, что стал человеком не потому, что он божье создание, а потому, что он был физически крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил духовное начало успешно служить началу физическому”. Вот так, вопреки всем теориям о происхождении человека.

2. Михайлик Е. В контексте литературы и истории (статья)

3. Шаламовский сборник / Донин С., [Сост.В.В.Есипов].- Вологда: Грифон, 1997

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Захарова Н.В.,учитель Русского языка и литературы МБОУ СШ№1 г.Сов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Захарова Н.В.,учитель Русского языка и литературы МБОУ СШ№1 г.Сов.

Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но.

Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение
своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли перенесенных ими бед и унижений…
О.В. Волков

«Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себ.

В.Т. Шаламову досконально известен лагерный быт. Он не питает иллюз.

Тема, идея, проблема Тема - существование простого человека в невыносимо.

Тема, идея, проблема

Тема - существование простого человека в невыносимо суровых условиях лагерной жизни. Как и другие рассказы Варлама Тихоновича Шаламова, это произведение о том, что в лагере человеческая жизнь, не имеющая цены по меркам человеческой цивилизации, обесценена до крайней степени.
В лагере человеческая жизнь - ничто, а сам человек - это букашка, хотя и та имеет больше прав на жизнь, чем люди в лагере.
Проблема- обесценивание человеческой жизни.

Идея - изображение человеческих страданий, тоски, горя и боли под воздействием давящей жестокой системы.

Сюжет рассказа составляет описание лагерного и тюремного быта заключенных ГУЛ.

Сюжет рассказа составляет описание лагерного и тюремного быта заключенных ГУЛАГа, трагическую судьбу одного из заключенных, в которых правит случай.
В центре внимания автора постоянно находится голод и насыщение, мучительное умирание и выздоровление, измождение, нравственное унижение и деградация.

В рассказе два главных персонажа (так как блатные играли только «один на оди.

В системе выразительных средств В. Шаламова нашли отражение не только события.

Особенностью рассказа Шаламова является документальность, лаконизм повествова.

Особенностью рассказа Шаламова является документальность, лаконизм повествования, наличие детали- символа. Такой деталями являются карточная игра и карты.
Карты в этом рассказе играют важную, но в то же время таинственную роль: в начале рассказа, они появились буквально из ниоткуда (были сделаны умельцами зоны из томика Виктора Гюго) и повлекли за собой смерть и разрушение. В конце же они, тем же загадочным образом исчезают, выполнив свою дьявольскую миссию.
Художественные средства

Еще одной ведущей особенностью рассказа В. Шаламова является то, что он - мас.

Еще одной ведущей особенностью рассказа В. Шаламова является то, что он - мастер контраста.
В рассказе нет мольбы, нет крика, нет надрыва.
В рассказе простые, сжатые фразы, короткое изложение действия, присутствует лишь несколько деталей. В рассказе нет предыстории жизни героев, их прошлого, нет хронологии, описания внутреннего мира,
авторской оценки. Язык рассказа лишен пафоса, он очень прост, скуп.
Это настоящие хроники ада, переданные нам спокойным голосом автора.

Особенности языка произведения

Сравним портретные характеристики играющих в карты: Севочка – «грязная рука с.

Наумов решил играть на вещи Гаркунова, инженера-текстильщика, попавшего на Ко.

Тонкой оказалась ниточка, как беззащитная человеческая жизнь, игрушка в руках.

Тонкой оказалась ниточка, как беззащитная человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей. В одном абзаце – судьба человека, его прошлое настоящее и будущее. В этом и заключается мастерство Шаламова – писателя.)
Какие строки вас особенно потрясли?

Потрясает отношение к человеку. Смерть воспринимается как обычное явление, утратившее трагизм.

Гаркунова убили. - Будет ли наказан убийца? Обращаем внимани.

О чём заставил вас задуматься этот рассказ?
Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?

Источники:1.http://ed@shalamov.ru/feedback/send 2.http://www.bibliotekar.ru/s.

Краткое описание документа:

Данная презентация даёт возможность учителю на уроке литературы организовать работу с учащимися по изучению творчества В.Т.Шаламова. Можно проанализировать рассказ в классе,используя текст и презентацию, чтобы привлечь внимание учеников к чтению других произведения В.Шаламова.

Чеслав Горбачевский

В. Шаламов опасался естественной реакции организма на пережитое — забвения всех ужасов лагерей, боялся, что, вернувшись из заключения, он забудет всё увиденное и пережитое на Вишере и особенно на Колыме — забудет всё то, что предать забвению нельзя:

И общей закономерностью, вырастающей из подобной уверенности, а вместе с тем одной из конструктивных составляющих частей поэтики прозы В. Шаламова, её квинтэссенцией стала память, единой неразрывной нитью связующая образы, мотивы и сюжеты всех текстов прозаических циклов писателя в целостную книгу с единым творческим замыслом.

Заметим, что детективно-приключенческая продукция судебного и прокурорского работника, а по совместительству и писателя Л. Шейнина стала появляться в эпоху начала большого террора — с 1937 года. Репрессированный ленинградский писатель С. Дрейден, знакомый с допросами не понаслышке, вспоминал:

Проблема безудержной поэтизации уголовщины во многом связана с тем, что

Карфаген должен быть разрушен!
Блатной мир должен быть уничтожен!

Саморазоблачительный романтический ореол членов блатного ордена предстаёт в новом свете в прозаических текстах В. Шаламова, в которых представители воровского сообщества скорее похожи не на героев-романтиков, а на легендарного греческого Ликаона, отведавшего человеческого мяса и превратившегося в волка [8, c. 307].

Подобных примеров неопровержимых фактов живой жизни Колымы у В. Шаламова великое множество.

В композиционном строе рассказа своеобразную усилительно-выделительную роль играет весьма важная символическая деталь — Севочкин ноготь мизинца сверхъестественной длины, поблёскивающий, как драгоценный камень. Ноготь и пальцы Севочки, как, впрочем, и указующий перст коногона Наумова вместе с его тяжёлым чёрным взглядом, появляются в нескольких ключевых эпизодах рассказа и становятся зловещими сюжетными лейтмотивами.

Выразительный опознавательный признак, жёлтый ноготь знаменитого автохтонного шулера, оттеняет его совершенно невыразительная, конспиративная внешность — необходимый компонент подземной профессии:

Даже Севочкин возраст не поддавался никакой разгадке: сколько лет Севочке — двадцать? тридцать? сорок?

Полную противоположность непримечательной внешности Севочки являет собой внешний облик Наумова, хотя и он, в известном смысле, вводит в заблуждение, но по совершенно иным причинам: это был

Описание внешности персонажей дополняют выразительные речевые характеристики, основные признаки которых весьма схожи друг с другом и отличаются значительно меньше портретных характеристик двух игроков. Отметим, что речь обоих пересыпана громкой, язвительной и многословной руганью, взаимными оскорблениями — всё это превращает диалог соперников в ожесточённый словесный поединок: Севочка по преимуществу цедит сквозь зубы с бесконечным презрением, он оценивает, безразлично отвечает, говорит твёрдо. Выделим предельно грубые и наглые речевые и поведенческие манеры вора-блатаря, резко контрастирующие с элементами его портретного описания, в котором встречаются уменьшительно-ласкательные суффиксы: это и приторность, и пошлость самого имени — Севочка и безобидная деталь его внешности — ротик бантиком.

Карточная битва между Севочкой и Наумовым длится не один час и доходит до своего кровавого кульминационного момента — до игры на представку, которую в качестве последнего аргумента проигравшийся бригадир предлагает герою-урке. Бригадир собирается ставить на кон вещи, которые позже будут отобраны у любого фраера, у того, кто в бараке слабее и бесправнее. Красноречив ответ на это предложение:

Начинающий скучать или делающий скучающий вид Севочка — и здесь не обходится без театральности — чувствует себя несомненным хозяином положения: ему услужливо создают комфорт — вкладывают в руку папиросу, подваривают чифирь. В конце концов артист-Севочка, для приличия театрально поломавшись, всё же принимает предложение сыграть на представку — не хотел обижать Наумова. Очевидно, что Севочка не против выиграть отобранную у кого-нибудь Наумовым представку, но сомневается: где тот её возьмёт?

Свитер не просто отбирают, но снимают его с мёртвого Гаркунова, вначале предложив его просто отдать (ну-ка, снимай), отдать последнее, что сохраняло память о доме: Не сниму, — сказал Гаркунов хрипло. — Только с кожей…. Убийство происходит на глазах привыкшего к подобным сценам и одобрительно помахивающего пальцем Севочки: Если отдать выстирать фуфаечку да выпарить из неё вшей, можно и самому носить — узор красивый, — глубокомысленно изрекает барачный эстет Севочка.

После убийства Гаркунова дневальным Наумова Сашкой, наливавшим совсем недавно двум пильщикам дров супчику, победитель-Севочка вновь демонстрирует свои неординарные для обычного человека, но вполне обыкновенные для блатаря актёрские способности: Не могли, что ли, без этого! — закричал Севочка. Однако же вслед за этим пассажем гневного возмущения ценитель красивых узоров бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан. Игра была кончена, и я мог идти домой. Теперь надо было искать другого партнёра для пилки дров.

Литература

1. Демидов, Г.Г. Чудная планета: рассказы / Г.Г. Демидов; сост., подгот. текста, подгот. ил. В.Г. Демидовой; послесл. М. Чудаковой. М.: Возвращение, 2008. 360 с.

2. Дрейден, С.Д. Каторжанин 50-х / С.Д. Дрейден // Распятые: Писатели — жертвы политических репрессий. Вып. 4: от имени живых. / авт.-сост. З. Дичаров. СПб.: Просвещение, 1998. С. 114–128.

3. Иванов, Вяч. Вс. Аввакумова доля / Вяч. Вс. Иванов // Избранные труды по семиотике и истории культуры: статьи о русской литературе. Т. 2. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 738–744.

4. Каверин, В.А. Литератор: дневники и письма / В.А. Каверин. М.: Советский писатель, 1988. 304 с.

5. Кожинов, В.В. Россия. Век XX-й (1939–1964): опыт беспристрастного исследования / В.В. Кожинов. М.: Алгоритм, 1999. 400 с.

6. Мандельштам, Н.Я. Вторая книга: воспоминания / Н.Я. Мандельштам. М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2001. 512 с.

8. Трубецкой, Е.Н. Два зверя. Старое и новое / Е.Н. Трубецкой // Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 292–332.

9. Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга; пер. с нидерл., общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Прогресс, 1992. 464 с.

10. Чехов, А.П. Из Сибири / А.П. Чехов // Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1987. Т. 14–15. С. 5–38.

11. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит., 1998. Т. 1. 620 с.

12. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит., 1998. Т. 2. 509 с.

13. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит., 1998. Т. 4. 494 с.

14. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. М.: Республика, 1994. 527 с.

Одной из самых ужасающих и трагических тем в русской литературе является тема концентрационных лагерей. Подобная система преследования и наказания, созданная советской властью, есть не что иное, как воплощение беззакония, бесправия, антигуманизма.

По убеждению В.Т. Шаламова, лагерь вредит не только самим заключенным, но также портит жизнь их начальникам и надзирателям, а также всем тем, кто вольно или невольно стал свидетелем столь ужасных событий.

Повествуя об устройстве и условиях лагерной жизни, автор сохраняет спокойный, лишенный всяких эмоций тон рассказчика. Тем самым писатель подчеркивает обыденность происходящих каждый день издевательств и унижений, которым подвергались люди в концлагерях. Заключенные становились безучастными ко всему вокруг, лишались эмоций и чувств. Это был своего рода защитный механизм, помогающий переносить им тяготы заточения.

По мнению автора, лагерь – это преступная система, организованная самим государством внутри страны, им же официально легализованная, но оттого не менее ужасающая. Здесь нет места таким жизненным проявлениям, как добро, сострадание, поддержка, взаимовыручка, дружба, любовь и т.д. Это в высшей степени бесчеловечная, антинародная государственная структура, являющаяся рассадником зла, мракобесия, издевательства и унижения человеческого достоинства.

Писатель обращает особое внимание на то, что в лагере не могут существовать дружеские отношения. Каждый человек здесь становится одиноким пленником собственных унижений и свидетелем унижений других заключенных. Ни у кого из лагерных заключенных нет желания вспоминать этот ужасный период в своей жизни. По словам писателя, проще умереть, что хранить в памяти воспоминания о месяцах и годах страшного заточения.

2 вариант

Самой трудной и страшной темой в русской поэзии является тема, в которой освещается жизнь в концентрационных лагерях. Эти лагеря стали воплощением беззакония, антигуманизма и бесправия советского народа.

Поэт считал, что лагерь портит жизнь не только заключенным и их семьям, но и людям, которые в нем работают, они все являются свидетелями ужасных событий происходящих в сталинских лагерях.

Когда в произведениях идет повествование о жизни в лагерях, то автор сохраняет спокойный тон рассказчика. Этим тоном он подчеркнул обыденность всех событий, которые происходят в лагерях, тех унижениях и издевательствах над людьми происходящими там. Заключенные становились безучастными ко всему, лишались всех чувств и эмоций. Именно это и помогало людям переносить тяготы тюремного заключения.

Даже убийство невиновного человека из – за вещи не вызывало в них не возмущения, ни протеста, в глазах пустота и спокойствие. По мнению поэта, лагерь является преступной системой, которую организовало государство внутри страны, оно легализована, поэтому ужасна своим безнаказанным существованием. Люди просто исчезали в этой системе. Их отправляли в лагеря по ложным обвинениям, без суда и следствия. В них нет таких человеческих чувств, как доброта, сострадание, дружба и любовь.

Эта система бесчеловечная и направлена против людей, живущих в единой стране. Она представляет собой зло, унижение личности и уничтожения достоинства человека.

Автор говорит о том, что в лагере не существует таких отношений как дружба. Человек тут становится пленником унижений и свидетелем унижения других заключенных. У всех кто прошел через лагеря, нет желания вспоминать о жизни в этом аду. Как пишет автор лучше умереть, чем вспоминать те годы и месяцы жизни в страшном заключении.

Во всех произведениях В.Т.Шаламова жизнь людей ничего не стоит, могут убить просто так. Вещи покойных снимают и меняют на табак, чай, и никто не интересуется, что за человек их до этого носил. Показано, что вещи стоят дороже, чем жизнь любого заключенного.

Также читают:

Картинка к сочинению Лагерная тема в творчестве Шаламова

Популярные сегодня темы

Люди представляют собой весьма парадоксальных существ, которые способны на поступки диаметрально противоположные, к примеру, некоторые дети могут иметь домашних животных

Баба-яга является одним из главных персонажей русских народных сказок. По идее, Баба-яга олицетворяет собой злые силы, она ворует детей, жарит их в печке и съедает

Читайте также: