На основе прочитанного текста напишите сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Рассмотреть этапы написания сочинения;
  • Рассмотреть критерии оценивания сочинения;
  • Написать сочинение.

Проблема – это вопрос, требующий обсуждения решения, вопрос, который заставляет задуматься о чем-то.

Это главный вопрос, ответ на который автор пытается найти в своем тексте.

Проблематика текста Комментарий к сформулированной проблеме

Комментарий – это объяснение проблемы, рассуждение по проблеме. Он нужен, чтобы выяснить, насколько хорошо и правильно учащийся понял текст произведения.

Способы написания комментария.

Комментарий как отдельная часть сочинения. Он объясняет текст.

Комментарий дается вместе с изложением собственной точки зрения.

  • 1. Часто ли встречается такая проблема 2. Какая это проблема (нравственная, экологическая, философская) 3. Какие авторы обращались к этой проблеме. 4. Встречались ли сами учащиеся в жизни с такой проблемой.

Чтобы мы поняли, как это важно (актуально, серьезно) автор рассказывает о том, что…

Начав с рассуждения о том, что…

Автору не всё кажется таким простым. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает….

Сколько уже говорилось об этом. Но такой, казалось бы простой теме (проблеме) автор придает новое звучание.

Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме.

Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо ( чаще всего так бывает в текстах научного, делового и публицистического стиля) .

Так же авторская позиция может выражаться в подтексте, в поступках или характерах героев (художественный стиль речи).

Будьте внимательны при работе с текстами, в которых автор использует иронию.

Не путайте позицию автора и позицию героя в художественных текстах. Это разные позиции. Ученика должна интересовать только позиция автора.

В сочинении никогда не должно быть таких слов:

В данном тексте…

Согласен с позицией автора…

В тексте Н.Н. Толстого говорится…

По мнению автора…

Автор считает…

Я согласен с мнением автора…

Я разделяю позицию автора…

Авторское повествование (описание, рассуждение) проникнуто (наполнено) необыкновенно теплыми (нежными, искренними) чувствами (переживаниями) по отношению к ….

Автор не обличает, не критикует, он только желает быть услышанным, говоря о том, ……

Автор не обличает, не критикует, он только желает быть услышанным, говоря о том, ……

Определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения.

Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства.

Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, особенно, если сочинение строится на несогласии с автором.

Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, особенно, если сочинение строится на несогласии с автором.

Этическая ошибка – это нарушение норм общения, ошибка, связанная с проявлением речевой агрессии .

1)Жаргонные слова (предки и т.д.)

2)Грубая оценочная лексика (старуха, идиот, о дет, как лох)

3) требовательность, насмешка, упрёк, угроза, оскорбления (пишу всякую чушь)

4) Высказывания, противоречащие общечеловеческим ценностям (старые люди должны сами о себе заботиться)

5) Чересчур категоричные высказывания (болезнь – это всегда вина самого человека)

Я с интересом прочитал…

Можно согласиться с автором в том, что…

По моему мнению,….

Нельзя оставаться равнодушным, так как….

Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны…. , но с другой….

Схема текстарассуждения

Речевое оформление

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора …

Авторская позиция, на мой взгляд, заключается в следующем…

Уважая мнение автора, текста, я позволю себе не согласиться с его точкой зрения…

Проблема, поставленная автором в этом тексте, заставила меня о многом задуматься, вспомнить о своих поступках, мыслях, делах, вспомнить классиков русской литературы…

Для того чтобы показать наличие двух ваших аргументов, используйте вводные слова во-первых, во-вторых.

Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией про поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса

Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора ) , аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

Привёл только 1 аргумент их художественной, публицистической или научной литературы)

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт).

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов или мнение экзаменуемого не отражено в сочинении.

Цель: П ознакомить учащихся с особенностями сочинения-рассуждения на основе данного текста.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами поговорим о памяти, о том, какой смысл мы вкладываем в это слово и какое значение память имеет для нас;

познакомимся с новым типом сочинения-рассуждения на основе данного текста. Особенность этого сочинения состоит в том, что, аргументируя свой ответ на вопрос, автор сочинения должен привести не менее 2-х доказательств из предложенного текста, а затем свой пример.

3.Работа по теме урока

Учитель: Итак, ПАМЯТЬ… Какой смысл мы вкладываем в это слово?

Учитель: Действительно, Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что мы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху — дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали, память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Мы можем вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у нас есть память на вкусовые ощущения. Зимой мы можем вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у нас есть память на запахи. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза - зрительная память . Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха — слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов.

О доброй силе памяти написал советский поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит.

Шумит, не умолкая, память-дождь.

И память-снег летит и пасть не может.

Учитель: А сейчас я познакомлю вас с легендой о манкуртах , которую рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в романе "И дольше века длится день", а вы попытайтесь определить, какую главную мысль хотел донести до читателя Чингиз Айтматов?

Учитель вслух читает легенду, ребята слушают.

Если учащиеся затрудняются, учитель раздаёт тексты каждому учащемуся и повторяет задачу.

(учащиеся про себя читают текст и отвечают на вопрос.

Учитель подводит ребят к мысли, что, только имея память, человек становится человеком)

Учитель: вы правы, если думаете , что, только имея память, человек становится человеком)

А теперь, ребята, давайте в тексте найдём доказательства этой мысли.

(учащиеся называют предложение №4, в котором говорится, что даже родные не пытались искать своих близких, потому что это значило вернуть себе только чучело прежнего человека)

Далее дети вместе с учителем рассуждают о том, что значит мать для каждого человека и делают вывод, что манкурт - это уже не человек, т.к. он забыл свою мать и убил её. Об этом сообщается в предложении № 12.

Учитель: А теперь ребята давайте подумаем, нет ли манкуртов в нашей современной жизни.

(Дети приводят примеры боевиков, которые захватили школу в Беслане и т.д.)

Учитель: Так каким же должен быть человек, чтобы всегда оставаться человеком?

(Дети рассуждают о том, что всегда нужно помнить своих родных, свою страну и дорожить всем, что для тебя свято)

Учитель рассказывает историю современного парня, Андрея Родионова, который служил в армии и был пленён чеченскими боевиками.

Под жестокими пытками он не отказался от своей веры, не принял ислам и не поднял оружие на своих однополчан, попавших в плен. Мать Андрея Родионова долго искала своего сына, но, в конце концов, нашла обезглавленное тело своей кровиночки.

Учитель: Дома, ребята, вы напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя доказательства, как из прочитанного текста, так и собственные.

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство, или можно прибегнуть к цитированию.

Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

4. Рефлексия. Оценки.

Карточка для каждого учащегося

1)Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жу аньжуанов. 2)Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. 3)А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов — рабов, не помнящих своего прошлого. 4)Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. 5)Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения. 6)Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. 7)Ведь мать — это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. 8)Манкурт пас в степи стадо верблюдов. 9)Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. 10)Но манкурт оставался равнодушным. 11)В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. 12)Но и мертвая, она взывала к его памяти. 13)Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай.

Какая главная мысль в этой легенде? Напишите.

Напишете сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, какая главная мысль в этой легенде?

Разделяете ли вы точку зрения автора?

Свой ответ аргументируйте, приводя

доказательства, как из прочитанного текста, так и

НО ПОМНИТЕ! Вы обязательно должны указать номер предложения, в котором содержится доказательство или можно прибегнуть к цитированию. Возможен и такой вариант приведения аргументов, когда указывается номер предложения, в котором содержится доказательство главной мысли, а в скобках цитируется содержание предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы.

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста".

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса.


Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче.


В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение написанию сочинения-рассуждения по данному отрывку на основе прочитанного текста(15.2)

Цель урока: подготовка обучающихся к написанию сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.

Образовательные:

формировать структурированное восприятие и содержание текста,

формировать умение видеть логику рассуждения,

формировать умение пользоваться схемой текста- рассуждения.

Развивающие:

продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА,

уметь выделять микротемы текста,

расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету,

содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Методические приёмы: анализ текста, беседа, построение монолога- рассуждения.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, в парах, самостоятельная.

I . Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

Тема урока: Обучение написанию сочинения-рассуждения по данному отрывку (15.2.) на основе прочитанного текста. СЛАЙД 1

Запись в тетради числа.

Цели урока следующие. СЛАЙД 2

Прочтём эпиграф к уроку СЛАЙД 3

Всё наше достоинство заключено в мысли.

Будем же учиться хорошо мыслить.

II . Лингвистическая разминка.

Одновременно индивидуальная работа по карточкам ГИА (3 уч-ся).

Запись предложения: (1 ученик у доски) СЛАЙД 4

Соль эпиграм..а сатира этот разговорный стих кажется никогда не умрут как и сам ра. ыпан. й в них острый и едкий живой русский ум который Грибоедов заключил как волшебник духа какого (нибудь) в свой замок и он ра. ыпается там злобным смехом. (И.А.Гончаров)

Анализ языковых единиц

2.Расставить знаки препинания, пронумеровать их. Назвать функции, которые они выполняют в предложении.

3.Укажите количество грамматических основ-№11.

4..Замените слово РАССЫПАЕТСЯ стилистически нейтральным синонимом -№ 6

5.Назовите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется –С , если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный- №4

6.Замените словосочетание ЗЛОБНЫМ СМЕХОМ , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание- № 7

7.Назовите средства выразительности-№3.

8. Назовите основные способы цитирования:

с помощью прямой и косвенной речи, вводных слов

9.Перестройте предложение, используя разные способы цитирования.

III . Работа над содержанием сочинения-рассуждения.

Работаем на рабочих листах по предложенному алгоритму.

Алгоритм выполнения

1.Внимательно прочитайте весь текст и определите роль данного отрывка в нём (как связан с основной мыслью текста, с аргументацией автора и т.п.).

2.Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

3.Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.

4.Сопоставьте записанные аргументы. Обратите внимание на сходства и различия между ними. Выберите 2 наиболее отличающихся друг от друга, а от остальных откажитесь.

5.Запишите на черновике рассуждение с кратким смысловым анализом отрывка по схеме: ТЕЗИС – 2 АРГУМЕНТА С ПРИМЕРАМИ – ВЫВОД.

6.Проверьте логичность и связность полученного текста сочинения (непротиворечивость тезиса и аргументов, наличие связок между абзацами и т.п.).

7.Проверьте полученный текст на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и откорректируйте его.

8.Перепишите сочинение-рассуждение на бланк ответа красиво и аккуратно.

1.Чтение текста № 11 и задания к нему:

1.Прочтите текст №11 .

(1)Я рассматриваю письма читателей и вспоминаю многочисленные устные высказывания на литературных встречах. (2)Они, те письма и высказывания, пополняют мой писательский блокнот новыми абзацами и страни­цами.

(8)Ощущать этакое безграничное, бездумное и бес­печное счастье — это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (9)Ведь если даже у тебя всё вроде бы сложилось благополучно, кто-то в это самое время испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью.

(10)Классики русской литературы проникли в глубо­чайшие глубины общечеловеческих ситуаций, общече­ловеческих конфликтов и психологических катаклизмов и постигли непостижимые сложности бытия людского.

(22)Недолгие годы свои Сергей Александрович про­жил далеко не напрасно, но и далеко не счастливо:

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Ты жизнь мне дал,

Но счастья не дал.

Ты сам на свете был гоним,

Ты в жизни только зло изведал.

(По А. Алексину)

15.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанно­го текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных пред­ложений или применяйте цитирование (избегайте чрез­мерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почер­ком.

Внимательно прочитайте весь текст и определите роль данного отрывка в нём (как связан с основной мыслью текста, с аргументацией автора и т.п.).

Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами: абсолютное счастье не может быть возможным и этичным, потому что в мире очень много несчастья.

Напишите свой вариант вступления, пользуясь предложенным клише.

Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею (7,9,12,23,25) и запишите их на рабочем листе.

Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.

Сопоставьте записанные аргументы. Обратите внимание на сходства и различия между ними. Выберите 2 наиболее отличающихся друг от друга, а от остальных откажитесь.

3.Вспомните композицию рассуждения

Вступление (тезис).

Основная часть (аргументы).

Напишите основную часть сочинения , пользуясь предложенным клише. Сначала устно проговорим, затем запишем.

(Что из этого следует?)

Заключение (ВЫВОД)

4.Создание текста рассуждения ( поэтапно) СЛАЙД11 Вступление

Бывали ли вы когда- нибудь абсолютно счастливы? Над этим вопросом размышляет А. Алексин. Автор текста не считает абсолютное счастье возможным и этичным. В качестве доказательства писатель приводит следующие примеры.

СЛАЙД12 Аргументы.

СЛАЙД 14 Заключение.

5.Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Проверьте логичность и связность полученного текста сочинения (непротиворечивость тезиса и аргументов, наличие связок между абзацами и т.п.).

Проверьте полученный текст на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и откорректируйте его.

Композиционная стройность

Проверьте соразмерность частей

СЛАЙД17,18 Чтение образца сочинения- рассуждения

IV . Подведение итогов.

Выставление оценок. Взаимопроверка сочинения по критериям (каждый оценивает своего соседа).

V .Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту №12

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать образное и логическое мышление, чувства языка, аналитические и творческие способности учащихся.

воспитание личности и нравственных качеств учащихся:

раскрыть на примере текста тему милосердия; формировать у учащихся чувство совестливости, ответственности за свои поступки, милосердия. Слайд 2.

Тип урока: урок развития речи.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

2.​ Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, содержат материал для раздумий и обсуждений.

- Запишите число в тетрадях. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как я уже сказала, работать мы будем с текстом, и конечным результатом нашей работы должно стать что?(сочинение) И тема нашего урока…
- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 4.
- Чему мы сегодня должны научиться? Поставьте себе задачи.

3. Этап актуализации знаний.

- Вот какое толкование дает словарь Ожегова: Слайд 5.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

( Подбор синонимов. благородность, благородство, добродетельность, мораль, моральность, моральный кодекс, целомудрие, честность, этика, этические нормы).

- Какие качества характера человека отнёсем к нравственности? (опрос)


4. Чтение текста. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).


(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (27)Не успел испугаться.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я. (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Кластер (работа в группах) Слайд 6.

- Какие ассоциации возникают у вас?

1 группа – Алиса

2 группа – Виктория

- Все ассоциации, возникшие у вас, запишите в кластере.

Кластер: глаз, реснички-ассоциации

3 группа штрихи

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий или деепричастий

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.

Беседа
- О чем этот текст? (О милосердии) Какую проблему поднимает Ю.Яковлев? Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (отсутствие такого чувства, как милосердие, наличие чёрствости души. Предложения №43,44,46)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.

Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, жестокосердие, бесчеловечность.

-Почему актриса отказалась помочь человеку, спасшему ей жизнь?

- Как бы вы поступили в этом случае?

-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

(Стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.)

- В чем причины людского равнодушия и невнимания?

(Возможно, в современном обществе забыли, что такое милосердие. 90-е годы, времена перестройки, многие люди были обмануты ваучерами, денежной реформой и т.д. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании будущего поколения. Но, по моему мнению, немало людей, склонных к состраданию и проявляющих милосердие.)

- Можно ли воспитать милосердие в себе?

- Каких людей больше в нашей жизни, по вашему мнению, отзывчивых или равнодушных?

-Начертите таблицу в своих тетрадях, заполните графы примерами. Слайд 7

-Дополните таблицу именами героев текста Ю.Яковлева

-В какую колонку таблицы мы запишем сторожа театрального двора? Ответ обоснуйте.

Великомученица княгиня Елизавета Фёдоровна(православная подвижница) Свои драгоценности она отдает в казну и родственникам, а на оставшиеся средства, купив в Москве усадьбу, создает Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. При обители работала воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, приют для девочек сирот.

Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны. Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны стали сёстрами милосердия во время первой мировой войны, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

Мать Тереза. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.

Доктор Леонид Михайлович Рошаль. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи.

Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революции в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).

Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004). Рошаль выступал против войны в Чечне.

Трагедия в Беслане 1 сентября 2004 года. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. 74 летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе спас 30 детей, но сам получил 3 пули в спину и трагически погиб.

Слово учителя
- Милосердие – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Такой человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. И в наше время есть место человечности. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящее милосердие.

- Я предлагаю вам подумать над словом человечность. Что такое человечность? То же, что и милосердие?

Слайд 8 Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.(Философский словарь)

- Это сухой, точный, прямой язык научного стиля речи. А вот как сказали об этом качестве художники слова: М.Горький, Е.Евтушенко, С.Есенин, Ф.Тютчев.

Человечность - это фильтр, который не позволяет распространяться злу среди людей. Злым помыслам, словам, эмоциям, поступкам. Он задерживает их в себе, копит и растворяет, не позволяя распространяться вирусной злой инфекцией.(М. Горький)

Тревожьтесь обо мне

Пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

Когда мне одиноко.

Желайте мне добра

И рядом и не рядом…

Разберёмся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
6. Работа над планом сочинения - рассуждения. СЛАЙД 12
Формулировка тезиса. Запись тезиса.

Формулировка 1 аргумента. Запись 1 аргумента. Пример 1.
Формулировка 2 аргумента. Запись 2 аргумента. Пример2.

Формулировка вывода. Запись вывода.

7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. СЛАЙД 13

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение- рассуждение по данному тексту, выбрав один из вариантов.
9. Рефлексия.

Ребята, скажите, чем запомнился вам урок? (ответы).

Вот мы и закончили подготовительную работу. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

12. Заключительное слово

Читайте также: