Сочинение на морально этическую тему по русскому языку 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

2 Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждение Учить писать сочинение-рассуждение Развивать речь учащихся Развивать речь учащихся Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки

3 4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е . Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение

4 Рассуждение Рассуждать - значит доказывать Рассуждать - значит доказывать I. Вступление I. Вступление тезис-то, что надо доказать тезис-то, что надо доказать II. Основная часть II. Основная часть доказательство доказательство III. Заключение III. Заключение вывод, следствие вывод, следствие

5 Словарная работа Дайте лексическое толкование слов: Мораль Мораль Нравственность Нравственность Этика Этика Манера Манера

6 мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики. нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения этика- совокупность норм поведения манера –способ держать себя в обществе манера –способ держать себя в обществе

9 Д.С.Лихачёв В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв." профессор ЛГУ член- корреспондент АН СССР, академик АН СССР, академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970) председатель правления Советского фонда культуры, председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969) Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).

11 Анализ текста Анализ текста -Определите тему текста -Определите тему текста - Какова проблематика текста - Какова проблематика текста -Определите идею текста -Определите идею текста -Определите позицию автора текста -Определите позицию автора текста -Определите лексическое значение слова нравственность -Определите лексическое значение слова нравственность

12 Работаем над вступлением Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Тезис- проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Проблема может быть сформулирована: Проблема может быть сформулирована: 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 2.Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами 3.При помощи риторического вопроса 3.При помощи риторического вопроса 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. 4.С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.

13 Возможные формулировки проблемы: 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям. 2.Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

18 Итог урока -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили? -Актуальна ли она в современном мире? -Актуальна ли она в современном мире? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке? -Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?

Дружба в жизни каждого человека занимает огромное место. Друг сопровождает человека всю жизнь, является прочной опорой в жизни. Уметь выбирать друга, дружить, дорожить дружбой является важным в любом возрасте. Особенно актуальна эта проблема в подростковом возрасте, когда у ребенка формируются личностные качества, от которых будет многое зависеть в его жизни.

  1. Познакомить учащихся с качествами человека, который может быть настоящим другом; с тем, что дружба значит для человека.
  2. Повторить материал о композиции сочинения-рассуждения.
  1. Сформировать потребность иметь настоящего друга.
  2. Закрепить умение строить текст рассуждения.
  1. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;
  2. Воспитание личностных качеств.

Оборудование: на доске – плакат с изображением голубя и земного шара, воздушные шары, мультимедиапроектор.

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с доской.

III. Работа с пословицами.

IV. Работа с роликом.

V. Работа в микрогруппах.

VI. Выводы, обобщение.

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами проведем необычный урок

II. Работа с доской

- Посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске висит плакат и написано стихотворение) и скажите, что символизирует этот рисунок?

Ученики : Голубь является символом мира

- Да, это символ мира, символ дружбы на Земле. Обратите внимание на то, какие тона преобладают на рисунке.

Ученики: синий цвет – цвет истинности и чистоты, зеленый – цвет жизни

- Правильно. Эти понятия являются фундаментом дружбы.

Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Она звучит следующим образом: “Верному другу цены нет” (записывается на доске тема урока).

- Ребята, обратимся к стихотворению, которое записано на доске.

Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

(Учитель читает стихотворение выразительно, затем просит прочитать еще нескольких учеников).

- Ребята, о ком и о чем это стихотворение?

Ученики: О дружбе, о преданных друзьях.

- А у вас есть друзья?

Ученики: Да, у нас есть друзья.

- Как мы видим, у каждого человека есть друзья. Ведь человек без друзей, как дерево без корней.

III. Работа с пословицами

- Ребята, народ всегда ценил дружбу и верных друзей. О долге, о дружбе сложено и бытует в народе множество пословиц и поговорок.

Вспомните пословицы и объясните их смысл

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь.

Старый друг лучше новых двух.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Верному другу цены нет.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

- А что объединяет все эти пословицы?

Ученики: во всех этих пословицах говорится о бесценности человеческой дружбы.

- Запишите понравившиеся пословицы в тетрадь.

- Какие пословицы вы записали?

Несколько учеников читают и комментируют записанные пословицы.

- Дружба – это бескорыстное чувство, ведь мы дружим не ради выгоды, не ради того, чтобы нам что–то делали, а ради уважения друг к другу, взаимопонимания.

Девочка хорошо общалась со своими одноклассниками, помогала им в трудных ситуациях. Вместе они проводили свободное время.

Девочка заболела, лежит дома с температурой. Ей очень плохо.

Навестить ее пришла только одна подруга. У остальных нашлись другие дела.

- Что вы думаете об этой ситуации?

- Случались ли с вами аналогичные ситуации?

- Кто именно приходил к вам на помощь?

- Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Правильно ли поступили остальные?

- Являлась ли их дружба настоящей или это была корысть?

- Ребята, у вас есть настоящие, верные друзья?

- Приведите примеры настоящей дружбы.

- Лишь у порядочного человека могут быть настоящие друзья, верные и надежные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых мечтает каждый из нас. Прекрасное слово “Дружба”!

V. Работа в микрогруппах

- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются вырезки из газет и журналов. На них изображены мальчики, девочки, животные, различные предметы, символы (например, в форме сердца) и т.д.

Вам нужно выбрать те изображения, которые вы положите в основу дружбы, и наклеить их на лист, чтобы получилось цельное представление о дружбе.

Таким образом, вы составляете коллаж. На это задание вам дается 3 минуты. Приступайте.

(ученики выполняют задание, учитель следит за работой).

- Время вышло. Прошу одного из участников группы выйти к доске и прокомментировать свою работу.

- Хорошо, все вы положили в основу дружбы теплые и нежные чувства. И дети, и взрослые строят свою дружбу не на корысти, а на взаимопонимании.

VI. Обобщение. Выводы

- Ребята вспомните ситуацию, которая была представлена в ролике.

- Еще в глубокой древности Аристотель писал: “У кого есть друзья, у того нет друга” (данное высказывание записано на доске).

Разделяете ли вы его мнение?

- Ребята, вы думаете, человек может прожить жизнь без настоящего друга?

Сегодня мы с вами проделали большую работу. Наша тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Вспомните, какова композиция сочинения – рассуждения.

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

- Дома напишите сочинение: “Верному другу цены нет" на черновиках, используя материал урока.

Людям с детства прививается понятие о морали. По моему мнению, мораль - это те правила, и истина, которая должна сопровождать человека на протяжении жизни. Именно мораль делает человека выше животных существом. Ведь только человеку присущи понимание, сострадание, жалость, способность делать добро и ставить себя на место других людей. Мораль делает наш мир уютнее.

Можно попытаться представить мир без морали. В таком мире дети не уважают своих родителей, смеются над слабыми и немощными, те, кто нуждаются в поддержке, ее получают и самостоятельно справляются со своими бедами. В таком мире человек остается один на один со своим горем, потому что всем безразлично. Когда человеку больно - все обходят его стороной и никто не поинтересуется, что с ним случилось. Людям безразличны смерти, болезни, горе других людей, даже природные катаклизмы больше объединяет общество. В таком мире люди черствые и жестокие по отношению друг к другу и не видят ничего, кроме собственных нужд. Они завидуют друг другу, озлобленны, они только думают о том, чего не имеют и чего им стоит навредить ближнему.

Думаю, никто бы не захотел жить в таком мире. Зато жизнь, наполненная любовью и пониманием, вызывает большой восторг. Когда где-то у кого-то происходит горе - этот человек знает, что он сможет найти понимание у других людей. Человек может делиться своей радостью и своим счастьем, не заботясь о том, что кто-то плохо на него посмотрит.

Конечно, в современном мире бытует мнение, что общество черствеет и забывает о морали, что люди становятся злыми и бездушными, захваченные в плен информационных технологий. Но я так не считаю. Мне кажется, жестокость была во все времена. Просто сейчас у нас есть столько всего - Интернет, телевидение, радио - где все это получает широкое распространение и становится зримым в целом. О добрых делах (сочинение) принято молчать. Не зря говорят, что делай добро правой рукой так, чтобы левая об этом не знала. Настоящее добро - невидимое, видимо только для того, для чего это делается.

Мораль сплачивает людей, дарит им покой и гармонию, а также уверенность в жизни. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать высоконравственным человеком, но этого мало. В будущем мы должны приучать к этому своих детей, чтобы человеческие ценности оставались на высоком месте для общества. И даже без сомнений можно сказать, что мораль делает людей лучше, сплачивает их, а мир делает безопасным. К тому же, по моему мнению, основа морали - это уважение к человеку. А в мире, где каждый человек уважает кроме себя и окружающих, в таком мире жить гораздо легче, чем в мире, где каждый только сам за себя. Эгоистичность - это противоположность морали. Она портит человеческие отношения и убивает мораль. Она делает людей черствыми, бездушными и самоуверенными, такие люди не думают ни о ком, кроме себя. Думаю, никто не хочет жить в таком мире и никто не мечтает о подобной жизни. А значит, жить в окружении морали куда приятнее и интереснее: не страшно проявить себя, попасть в беду.

Когда все люди будут знать, что такое мораль и стремиться к ней, жить на нашей планете станет безопаснее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить учащихся писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Данный вид работы предполагает готовить учащихся 8 класса к творческой части ГИА.

Урок развития речи в 8 классе

Учитель русского языка и литературы Бордиян Андрияна Фёдоровна

Цель урока: Учить писать сочинение- рассуждение; развитие речи учащихся; способствовать воспитанию ответственности за свои поступки. (Слайд 2)

I. Объявление темы урока, целей.

II. Беседа о структуре сочинения - рассуждения.

1. Повторение изученного.

- Какие типы речи вам известны? (Ответы учеников. По щелчку появляется правильные ответы) (Слайд 3)

2. Сегодня мы вами будем говорить о типе речи - рассуждении.

- Какова структура рассуждения? Сколько частей можно выделить в рассуждении?

-Назовите их. ( По щелчку появляются ответы) (Слайд 4)

Рассуждать - значит доказывать

I. Вступление

тезис-то, что надо доказать

II. Основная часть

III. Заключение

- Какая часть по объёму самая большая?

III. Словарная работа. (выступление заранее подготовленного ученика). (Ответы ученика. По щелчку появляются правильные ответы) (Слайд 5-6)

- Дайте лексическое толкование слов:

мораль- нравственное учение, свод правил нравственности, этики.

нравственность-совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе

этика- совокупность норм поведения

манера –способ держать себя в обществе

IV. Работа с текстами.

Слово учителя. Для работы на уроке мною взяты два текста. Один из них будет прочитан вами, а другой мной.

А) Работа с текстом для прослушивания

Автором первого текста, является Т.Н. Тэсс (несколько слов об авторе очерка). (Слайд 7)

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и Вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, Выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто- то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом…

Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

- Определите, тип речи, стиль речи.

- Определите, тему и основную мысль данного текста.

Б) Работа с текстом для прочтения (отпечатанные варианты текста у каждого ученика)

Автором текста, выбранного для прочтения, является Д.С. Лихачёв. Несколько слов о нём. (Слайд 9)

(демонстрация издания) (Слайд 10)

Так вот данный текст представляет собой отрывок из одного такого письма.

О воспитанности.

Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…

Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное.

Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

- Определите, тип речи, стиль речи. (Слайд 11)

- Определите, тему и основную мысль данного текста.

- Сформулируйте основную проблему, поднятую авторами в этих текстах.

- Какова основная идея данных тексов?

- Определите, позицию автора.

V. Работа по написанию сочинения – рассуждения

А) Работа над вступлением.

Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и сформулируем самостоятельно тезис. (Слайд 12)

1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве

2. Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами

3. При помощи риторического вопроса

4. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тезис.

Проверка.

Вот возможные тезисы. (Слайд 13-14)

1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе.

2. Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

3. Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.

Б). Работа над основной частью.

Основная часть представляет собой: комментарий сформулированной проблемы с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт,

собственную точку зрения и аргументы, убеждающие в её правомерности.

- Попробуем прокомментировать проблему, поднятую авторами.

Ответы на вопросы, предложенные на слайде, помогут вам в написании основной части сочинения. (Слайд 15).

Что вы понимаете под бережным отношением?

В чём оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?

В чём разумное отношение к другим проявляется лично у вас?

Воспитываете ли вы в себе это чувство?

Почему именно эти два текста взяты за основу урока?

В). Вывод сочинения - рассуждения. (Слайд 16)

Помните, что:

вывод в рассуждении – это доказанный тезис;

вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью;

наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость;

VI. Составление плана сочинения и его обсуждение.

Примерный план сочинения – рассуждения (Слайд 17)

Вступление. Что такое нравственность?

II. Основная часть. Уважительное отношение к другим.

2) комментарий - какие качества должен воспитать в себе каждый человек?

3) позиция автора текста - нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным.

Читайте также: