Мысль семейная в русской литературе 19 века сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Семья — идеал, являющийся неотъемлемой частью любой культуры. Именно это подтверждает её вечность. В христианской культуре этот идеал занимает едва ли не центральное место, так как образ семьи — это образ любви, человеческого единства, а тюке веры — веры в жизнь.

Направляясь в неизвестность, расставшись с прошлым, доктор Живаго проснулся от чувства счастья, которое переполняло его. Чувством счастья было ощущение того, что семья — то единственное и самое ценное, что у него есть, — рядом с ним. Семья есть истинный мир, к которому стремится человек, в котором он живет, и этот мир живет в его душе, открывая красоту и добро человеческого бытия.

Живаго, осознающий ценность и красоту этого мира, вместе с Ларой, образ которой по-своему выражает его идеал, уезжает в Варыкино, укрывая этот святой мир от зла эпохи. В Варыкино не настает покоя, который, казалось бы, не соответствует реальности, но именно в этом великая сила семьи, которая преодолевает смятение и злой вихрь времени, утверждая любовь и добро. Именно любовь — начало семьи. Любовь матери и отца, любовь в семье зажигает в душе человека огонь, который горит в нем всю его жизнь, который в нем должен гореть, несмотря на холод,
который может окружить человека. Это семейное начало, любовь пронес в своей душе доктор Живаго.

Стремление к идеалу в противоборстве со временем сначала с Тоней, потом с Ларой и Мариной было стремлением к любви, к человеческому теплу семьи, к воплощению идеала. Образы матери Юрия Андреевича, Тони, Лары символизируют материнскую любовь в романе. Прнмечтельно, что роман начинается со сцены смерти матери Юрия Андреевича. Эта смерть обозначала и разрыв с прошлым, и начало новой эпохи для Юрия Андреевича. Эта смерть оставила его наедине со временем, но любовь матери, воспоминание о ней сохраняли святой образ семьи в его душе. Божественный образ семьи тем не менее имеет человеческий смысл. Это есть во всем. Это радость, которая у всех в сердцах на елке у Свентицких; это тепло, которое есть родной дом, и само ощущение тепла уже связывается с семьей; это тихий, мягкий свет, который увидел Живаго в окне,- это была свеча — символ души. Живая душа человека, которая хранит любовь, — это тоже семья. Не случайно Пастернак называет главного героя Живаго.

В простой жизни души, в жизни семьи видит автор романа смысл жизни. Это простой человеческий
смысл, несущий в себе идею творения. Стремление к идеалу тоже есть творение. Доктор Живаго, придя к идее, не останавливается, а продолжает творить, и силу ему лае: любовь. В Москве он в числе тех немногих, кто из истинно патриотических, но прежде всего гуманистических соображений остается работать в больнице. На войне, служа месяц, он творит добро. Уехав из Москвы в Юрятин, доктор Живаго работает в больнице. Но началом этого добра все же была семья. Стремление к теплу семьи, к любви и покою — это путь преодоления эпохи, времени, но и путь преодоления зла в себе самом. Судьба Стрельникова может служить трагическим примером. Стрельников, стремясь к добру и красоте, шел путем зла, он пошел вместе со временем, не разобравшись в его сущности.

Любовь и семья есть великий дар человеку, но человек должен его увидеть и суметь его принять. Вернувшись в Москву, доктор Живаго живет один, эпоха разрушила его жизнь, но Марина становится его новой, грустной жизнью, потому грустной, что раны не душе уже не заживут никогда. Семья — это вера в жизнь, которая есть вера в счастье и в самого человека. Вера дает силу человеку, борющемуся с миром войны, холода и злой мощи людей. В романе семья противопоставляется времени. Это противоборство двух на чал есть и в самом человеке, так как время врывается в человеческую душу. Время являет собой разрушение; оно разрушает дом доктора Живаго в Москве, заставляя переселиться в Юрятин.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем¬-нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

“Рождённые в года глухие пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” ,— так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

ЕГЭ Тема семьи в русской литературе - одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

Семья-это самое ценное, что есть в нашей жизни. С ней мы проводим всю жизнь, разделяем радость и счастье, горе и отчаяние, переживаем обыденные ситуации и празднуем особые моменты. Нашим родственникам всегда можно доверять, они никогда не обманут и не покинут. Семья- это близкие люди, которые простят нам любые обиды и помогут во всем.

Многие произведения литературы рассматривают "мысль семейную", показывая взаимоотношения поколений, отношения родственников, семейные ценности и традиции. Каждая семья, описанная писателями, неповторима, поэтому я с большим интересом читаю произведения о семьях.

Теплые и нежные чувства возникают после прочтения "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая Еразма. Они являются символом семьи, любви и верности. Феврония, крестьянка, исцелила князя от тяжелой болезни, а в качестве платы за лечение пожелала, чтобы он женился на ней.

Петр выполнил обещание только со второго раза, когда снова заболел. Супруги пронесли любовь к друг другу через все испытания и умерли одновременно. Я восхищаюсь верностью и искренностью чувств этой семьи.

Ещё одним из моих любимых произведений является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого "Война и мир", пронизанное "мыслью семейной". В романе пересекаются разные родственные линии, раскрываются истории разных семей. Например, семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью чувств, готовностью придти на помощь. Именно здесь вырастают патриоты, идущие на смерть ради России, такие, как Петя Ростов. В этой семье любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их мнение. Образ Ростовых- это идеал нерушимости родового гнезда. Несколько иная семья Болконских характеризуется особой одухотворенностью. Глава семьи, князь Николай, резок, ценит в людях ум и деятельность, поэтому, воспитывая своих детей, он развивает в них данные качества. Болконские - это честные и порядочные люди, которые стараются жить по законам справедливости. Противоположностью указанных семейных линий являются Курагины. За яркостью и красотой этой семьи скрываются фальшивые, алчные и грубые люди. Для них самое главное- деньги и положение в обществе. А ведь, по мнению Льва Николаевича Толстого, семейные отношения строятся именно на любви, взаимопомощи и взаимопонимании.

Не менее интересным и любимым является роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", в котором есть проблема взаимоотношений поколений, то есть отцов и детей. Главный герой Базаров отрицает все основы общества, в том числе семью и семейные ценности. В глубине души он любит своих родителей, но мало обращает внимание на их чувства и переживания. Базаров редко приезжает к отцу и матери, а, прибывая дома, почти не общается с ними. Но, когда сын тяжело заболел, за ним стали ухаживать именно родители. После смерти Евгения они часто ходят на кладбище, горюя о нем. Противоположные взаимоотношения в семье друга Базарова. Кирсанов любит своего отца, уважает его решения. Узнав о появлении брата, Аркадий вместо осуждения проявляет любовь и заботу к мальчику, знакомится с возлюбленной отца. Кирсанов и Базаров очень разные люди, имеющие противоположные взгляды на отношения в семье. Возникшая между ними дружба очень удивительна.

Итак, "мысль семейная"- одна из ведущих тем русской литературы. И это не случайность. Ведь семья- основа общества, в которой должны присутствовать любовь, верность, взаимопонимание и взаимопомощь. Я считаю, что родственники являются нашей опорой и поддержкой.

Читайте также: