Мы живем под собою не чуя страны сочинение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ стихотворения.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина.

Творчество Мандельштама занимает особое место в русской поэзии. Известно, что судьба этого человека была тяжёлой. За свой талант он поплатился гонениями, нищетой и, в конце концов, гибелью.

Поэт рисует весьма неприглядную картину окружающей его действительности. Он говорит о том, что люди, словно куклы, живут одним днём. Они не чувствуют значимости своей жизни и жизней окружающих людей:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Всё вокруг подчинено страху за свою судьбу и будущее, которого, если что не так, может и не быть.

Далее поэт показывает, что каков вождь, таково и его окружение:

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет…

Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина.

Что же касается размера стихотворения, то оно написано трёхстопным анапестом с пиррихием. Такой размер придаёт произведению большую сложность, которая способствует передаче настроения лирического героя, усиливает атмосферу трагедии и обречённости.

Таким образом, данное стихотворение оказало огромное влияние на современников и на правящие круги. Естественно, что подобные стихотворения Мандельштама не остались без внимания. Но, несмотря на все гонения, которые за ним последовали, автор всё же до конца остался верен своей точке зрения.

В двадцатом веке в русская литературе характеризуется кардинальными изменениями не только в политической и социальной сферах общества, но и в литературе. Так, например, появляются новые течения и школы, в которых многие писатели пытаются отразить свои переживания по поводу существующих проблем в стране. А это не могло не отразиться на творчестве многих выдающихся писателей той эпохи, в том числе и Маяковский, Ахматова, Цветаева, Максим Горький. Переломный момент в стране не только обогащает культуру, но и напоминает о том, что привычный уклад жизни, культуры прошлого, может погибнуть. Писатели воспринимали изменения по-разному, кто-то ждал перемен со страхом, не чувствуя опоры на собственную родину.

Некоторые поэты стали массово мигрировать в другие страны. Но Анна Ахматова несмотря на тяжелое положение в Рсиии, не желала покидать и ее. По мнению поэтессы, истинный патриот должен Оставаться там где был рожден, любить свою родину, несмотря на все ее недостатки, трудности.

Произведения Ахматовой отражалали противоречивость эпохи. Они носили антивоенный характер, призывающий людей не падать силой духа, не покидать родину в трудный для нее момент. Так, в стихотворение "Родная земля", автор рассматривает родную землю не как обетованный Рай, А как собственную землю, которая вмести с людьми, так же страдает.

Также, в стихотворении "Молитва", она пытается поднять народный дух, сплотить людей против общего врага. Поэтесса считает, что война довела людей до отчаяния, они могут пожертвовать даже собственной семьей, своими целями и мечтами. Туча здесь является символом войны, разрухи в России. Но лирический герой верит в Победу, в то, что скоро настанут лучшие времена, А для этого многие люди, истинные патриоты, готовы пойти на любые жертвы.

Можно сделать вывод о том что все времена войны, Революции, смены властей, поэты и писатели старались отобразить все переживания народа человека через лирического героя, образы и символы. Они не чувствуют защищенность, безопасность, находясь в своей стране, но верят, надеются на лучшее, светлое будущее России.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пастернак советовал никому не читать стихотворение и предупредил, что он не слышал текста. Мандельштам, как будто приближая смерть, читал его многим, среди них были и друзья, и случайные люди. Возможно, кто-то из них донёс на поэта. А Мандельштам, в свою очередь, многих назвал на допросах как слышавших стихи. В 1934 г. Мандельштам говорил Ахматовой, что к смерти готов.

Отношение современников к стихотворению было разным. В основном признавая его гражданскую ценность, многие считали его слабым в поэтическом отношении. Чтобы оценить стихотворение, надо рассмотреть приёмы создания художественного образа.

Литературное направление и жанр

Жанр стихотворения определяют как лобовая эпиграмма, поэтическая инвектива. Следователь на допросе назвал стихотворение контрреволюционным пасквилем.

Тема, основная мысль и композиция

Второе восьмистишье динамично. Это рассказ о деяниях вождя и его окружения. В третьем четверостишье Сталин противопоставлен своему окружению. Не то чтобы он был симпатичным, но сравнение в его пользу. Последнее четверостишье возвращает читателя к первому. Становится понятным, почему страна живёт в страхе. Описаны казни и наказания. Неожиданным и как будто искусственным является конец, снижающий пафос последнего четверостишья.

Тема стихотворения – описание Сталина как единоличного хозяина целой страны.

Основная мысль: Сталин силён, внушает страх и трепет, но ненависть к нему сильнее страха. В стихотворении он лишён всего человеческого, похож на лубочное изображение чёрта, является воплощением абсолютного зла. В подтексте заложена надежда на победу добра над злом.

По одной из версий Мандельштама не расстреляли, потому что Сталину понравился собственный портрет: вождь, наделённый абсолютным могуществом. Большинство исследователей считает, что Сталин стихотворения не читал. Есть мнение, что Сталин хотел добиться от Мандельштама хвалебных стихов.

Тропы и образы

В отличие от большинства современников, Ахматова высоко оценила художественную ценность стихотворения. Она отметила приёмы изображения Сталина, назвав среди качеств стихотворения монументальную лубочность и вырубленность. Перед глазами возникает карикатура. Сатира как будто нарисована художником-примитивистом. Возникает ассоциация с картиной Страшного суда, написанной народными мастерами.

Во торой строфе дан портрет Сталина. Мандельштам сравнивает его толстые жирные пальцы с червями, а верные слова с пудовыми гирями. Возможно, жирные пальцы представлялись Мандельштаму перелистывающими его стихотворения. С помощью метафор и метафорических эпитетов Мандельштам рисует лицо вождя, на котором нет глаз, а только смеющиеся тараканьи усища (есть редакции, где смеются глазища). В этом образе соединены омерзение и страх.

Образ сияющих голенищ не только реалистичный (Сталин носил сапоги), но и отсылает к описанию Иоанном Богословом Иисуса, у которого ноги сияли, как будто раскалённая в печи медь.

В последней строке Мандельштам использует излюбленный гоголевский приём, делая однородными членами казнь диктатора и его широкую грудь.

Мандельштам настолько прочно ассоциировался в советском сознании с противостоянием Сталину, что художник Владимир Гальба в середине 70-х, рисуя Тараканище и Воробья, подразумевал Сталина и Мандельштама, хотя непосвящённые об этом бы не догадались.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом (через каждые 2 строки четырёхстопный сменяется трёхстопным). Рифмовка в стихотворении парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Рифмы нарочито простые, банальные, примитивные. Богатыми можно считать только первую и последнюю рифмы.

«Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Автора отправили в ссылку в Чердынь, а потом разрешили поселиться в Воронеже. В ночь с 1 на 2 мая 1938 года он был арестован вновь и отправлен в лагерь Дальлаг. Скончался поэт по пути в декабре в пересыльном лагере Владперпункт, и тело Мандельштама советская власть оставила лежать непогребённым до весны.

Увы, не все проходит, многое остается. Мы по-прежнему живем под собою не чуя страны, как будто во временном бараке, будто мы заключенные на спецпоселении. Это особенно заметно в сравнении с ухоженными европейскими странами, когда оттуда только что приезжаешь.

Страшный, непонятный нормальному человеку, менталитет нашего народа. Нет, хороших людей здесь, пожалуй, не меньше, чем в той же Германии, только там люди живут обстоятельно, как удобно им, а у нас наоборот, вроде как в общаге или чужом доме, в который вот-вот вернется хозяин, и вышвырнет нас к чертовой матери.

Это ощущается на каждом шагу. Вот взять хотя бы наши частные дома и те же немецкие: у них крыши островерхие, угол при вершине не больше 45 градусов, у основания крыши, соответственно, не меньше (180-45)/2 = 67,5 градусов, тангенс угла при вершине 1,0, что означает, что любой предмет, если его, разумеется, специально не приклеивать, с такой крыши сваливается, а у нас будто сами себе геморрой готовили, - всего ничего, редко где и 90-то градусов увидишь! И это при том, что в Германии снежок если и выпадает, то это событие, а в России сугробы по 2 метра. У них крыши чистые, а у нас тонны снега кровлю проламывают, да еще и хозяин, забравшийся туда с лопатой, ему в этом деле помогает.

У них пол первого этажа так поднят над уровнем земли, что под домом подвал в человеческий рост, никакая талая вода или даже наводнение не помеха, а у нас будто каждый рубль при постройке экономили. Как снег тает, так в доме плесень и сырость.

И этот менталитет Шарикова, пропойцы, временного жильца, виден в России на каждом шагу. Вот ехали из аэропорта Шереметьево в родное Иваново, ночью ехали, так теперь вот разрешили платные дороги, и русский Ваня и рад стараться, перегородил выезд на МКАД шлагбаумом, и стрижет по сотне с машины. Остальные варианты выезда, предупреждает водитель, в таком состоянии, что на них лучше не заезжать.

Вот нам попалась колонна фур из 6 машин, неторопливо следующих впереди нас. Так наш водитель вынужден был применять для обгона каждой из них прием, более характерный для гонок под куполом цирка, чем для дорожного движения: он высовывался па встречку, по которой тоже непрерывным потоком мчались машины, и, улучив момент, когда, по его мнению, он успеет проскочить, отваживался на обгон. Встречная машина едва не рядом проскакивала. Ночью этот цирковой трюк наблюдать особенно жутко, я уж не говорю о том, что быть пассажиром.

Нет, человеческого продукта такого качества хватает и в Германии, но там чиновники, бизнесмены и политики люди честные, по крайней мере, подавляющее большинство. А у нас вор на воре, и жуликом погоняет. Ведь уверен, что на строительство этой малопочтенной дороги Владимир-Иваново были отпущены нормальные деньги, где они?

Или вот я в свое время писал еще теперь уж бывшему губернатору А.Меню, который теперь уже министр чего-то там, про вопиющее безобразие с железнодорожной веткой на Северный аэродром г. Иванова, идущей по городу и утонувшей в грязи так, что железнодорожное полотно ниже окружающего его грунта на полметра, отчего шпалы гниют, а ведь возят там авиационное горючее. Долго ли до греха? Опрокинется хоть одна цистерна, и окружающий микрорайон выгорит дотла за секунду.

Думаете, исправили? Нет, шпалы заменили, да прокопали канавки по обе стороны, хотя по всем правилам железнодорожное полотно должно располагаться на насыпи выше уровня окружающего ландшафта, чтобы в половодье вода не достигала деталей конструкции полотна.
А ведь наверняка и на эту работу были выделены немалые деньги.

Я думаю, что каждый читающий эти строки, вполне мог бы дополнить этот список фактами из своих наблюдений. Страна наша обширна и бардак в ней царит повсеместно. Почему так неуютно жить в нашей стране, почему здесь счастлив только вор?

Посмотрите хотя бы на бывших братьев-хохлов, уж не знаю, выйдет ли у них что, они от нас отличаются как хрен от редьки, но они хотя бы пытаются выбраться из дерьма, а мы как лежали на печи и мычали как идиоты сто лет до того, так и продолжаем. Проснитесь, почтеннейшие, Царствие Божие продрыхнете!

Уважаемый Валентин!
Соотечественники с большой гордостью цитируют известное ". в Россию можно только верить. ". И думают. Дескать, вот мы какие ! Будем верить и куда-нибудь, когда-нибудь прорвёмся. Но забывают, что эти искренние слова принадлежат, не просто поэту, а государственному мужу, которому Николай I поручил вести работу по созданию позитивного облика России на Западе. . И он, оказывается, уже тогда не знал, куда грести гребцам нашей необъятной галеры.
Не говорит ли это о давно устоявшейся безнадёге?
Читаю ваши выстраданные заметки с большим интересом. Василий, с приветом.

Спасибо, Василий за теплые слова. Мне так хочется сделать что-нибудь для моей несчастной Родины, чтобы она, наконец, стала такой же уютной, как умная Европа, где живут мои дети и внуки. Действительно, безнадёга давняя, и конца ей не видно, я здесь всю жизнь мучился, был репрессирован за "подготовку перехода границы", к которой я и близко не приближался, люди здесь не нужны, нужны рабы. Надеюсь, что хоть научно-техническая революция сдвинет Россию с якоря, и начнут у нас снова развиваться производительные силы, и пусть лет через 500, но Россия обретет человеческое лицо.

Рад был познакомиться. Хорошо Вас понимаю. У меня тоже, давным-давно, в середине прошлого века, был период "анкетной" нервотрёпки и безработицы.
Научно-техническую революцию не ожидаю. 500 лет это для меня за асимптотой.
Здоровья Вам и оптимизма в 2016-ом и далее везде.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: