Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою есенин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия- серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же прожил жизнь, зная любовь и неприязнь, душу имел нежную, открытую и мятущуюся.

ВложениеРазмер
gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме

Ханнанова Ирина Билаловна,

учитель русского языка и

литературы МКОУ Тевризского

муниципального района Омской области

«Тайчинская средняя общеобразовательная

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой – то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревшим в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

28 ноября 1925 года.

Учитель: Сергей Есенин живёт в нашей памяти как яркая звезда начала ХХ столетия – серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в соответствии с фамилией – в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же прожил жизнь. Зная любовь и неприязнь, душу имел нежную, открытую и мятущуюся.

Осень, ясень, осенний цвет.

Что–то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы и синь – рассвет.

Что – то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Всей России встают черты:

И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Неуклюжий, смешной галоп.

И весенних осин серёжки,

И рязанского неба ширь,

И просёлочные дорожки,

И приокские камыши.

А я помню его живого,

А я слыхал, как слетало

В затаивший дыханье зал,

И как в души оно врывалось,

Мучаясь, жалуясь, ворожа,

И как в нём закипала ярость

Слово болью шло, замирая,

Будто било в колокола, -

Русь, Россия, не надо рая,

Только ты бы одна жила!

Если б чёрное знать предвестье

И от гибели остеречь!

Только руки в широком жесте

Выше плеч летят, выше плеч.

Над Россией летят …Есенин!

Осень, есень, осенний цвет.

Всё равно это цвет весенний

Сень берёзы и синь – рассвет.

Учитель: Деревенское детство, уездная школа, короткая служба, городская богема, заграничное путешествие, поездки и оборвавшаяся жизнь – вот биография Есенина в двух строках. Судьба отпустила ему тридцать лет земного существования.

И поэтому, утверждает он, вся биография в стихах.

  • расширение и углубление знаний учащихся с этапами биографии и творчества С.А.Есенина; ознакомление их с наиболее интересными стихами;
  • воспитание чувства гражданственности;
  • развитие навыков самостоятельного чтения и анализа стихотворных произведений.

Оборудование: портрет поэта, сборник стихотворений С.Есенина, гитара, магнитофон.

Ученица: В рязанском селе Константиново, где 21 сентября (3 октября) 1885 года он увидел свет, поражают сегодня на столько узнаваемые черты, связанные с пребыванием здесь поэта, сколько необычный красоты картина, что открывается с высокого берега Оки.

Огромное на километры вдаль уходящее пространство земли: излучина реки, луга, дальше – лес от самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землёй почти незаметно, словно переходя в неё и проникая собой.

Константиновские земные обители кажутся поистине благодатными. И как видимый воочию духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит на речном откосе, напротив дома Есениных, церковь иконы Казанской Божьей матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней он был крещён именем Сергей.

На рубеже двух веков: XIX и XX, русская деревня ещё хранила традиционное, создавшее и укрепившее Россию, сознание того, что родная земля – это подножие Престола Божия, Новый Иерусалим, что истинное отечество каждого россиянина в царстве ином, непреходящем. Бабушки и деды Есенина, люди православные уже по своему родовому определению – крестьяне, хорошо знали эту главную истину, полученную в наследство от своих бабушек, своих дедов. Те из них, кому довелось заниматься воспитанием внука, сделали всё, чтобы вдохнуть её и в душу будущего поэта.

В начале творческого пути он писал:

Чую радуницу божью –

Не напрасно я живу,

Припадаю на траву.

Между сосен, между ёлок,

Меж берёз кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Иисус.

Он зовёт меня в дубровы,

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловый

Облаками крытый лес.

Голубиный дух от бога, словно огненный язык

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.

Льётся пламя в бездну зренья,

В сердце радость детских снов.

Я поверил от рожденья

В богородицын покров. (1914г.)

Ученица: Он начинал, что было вполне естественно, как певец дорогого ему крестьянского мира. Ранние стихи Есенина прозрачны и чисты:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт.

Кленёночек – трогательный, есенинский неологизм, построенный по типу слов, ягнёночек, ребёночек, одушевляет пейзаж, вводит растительный мир в систему универсальных отношений всего живого (мать и дитя). Цепь метафор делает изображение ярким, образным. Красочность картине придаёт избранная цветовая гамма, точнее контрастное сочетание цветов: зелёный – красный.

До костей весь пропахший степной травой,

Я пришёл в этот город с пустыми руками,

Но зато с полным сердцем и не пустой головой.

Стал первокласснейший поэт.

«Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

Ученик: Немаловажную роль в творчестве Есенина сыграла его поездка в Западную Европу и США с мая 1922 по август 1923 года.

Пора приняться мне

Чтоб озорливая душа

Уже по - зрелому запела.

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Как есть, все принимаю,

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Учитель: В этот же год написан целый ряд стихов, объединенных общей темой осмысления жизни. Приближающееся тридцатилетие осознавалось Есениным как пора подведения итогов бурно прожитой молодости.

Вопросы: 1. Какое впечатление произвело стихотворение?

2. Какие синтаксические конструкции можно выделить в стихотворение?

3.Какие традиционные есенинские образы наполняют стихотворение?

4. Как в данном произведении соотносятся с образом дерева периоды человеческой жизни?

Уход из жизни Сергея Есенина до сих пор неразгадан. По этому поводу существует много легенд. Однако одно неоспоримо – литература потеряла величайший талант.


Формирование интереса к литературе как учебному предмету.

Овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэта;

Обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного текста;

Установление взаимосвязей личности и творчества поэтов.

Расширять кругозор в области литературы и искусства через прослушивание музыкальных фрагментов;

Развивающие цели:

Пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизации читательских чувств;

Формирование умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;

Развитие устной речи;

Раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные цели:

Развитие духовного мира старшеклассников;

Создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике С. Есенина, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их лирикой;

Содействие развитию духовности, эстетической культуры.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.

Место проведения: актовый зал

Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина.

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Всей России встают черты…

- На Рязанской земле в с. Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому- родился Великий поэт С.Есенин.

Отец Есенина-Александр Никитич Есенин, мать-Татьяна Федоровна-крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.

И в стихах, и в автобиографии Есенин подчеркивал роль, которую сыграл его дед по матери Федор Андреевич Титов. Стихи писать начал с девяти лет.

Теперь вы как в тумане.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

Ну, а если тянет-

Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. Дед научил его, как надо драться. Как кулак держать. Чтобы угодить противнику в висок.

Жил Мартин, и никто о нем не ведал

Грустно стучали дни, словно дождь по железу.

И только иногда за скудным обедом

Учил его отец распевать Марсельезу.

Когда студенты занялись Мариенгофом, С. Есенин попросил М. Ройзмана, дежурившего в дверях вывести его из зала на улицу.

С. Есенин любил слушать русские народные песни. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.

Костер метели белой,

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное,

И крестя свой рот.

Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. В семье М. Ройзмана он прочитал стихотворение, после того как он навестил деревню. Он не узнал своего деда, тот очень состарился.

Мать друга, слушая стихотворение, прослез

Но что старик с тобой?

Отчего ты так глядишь скорбяще.

Добро, что не узнал ты деда…

Ах, дедушка, ужели это ты!

И полилась печальная беседа

Слезами теплыми на пыльные цветы.

В 20-х годах в советских учреждениях должности специалистов занимали бывшие царские чиновники, у которых. Как тогда острили, отец был бюрократом, а мать- волокитой.Они в основном сидели в финансовых отделах и бухгалтериях.

В 1924году в платежный день, Есенин пришел в Госиздат получить выписанный гонорар. Ему сказали, что в кассе денег нет. Он стал объяснять бухгалтеру, что у его родителей сгорела изба, и ему пришлось построить новую. Бухгалтер слушал поэта, уписывая за обе щеки пирожки с мясом и только пожимал плечами. Есенин снял шубу, шапку и начал и начал читать стихи. В бухгалтерию набежало много народа. И тогда бухгалтер велел выдать ему деньги.

Есенин писал об этом в своих стихах.

Оттого, что без этих чудачеств

Я прожить на земле не могу.

Да как он, по своей натуре веселый и общительный, мог без них прожить? Есенин встречался с бывшей женой из-за детей. Она была уже замужем за директором театра Мейерхольдом. При встречах Зинаида Николаевна говорила, чтобы Сергей не забывал своих детей, заботился о них. У Мейерхольда своих трое детей от первой жены и он их содержит.

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

И под конец Есенин перекликается с темой Онегина- Татьяны любимого им Пушкина:

Я знаю: Вы не та-

С серьезным умным мужем

Что не нужна Вам наша маета

Ни капельки не нужен.

Это стихотворение Есенин напечатал спустя шесть лет после расставания с Зинаидой Николаевной. Он все еще помнит о ней но в одном он ошибается: Она тоже не забыла о нем.

По свету растерял,

Легко отдал другому,

И без семьи, без дружбы,

Ты с головой ушел в кабацкий омут.

Ту за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В конце 1921 г. в Россию приехала Айседора Дункан и с первого взглада влюбилась в поэта, да и Есенин не остался к ней равнодушен. Она организовала школу танцев для детей.

Вскоре Есенин и Дункан уехали а Париж. Там он второй раз регистрировался с Дункан. Вернулся в Москву изнуренным и больным. Его замучила тоска по Родине. Лучше России он не может представить. Но Америка произвела на Сергея богатое впечатление. Россия нищая. С головой Есенин влюбился в коммунистическое строительство.

Гастроли Дункан не давали Есенину писать. Она не отпускала его ни на шаг от себя. Он пытался даже удрать от нее. Когда приехал к нему друг Кусиков. Они скрылись в одном из частных пансионов.

С.Есенин с Кавказа писал ей письма. Она видела положительные сдвиги к советской действительности. В поэзии Есенина и убедительно и настойчиво поддерживала его.

Критик Вронский писал, что стихи Есенина слабы и посредственны.

У нас поэта С.Есенина разглядывали через 30 лет после его смерти. А простая девушка Галя Бениславская осознала величие и силу его стихов тотчас же после их написания. Если Вам удастся прочитать письма (где-то в библиотеках они есть) Бениславской к Есенину и его к ней, перед вами встанет образ девушки, полный самоотречения, самопожертвования и трагической любви.

Спустя немного после смерти Есенина, М.Ройзман увидел Галю за столиком в здании телеграфа. Перед ней лежал чистый бланк для телеграммы, она сидела задумавшись, с ручкой в руке. Она очень похудела даже постарела. Ройзман спросил, не больна ли она?

- Нет я здорова,- тихо ответила Галя. - Но я каждую минуту думаю, что Сергея Александровича уже нет!

В начале декабря 1926 г. Г. Бениславская покончила с собой на могиле Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера, который дал несколько осечек. Она похоронена рядом с могилой Есенина.

Есенин узнал об этом из журнала и в письме к Г.Бениславской отозвался с большим юмором.

При жизни Есенина было нелегко со стихами (было у него много завистников и врагов), а что началось после его смерти.

Против его стихов выступили Ходасевич, Иванов, поэт Горбачев (подделал послание к Д.Бедному, якобы Есенин).

Но всех подлей выступили супруги Мережковский и З.Гиппиус.

Вдруг Есенину улыбнулось счастье. Летом 1923 г. Есенин и его друзья отпраздновали помолвку с артисткой камерного театра Августиной Маклашевской. Это была красивая фигуристая женщина.

Голубые глаза Есенина, как сапфиры светились голубизной нежности и любви. Друзья обрадовались за него.

И действительно Есенин снова начал творить. Он много произведений посвятил Маклашевской. Но брак не удался.

После этого Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Надумал жениться на ней. Она была намного моложе его. Но женитьба была скороспелой. Есенин хорошо не узнал ее Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Она была сверх меры горда, требовала соблюдения этикета и беспрекословного согласия с ее мнением. Эти качества были прямо противоположны простоте, великодушию, благородству, веселости, озорству Есенина. Они расстались.

М.Ройзман встретил Есенина, не видя его целое лето. Это был неузнаваемый человек. Раньше его глаза при разговоре расцветали: то голубели, то синели, теперь же были тусклые. Он стал немного сутулиться. И только когда начал читать в доме печати Анну Снегину, посвященную Лидии Кашиной, персидские мотивы, Балладу о 26 ти , глаза его сверкали голубым огнем, слегка порозовели щеки, разлетелись пшеничного цвета волосы.

В декабре 1925 г. Есенин лег лечиться в психиатрический санаторий. М.Ройзман решил навестить его, но врач сказал, что у него сегодня было много посетителей и он устал.

Ройзман поинтересовался, как попал он сюда. Сбежал. Разве это жизнь? Все время в глазах мельтешат сумасшедшие. Того и гляди сам рехнешься.

Потом к Ройзману пришел санаторный врач и он спросил у него диагноз Есенина. Тот ответил, Есенин страдает ярко выраженной меланхолией. Меланхолия или депрессия это психическое расстройство, которому сопутствует постоянное тоскливое настроение. Но самое опасное, меланхоликов типа Есенина мучает навязчивая мысль о самоубийстве. Естественно все это усиливается во время одиночества. Но многие мемуаристы пишут, что Есенин пытался сделать это несколько раз. Если бы так было об этом бы знали сестры Катя и Шура, Галя Бениславская.

Будь Есенин в Москве, никогда бы его не оставили в одиночестве да еще на весь вечер и на всю ночь!

Любовь к родному краю

- Лирика Есенина проникнута радостным ощущением роди ны. Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после битв, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз…

Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Ученик:

Низкий дом с голубыми ставнями,

не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых, земных перегрузок.

Ученик: «Задремали звёзды золотые!

Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.

С. Есенин трепетно относился к своим сёстрам…

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха.

В переулке каждая собака

Знает мою лёгкую походку

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу

Я хожу в цилиндре не для женщин…

В нём удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья.

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Послушаем стихотворение Есенина…

Стихотворение переложено на музыку, послушаем его в исполнении наших ребят:

Восток – родина замечательных лириков: Хайями, Саади, Низами, страна роз и тюльпанов, звездочётов. Для страдающей души, утратившего опору, прикосновение к этому – целительно.

Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Батуми зимой 1924-25 годов, Есенин, занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой - и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль.

Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердии ко всему живому в мире, мог так чувствовать, так выразить себе своё чувство родины в русском слове.

Многие стихотворения Есенина переложены на музыку. Послушаем в исполнении нашего ученика песню на стихи Есенина:

Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, глобальные проблемы нашего времени.

Его стихи, прежде всего, обращены к современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам, в завтрашний день человечества.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

и гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

В ночь с 4 на 5 октября Есенин диктует жене подряд семь небольших стихотворений

Вот это одно из них.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер?

Утром 28 декабря поэта обнаружили повесившимся в гостиничном номере. Последнее стихотворение С. Есенина, которое он накануне передал Эрлиху, было записано кровью.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

А современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал…

Список используемой литературы


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

4 – шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

6 – шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется.

Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.

В части материально-технического обеспечения:

оснащение мультимедийным оборудованием все классы

недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.

В части информационно-методического обеспечения:

требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

В части оценочной деятельности и диагностики:

влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;

отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Есенин открытый урок.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторяем… Что такое автобиография? Автобиография-жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Автобиография как литературный жанр пишется в художественном стиле, в ней сообщаются не только факты жизни, но и чувства, мысли автора.

лири́ческий геро́й Образ того героя в лирическом произведении, переживания ,мысли и чувства которого отражены в нем . Лирический герой не идентичен образу автора , хотя и отражает его личные переживания ,связанные с теми или иными событиями его жизни. Лирический герой может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика ,например, в лирике С. А. Есенина Литературная энциклопедия

Какие события и люди в детстве повлияли на становление личности будущего поэта ?

Словарная работа ХОМУТ-часть упряжи - надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов (Словарь Ожегова) ДЕГОТЬ-черная, густая, пахучая смолистая жидкость, получаемая сухой перегонкой древесины.(словарь Ефремовой Чаще всего деготь применяли для смягчения кожи, то есть в кожевенных мастерских. Хомуты, обшитые кожей, часто пахли дегтем

БОЖНИЦА-полка или киот с иконами (словарь Ожегова) ЛАМПАДА – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей (словарьОжегова)

ЛЕЖАНКА-невысокий каменный выступ у печки , на котором можно лежать, спать. Печь с лежанкой.

ШУШУН- старинная верхняя женская одежда вроде кофты или телогрейки.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Есенин.docx

Конспект урока литературы в 7 классе.(УМК Р.Бунеева)

Цель урока: показать, как проявляется автобиографическое начало в лирике на примере поэзии Есенина, сравнить с автобиографической прозой.

Познавательные:

-познакомить с личностью С.Есенина и его автобиографической лирикой.

-повторить средства художественной выразительности: эпитеты, повторы, роль разговорной и высокой лексики, особенности автобиографической литературы.

Развивающие:

-учить анализировать лирическое стихотворение, работать с текстом, приводить примеры из текста.

Воспитательные: привитие любви к русской литературе и интереса к личности поэта Есенина, воспитание любви к родительскому дому, умения ценить воспоминания детства.

Этапы урока:

Проверка домашнего задания

Формы и методы работы

Работа со словарем учебника

Постановка цели урока

Выступление учеников. Рассказ о детстве Есенина.

Рассказ учеников о биографии поэта

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником

Беседа, словарная работа, проблемный вопрос

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником

Работа с индивидуальным листом

Подведение итогов урока

Детство - самое теплое и доборе время в жизни каждого человека, о нем, конечно же, вспоминает в своих стихах С.А.Есенин.

Цель нашего сегодняшнего урока узнать на примере произведений Есенина, каковы особенности автобиографической лирики?

Дома вы повторяли, что такое автобиография. Расскажите.

Ученики: Автобиография-жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.

Автобиография как литературный жанр пишется в художественном стиле, в ней сообщаются не только факты жизни, но и чувства, мысли автора.

Учитель : Какие автобиографические произведения мы уже изучили?

Учитель : Вспомните, с какими событиями детства, какими людьми связаны воспоминания Марины Цветаевой?

Учитель : Напоминаю, что читая стихотворение, мы знакомимся не с необычным героем, это ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, и он отличается от героев повестей и рассказов.

Найдите определение в словаре учебника. Кто такой лирический герой?

Ученики: Образ того героя в лирическом произведении, переживания ,мысли и чувства которого отражены в нем . Лирический герой не идентичен образу автора , хотя и отражает его личные переживания ,связанные с теми или иными событиями его жизни.

Учитель: Лирический герой может наделяться

биографией и даже чертами внешнего

облика , например, в лирике С. А. Есенина

Учитель : Вспомните, какие произведения Сергея Есенина вам уже известны?

Учитель: Ученикам нашего класса было дано задание - изучить биографию Есенина и рассказать о самых ярких событиях и воспоминаниях его детства. Результаты своего исследования они представили в виде презентации.

Задание классу : послушать рассказ го детстве Есенина. Подумать какие события и люди в детстве повлияли на становление личности будущего поэта ?

Ученики рассказ 2 учеников о детстве поэта.

Беседа после презентации о биографии

Учитель : Какие события и люди в детстве повлияли на становление личности будущего поэта ?

Ученики: Ссора отца и матери, воспитание в доме дедушки, песни и любовь бабушки, жизнь в селе Константиново, крестьянский быт, картины природы и т д.

Ученик читает стихотворение.

Учитель: О каких ощущениях детских лет говорит поэт?

Ученики: воспоминания о доме деда и бабушки, песни и сказки бабушки. За окном метель , а в доме уютно и тепло. Воспоминания о войне (1905 год Русско-Японская война), но у поэта в памяти остались мирные теплые воспоминания о доме :

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.

О родной рязанской земле:

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Советы деда: И помню, дед мне
С грустью говорил:
"Пустое дело.
Ну, а если тянет -
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл".

Учитель: В стихотворении поэт использует устаревшие слова, слова из крестьянского быта.

Словарная работа:

Хомут-часть упряжи - надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов (Словарь Ожегова)

Деготь - черная, густая, пахучая смолистая жидкость, получаемая сухой перегонкой древесины.(словарь Ефремовой) Чаще всего деготь применяли для смягчения кожи, то есть в кожевенных мастерских.

Хомуты, обшитые кожей, часто пахли дегтем

БОЖНИЦА-полка или киот с иконами (словарь Ожегова)

небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей (словарь Ожегова)

Лежанка - невысокий каменный выступ у печки , на котором можно лежать, спать. Печь с лежанкой.

Все это воспоминания детства, ощущения детских лет ,которые повлияли на лирику Есенина

А как вы поняли строки:

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Ученики: Еще в детстве Есенин принял решение стать поэтом , свои чувства он хотел выразить в стихах.

Учитель: У любого человека воспоминания детства связаны с мамой. У Есенина есть стихотворения, посвященные матери, одно из них "Письмо матери" было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства. Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, высказанных ранее.

Послушайте стихотворение и подумайте, каким настроением проникнуто это стихотворение?

Читает заранее подготовленный ученик

Учитель: Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какие слова из текста это подтверждают?

Ученики: Стихотворение грустное, печальное, потому что мать грустит о судьбе сына, который находится далеко от дома. Лирический герой просит мать не тревожиться о сыне, не грустить, не переживать.

Учитель: Стихотворение написано в 1924 году,а поэт погиб в 1925г. Есть ли в стихотворении Есенина какое-то чувство, настроение, предвещающее его трагический финал?

Ученики: Да, перед нами глубоко личное письмо к матери, в котором поэт сообщает конкретные биографические подробности и бытовые детали о себе и Татьяне Фёдоровне.

Учитель: Какие чувства волнуют поэта, вызывая в нас ответное волнение?

Ученики: Тоска по родному дому, чувство вины перед матерью, грусть о прошлом, о несбывшихся мечтах, надежды на возвращение, на будущее

Учитель: Какие образы ассоциируются у поэта с детством, родительским домом? Что для него родительский дом? Найдите в тексте. Назовите эпитеты.

Учитель: В стихотворении звучит высокая и разговорная лексика. Объясните, почему это происходит?

Учитель: Перечитайте последнее четверостишие. Зачем атор использует повтор?

Завершая стихотворение, автор повторяет 2-ю строфу, т.е. использует кольцевую композицию, но не точную, буквальную, а изменённую. Что это за изменения?

Ученики: в нач але стихотворения поэт говорит о чувства х матери, в конце звучит просьба забыть тревогу, не грустить, не ходить на дорогу. Появляется наречие «так , оно меняет интонацию, которая становится взволнованной, просительно-побудительной).

Учитель : Каким мы увидели Есенина в данном стихотворении?

Итоги урока:

Мы прочитали уже много автобиографических произведений,как вам показалось, чем лирические произведения отличаются от повестей и рассказов.

1.Лирический герой может наделяться биографией, чертами облика автора

2.Лирические произведения более эмоциональны, поскольку лирика не изображает события, а выражает чувства,эмоции.

Наверное, не случайно это стихотворение столь проникновенно, что стало даже известным романсом, а художник С. Якушевский изобразил мать поэта на портрете,и похожа она на любую переживающую и ожидающую сына мать.

Читайте также: