Музей фаберже располагается в шуваловском дворце на набережной реки фонтанки одном егэ сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Самое крупное в мире собрание работ знаменитой
ювелирной фирмы и произведения
других мастеров XIX—XX веков

Самое крупное в мире собрание работ знаменитой ювелирной фирмы и произведения других мастеров
XIX—XX веков

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году. Это первое в современной России негосударственное собрание федерального значения. В коллекции вы можете увидеть произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже: знаменитые императорские пасхальные яйца, ювелирные украшения и аксессуары, посуду, предметы интерьера. Здесь же представлены работы и других известных ювелиров конца XIX — начала XX века.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году. Это первое в современной России негосударственное собрание федерального значения. В коллекции вы можете увидеть произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже: знаменитые императорские пасхальные яйца, ювелирные украшения и аксессуары, посуду, предметы интерьера. Здесь же представлены работы и других известных ювелиров конца XIX — начала XX века.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году. Это первое в современной России негосударственное собрание федерального значения. В коллекции вы можете увидеть произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже: знаменитые императорские пасхальные яйца, ювелирные украшения и аксессуары, посуду, предметы интерьера. Здесь же представлены работы и других известных ювелиров конца XIX — начала XX века.

Музей Фаберже находится в Шуваловском дворце — одном из петербургских архитектурных памятников XVIII–XIX столетий. Его левое крыло возвели в 1780-х годах на берегу реки Фонтанки для графов Воронцовых. Правую часть здания пристроили позднее — в начале 1820-х, когда дворец уже принадлежал обер-егермейстеру Дмитрию Нарышкину. С 1846 года он перешел к родственникам Нарышкиных, графам Шуваловым, которые и владели им вплоть до революции.

В начале 1920-х годов в Шуваловском дворце находился Музей быта. Затем здесь открылись Дом печати, где проводили свои творческие вечера писатели-обэриуты, Дом техники, а в 1960-х — Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

На первом этаже музея расположились гардероб, сувенирный магазин, билетные кассы. Здесь же можно купить аудиогид, заказать экскурсию или познакомиться со специальными программами для детей. Сама же экспозиция находится на втором этаже, куда можно попасть по Парадной лестнице. Ее построили в 1840-х годах по проекту архитектора Иеронима Корсини. В 1859 году лестницу реконструировали, над ней появился купол, украшенный лепниной. Сейчас на лестничной площадке можно увидеть бронзовые бюсты Николая I и императрицы Александры Федоровны, а также копию античной статуи Аполлона Бельведерского.

Терины (пара). Серебро. Начало 1760-х годов. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Пару серебряных супниц теринов изготовили в 1760-х годах по личному заказу Екатерины Великой. Императрица подарила их офицерам Пажеского корпуса. Ручки теринов выполнены в виде воинских регалий: щитов, шлемов, артиллерийских орудий. Каждый сосуд стоит на четырех фигурных ножках, его украшают орнаменты, которые были популярны в то время: волны, завитки и цветочные гирлянды.

Набор серебряных чарок, выполненных в форме ведерок для кормления лошадей, принадлежал офицерам лейб-гвардии Конного полка. На каждом предмете сохранилась гравировка с именем его владельца. Такие чарки часто дарили офицерам в качестве сувениров. Они также хранились в офицерских собраниях, где проходили все внестроевые мероприятия полка.

Этот набор чарок был изготовлен на ювелирной фабрике братьев Грачевых — одной из самых крупных фирм того времени, которая имела статус поставщика императорского двора. Фабрика Грачевых выпускала золотые и серебряные изделия, некоторые из них мастера украшали филигранью и цветной эмалью.

Ковш презентационный. Серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1891 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Ковш презентационный. Серебро. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1891 год
Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Серебряный презентационный ковш подарил офицерам Кавалергардского полка князь Владимир Оболенский — гофмаршал при дворе Александра III, близкий друг императора и его адъютант до коронации.

Ковш в стиле неорококо изготовил Юлий Раппопорт — главный серебряных дел мастер петербургского филиала фирмы Фаберже. Он украсил сосуд растительным орнаментом, а на завиток ручки поместил такого же орла, какие украшали шлемы кавалергардов в то время.

Из Рыцарского зала вы попадете в Красную гостиную. Здесь выставлены серебряные изделия знаменитых русских ювелирных фирм: Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых.

В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде, князь Лев Голицын получил от Николая II награду за развитие российского виноделия. Император преподнес ему серебряный ковш с памятными надписями и вставками из красной эмали. На ручках ковша располагались фигурки орлов из серебра. Этот наградной сосуд изготовил Юлий Раппопорт — ювелир фирмы Фаберже, который был автором разных серебряных изделий, но особенно прославился скульптурными изображениями зверей и птиц.

Пресс-папье, изготовленное ювелиром Игнатием Сазиковым, было предназначено для того, чтобы удерживать важные бумаги на письменном столе. Им прижимали листы, чтобы они случайно не слетели и не потерялись. Кроме того, пресс-папье служило украшением рабочего места. Игнатий Сазиков поместил на малахитовую плитку серебряную скульптуру ямщика, управляющего тройкой лошадей. Это изделие вошло в коллекцию из 19 предметов, которые были украшены сценами из крестьянской жизни. В эту серию, помимо пресс-папье, включены были молочники, кувшины, кубки из серебра.

Это яйцо создал мастер фирмы Фаберже Георг Штейн в честь коронации Николая II и его супруги. Сюрпризом внутри яйца стала точная копия парадного экипажа, в котором ехала императрица Александра Федоровна во время церемонии. Георг Штейн работал над миниатюрной каретой больше года по 16 часов в сутки. В это время он не раз посещал музей императорских экипажей, чтобы сравнить свою работу с оригиналом. Штейн повторил даже некоторые детали ходовой части, благодаря чему крошечная карета могла ездить и поворачивать точно так же, как настоящая. Обе ее дверцы открывались, изнутри спускались миниатюрные подножки. Внутри экипажа располагался еще один сюрприз — миниатюрное пасхальное яичко, подвешенное к потолку. В документах фирмы Фаберже упоминалось, что оно было изумрудным, но в инвентаризации императорских драгоценностей 1909 года говорится о яйце из желтого бриллианта. Возможно, императрица сама поменяла подвески, чтобы носить изумрудный кулон на шее.

В этом отзыве я хочу рассказать об одном из самых впечатляющих музеев Санкт-Петербурга, которое не оставит равнодушным ни одного ценителя прекрасного. Речь пойдет о Музее Фаберже. Помимо уникальной коллекции интерес представляют и сами залы, ведь музей располагается в Шуваловском дворце. Реставрационные работы этого исторического здания на набережной Фонтанки заняла около 7 лет. Официальное открытие музея состоялось в 2013 году. В последнее посещение Санкт-Петербурга это место было запланировано в моей программе, но к сожалению времени на него не осталось. В этом же году я посетила Санкт-Петербург повторно, исправив ситуацию.

Музей Фаберже является негосударственным, и это чувствуется во всем- в стильных информационных табличках и указателях, в удобных и многочисленных камерах хранения, в наличии бахил, в идеальнейшем состоянии стендов и т. д. Я еще чуть более подробно остановлюсь на этим моментах ближе к концу отзыва.

В музее можно увидеть экземпляры декоративно-прикладного и изобразительного искусства, многие из которых принадлежали императорской фамилии, а так же представителям монархических дворов Европы. Можно увидеть личные вещи Александра III и Николая II. Роскошь и мастерство исполнения некоторых экземпляров поражают.
В музее представлены предметы быта, ювелирные украшения, столовое серебро, драгоценная галантерея, интерьерные предметы и т. д.

Первое что видят посетители это красивейшую парадную лестницу. Далее, находятся не менее роскошные залы, с шелкографией на стенах, и красивым оформлением самих помещений- лепнина, вазы, камины, зеркала, канделябры, очень красиво.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Удобное расположение в пешей доступности от Аничкова моста.
На посещение музея рекомендую выделить не меньше часа. Именно столько у нас ушло на его осмотр, при том, что у нас не было аудиогида, в некоторые залы возвращались повторно. Лучше тысячи слов скажут фотографии, которые к сожажению не могут передать всей красоты, но помогут составить представление о том, что же предстоит увидеть посетителям Музея Фаберже.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Единственным минусом является отсутствие информации о каждом экземпляре, они лишь пронумерованы и подходят для аудиогида. Если бы мы знали об этом заранее, то обязательно приобрели бы его, ведь очень хотелось узнать подробнее о том или ином предмете этой уникальной и впечатляющей коллекции.
В музее вся коллекция распределена по залам и носит определенную тематику. Предметы этого зала выполненные в технике эмаль:

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Еще один зал, поражающий красотой своих экспонатов:

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

В музее возможен как самостоятельный осмотр, так и осмотр с экскурсоводом.
Музей Фаберже в Шуваловском дворце открыт ежедневно, за исключением пятницы с с 10:00 до 20:45, что делает его удобным для посещения. Это частный негосударственный музей, поэтому цена входного билета выше, чем в других музеях Санкт-Петербурга и составляет 450 рублей. Однако, эта цена полностью оправдана. Начиная от удобного современного сайта и заканчивая кафе при музее, здесь предоставлено максимальное качество услуг.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

При музее есть очень уютное и симпатичное кафе, цены чуть выше привычных, но чашку кофе и пирожное позволить себе можно.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Еще раз хочется обратить внимание на прекрасно отреставрированные залы Шуваловского дворца и их оформление. Будь это просто помещение с белыми стенами, где в витринах были размещены экспонаты, общее впечатление сильно бы терялось.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

А, вот как выглядит скамеечка для желающих отдохнуть, она совершенно незаметна, что бы не портить общий антураж и царскую атмосферу этой роскоши.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

А еще есть зал с картинами, освещение в нем такое, словно картины светятся изнутри. Не знаю, как организаторы добились такого эффекта но выглядит завораживающе.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Я выложила большое количество фотографий, но не показала и половины экспонатов, их здесь действительно много и все заслуживают отдельного внимания.

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Фаберже (Россия, Санкт-Петербург) фото

Удобное расположение и часы работы до позднего вечера делают Музей Фаберже очень привлекательным для посещения туристов. Само здание большое и имеет удобную планировку залов, поэтому даже при большом скоплении посетителей и экскурсионных групп толчеи не бывает.
Потрясающей красоты интерьеры комнаты с лепниной и шелкографией на стенах, с большим количеством сочетающихся между собой элементов декора создают нужную атмосферу для восприятия этих королевских предметов обихода и украшений.
Здесь есть что посмотреть, и чем восхититься.
Когда мы вышли из музея, то подруга сказала фразу с которой я полностью согласна. Здесь ровно столько, сколько нужно, не больше, иначе было бы утомительно, и не меньше.
Для нас посещение музея стало одним из самых запоминающихся. Настоятельно рекомендую к посещению! Я же планирую вернуться сюда снова, но уже заказав экскурсию или аудиогид.

-часы работы до позднего вечера и только с одним выходным в неделю

-возможность полюбоваться самим Шуваловским дворцом и его интерьерами

-правильное освещение витрин, отличная видимость без бликов на стекле

-большая коллекция на разные тематики

-развитая инфраструктура: бахилы, гардероб, камеры хранения, кафе, информационные таблички и т. д.

К минусам могу лишь отнести отсутствие информации о каждом из имеющихся предметов коллекции. Возможно это сделано намеренно. Организаторы вложили деньги в реставрацию здание и в оформление и теперь активно их окупают, предлагая услуги экскурсовода или аудиогид. Судить за это их не могу. Стоимость и того и другого приемлемая, поэтому свою оценку за это не снижаю, поскольку все остальное на высшем уровне.

Любителям красивых старинных интерьеров предлагаю посетить Юсуповский дворец.
Еще один замечательный музей находиться на Невском проспекте- Строгановский дворец.

Шуваловский дворец, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, был возведен в конце правления Екатерины II на берегу реки Фонтанки, отмечавшей в то время границу Санкт-Петербурга. Перейдя через несколько лет во владение могущественной семьи Нарышкиных, дворец быстро завоевал репутацию популярного светского места. Это один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга.

red

Дворец на набережной Фонтанки, дом 21, был построен в конце XVIII века. Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина - Мария Антоновна. Во дворце Нарышкиных,славившемся собранием произведений искусства, а также празднествами и концертами, бывали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и сам император Александр I.

С 2006 по 2013 году Культурно-исторический фонд "Связь времен" провел первую комплексную реставрацию Шуваловская дворца за более чем 200 лет, которая позволила приспособить его к современным нуждам.


Пожалуйста, обратите внимание, что залы с экспозицией закрываются за 15 минут до завершения работы музея


Музей Фаберже в Санкт-Петербурге создан для сохранения, изучения и популяризации культурного наследия России, а также для развития музейной инфраструктуры города. Основу собрания музея составляет крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, включающая в себя девять знаменитых императорских пасхальных яиц.


Они обладают огромной ценностью не только как предметы высочайшего ювелирного мастерства, но и как уникальные исторические артефакты. Также в собрании музея – коллекции произведений декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами во второй половине XIX – начале XX веков. Музей располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки – одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга.








Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4000 единиц хранения и по своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и другим представителям монархических дворов Европы, без сомнения, является одним из лучших в мире.





Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов.




Наибольшую ценность в собрании представляют девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II.


Помимо произведений фирмы Фаберже, собрание включает в себя работы его современников, прославленных русских ювелиров и мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и многих других.


Ядром экспозиции являются произведения прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846–1920) – придворного ювелира русских царей, приобретенные Виктором Вексельбергом в начале 2004 года у наследников американского газетного магната Малкольма Форбса (1919–1990), на протяжении 30 лет увлеченно занимавшегося поиском и приобретением царских драгоценностей.

Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации.


Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния.




По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.


Блюдо с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны






Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, а под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрпризом является бутон чайной розы (считается, что именно такие цветы больше всего ценились в Гессен-Дармштадтском герцогстве) на коротком стебельке. Внутри бутона – миниатюрная императорская корона (настоящая корона увенчает голову Александры Федоровны год спустя), усыпанная бриллиантами, с двумя рубинами-кабошонами (со временем утраченная). Выполненная ведущим мастером фирмы Михаилом Перхиным роза была одним из первых сюрпризов Фаберже, снабженных механизмом: лепестки открываются при нажатии на маленькую кнопку на стебле.


В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Карла Фаберже – императорские пасхальные яйца – свидетельства таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Эти драгоценные изделия с затейливыми сюрпризами особенно ценимы еще и потому, что запечатлели важные события в российской истории рубежа позапрошлого и прошлого веков: последнюю коронацию в Российской империи, пятнадцатилетие царствования Николая II, войну с Германией.


Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании фонда находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты – герцогини Мальборо и золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы.



Бонбоньерка в стиле Людовика XVI с изображением на крышке памятника Петру I принадлежала Александре Федоровне. Ее увенчанная короной монограмма выгравирована на хрустальном основании, боковые стенки которого украшены переплетающимися лавровыми гирляндами. Конная статуя Петра Великого работы Э.-М. Фальконе написана по розовому фону в технике camaieu mauve. Почти точно такая же коробочка, но с покрытыми эмалью, а не хрустальными, стенками и дном есть в коллекции королевы Елизаветы II.


Бонбоньерка в форме кресла



Тарабров Николай Филиппович – владелец мастерской в Москве по производству серебряных изделий в 1893 – 1917 гг.



Медальон подвесной с портретом великой княгини Елизаветы Федоровны



Настольные часы с глобусом

Настольные часы с нефритовым корпусом и покрытым эмалью по гильошированному фону циферблатом венчает глобус из горного хрусталя. На его поверхности выгравированы основные морские пути. Часовой механизм, соединенный с ось глобуса, приводит его в движение. Нанесенная на совпадающий с экватором золотой обруч шкала позволяет определить время в разных точках земного шара



Пятнацатилетие и Петушок

Среди таких предметов – миниатюрная бонбоньерка в виде яйца, принадлежавшая греческому королю Георгу I, родному брату российской императрицы Марии Федоровны, редкостные изделия, выполненные для барона Леопольда де Ротшильда, и другие произведения, имеющие мемориальный характер, например, эмальированные золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского – брата царицы Марии Федоровны.


Помимо произведений фирмы К. Фаберже, приобретались изделия его современников – Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова, создавшего репрезентативный свадебный сервиз для великого князя Константина Николаевича, а также знаменитых серебряников О. Курлюкова, А. Кузьмичева, М. Семеновой, ювелиров семьи Болин, золотых дел мастеров Шпигеля, Кейбеля, Гана. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон, часть из которых принадлежала известным историческим лицам.





Вазы, на одной из которых изображены дворцовые гренадеры в Тронном зале Зимнего дворца, а на другой – гренадеры в Тронном зале дворца Тюильри, были подарены императором Николаем I чрезвычайному и полномочному послу Франции в России (1828–1830, 1833) Казимиру Луи Викторьену де Рошешуару, герцогу де Мортемар.



Порткарандаш "Иван Калита"


Александр Мхайлович и Ксения Александровна


Табакерка "Венера и Амур"










Выставочный, Рыцарский и другие залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев: К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара. Шуваловский дворец снова наполнился художественными сокровищами, только отныне его двери будут открыты для жителей и гостей Санкт-Петербурга.






Одной из жемчужин в роскошном ожерелье петербургских дворцов является дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21. Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга определить не удается. Известно лишь, что он создан в стиле архитектора Д.Кваренги в конце XVIII века. Именно к этому периоду относится его первое изображение - гравюра Б. Патерсена "Набережная Фонтанки у Аничкова дворца", хранящаяся в государственном Эрмитаже.

Читайте также: