Можно ли жить праведно в неправедном мире иуда искариот сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто.

Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX-XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо,

за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии.

Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

В рассказе “Иуда Искариот” Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал

“нечто по психологии, этике и практике предательства”. В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни.

Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был “точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды”. Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя.

Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а “в припадке робости” закрывает живой глаз.

Его голос, “то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины”, то тонкий, “досадно жидкий и неприятный”. Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, “всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно”.

В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно.

Во время первой русской революции 1905-1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, “как будто они произошли не от Адама, а от Иуды”.

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, “кто больше любви заплатил”, чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы.

Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: “…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот”. Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает.

Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы.

Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело.

Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями.

Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они “теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая”. Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него.

Любовь спасает, не зная сомнений.

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: “Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там!

Жертва – это страдания для одного и позор для всех. &;lt;…&;gt; Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!” Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним.

Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: “Так встреть же меня ласково.

Я очень устал”. Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

Автор дает свое понимание и видение евангельских мотивов. Л.Н. Андреев обращается к вечным темам: Иисусу Христу и ко всему, что с ним так или иначе связано. Можно сказать, что Л.Н. Андреев перекраивает Евангелие, добавляя философские размышления.

Центральным персонажем повести становятся не ученики Иисуса и даже не сам Иисус, а Иуда, который в народном сознании ассоциируется только с предательством. Если в Евангелии об Иуде говорится немного и обращается внимание лишь на факт его предательства, то Л.Н. Андреев хочет продемонстрировать мотивы и причины, по которым Иуда совершает предательство. Автор особое внимание уделяет внутреннему миру Иуде, его нравственным качествам и терзаниям.

Предательство Иуды тесно связано с его любовью к учителю. Не из желания получить серебряники Иуда предлагает первосвященнику Анне выдать Иисуса под суд. Иудой движет ревностная любовь к Иисусу, обида за то, что Иисус приблизил к себе не его, а Иоанна и Петра. Л.Н. Андреев демонстрирует тесную связь между проблемами предательства и любви, что было не характерно как для евангельских текстов, так и для литературы в целом.

Нравственно-философская проблематика наблюдается также в том, что Иуда по сюжету андреевской повести совершает предательство не ради предательства как такового, а ради того, чтобы провести некий эксперимент, который носит и философский, и нравственный характер. Иуда хотел проверить окружающих Иисуса людей на верность и понимание учения Иисуса. Предательство Иуды связано с желанием приблизить человечество к истине, он думает, что люди, увидевшие приближающуюся к Иисусу опасность, глубже поймут его учение, основанное на идеях любви и добра.

Нравственная проблема предательства связана не только и даже не столько с образом Иуды, сколько с образами окружающих Иисуса людей. Предателями в повести Л.Н. Андреева являются ученики Иисуса, которые оставили своего учителя в опасности, которые не защитили его и даже не постарались спасти его. Ученики Иисуса в андреевской повести выступают как предатели и трусливые лицемеры, которые не достойны находиться рядом с Иисусом. Предательство совершают и представители народа, которые до судебного разбирательства восторженно встречали Иисуса и его учение, а во время финального суда попросили казнить Иисуса и даже взяли на себя ответственность за эту казнь.

Автор повести показывает, что Иуда был прав в том, что все люди являются порочными существами. В отличие от Иисуса, который безоговорочно верил в человеческое добро, Иуда понимал людей и их противоречивый внутренний мир. Казалось бы, Иуда должен был радоваться своей правоте, однако результат доказательства своей правоты привел к тому, что Иуда тяготился тем, что он стал причиной гибели Иисуса.

Л.Н. Андреев наделяет всех своих персонажей разными характеристиками: и положительными, и отрицательными. Поэтому в данном произведении нельзя четко разграничить добро и зло; нельзя сказать, какие герои являются представителями добра, а какие – представителями зла. Писатель выражает мысль о том, что эти две вечные философские категории взаимосвязаны друг с другом и не могут существовать по отдельности, причем связь эта проявляется не только между людьми, но и между внутренним миром одного человека.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Почему Иуда предал Христа?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Почему Иуда предал Христа?

Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Иисуса Христа, который понимал происхождение учителя и знал таинства Царствия небесного.

По рассказу Л.Н. Андреева, Иуда Искариот, ученик Иисуса, был необычным человеком. С самого начала и на протяжении всего рассказа автор показывал тайну, необычайность Иуды. Внешность Иуды - лицо "как будто из двух половин", его поступки: он всегда лгал, ложь настолько была ему свойственна, что окружающие не придавали этому особого значения, а только смеялись над Иудой. Его поступки вызывают множество вопросов, например тот поступок, когда он защитил Иисуса. Друзья Иуды не задумываются об этом. Они не понимают почему Иуда так поступает, но и не задают ему вопросы, потому что Иуда такой человек и это не изменить. Когда в рассказах Иуды его слушатели не видят ничего интересного, Иуда начинает добавлять немного лжи - у публики появляется интерес; они смеются.

Тогда Иуда начинает лгать все больше и в итоге он слышит недовольство. Например когда он говорил о родителях, это не понравилось слушателям, но Иуда остался при своём мнении. Или в рассказе про собаку, где слушатели смеялись, он признался что "немного" солгал. Этими странностями Иуды, автор хотел показать, выделить его из двенадцати, указать на то, что Иуда особенный и был послан на эту землю не просто так. Но к сожалению не для благих поступков.

Иисус знал, с самого начала знал, что Иуда не простой человек, не такой как другие ученики. Иисус любил Иуду, но видимо, ему было мало. Иуда хотел добиться большей любви своего учителя. Он начал одержимую борьбу за любовь учителя. Его цель была настолько слепой, что он даже не понимал, что его поступки Иисус не поощрял, но он продолжал и не понимая задавал вопрос "Почему Он не любит меня?". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В погоне за любовью учителя Иуда видел себя "красивым, прекрасным Иудой", но на самом деле он становился все ужаснее и жёстче.

Я считаю, Иуда Искариот был добрым и хорошим человеком, его душа была чиста, но в определенный момент такие соблазны как жадность, алчность начали поедать его душу. Они не уничтожили её до конца, он осознал свой поступок, только поздно.

Почему Иуда предал Христа? На этот вопрос у меня есть два ответа. Исходя из рассказа Андреева, где Иуда с самого начала персонаж необычный, странный, можно сказать, что он был послан судьбой на предательство Иисуса. Иуда не виноват, таково было его предназначение. Вторая версия это Иуда, человек поддавшийся соблазнам, человек который дал жадности пробраться в свою душу и погиб от угрызения совести.

Иисус - мудрый человек, учил прощать. Иуду нужно простить. Оправдания его поступка, вопросы "Зачем? Почему?" на протяжении многих лет встречаются в литературе, я же считаю Иуда любил своего учителя, но был одержим Его любовью.

Оборудование: портрет Л. Андреева, письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту произведения.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

I. Объявление темы урока.

Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

Постановка учебной задачи:

Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

II. Анализ повести “Иуда Искариот”.

Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

  • Каким образом и что мы узнаем о нем?

Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

  • Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.
  • Какие чувства вызывает описание природы? (Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

  • Как же выглядит Иуда? Зачитать.
  • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

  • Какое чувство вызывает описание внешности?

Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.

  • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)
  • А как называют героя в произведении? Кто?

Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

  • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

  • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.

Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла.

  • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

Спасает жизнь Иисусу.

Еще больший гнев Иисуса.

Говорить правду. (Заполняем таблицу дальше и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)


  • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

  • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

  • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?

Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это.)

  • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”.

  • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

Любил Христа, хотел быть с ним.

  • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

Обрекает себя на вечный позор.

Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

  • Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.
  • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”.

Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

“…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].

  • Вы согласны с высказываниями Иуды?
  • Кто же Иуда: победитель или побежденный?

Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

  • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

  • Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. А что об этом мы узнаем в книге? Зачитайте.
  • Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

III. Представление учащимися своих исследовательских работ:

1. Ритмико-интонационный анализ повести Л. Андреева “Иуда Искариот”.

2. Пространство и время в повести.

3. Многообразие цвета и его значение в повести.

По ходу выступлений учащимися составлена следующая модель выступления:

img2.jpg (10989 bytes)

4. Озвучивание модели произведения: чтение авторского стихотворения, написанного по прочтении повести “Иуда Искариот”:

Под небом вечным – вечная земля
С добром и злом, предательством, грехами.
Здесь люди грешные. И души их горя
В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.
Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!
Там сном спокойным праведники спят.
А всем живым век помнить про того,
Кто был когда-то предан и распят.

Читайте также: