Можно ли в сочинение егэ приводить аргументы из жизни

Обновлено: 07.07.2024

Задачей школьного курса русского языка является не просто формирование определенного количества знаний в этой области. Главная цель – научить молодых людей грамотно и аргументированно озвучивать, отстаивать свою точку зрения. И если грамотность – это вопрос правила и их применение, то с аргументами не все понятно. Но здесь нет ничего сложного. Мы расскажем, как приводить примеры из жизни в сочинениях по русскому языку.

Зачем нужна аргументация тезисов?

Их наличие – это один из критериев оценки качества сочинения. Это позволяет добрать еще несколько баллов к итоговой оценке. Но они там не только для повышения показателей. Ценность аргументов в другом.

Такие примеры из жизни, цитаты из художественных произведений, фильмов, песен и т.д. позволяют подкрепить свое мнение, обозначенный в тексте тезис. Это помогает оправдать, обосновать точку зрения автора сочинения, указать на авторитетные источники.

Также использование примеров из жизни и аргументов показывает, что автор поразмышлял над темой, составил о ней свое суждение. Он постарался подобрать нужные слова, грамматические конструкции, расставить смысловые акценты, чтобы показать свои рассуждения, ход мыслей, выводы.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Что такое аргументы?

Если рассматривать конкретно экзаменационные сочинения, которые пишутся на основе прочитанного автором, то здесь довольно специфичное этого понятия. Аргументом называют цитату из указанного в задании текста или отсылку на него или его определенный фрагмент.

Использование таких приемов в сочинении – обязательно. Даже если автор обоснует свою точку зрение другим способом, при отсутствии аргументов общая оценка экзаменационной работы будет снижена. Согласно с требованиями к проверке сочинения, в нем обязательно должен быть один аргумент и пример из жизни. Также допускается использовать два аргументированных тезиса, а личный опыт тогда можно не использовать.

Что такое примеры из жизни?

В сочинении на экзамен под этим понимают гораздо больше, чем просто упоминание автором об эпизоде из своей биографии. Под примером из жизни понимают:

  • Ситуация из кинофильма, сериала, анимационного фильма. Не стоит опасаться использовать примеры из современного творчества в своем сочинении. Важно, чтобы приведенные пример аргументировал точку зрения автора;
  • Сюжет или эпизод любого другого литературного сочинения. Сюда относится все, что не является текстом к заданию, над которым работает автор;
  • Личный опыт автора или его знакомых, родственников, друзей. Такие истории важно подавать лаконично, обращая внимание только на те детали, которые помогут автору подчеркнуть свое рассуждение;
  • Мотивы любого другого творчества: песни, скульптуры, художественные произведения. Использовать в сочинении можно все, но важно, чтобы приведенный пример из жизни соответствовал теме, а также нормам письменного русского языка.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все это поможет изложить свои рассуждение ярко, обоснованно, покажет проверяющему, насколько автор вник в проблему и постарался ее раскрыть.

Несколько советов

Есть ряд рекомендаций, которые помогут написать качественное, интересное сочинение, которое получить высокую оценку на проверке и принесет дополнительные баллы:

  • Излагать свои мысли стоит последовательно, сделать это поможет продуманный план и подготовленные тезисы;
  • Лучше избегать слишком сложных, длинных конструкций. Они повышают риск ошибок, усложняют восприятие смысла сочинения проверяющим;
  • В примерах обязательно ссылаться на их источник;
  • Избегать просторечий (за исключением прямых цитат из текста), разговорного стиля, сленга;
  • Сформулировать четко смысловые блоки в сочинении. Должно прослеживаться вступление, основная часть и выводи, итоговый абзац;
  • Не бояться высказывать свое мнение. Примеры из жизни, аргументы из текста – все это помогает его обосновать. Собственные рассуждения показывают, что автор имеет собственное мнение и способен выразить его грамотно, ярко, образно.

Разумеется, при написании сочинения, как и других письменных работ, важно помнить о грамотности, правилах синтаксиса и пунктуации.

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.

Что такое аргумент?

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.


Иллюстрирование аргумента

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5


Аргументы, оцениваемые двумя баллами

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие — двумя.

Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.


Аргументы, оцениваемые одним баллом

Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:

Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:

Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда — случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:

Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:

Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и форми­рующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Ссылки на авторитет представляют собой высказывания знаменитых политических и общественных деятелей, учёных — одним словом, людей, обладающих опытом, знаниями в опредёленных сферах деятельности:

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.


Структура аргумента

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.


Типичные ошибки аргументации

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5


Что проверяет эксперт?

Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.

Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.

Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2019 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату. Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией.

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений.

Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова в комментариях к нововведениям уточнила, что запасаться шаблонами литературных аргументов для сочинения теперь нет смысла, а любую ссылку на художественные произведения эксперты будут проверять намного строже – а вдруг это домашняя заготовка.

Виды аргументов

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.

Задание К4 с изменениями

К4 с изменениями

Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
  • Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
  • Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
  • Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
  • Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Примеры

Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.

Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.

Аттестат государственного образца, программа ФГОС

Живые уроки с преподавателями и проверка домашних заданий

Многие учителя и репетиторы утверждают, что пример из литературы в сочинении ЕГЭ должен присутствовать обязательно. В противном случае нельзя получить максимальный балл по критерию 4. Так ли это? Давайте разбираться.

Требования к заданию 27 гласят: при написании сочинения необходимо сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора.

Критерий 4, который касается собственной позиции, может быть засчитан в случае, если "отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано".

О чём это говорит? О том, что вы должны согласиться или не согласиться с автором. Написать своё мнение , а потом обосновать его.

Как обосновать? Обосновать - значит подкрепить своё мнение доводами (мыслями), то есть написать, почему вы рассуждаете именно так, а не по-другому.

Можно привести пример из жизни .

Я согласен с позицией автора. Действительно, каждый из нас сталкивается с ситуациями, в которых сложно отбросить страх, но это необходимо, иначе могут пострадать другие люди. Например, мой сосед Николай однажды спас людей из горящего дома, несмотря на грозящую ему опасность. Мужчина не стал ждать пожарных и ринулся в огонь. Если бы Николай поддался своему страху, то могли пострадать маленькие дети.

Литературный аргумент также можно написать в сочинении.

Я согласна с позицией А.П. Чехова. Неправильные жизненные ценности приводят к потере нравственности. Например, в произведении А.С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусов на первое место для себя ставит низкопоклонничество и чинопочитание. Для героя это является средством продвижения по службе. Фамусов настолько убежден в правильности своих взглядов,что советует всем придерживаться их. Этот пример доказывает, что неправильно выбранные приоритеты приводят к духовному падению.

Выпускнику не запрещено и обращение к ряду подобных произведений. Например, на военную тематику. Кроме того, экзаменуемый может вспомнить эпизод из кино или какие-либо исторические события . Даже выдуманная история , сложившаяся у тёти или соседки тоже подойдёт, если эта история соотносится с вашей позицией и поставленной проблемой.

А можно просто порассуждать и высказать свою точку зрения. Вот фрагмент сочинения, за который эксперт поставил максимум баллов по критерию 4:

Я согласна с мнением автора. Действительно, война беспощадна. Она становится виновницей миллионов смертей. Она разрушает судьбы и стирает с лица земли города.

Вы можете выбирать, как писать: с аргументом или с цепочкой умозаключений.

Гуля Хуснутдинова

Нонна Сумец

Анастасия Мороз


Анастасия Мороз ответила Ульяне

Ульяна, достаточно одного литературного аргумента в ИС. В сочинении по русскому должно их должно быть два.

Анастасия Колмакова

Два аргумента из литературы.На итоговом сочинении проверяются умения ученика читать и анализировать произведения.

Ульяна Видякина

Екатерина Горбунова

Андрей Кардовский


Андрей Кардовский

Да можно. Можно вообще привести только 1 аргумент из литературы, но главное чтобы слов хватило, и чтобы вы не ушли в пересказ.

Глеб Детинин


Глеб Детинин

Как видите, можно. Обычно одного аргумента не хватает (с точки зрения объема), поэтому можно привлечь один аргумент из читательского опыта, а второй — из жизненного

Лиза Чуйкова

Скину сочинения проверенные учителем на зачет.на темы "когда возникает выбор между верностью и предательством"
Согласны ли вы с высказыванием Вольтера: "Истинное мужество обнаруживается во время бедствий"?
"Что такое верность профессии ? "
"Какого человека можно назвать героем своего времени?"
"Что помогает человеку добиваться поставленной цели?"
"каковы последствия равнодушного отношения к людям?"
"В чем опасность равнодушия?"
"Что толкает человека на измену ?"
сочинение-70р

Сурена Дамшаева


Сурена Дамшаева

Читайте также: