Можно ли утверждать что светлана образец национального характера русской девушки почему сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады, появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным.

Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: "Людмила", "Светлана", "Леонора", "Алинаи Альсим", "Эльвина и Эдвин", "Эолова арфа", "Рыцарь Тогенбург", где господствует тон меланхолической любви и наслаждения печалью.

В балладе "Светлана" Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных очень важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто религиозную форму.

В этой балладе Жуковский предпринял удачную попытку соединить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями русского народа. По такому же пути пошел затем и Пушкин, сравнивший свою любимую героиню Татьяну Ларину со Светланой и окруживший ее народными песнями, сказками, сельской природой и деревенским бытом.

Весь стиль баллады в женственном, девичьем ореоле. Героиня — очаровательная, милая Светлана — окружена такими же милыми девушками, "подружками", "подруженьками", как называет их автор. И все, связанное с ними, вызывает у поэта ласковое чувство: "башмачок", "песенки", "крещенский вечерок". Мы попадаем в удивительный девичий мир, в котором уделено внимание и башмачку, и изумрудным серьгам, и перстню золотому, а особенно зеркалу; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, "пово,-дья шелковы", красивы. Внешние атрибуты, конечно, не самое главное, важнее в балладе "атрибуты" внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы, внутренний трепет, разговор со своим "вещим сердцем" о будущем:

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?

Баллада не только рассказывает об одном эпизоде из жизни молоденькой девушки (гадании в крещенский вечерок о женихе), но и представляет ее внутренний мир:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили.

Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается от крещенских игр. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть, и во сне ее попеременно одолевают страх и надежда, тревога и доверие к жениху. Ее чувства напряжены и обострены, сердце на все чутко отзывается. Богатый внутренний мир Светланы, лирическую направленность ее переживаний и раздумий автор подчеркивает вопросами и восклицаниями, в которых звучит музыка ее души. Эмоции выплескиваются через край и свидетельствуют о сложном внутреннем мире героини. Все очарование баллады заключено именно в образе Светланы.

Баллада написана в стремительном ритме, который передает торопливое движение, биение сердца, и вся погружена в своеобразный романтический фон. Белый цвет — цвет надежды и победы над злом. Источник белого цвета в балладе — снег. Он то "валит клоками", то "на солнышке блестит", "вьюга под санями", "метелица кругом". Белизна подкрепляется образами "белого платка", используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, "белоснежного голубка" и даже "белого полотна", которым накрыт мертвец. Белый цвет снега ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет — цвет чистоты и непорочности. Контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: "темно в зеркале" во время гадания, "темна даль" дороги, по которой мчатся кони, "одинокая, впотьмах" стоит Светлана перед избушкой. Баллада также наполнена "огоньками" — светом свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, светом в распахнувшихся дверях церкви. В темноте "брезжит в поле огонек" из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. В комнате, освещенной лишь одной свечой, очень страшно:

Кто-то, чудилось, блестит

Все страхи влюбленной Светланы рассеялись, она ни в чем не повинна, но поэт предупреждает ее: смирись, покорствуй провидению. Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье девушки непосредственно зависит от того, сохраняет ли она верность народным обычаям. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле. По мысли Жуковского, даже гибель жениха не мешает любви, потому что любящие души соединяются за пределами земного.

Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.

В. Г. Белинский считал, что "любовь играет главную роль в поэзии Жуковского", и одновременно отмечал, что поэт передавал в стихах не столько само чувство, сколько "потребность, жажду любви, стремление к любви. ", и баллада "Светлана" наилучшим образом выразила эту человеческую потребность.

Образ Светланы в одноименной поэме Василия Андреевича Жуковского воплощает все традиционно русские качества, присущие образу чистой, невинной девушки.

В самом начале баллады поэт показывает характер главной героини. Это верная, преданная девушка покорно ожидает возвращения своего жениха. Молчаливая, грустная, привыкшая беспрекословно выполнять все божии заповеди, Светлана томится, но не осмеливается роптать на судьбу.

Все ее мысли – только о любви. Она свято хранит в сознании образ любимого, для нее это сокровенно. Каждое ее действие, слово связано с мыслями о любимом и дорогом сердцу человеке. Светлана живет тихим предвкушением счастья, она счастлива уже от того, что ей есть кого ожидать, любить и испытывать нежные чувства. Можно сказать, что своими чувствами Светлана в каком-то смысле служит талисманом для своего жениха, оберегает его от лишений и беды в дальней дороге. Таинство единения душ благословлено самим Богом.

И словно в ответ на эти предчувствия ее постигает кошмар. Ей чудятся страшные видения, наполненные мраком. Жених предстает в образе мертвеца, Светлана оказывается одна в заброшенном месте. Она осознает, что теряет своего любимого, так как пошла неверным путем, против воли Бога. Героиня понимает, что не нужно было слушать посторонних и чувствует горькое, искреннее раскаяние.

И только чистая, бескорыстная любовь, искренняя молитва все искупляют. Светлана начинает молиться, вновь обретает веру, приходит к Богу. Она отходит от смуты, приходит к более глубокому пониманию и переосмыслению жизни.

Внутреннее спокойствие ей подсказывает, что предвосхищение событий тщетно, все должно идти своим естественным путем. Даже все зная наперед, нельзя изменить неизбежное. Божий промысел угадать невозможно, нужно просто верить в лучшее. Она открывается этой вере, и чудо происходит. Кошмар рассеивается. Наутро Светлана просыпается в своей постели от радостного звона колокольчика: возвратился ее суженый.

Главная героиня – цельная натура, идеальный образ русской женщины. Безусловная вера, преданность, кротость, застенчивость – вот те качества, на которых должно строиться счастье. Нужно уметь доверять жизни, видеть божий промысел, сохранять спокойствие в душе. Только тогда возможно пройти все испытания и обрести свое счастье.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Можно утверждать что Светлана образец национального характера русской девушки. Так как в произведение Светлана участвовала в гадание, и верила во все обычая)

Ответ

+

Ответ

+

Добро – извечная моральная ценность. Сотни поколений наших предков оберегали и защищали добро. Его значение в нашей жизни очевидно и не обсуждаемо. Такое качество человеческого характера, как доброта, которая хоть и бывает многоликой, но постулаты ее неизменны на протяжении долгих веков.

Доброта – это проявление всего хорошего, что есть в каждом человеке. Насколько он привержен нравственности, настолько и высок его личностный уровень как человека доброго, отзывчивого..

Доброта зарождается в каждом из нас еще с самых ранних лет жизни. Радуясь родительской любви, окружающим природным красотам мы формируем в своем сердце самые добрые и искренние чувства. Мы готовы любить весь мир и быть его частицей. Однако со временем проблемы, невзгоды начинает воспитывать в человеке негативные проявления, готовые заслонить светлые стороны его характера. Но если в душе живет любовь,то и поступки станут совершаться исключительно добрые.

Проявление доброты заметно буквально во всем. Это забота обо всем нас окружающем.. Добрый человек всегда пожилому , утешит плачущего ребенка, остановит хулигана. Небезразличное отношение к происходящему – один из признаков истинной доброты. Такой человек никогда не пройдет мимо нуждающихся в

Доброта проявляется в семейных,дружеских отношениях. Расценивая любовь родителей лишь как возможность получения подарков, оставаясь при этом эгоистичным потребителем, нельзя считаться добрым человеком. Используя в собственных целях дружбу, не стоит претендовать на звание моральной личности. Абсолютная искренность, человеколюбие и бескорыстность – это важные качества любого человека, его уверенная, достойная дорога в настоящую жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ü Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет.

ü Символический характер пространства и времени.

üНепредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

üНередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.

ü Моралистический итог

повествовательная песня (стихотворение) с драматическим (напряжённым) развитием сюжета. В основе её обязательно необычный случай. Часто присутствуют элементы загадочного, необъяснимого, сверхъестественного. По происхождению связаны с преданиями, легендами.

Урок по литературе в 9 классе

Автор-составитель:

Кокшарова Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 41

Характерные признаки жанра баллады

Характерные признаки жанра баллады

повествовательная песня (стихотворение) с драматическим (напряжённым) развитием сюжета. В основе её обязательно необычный случай. Часто присутствуют элементы загадочного, необъяснимого, сверхъестественного. По происхождению связаны с преданиями, легендами.

Наличие фабульной основы

Наличие фабульной основы

Героиня баллады – воплощение женского идеала

Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

Сюжет восходит к западноевропейскому фольклору. Историю о мёртвом женихе часто использовали в своих произведениях романтики.

Жуковский обращался к этому сюжету три раза.

Вопросы:

Жуковский оставляет в своем переложении лишь сюжетную линию: героиня – жених-мертвец. Идея и весь колорит баллады меняются. У Бюргера все страшное, мистическое опасно и воспринимается как нечто абсолютно реальное. В конце баллады Ленора умирает. Так она была наказана за свое отступничество за свое неверие в милость Бога, в его могущество.

Жуковский оставляет в своем переложении лишь сюжетную линию: героиня – жених-мертвец. Идея и весь колорит баллады меняются. У Бюргера все страшное, мистическое опасно и воспринимается как нечто абсолютно реальное. В конце баллады Ленора умирает. Так она была наказана за свое отступничество за свое неверие в милость Бога, в его могущество.

У Жуковского всё произошедшее оказывается просто страшным сном, который заканчивается с наступлением праздничного утра.

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в проведенье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Читайте также: