Можно ли построить реальную жизнь по теории чернышевский сочинение мини

Обновлено: 05.07.2024

Героями романа стали смелые и справедливые люди, которые борются за идеи счастливого будущего. Они не такие как предыдущее поколение, они представители нового времени. В то же время Чернышевский показывает читателям то, что он уже встречал раньше таких людей. Это доказывается сном героини Веры. Труд для людей уже не считается каторжным наказанием, люди смогли его автоматизировать. Работа становится легче и способной приносить истинную радость и удовольствие. Также люди научились подчинять природу себе. Теперь они не так зависимы от неё, как раньше. Женщина становится на один уровень с мужчиной. А до этого женщины даже не могли получать достойного образования. В романе развитие простых людей идёт быстрыми темпами. Чернышевский стал своеобразным прорицателем и показал, что возможна такая жизнь, где труд женщины станет легче, она не будет вынуждена круглые сутки прозябать от тяжкой работы. Также он хотел, чтобы общество, наконец, стало заботиться о детях и стариках.

Сочинение 3

Люди из будущего для него видятся свободными от тяжелого труда, которые научились подчинять природу себе и заставлять ее работать на себя, а не наоборот. Жизнь становится радостной, людям не приходится выживать, они дышат полной грудью, занимаются творчеством и другими прекрасными делами. Развитие человечества достигает того, что они превращают степи и пустыни в земли, которые можно назвать плодородными, сажают деревья и цветы на горах. И всё это они создают ради общего блага. И развития они достигают не теми путями, через которые проходят люди, которые являются современниками автора. Народ его времени страдает, ему недоступно образование и блага жизни, он думает лишь о том, как прокормить себя и пережить зиму.

В обществе следующих поколений автор видит гармонично развитых людей, которые достигли высот, как в духовном, так и в физическом плане. Они полны сил, и каждый человек занимается тем делом, которое ему интересно. Он также считал, что роль женщины в обществе резко изменится, давая возможность ей выбирать ту профессию, которая нравится. По его мнению, должны будут решиться вопросы по обеспечению людей достойной жизнью в пожилом возрасте и воспитанию новых поколений с еще большими возможностями и потенциалом.

Тезисы

  1. Счастье — это понятие относительное и особенное для каждого из нас. И понимание своего собственного счастья, путь к его обретению – это сугубо личный путь, поиск себя, тот самый разговор с собой.
  2. Проблема человеческого счастья напрямую связана с окружающими людьми: именно они мешают или помогают нам обрести радость жизни.
  3. Счастье — это радость жизни, которая возникает у человека тогда, когда он ощущает гармонию с миром вокруг.
  4. Счастье — это проблеск духовного экстаза.
  5. Человеку мешает быть счастливым то, что путает удовлетворение с радостью и идет к счастью не той дорогой.
  6. Счастью препятствует война: она разрушает все планы и возможности для самореализации.
  7. Человек несчастлив, если любит без взаимности.
  8. Нам мешает быть счастливым эгоизм: тот, кто зациклен на себе, не может радоваться жизни полноценно.
  9. Счастье несовместимо с апатией: чтобы добиться своего, нужно бороться с обстоятельствами.
  10. 10.Человеку мешает быть счастливым стереотипное мышление, которое загоняет его в тупик.

Вариант 4

Чернышевского Николая Гавриловича с уверенностью можно назвать борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 и написан всего за четыре месяца. Однако свершение своих желаний он ожидал только после революции.

Разумеется, основными образами произведения “Что делать?” стали храбрые и справедливые люди. Они боролись за идеи благодатного будущего. Герои — это представители обновлённого времени. Одновременно с этим писатель старается изобразить что такие люди уже были в его жизни. В доказательство можно привести сон Веры. В романе для людей каторжный труд уже не наказание, ведь они смогли его автоматизировать. Только в таком случае работа станет приносить радость. Тут люди независимо от природы выполняют поставленный им уровень работы. Люди здесь развиваются в ускоренном темпе. Многие называют Чернышевского в каком-то роде прорицателем. Все-таки он думал о том, что жизнь женщин когда-то станет не такой сложной. Еще главным его желанием было чтобы о маленьких детях и стариках общество начало заботу.

Возможно, ключевой идеей замысла Николай Гаврилович Чернышевский было предоставить читателю образ “нового человека”. Жизнь у таких людей становится спокойной и размеренной, где отсутствует нужда. Тяжелый труд исчез, можно заниматься хорошими творческими делами. Где человек наконец то поймет, что можно работать на себя, а не на кого-либо. В романе Чернышевского мы видим, что через положительные образы, он сделал попытку ответить на актуальный вопрос своего времени: “ Что делать для освобождения Руси от крепостнического строя?”. Ответ оказался как никогда прост:” Необходима революция”. Однако мечта писателя исполнилась не до конца. Границы у государств по-прежнему есть. Многие люди живут в ужасных условиях, с минимумом заработной платой. Формы современной эксплуатации до сих пор существуют. Но хочется верить, что в один прекрасный день этого не станет.

Для начала революции нужны отличные лидеры. Например, такие, как Рахметов, который является центральным образом книги. Личные цели и порывы автор замечает в таких героях как: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна. Они приносят пользу обществу так как не ищут личной выгоды стать руководителями. Некими намеками Чернышевский дают понять, что Рахметов не такой, как все человек. Поступки его автор преподносит как лидерские.

Ф.М. Достоевским в целях усиления и обобщение проблемы. У Н.Г. Чернышевского Настеньке встречается добрый Кирса­нов, но читателю совершенно понятно, что подобным женщи­нам могут помочь не одинокие благородные рыцари, а те са­мые швейные мастерские, которые организует Вера Павловна. Только имея легальную и добропорядочную работу, женщина может занять достойное место в обществе. Розальская сама была в трудной жизненной ситуации. Не случайно, когда На­стенька начинает рассказывать ей о себе, та подбадривает ее, упоминая, что сама когда-то сильно нуждалась в защите и поддержке. После встречи с Кирсановым Крюкова вновь пе­реехала к нему. Александр Матвеич стал трогательно забо­титься о ней: нанял коляску, вывозил Настю на прогулку, они читали, играли в лото, шахматы.

Однако любовь Кирсанова к Вере Павловне не угасала. К Настеньке он чувствовал лишь дружеское участие. В это вре­мя Вера Павловна видит свой третий символический сон, в котором читает свой же дневник, пытаясь разобраться в своих чувствах. В конце концов она понимает, что ей нужно боль­шего, чем дружеская любовь.

Примечательно, что описывая Рахметова, Н.Г. Чернышев­ский одновременно ведет диалог с так называемым проница­тельным читателем. Этот прием призван усилить важность главы о Рахметове в композиционной структуре романа, под­черкнуть значимость его образа. Скованный цензурными за­претами и ограничениями писатель призывает читателя читать между строк.

У Н. Г. Чернышевского своеобразная философия, он убежден, что в основе всех побуждающих факторов лежит человеческий эгоизм. Во всех человеческих действиях заложена мысль о получении какого-либо блага, выгоды. Свою теорию автор подтверждает следующими доводами: “Если муж и жена жили между собой хорошо, жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль? “На кого ты меня покинул?

Что я буду без тебя делать? Без тебя мне тошно жить на свете!”. В этих словах мы замечаем превалирование слов “я, мне, меня”,

что указывает нам на эгоизм, женщина печалиться о том как она будет дальше жить, а не о трагедии, хотя она об этом и не догадывается.
Роман “Что делать?” имеет статус политического манифеста и был воспринят двояко: одна группа людей плевала в это сторону и не хотела признавать, другая же превозносила его над головами словно флаг. Сюжет произведения построен на чувствах, но не смотря на это, автор обращался в первую очередь к здравому смыслу своих читателей.
В романе “разумными эгоистами” автор показал нам Лопухова, Кирсанова, Веру Павловну, Мерцаловых. Автор в своем произведении дает общую характеристику

такого типа людей: “Все резко выдающиеся черты их – черты не индивидуумов, а типа… Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело… это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: “Можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно?”.

Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть”. Чернышевский не говорит, что они идеальны, но так же отмечает: “Тут есть всякие люди: и сибариты, и аскеты, и суровые, и нежные, и всякие, всякие”. Таким образом автор дает нам понять, что и недостатки у них так же имеются, что делает их живее.
Герой романа знает свои недостатки, и готов бороться с ними, но не потому что это мешает окружающим, а выгоднее ему – сущий эгоизм. Эгоизм часто встречается в общественной жизни, и в основном он редко у кого из нас вызывает симпатию. Герои Чернышевского наоборот, внушают нам доверие своими действиями, дают почву для подражания. Верочка говорила, что хочет делать только то, что будет хотеть и пусть другие делают так же.

Эгоист всегда будет делать то, что ему выгодно и если желания двух людей войдут в противоречие “разумный эгоист” откажется от исполнения своих действий не во имя благородства, а во имя выгоды себе.
Чернышевский, рассматривал теорию “разумного эгоизма” как моральную теорию “новых людей”, возвеличивающую человека. Он призывал человека, что бы личные и социальные интересы совпадали, а не противоречили друг другу. Чернышевский возносил людей, которые заботились о собственном благосостоянии и в то же время любили других людей, вели полезную для общества жизнь.

Героями романа стали смелые и справедливые люди, которые борются за идеи счастливого будущего. Они не такие как предыдущее поколение, они представители нового времени. В то же время Чернышевский показывает читателям то, что он уже встречал раньше таких людей. Это доказывается сном героини Веры. Труд для людей уже не считается каторжным наказанием, люди смогли его автоматизировать. Работа становится легче и способной приносить истинную радость и удовольствие. Также люди научились подчинять природу себе. Теперь они не так зависимы от неё, как раньше. Женщина становится на один уровень с мужчиной. А до этого женщины даже не могли получать достойного образования. В романе развитие простых людей идёт быстрыми темпами. Чернышевский стал своеобразным прорицателем и показал, что возможна такая жизнь, где труд женщины станет легче, она не будет вынуждена круглые сутки прозябать от тяжкой работы. Также он хотел, чтобы общество, наконец, стало заботиться о детях и стариках.

2 вариант

Пройдя двойную цензуру, данное произведение все же было издано в печать писателем. В нем показаны невероятно трогательные моменты жизни персонажей, которые раскрыты очень подробно и тонко. Некоторые персонажи являются образами настоящих людей, с которыми писатель имел отношения. Например, в образе Веры Павловны показана его супруга, которой свойственны были ее черты. Для такого персонажа, как Рахметов, также есть реальный прообраз человека, с которым вел дружбу Чернышевский.

Рахметов обладал таким набором человеческих качеств, с помощью которых можно определить человека, как любящего своего Родину, и готового сделать все возможное для того, чтобы она стала лучше. В образе Веры Павловны показана сильная женщина, которой с раннего детства пришлось познать, что такое нужда, и уже в четырнадцать лет она отправляется работать швеей, при этом обеспечивая одеждой всех родных. Параллельно обучаясь фортепианному искусству, она начинает самостоятельно давать уроки в том месте, где обучается. Героиня крайне трепетно относится к свободе и независимости личности, считая то, что, живя в угнетении, человек теряет себя, он не способен жить полноценной и счастливой жизнью.

Стоит отметить и то, что она не является строгой женщиной, которая не следит за собой. Вера выглядит крайне привлекательно, при этом в глазах автора, она не является исключительным примером. Это скорее собирательный образ простого человека, который жил в то время, и чувствовал, что нужно что-то менять.

Сочинение 3

Люди из будущего для него видятся свободными от тяжелого труда, которые научились подчинять природу себе и заставлять ее работать на себя, а не наоборот. Жизнь становится радостной, людям не приходится выживать, они дышат полной грудью, занимаются творчеством и другими прекрасными делами. Развитие человечества достигает того, что они превращают степи и пустыни в земли, которые можно назвать плодородными, сажают деревья и цветы на горах. И всё это они создают ради общего блага. И развития они достигают не теми путями, через которые проходят люди, которые являются современниками автора. Народ его времени страдает, ему недоступно образование и блага жизни, он думает лишь о том, как прокормить себя и пережить зиму.

В обществе следующих поколений автор видит гармонично развитых людей, которые достигли высот, как в духовном, так и в физическом плане. Они полны сил, и каждый человек занимается тем делом, которое ему интересно. Он также считал, что роль женщины в обществе резко изменится, давая возможность ей выбирать ту профессию, которая нравится. По его мнению, должны будут решиться вопросы по обеспечению людей достойной жизнью в пожилом возрасте и воспитанию новых поколений с еще большими возможностями и потенциалом.

Вариант 4

Чернышевского Николая Гавриловича с уверенностью можно назвать борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 и написан всего за четыре месяца. Однако свершение своих желаний он ожидал только после революции.

Разумеется, основными образами произведения “Что делать?” стали храбрые и справедливые люди. Они боролись за идеи благодатного будущего. Герои — это представители обновлённого времени. Одновременно с этим писатель старается изобразить что такие люди уже были в его жизни. В доказательство можно привести сон Веры. В романе для людей каторжный труд уже не наказание, ведь они смогли его автоматизировать. Только в таком случае работа станет приносить радость. Тут люди независимо от природы выполняют поставленный им уровень работы. Люди здесь развиваются в ускоренном темпе. Многие называют Чернышевского в каком-то роде прорицателем. Все-таки он думал о том, что жизнь женщин когда-то станет не такой сложной. Еще главным его желанием было чтобы о маленьких детях и стариках общество начало заботу.

Возможно, ключевой идеей замысла Николай Гаврилович Чернышевский было предоставить читателю образ “нового человека”. Жизнь у таких людей становится спокойной и размеренной, где отсутствует нужда. Тяжелый труд исчез, можно заниматься хорошими творческими делами. Где человек наконец то поймет, что можно работать на себя, а не на кого-либо. В романе Чернышевского мы видим, что через положительные образы, он сделал попытку ответить на актуальный вопрос своего времени: “ Что делать для освобождения Руси от крепостнического строя?”. Ответ оказался как никогда прост:” Необходима революция”. Однако мечта писателя исполнилась не до конца. Границы у государств по-прежнему есть. Многие люди живут в ужасных условиях, с минимумом заработной платой. Формы современной эксплуатации до сих пор существуют. Но хочется верить, что в один прекрасный день этого не станет.

Для начала революции нужны отличные лидеры. Например, такие, как Рахметов, который является центральным образом книги. Личные цели и порывы автор замечает в таких героях как: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна. Они приносят пользу обществу так как не ищут личной выгоды стать руководителями. Некими намеками Чернышевский дают понять, что Рахметов не такой, как все человек. Поступки его автор преподносит как лидерские.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Что делать? Чернышевского

Популярные сегодня темы

Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин

А. С. Пушкин в своем произведении Евгений Онегин большое внимание уделил раскрыванию романтических чувств главной героини.

Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного

Русский язык - мой родной язык. Каждый день мне приходится общаться с друзьями, не знакомыми людьми. Использование различных групп слов, определённой личностью, позволяет установить

Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.

Немного истории

Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.

Далее, в период французского Просвещения, Гельвеций рассматривает разумный эгоизм как невозможность сосуществования осмысленного баланса между эгоцентричной страстью человека и общественными благами.

Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.

Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.

Взгляды Чернышевского

Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:

  • Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
  • Разум и идея являлись движущими силами развития.
  • Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.

В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.

От Гегеля — к Фейербаху

Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.

И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону – разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные интересы людей не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

Мысль о другом, забота о друге, основанная на общности интересов в едином стремлении, в единой борьбе, — вот что определяет моральные принципы героев Чернышевского. Интересно применение этих принципов к личной жизни героев, к вопросам семьи

Основная концепция теории

Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.

Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.

Тип урока: семинар, сочетающий обобщение с изучением нового материала.

Как строится интерактивный урок?

На неожиданном материале и самым неожиданным способом.

При подготовке к заключительному уроку по роману Н.Г. Чернышевского “Что делать?” десятиклассникам предварительно были даны вопросы, обращенные к родителям учащихся.

Убедительно просим вас принять участие в подготовке к диспуту по роману Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Для этого вам не нужно будет перечитывать роман, достаточно ответить на следующие вопросы:

Автор романа утверждает, что “будущее светло и прекрасно”. Согласны ли вы с этим утверждением?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы будущее стало действительно светло и прекрасно?

Заранее благодарим за помощь в подготовке к диспуту.

Ученики 10 “А” класса.

Принесенные ответы радовали полярностью суждений. На таком противопоставлении намного легче создавать проблемную ситуацию.

Цель: пробудить интерес к актуальным проблемам, поднимаемым Чернышевским на страницах романа “Что делать?”, систематизировать, обобщить и углубить полученные ранее знания, стимулировать “маленькие открытия” при самостоятельном анализе художественного текста;

развивать общечитательские умения и навыки, учить культуре полемики, построению развернутого, аргументированного выступления;

формировать ценностные компетенции, пробуждать творческое и нравственное начало в учащихся.

Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
В. Курочкин (перевод из Беранже) 1862

ХОД УРОКА

Людям свойственно стремление заглянуть в будущее: за край сегодняшнего дня, за край собственной жизни, за горизонт эпохи. И почему-то всегда хочется верить, что там все будет хорошо, что будущее если не “светло и прекрасно”, то хотя бы отраднее, разумнее и светлей настоящего.

В 1992 году, выпуская свой класс, я предложила ребятам на последнем уроке литературы поделиться со мной своими мыслями. Тогда они попытались ответить на вопрос: “Что будет со мной и с Россией через 20 лет?” Как видите, временной отрезок был выбран небольшой, половина его уже прошла. Ребята выходили в жизнь в трудное, смутное время, и основной лейтмотив их размышлений был таков:

Через 20 лет

1. Очень, очень трудно предугадать, что будет через 20 лет…

2. Володя писал: “Опасаюсь за будущее, за жизнь моих детей”.

3. Наташа желала, чтобы “не было войн, чтобы мои дети спокойно жили”.

4. Таня: “Верю в возможность возрождения своей страны”. И сейчас отрадно отметить такое признание.

5. Оля: “Буду жить в России – для меня это очень важно”. Прекрасное желание!

6. Был указан путь к возрождению: “Думаю, что через 20 лет мы будем жить лучше, чем сейчас, если оставим свое равнодушие, безразличие, если жестокость уйдет из нашей жизни. Тогда будет кому защитить человека, доказать справедливость. На 1-м месте будут понятия чести и совести, а деньги перестанут играть определяющую роль в жизни людей”. (Наташа Барболина). /Все работы выпускников сохранены/.

В целом большинство моих выпускников мечтали об обыкновенном человеческом счастье, как написал один из них. Семья, дети, удачно выбранная профессия. Материальное благополучие. Нормальные, вполне понятные всем желания, и огромная вера в то, что мир благоустроится, то есть устроится во благо людям.

Сегодня часто приходится слышать: “к двухтысячному году”, “третье тысячелетие” и тому подобные слова. Человечество вновь с верой и надеждой вглядывается в новый век: “Ах, только бы поскорее!”

В душе, я не сомневаюсь, каждый из вас ждет чуть ли не чуда и чуть ли не в новогоднюю ночь. Раз – и все станет иначе. Как мало мы отличаемся от тех, кто отделен от нас лишь столетием! И наши предки придавали пришествию нового века огромное значение. Поколение с тревогой, с молитвенным экстазом ожидания входило в ХХ век.

Грядущее же, то самое, которое они так торопили, теперь уже наша история, и в ней тесно переплелись высокие порывы духа и социальные бури, радость созидательного труда и войны, наши общие победы и жестокость, цинизм власть предержащих.

Так что же, может, не стоит задумываться о будущем?

Может, довольствоваться тем, что есть на сегодняшний день, что, несомненно, каждый из нас ощущает, подобно Тютчеву: жизнь над пропастью.

– Согласны ли вы жить с катастрофическим восприятием мира, который рухнул, потому что лишился смысла и единства?

– Как вы думаете, если бы появился человек, который предложил им четкую, ясную теорию построения нового общества, ухватились бы они за нее, как за спасительный якорь?

(Учащиеся высказывают свои суждения).

– В свое время поколению 60-70 г. XIX века Чернышевский предложил стройную теорию: вот так можно построить рай на земле. Ему поверили, за ним последовали многие. Человеку всегда необходима точка опоры, четкие прогнозы.

А можно ли построить жизнь по теории?

Предполагаемые ответы учащихся: Жизнь шире и сложней, она не укладывается в жесткую схему, в теорию; нельзя предусмотреть тысячи мелочей. Логически можно продумать 3-4, 10… 20 вариантов, а жизнь предложит 21, сотый, тысячный…

Главный оппонент писателя – Достоевский – утверждал: “Зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты… Ни при каком устройстве общества вы не избегнете зла”.

Чернышевский в теории не учел главного: все люди живые и разные.

Узник Петропавловской крепости рассчитывал на теоретических людей.

Но при этом не спешите обвинять Чернышевского. Обвинять проще всего. Я, например, проникнута уважением к тому, что он предлагает идеал справедливой жизни. Ведь социализм – это идеал справедливой жизни. Что это за идеал? – Общечеловеческий, а общечеловеческие идеалы не выдвигаются, не выдумываются и даже не открываются.

Они выстрадываются, выстрадываются всем человечеством и для всего человечества.

А потому мы обратимся к роману Чернышевского, к тем его страницам, которые описывают 4-й сон Веры Павловны, к страницам, которые “не больше ли всех принесли славу всему произведению”.

Если сон Обломова – рассказ об утраченном и потерянном рае, то сон Веры Павловны – о возвращенном и обретенном рае.

– Что прекрасно в жизни, нарисованной в 4-м сне?

– В чем состоит социальный утопизм Чернышевского?

Предполагаемые ответы учащихся:

А) Заботливые благодеяния Светлой Красавицы об устройстве людей.

Б) Прекрасное жилище, искусственно огражденное от стихий природы.

В) Труд, облегченный машинами, – удовольствие, наслаждение.

Г) Достойные условия жизни, питания и отдыха свободных в выборе людей.

Д) Великолепные результаты преобразования природы.

БУДУЩЕЕ ПРЕКРАСНО: общество возвращается в природу, к природе, уходит из городской цивилизации, живет на земле, а потому люди сильны и здоровы.

Люди – гармонично развитые личности.

Человек, став господином природы, заботливо охраняет ее. (Освоение залежных земель, борьба с суховеями, продление человеческой жизни).

Люди социально защищены, люди счастливы, наслаждаются жизнью.

Живут по законам Свободы, Равенства и Братства.

– Что дало право Набокову В.В. назвать Чернышевского “ идеологическим дядькой большевизма”?

Предполагаемые ответы учащихся:

потому что Светлое Будущее стало флагом и оправданием грязных дел, жестокости и цинизма.

Лучшие идеалы узника Петропавловки превратились в свою противоположность.

Не общий дом с хрустальным куполом, а коммунальная квартира.

Если Чернышевский строил новое общество на принципах добровольности, если говорил, что путь к нему долг и труден, то его последователи, ведущие народы к Светлому Будущему, убирали все помехи со своего пути, уверовали, что этот путь единственно верный, утопили страну в крови, насильно загоняя в рай.

Мыслитель должен нести ответственность за последствия своей идеи.

– Так ли происходят “перемены декораций”?

Попытки внедрить рай на земле силой всегда вели в тупик.

В этом великая трагедия и Великой французской революции, и Великой Октябрьской революции.

Но общество без воли к золотому веку ужасно. Нельзя допускать, чтобы уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу. Ибо именно это та сила, которая удерживает цивилизацию в равновесии.

Идеальное общество невозможно, но невозможно и общество без идеалов, без воли к гармонии. Эта воля противостоит силам экономических и политических страстей.

Общество должно иметь своих Дон Кихотов как противовес всякой корысти, иначе оно превратится в тоталитарное общество.

Чернышевский был в поиске истины.

Его идея – пафос изменения жизни, и этим, даже критикуя его, нельзя пренебречь. Особенно сегодня, когда мир, говоря словами Л. Толстого, завалился и остались одни бессмысленные развалины.

Выступления учащихся, работавших с ответами родителей, выступление эксперта,

Читайте также: