Творчество карамзина в 18 веке сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом, появилось во второй половине XVIII" века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И. В. Гете, Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

Карамзин не разделял ни той, ни другой позиции. Отношение Карамзина к крепостному праву так же, как и его исторические взгляды, представляло достаточно сложное сочетание монархического мировоззрения с влиянием идеалистической философии XVIII века, в особенности учения Ж.-Ж. Руссо.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

Анализ произведения

Сюжет и герои повести

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.


Тематика, конфликт повести

Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.

Если вы проходили "Бедную Лизу", то это то, что надо.

Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд “История государства Российского” и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России.

Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических

сведений, накопленных летописцами. Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей.
Однако Н. М. Карамзин начал свою литературную деятельность не с исторических исследований. Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов. В повести “Бедная Лиза” писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм. Принципы сентиментализма

Писателю-сентименталисту интересны, прежде всего, чувства и переживания героев, их внутренний мир. Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей.

Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница или Покорение Новгорода”. Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например лирическую осеннюю зарисовку.
Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями. В небольшой его фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка.
Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале 19 века.
Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности и вещей и явлений, которая мало изменятся во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы, непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем.

"Бедная Лиза" — "первое национальное произведение" (по повести Н. М. Карамзина)

Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.
Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства.

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в "Наталье, боярской дочери", послужившей переходом от "Писем русского путешественника" и "Бедной Лизы" к "Истории государства Российского". В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как "царство теней".

Николай Михайлович Карамзин — основатель русского сентиментализма

Принято скрывать свои сентиментальные настроения, относиться к проявлениям сентиментальности с иронией. Есть выражение: смотрит, как бедная Лиза — значит жалобно, униженно смотрит. Между тем, бедная Лиза — это та самая героиня романа Карамзина, любовной историей которой зачитывалась русская молодежь. Книга Карамзина имела огромное влияние на русскую литературу.

Обзор творчества

Николай Михайлович Карамзин — замечательный; поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского". Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

Основные проблемы любви в повести Карамзина "Бедная Лиза"

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина "Бедная Лиза", которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" (1)

Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, "жизнь сердца". Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.
Огромный успех принесла Карамзину повесть "Бедная Лиза", которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами.

Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" (2)

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVII веке в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Необычное чувство овладевает читателем, который прочитал давнюю повесть Н.Карамзина "Бедная Лиза". Казалось бы, чем может тронуть участь крестьянки, которую обманул богатый барин и которая покончила с собой, — банальный сюжет и, естественно, такая же следующая развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула криминала, политического неравновесия, террора и морального падения.

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Образование он начал получать дома. Потом отдали его в симбирский пансион для дворян, затем он поехал в Москву, где стал учиться в частном пансионе. Он стал изучать иностранные языки, и посещал как вольнослушатель лекции в Московском университете.

Не стало Николай Михайловича 22 мая 1826 года, смерть его настигла в Санкт – Петербурге. Погребение состоялось в Александро-Невской лавре.

Его творческая деятельность оказало большое влияние на дальнейшее развитие родного языка.

Н.М. Карамзин

Русский писатель, историограф Николай Михайлович Карамзин жил в XVIII веке – в одно время с полководцем Суворовым и поэтом Державиным.

В 12-м томе историк хотел описать роль народного ополчения с Мининым и Пожарским в борьбе за освобождение отечества против иноземных захватчиков. Но в 1826 году Карамзина не стало…

Даже устаревшая стилистика авторских оборотов не заслоняет вечное чувство любви, беззащитность и гибельность его перед несправедливостью мира, перед строгим расчётом.

Сочинение ученика

Лиза из повести Карамзина живёт в одной из подмосковных деревень с матерью, берётся за любую работу, чтобы прокормить семью, так как отец её, добрый и трудолюбивый крестьянин, умер. Она заботится о матушке, следует её советам: ничего не брать даром, вести себя скромно и честно.

Автор не даёт полного описания внешности Лизы, упоминает о её нежной молодости, редкой красоте и чувствительности. Когда Эраст навещает Лизу, он замечает её аккуратность и деликатность. Красота и целомудрие девушки уже при первой встрече впечатляют молодого дворянина.

Литература

2. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. — М.: Молодая гвардия, 1998.

Н.М. Карамзин. Историческое сочинение

Важнейшее событие биографии Николая Михайловича – это его многолетнее изучение истории России с самых древнейших времён и создание одного из первых фундаментальных исторических исследований на данную тематику.

Данная работа оказалась настолько удачной, что император Александр I специальным именным указом от 31 октября 1803 года присвоил Карамзину звание историографа и назначил ему 2 тысячи рублей ежегодного жалования.

Карамзин

Николай Михайлович постепенно отошёл от занятий художественной литературой и ушёл с головой в исторические исследования. В связи с этим, он даже отказывался от предлагавшихся ему государственных постов – например, от должности тверского губернатора.

Книга Карамзина не была первым описанием отечественной истории России (до него это уже делали Татищев и Щербатов).

Следствием данного интереса, популярности и всеобщего внимания к труду Николая Михайловича и стало появление одного из лучших трудов по истории России, который замечательно читается даже в наше время – даже несмотря на то, что написан он уже довольно устаревшим языком, а его автор является убеждённым монархистом.

Читать далее >>

Сочинения по русскому языку и литературе


Николай Михайлович Карамзин, несомненно, является выдающейся личностью, а его творчество уже несколько сотен лет не теряет своей актуальности, задает вечные вопросы и отвечает на них: кто мы в этом мире и куда идем, каков путь нашей страны?

Его жизненная позиция, личные качества и сейчас могут быть отличным примером патриотизма, любви и стремления к знаниям и научным изысканиям. В статье будут освещены основные аспекты биографии Карамзина, его жизненного и творческого пути.

Детство и юность

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Михайловка, близ города Симбирска. Его отец, Михаил Егорович Карамзин, был помещиком среднего достатка, отставным капитаном. Мать Николай Карамзин потерял совсем рано.

Николай Карамзин

До 12 лет мальчик рос в родительской усадьбе и учился в дворянском пансионе в Симбирске. С ранних лет он увлекался чтением.

В 1778 году Карамзин отправился обучаться в Москву, в пансион профессора Московского университета Шадена, который в то время считался одним из лучших в столице.

В 1783 году Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но вскоре ушел в отставку и вернулся на малую родину в Симбирск. И именно там произошло одно из поворотных событий его юности – вступление в масонскую ложу. В дальнейшем это помогло сблизиться ему с такими людьми, как Иван Тургенев, Николай Новиков и другие. Круг общения оказал очень большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь, именно там он вырос нравственно, начал вести свою просветительскую деятельность.

Начало карьеры

Творчество Карамзина берет свое начало со времен, когда он служил в Преображенском гвардейском полку Петербурга. Именно в этот период Николай Михайлович начинает пробовать себя в амплуа писателя.

Период службы стал не только началом творческой деятельности Николая Карамзина, но и сформировал его как личность, дал возможность завязать много знакомств, которые были полезны. После смерти отца Николай решается бросить службу, чтобы никогда к ней не возвращаться. В свете в то время это расценивалось как дерзость и вызов обществу. Но кто знает, если бы он не бросил службу, то смог бы издать свои первые переводы, а также оригинальные сочинения, в которых прослеживается живой интерес к исторической тематике?

Семейная жизнь

Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.

Бедная Лиза

Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.

Судьба других детей сложилась достаточно интересно.

Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.

Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.

Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.

Карамзин – основоположник сентиментализма в России





Поэзия Карамзина

Стихотворения Карамзина занимают куда меньше места в его творчестве. Но не стоит преуменьшать их значимость. Как и в прозе, Карамзин-поэт становится неофитом сентиментализма.

жизнь и творчество карамзина


Поэзия того времени ориентировалась на Ломоносова, Державина, тогда как Николай Михайлович меняет курс на европейский сентиментализм. Происходит переориентация ценностей в литературе. Вместо внешнего, рационального мира, автор копается во внутреннем мире человека, интересуется его духовными силами.

В отличие от классицизма, героями становятся персонажи простой жизни, повседневности, соответственно, объект стихотворения Карамзина – простая жизнь, как он сам утверждал. Само собой, при описании обыденности поэт воздерживается от пышных метафор и сравнений, используя стандартные и простые рифмы.

Но это вовсе не означает, что поэзия становится бедной и посредственной. Напротив, суметь подобрать доступные художественные средства, чтобы они произвели должный эффект и при этом донесли переживания героя – вот основная цель, которую преследует поэтическое творчество Карамзина.

Стихи не являются монументальными. Они часто показывают двойственность человеческой натуры, два взгляда на вещи, единство и борьбу противоположностей.

Лирика Николая Карамзина

Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.

Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.

Карамзин как писатель

К писательскому сословию Карамзин примкнул уже будучи на службе, так как попытки попробовать себя на этом поприще в университете не увенчались большим успехом.

Творчество Карамзина условно можно поделить на три основных линии:

  • художественная проза, которая составляет существенную часть наследия (в перечне: рассказы, повести);
  • поэзия — ее значительно меньше;
  • беллетристика, исторические труды.

В целом, влияние его произведений на российскую литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество – произошли изменения, которые сделали отрасль гуманной.

Карамзин — писатель, ставший отправной точкой новой российской литературы, эпоха которой продолжается и по сей день.

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Московский журнал

Пожалуй, это первое литературное издание в России, которое имеет сентиментальное направление. Содержание журнала отвечало основной цели – воспитание сердца и души.

Изображение реальной жизни русского народа, окружающей действительности – основное содержание издания. Но тут не найти сатиры, строгой морали, обличения и разоблачения жизненных проблем. Умение увидеть трогательное в нашей повседневности, светло мыслить и смотреть в будущее, идеалистические суждения – вот основные мысли, доносимые до читателя.

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.



Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают Воздушный замок юных лет… …И вижу ясно, что с Платоном Республик нам не учредить…

Новаторская повесть

Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.

Бедная Лиза Карамзина

Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.

Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.

Реформа языка Карамзина

Влияя на литературу, творчество Карамзина не могло не коснуться изменений в речи. Основной задачей писателя стало приближение к живому, разговорном языку. Он стремился к очищению его от устаревшей лексики, вычурных объяснений. Но при этом всем Николай Михайлович был также и противником злоупотребления простонародными словами, такими, что не вписываются в понимание качественной речи, доступной, но красивой.

Карамзин обогащал русский язык, придумав много новых слов, благодаря сложению основ, трансформации словосочетаний или привнося их из других языков. Среди этих слов: промышленность, влюбленность, человечность и другие.

Увлечение историей России

В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.

Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.

Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.

Черты сентиментализма

Основные черты сентиментализма в литературе

Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:

Крестьяне

Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий.

Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.

Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.

Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия.

Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.

Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.

Вестник Европы

На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.

Карамзин – историк

ХІХ век приводит Карамзина к истории. Когда Александр І назначает его придворным историографом, жизнь и творчество Карамзина снова претерпевают кардинальные изменения: он отказывается от литературной деятельности полностью и погружается в написание исторических трудов.

произведение Карамзина

Он не только сделал историю доступной для широкой образованной публики, но и сформировал историческое самосознание нации на долгие десятилетия. Впрочем, и в наше время произведение не теряет своей значимости и актуальности.

К сожалению, этот труд так и не был закончен Карамзиным, но все равно оставил огромный след и стал великим наследием русской культуры. Последний 12-й том вышел уже после смерти Карамзина, освещая события Смутного времени.

Важно отметить также то, что это произведение было не только рассчитано на отечественного читателя, но и предназначалось иностранцам в качестве знакомства с историей России. Книги были переведены на семь иностранных языков.

Проза Карамзина

Отображенные в прозе эстетические принципы Карамзина встречаются и в его теоретических трудах. Он настаивает на отходе от классицистической зацикленности на рационализме к сенситивной стороне человека, его духовному миру.

Основная задача – склонить читателя к максимальной эмпатии, заставить переживать не только за героя, но и вместе с ним. Таким образом, сопереживание должно привести к внутреннему преобразованию человека, заставить его развивать свои духовные ресурсы.

Художественная сторона произведения так же построена, как и у стихотворений: минимум речевых сложных оборотов, пышности и вычурности. Но дабы те же записки путешественника не были сухими отчетами, в них ориентация на отображение менталитета, характеров выходит на первый план.

произведения карамзина


Персонажи находят писателя сами – это его попутчики или собеседники, которых Карамзин встречает в ходе путешествия. Стоит отметить, что это не только знатные особы. Он без стеснения общается и со светскими львицами, и с бедными студентами.

Окончание жизненного пути и память

22 мая 1826 года Россию всколыхнула новость о смерти великого историка и писателя. В официальной биографии Карамзина указано, что причиной смерти стала обычная простуда.

Но предполагается, что настоящая причина глубже. Николай Карамзин очень тяжело переживал декабрьские события на Сенатской площади. Для него, как для человека, искренне радеющего за судьбу страны и монархии, 1825 год стал тяжелым ударом, который сильно подорвал его психологическое состояние и здоровье.

Памятник Карамзину

Карамзин – переводчик

Карамзин, биография и творчество которого весьма разнообразны, искал себя также и в сфере перевода. И поиски увенчались успехом. Николай Михайлович стал не только крупным практиком, но теоретиком перевода своего времени.

Языки, с которых он переводил произведения:

  • английский;
  • французский;
  • немецкий.

карамзин история государства российского

Приступая к работе над творением конкретного автора, изучал Карамзин творчество, кратко знакомил с дополнительными сведениями читателей.

Писатель выделил три основных принципа, на которых должен базироваться качественный перевод:

Читайте также: