Сочинение с существительными общего рода миниатюра

Обновлено: 04.07.2024

1) знать: какие имена существительные называются именами существительными общего рода;
2) уметь: определять их род, употреблять имена существительные общего рода в речи.

Организационный момент: Вступительное слово учителя. Фронтальный опрос.

1) Что такое имя существительное?

2) Назовите непостоянные морфологические признаки имён существительных. (Число, падеж.)

3) Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных. (Склонение, род.)

4) Почему склонение является постоянным признаком имени существительного? (Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.)

5) Почему род является постоянным признаком существительных? (Имена существительные не изменяются по родам, они относятся к одному из трёх родов.)

6) Каким? (Мужскому, женскому и среднему.)

Ход урока

А сегодня на уроке мы поговорим об особой категории имён существительных.

I. Объяснение нового материала

Для того, чтобы разобраться, какие существительные называются существительными общего рода, мы с вами обратимся к примерам (предложения записаны на доске или спроецированы). Запишите примеры в тетради. (Слайд 3)

Плакала Саша, как лес вырубали.

Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал.(Н. Некрасов)

1) Как вы думаете, на какие слова в этих предложениях мы должны обратить внимание? (Саша)

2) Попробуйте определить род этих имён существительных.

3) Как вы это узнали? (Саша плакала, Саша увидал )

4) А можем ли мы сказать, что существительное Саша вне текста имеет значение женского или мужского рода?

5) Как тогда мы можем определить род таких имён существительных? (По контексту; по тому слову, с которым связано это существительное.)

6) Как вы думаете, что такое существительное общего рода? (Ответы учеников.)

Обобщение учителя

7) А знаете ли вы ещё какие-нибудь имена, которые могут называть лиц как лиц женского, так и мужского пола? Назовите их. (Женя, Валя, Паша.)

8) Составьте с одним из них 2 предложения, чтобы имя выступало как в значении мужского, так и женского рода. (Дети записывают получившиеся предложения и читают их вслух.)

II. Работа с учебником

Знакомство с материалом учебника.

Обратите внимание на слово задира.

9) Подумайте, в чём разница с точки зрения лексики между словами Саша, Женя и словом задира? (Саша, Женя с точки зрения лексики эмоционально нейтральны, а слово задира имеет ярко выраженную эмоциональную оценку, причём негативную.)

- Обратимся к схеме. (Слайд 4)

III. Закрепление изученного материала

Задание №1. Со словами работяга, задира, кривляка, умница (записаны на доске) составьте словосочетания прил.+сущ. общего рода: сначала со словами, имеющими положительную эмоциональную оценку, затем со словами, имеющими отрицательную эмоциональную оценку. Определите род имён существительных (проверка).

Задание №2. Прочитайте выразительно стихотворные отрывки. Выпишите существительные общего рода. Какую оценку несут эти слова? Определите род этих имён существительных.

(Слайд 5)

Ваза

Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью, -
Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа! -
Скажут про меня.
(О. Григорьев)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

Задание№3. Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(Слайд 8)

Этот в гря..ь поле(з, с) и ра(д, т),
Что гр..зна рубаха.
Про такого г..ворят:
Он пл..хой, неряха.
(В. Маяковский)

Какое существительное общего рода встретилось нам в этом четверостишии? Какую оценку оно выражает?

IV. Самостоятельная работа

Задание. Найдите и подчеркните имена существительные общего рода, определив их род в данных предложениях.

(Слайд 9)

Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
Какая ты неряха, Света!
Серёжа просто молодчина!
Ира – удивительная забияка!
Костя – настоящий плакса.
Я такая растеряшка!
Марина – удивительная тихоня.
Моя сестра такая умница!

V. Подведение итогов урока

1) С какой категорией имён существительных мы познакомились?

2) Почему эта категория называется именно так? (Потому что эти имена существительные могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола.)

3) Как мы можем узнать, в значении какого рода выступают имена существительные общего рода? (Только в тексте.)

4) Что мы ещё узнали об именах существительных общего рода? (Они могут быть эмоционально окрашены. Например, соня, жадина, грязнуля, зазнайка. А могут быть эмоционально нейтральны. Например, Саша, Женя.)

Вывод. На сегодняшнем уроке мы познакомились с особой категорией имён существительных – существительными общего рода. Род таких имён существительных мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают. Кроме того, имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны либо иметь эмоциональную оценку (положительную или отрицательную).

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру (5-7 предложений) с употреблением существительных общего рода. (Слайд 10)

Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся.

Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.

Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”,

“дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т. д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.

Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения.

Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.

Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно).

Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.

Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”.

Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.

Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевленные – обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевленность являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке.

Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.

Существительные обще­го рода — это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные пер­во­го скло­не­ния с окон­ча­ни­ем -а/я, кото­рые обо­зна­ча­ют лицо жен­ско­го или муж­ско­го пола в зави­си­мо­сти от смыс­ла контекста.

Чтобы понять, что такое суще­стви­тель­ные обще­го рода, вспом­ним, что в рус­ском язы­ке все сло­ва име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — род.

Имена суще­стви­тель­ные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, име­ют один из трех родов:

  • чело­век, город (он, мой) — муж­ской род;
  • подру­га, дочь, повесть (она, моя) — жен­ский род;
  • вой­ско, стрем­ле­ние (оно, моё) — сред­ний род.

Род и число имен существительных

Что такое существительные общего рода?

Среди слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ет­ся немно­го­чис­лен­ная груп­па суще­стви­тель­ных обще­го рода, объ­еди­ня­ю­щая око­ло 200 слов. Эти уни­каль­ные сло­ва могут назы­вать как лицо жен­ско­го пола, так и лицо муж­ско­го пола:

Василий Петрович — это мой коллега.

Мария Васильевна — это моя коллега.

  • и. п. (кто?) кол­ле­га, коллеги
  • р. п. совет (кого?) кол­ле­ги, коллег
  • д. п. идем (к кому?) к кол­ле­ге, к коллегам
  • в. п. спро­сим (кого?) кол­ле­гу, коллег
  • т. п. вос­хи­щён (кем?) кол­ле­гой, коллегами
  • п. п. сооб­щи­те (о ком?) о кол­ле­ге, о коллегах

Существительные обще­го рода — это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные пер­во­го скло­не­ния с окон­ча­ни­ем -а/-я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го или жен­ско­го пола в зави­си­мо­сти от контекста.

Задиру Ваню, зади­ру Светку,
Обжору Катьку, обжо­ру Генку
Найдешь в семье ты
И в каж­дом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуж­да­ли на класс­ном часе.

Существительные обще­го рода
1. нари­ца­тель­ные нескло­ня­е­мые сущ.виза­ви, протеже
2. соб­ствен­ные скло­ня­е­мые име­на на -а/-яВаля, Женя, Саша
3. нари­ца­тель­ные скло­ня­е­мые сущ. на -а/-я, харак­те­ри­зу­ю­щие лицо по склон­но­сти, при­стра­стию к чему-либо и стил. нейтральныезади­ра, крив­ля­ка, мям­ля, неве­жа, недо­те­па, плак­са, пья­ни­ца, рази­ня, хит­рю­га, запе­ва­ла, кни­го­но­ша, сиро­та, кол­ле­га и т.д.
Валя и Женя - про­те­же Нестеренко.
Сущ. обще­го рода долж­ны иметь опре­де­ле­ния в грам­ма­ти­че­ских фор­мах того рода (муж­ско­го или жен­ско­го), к кото­ро­му при­над­ле­жат назва­ния харак­те­ри­зу­е­мых ими предметов.
Красавица Валя и без­дель­ник Женя - про­те­же всё той же Нестеренко.

Существительные обще­го рода обра­зу­ют­ся от слов раз­ных частей речи с помо­щью суф­фик­сов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:

  • зевать → зев ак а
  • запе­вать → запе­ва л а
  • неж­ный → неж енк а
  • лако­мить­ся → лаком к а
  • чистый → чист юл я
  • рабо­тать → работ яг а.

Существительные общего рода

В кон­тек­сте для опре­де­ле­ния рода суще­стви­тель­но­го ана­ли­зи­ру­ем его согла­со­ва­ние с при­ла­га­тель­ным или место­име­ни­ем, а так­же учи­ты­ва­ем грам­ма­ти­че­скую фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла, упо­треб­лен­ную в каче­стве сказуемого:

Вы еще не зна­е­те, как ая она при­ве­ре­да! (ж. р.)

Ему повстре­чал а сь заби­як а . (ж. р.)

Употребление существительных общего рода

Среди этих слов толь­ко неболь­шая груп­па име­ет ней­траль­ную или поло­жи­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную окраску:

Большинство суще­стви­тель­ных обще­го рода име­ет отри­ца­тель­ный и даже уни­чи­жи­тель­ный смысл. В раз­го­вор­ной речи они дают харак­те­ри­сти­ку чело­ве­ку, обо­зна­чая какой-то отри­ца­тель­ный обоб­щен­ный при­знак личности:

В основ­ном эти сло­ва исполь­зу­ют­ся в раз­го­вор­ной речи. Их не при­ме­ня­ют в науч­ном или официально-деловом сти­ле речи. В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре с их помо­щью харак­те­ри­зу­ют пер­со­на­жей произведения.

Я весь про­ны­ра и про­ла­за (Анатолий Рыбаков. Выстрел).

Ночной бро­дя­га , кото­ро­го мы виде­ли мель­ком, шел в этом направ­ле­нии (Виктор Гюго. Отверженные).

Также отли­ча­ем суще­стви­тель­ные обще­го рода от назва­ний про­фес­сий, кото­рые оформ­ле­ны как суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода, хотя и назы­ва­ют лиц жен­ско­го пола.

К нам подо­шла детск ий врач Алена Федоровна.

Нам посо­ве­то­ва­ли обра­тить­ся к Галине Васильевне, отличн ому тех­но­лог у .

Существительные общего рода памятка

Приведем спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных суще­стви­тель­ных обще­го рода, рас­по­ло­жив их по алфавиту.

Список существительных общего рода

  • бед­ня­га, бед­няж­ка, бедо­ла­га, бело­руч­ка, бука, бро­дя­га, брюзга;
  • вооб­ра­жа­ла, воя­ка, все­знай­ка, выскочка;
  • горе­мы­ка, гряз­ну­ля, гулё­на, гуляка;
  • душень­ка, дылда;
  • его­за, ехидна;
  • жади­на, жадюга;
  • заби­я­ка, зади­ра, зазнай­ка, заи­ка, зану­да, зама­раш­ка, заво­ди­ла, запе­ва­ла, зева­ка, злю­ка, злюч­ка, зубрила;
  • кале­ка, кана­лья, кол­ле­га, коро­тыш­ка, крив­ля­ка, кро­во­пий­ца, кроха;
  • лаком­ка, лев­ша, лежебока;
  • моло­дец, молод­чи­на, мямля;
  • неве­жа, невеж­да, неве­лич­ка, неви­дим­ка, недо­тё­па, недо­тро­га, недо­уч­ка, нежен­ка, незнай­ка, непо­се­да, неров­ня, неря­ха, неуме­ка, неумеха;
  • обжо­ра, одиночка;
  • писа­ка, писк­ля, плак­са, под­ли­за, под­пе­ва­ла, попро­шай­ка, поче­муч­ка, при­ве­ре­да, при­ди­ра, прой­до­ха, про­ны­ра, про­сто­фи­ля, пусто­ме­ля, пьяница;
  • рабо­тя­га, рази­ня, рас­те­ря­ха, рас­тя­па, рёва, рёвуш­ка, ровня;
  • само­уч­ка, сква­лы­га, скром­ня­га, слад­ко­еж­ка, сла­стё­на, соня, сутяга;
  • тара­тор­ка, тёз­ка, тихо­ня, тре­щот­ка, тру­дя­га, тупица;
  • умни­ца
  • хан­жа, хапу­га, хва­сту­ниш­ка, хит­рю­га, худышка;
  • чистю­ля
  • шель­ма
  • юла
  • ябе­да

Видеоурок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

.

Описание презентации по отдельным слайдам:

.

Имена существительные общего рода

.

познакомить учащихся с существительными общего рода;

совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи существительные общего рода.

Повторение 1. Что такое имя существительное? 2. Назовите непостоянные мо.

Повторение
1. Что такое имя существительное?
2. Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных. ( Число, падеж).

3. Назовите постоянные морфологические признаки имен существительных. ( Склонение, род ).

4. Почему склонение является постоянным признаком имени существительного?
5. Почему род является постоянным признаком имени существительного?
6. Каким? Мужской, женский, средний.

 Имена существительные общего рода. Шестое апреля. Классная работа.

Имена существительные общего рода.

Шестое апреля.
Классная работа.

Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал. (Н.Некрасов).

Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал. (Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.
Плакала Саша , как лес вырубали.

Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал. (Н.Некрасов).

Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал. (Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.
Плакала Саша , как лес вырубали.

Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал ( муж. р.).

Раз у отца в кабинете

Саша портрет увидал
( муж. р.).
(Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.
Плакал (жен. р.)

Можно ли вне контекста опреде- лить род существительного Саша? Нет.

Можно ли вне контекста опреде- лить род существительного Саша? Нет.
Как определить род таких имен существительных?
По контексту; по тому слову, с которым
связано это существительное.

. Опорный конспект.1. Имена существительные общего рода, оканчива.

Опорный конспект
.
1. Имена существительные общего рода, оканчивающиеся на –а (-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола . Умница.
2. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде. Какой умница !

3. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода. Какая умница!

Существительные общего рода .эмоционально.

Существительные общего рода

.
эмоционально эмоционально
нейтральные окрашенные

Саша, Женя
положительная отрицательная
оценка оценка
Умница Задира

.Со словами работяга, задира, кривляка, умница сос.

.
Со словами работяга, задира, кривляка, умница составьте словосочетания прил .+ сущ. общего рода . Определите род имен существительных.

. 1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.

1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.
2.Выпишите существительные общего рода.
3.Какую оценку несут эти слова?
4.Определите род этих имен существительных
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью,
Все семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа!
Скажут про меня. (О. Григорьев)

. 1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.

1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.
2.Выпишите существительные общего рода.
3.Какую оценку несут эти слова?
4.Определите род этих имен существительных
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью,
Все семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа!
Скажут про меня. (О. Григорьев)

Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит му.

Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит му.

Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама.

Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама.

Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препин.

Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Этот в гря…ь поле(з,с) и ра(д,т),
Что гр…зна рубаха.
Про такого г…ворят:
Он пл…хой , неряха.
(В. Маяковский)

Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препин.

Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Этот в грязь полез и рад,
Что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Он плохой , неряха.
(В. Маяковский)

1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня. 2.Какая ты неряха , Света! 3.

1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
2.Какая ты неряха , Света!
3.Сережа просто молодчина!
4.Ира - удивительная забияка!
5.Костя –настоящий плакса!
6.Я такая растеряшка.
7.Марина – удивительная тихоня.
8.Моя сестра такая умница.

Найдите и подчеркните имена существи-тельные общего рода , определив их род в данных предложениях.

1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня. 2.Какая ты неряха ,Света! 3.

1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
2.Какая ты неряха ,Света!
3.Сережа просто молодчина!
4.Ира - удивительная забияка !
5.Костя –настоящий плакса !
6.Я такая растеряшка.
7.Марина – удивительная тихоня.
8.Моя сестра такая умница.

Домашнее задание Напишите сочинение- миниатюру ( 5-7 предложе.

Напишите сочинение- миниатюру ( 5-7 предложений ) с употреблением существительных общего рода.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 123 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 530 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.09.2020 148
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Абрамчук Ирина Мироновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: