Сочинение с существительными общего рода миниатюра
Обновлено: 04.07.2024
1) знать: какие имена существительные называются именами существительными общего рода;
2) уметь: определять их род, употреблять имена существительные общего рода в речи.
Организационный момент: Вступительное слово учителя. Фронтальный опрос.
1) Что такое имя существительное?
2) Назовите непостоянные морфологические признаки имён существительных. (Число, падеж.)
3) Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных. (Склонение, род.)
4) Почему склонение является постоянным признаком имени существительного? (Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.)
5) Почему род является постоянным признаком существительных? (Имена существительные не изменяются по родам, они относятся к одному из трёх родов.)
6) Каким? (Мужскому, женскому и среднему.)
Ход урока
А сегодня на уроке мы поговорим об особой категории имён существительных.
I. Объяснение нового материала
Для того, чтобы разобраться, какие существительные называются существительными общего рода, мы с вами обратимся к примерам (предложения записаны на доске или спроецированы). Запишите примеры в тетради. (Слайд 3)
Плакала Саша, как лес вырубали.
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал.(Н. Некрасов)
1) Как вы думаете, на какие слова в этих предложениях мы должны обратить внимание? (Саша)
2) Попробуйте определить род этих имён существительных.
3) Как вы это узнали? (Саша плакала, Саша увидал )
4) А можем ли мы сказать, что существительное Саша вне текста имеет значение женского или мужского рода?
5) Как тогда мы можем определить род таких имён существительных? (По контексту; по тому слову, с которым связано это существительное.)
6) Как вы думаете, что такое существительное общего рода? (Ответы учеников.)
Обобщение учителя
7) А знаете ли вы ещё какие-нибудь имена, которые могут называть лиц как лиц женского, так и мужского пола? Назовите их. (Женя, Валя, Паша.)
8) Составьте с одним из них 2 предложения, чтобы имя выступало как в значении мужского, так и женского рода. (Дети записывают получившиеся предложения и читают их вслух.)
II. Работа с учебником
Знакомство с материалом учебника.
Обратите внимание на слово задира.
9) Подумайте, в чём разница с точки зрения лексики между словами Саша, Женя и словом задира? (Саша, Женя с точки зрения лексики эмоционально нейтральны, а слово задира имеет ярко выраженную эмоциональную оценку, причём негативную.)
- Обратимся к схеме. (Слайд 4)
III. Закрепление изученного материала
Задание №1. Со словами работяга, задира, кривляка, умница (записаны на доске) составьте словосочетания прил.+сущ. общего рода: сначала со словами, имеющими положительную эмоциональную оценку, затем со словами, имеющими отрицательную эмоциональную оценку. Определите род имён существительных (проверка).
Задание №2. Прочитайте выразительно стихотворные отрывки. Выпишите существительные общего рода. Какую оценку несут эти слова? Определите род этих имён существительных.
(Слайд 5)
Ваза
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью, -
Всё семейство скажет.Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа! -
Скажут про меня.
(О. Григорьев)
(Слайд 6)
(Слайд 7)
Задание№3. Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
(Слайд 8)
Этот в гря..ь поле(з, с) и ра(д, т),
Что гр..зна рубаха.
Про такого г..ворят:
Он пл..хой, неряха.
(В. Маяковский)
Какое существительное общего рода встретилось нам в этом четверостишии? Какую оценку оно выражает?
IV. Самостоятельная работа
Задание. Найдите и подчеркните имена существительные общего рода, определив их род в данных предложениях.
(Слайд 9)
Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
Какая ты неряха, Света!
Серёжа просто молодчина!
Ира – удивительная забияка!
Костя – настоящий плакса.
Я такая растеряшка!
Марина – удивительная тихоня.
Моя сестра такая умница!
V. Подведение итогов урока
1) С какой категорией имён существительных мы познакомились?
2) Почему эта категория называется именно так? (Потому что эти имена существительные могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола.)
3) Как мы можем узнать, в значении какого рода выступают имена существительные общего рода? (Только в тексте.)
4) Что мы ещё узнали об именах существительных общего рода? (Они могут быть эмоционально окрашены. Например, соня, жадина, грязнуля, зазнайка. А могут быть эмоционально нейтральны. Например, Саша, Женя.)
Вывод. На сегодняшнем уроке мы познакомились с особой категорией имён существительных – существительными общего рода. Род таких имён существительных мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают. Кроме того, имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны либо иметь эмоциональную оценку (положительную или отрицательную).
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру (5-7 предложений) с употреблением существительных общего рода. (Слайд 10)
Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся.
Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.
Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”,
“дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т. д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.
Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения.
Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.
Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно).
Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.
Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”.
Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.
Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевленные – обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевленность являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке.
Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- человек, город (он, мой) — мужской род;
- подруга, дочь, повесть (она, моя) — женский род;
- войско, стремление (оно, моё) — средний род.
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
- и. п. (кто?) коллега, коллеги
- р. п. совет (кого?) коллеги, коллег
- д. п. идем (к кому?) к коллеге, к коллегам
- в. п. спросим (кого?) коллегу, коллег
- т. п. восхищён (кем?) коллегой, коллегами
- п. п. сообщите (о ком?) о коллеге, о коллегах
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/-я, называющие лиц мужского или женского пола в зависимости от контекста.
Задиру Ваню, задиру Светку,
Обжору Катьку, обжору Генку
Найдешь в семье ты
И в каждом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуждали на классном часе.
Существительные общего рода | |
---|---|
1. нарицательные несклоняемые сущ. | визави, протеже |
2. собственные склоняемые имена на -а/-я | Валя, Женя, Саша |
3. нарицательные склоняемые сущ. на -а/-я, характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо и стил. нейтральные | задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга, запевала, книгоноша, сирота, коллега и т.д. |
Валя и Женя - протеже Нестеренко. | |
Сущ. общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. | |
Красавица Валя и бездельник Женя - протеже всё той же Нестеренко. |
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:
- зевать → зев ак а
- запевать → запева л а
- нежный → неж енк а
- лакомиться → лаком к а
- чистый → чист юл я
- работать → работ яг а.
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Вы еще не знаете, как ая она привереда! (ж. р.)
Ему повстречал а сь забияк а . (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Ночной бродяга , которого мы видели мельком, шел в этом направлении (Виктор Гюго. Отверженные).
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детск ий врач Алена Федоровна.
Нам посоветовали обратиться к Галине Васильевне, отличн ому технолог у .
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Список существительных общего рода
- бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга;
- воображала, вояка, всезнайка, выскочка;
- горемыка, грязнуля, гулёна, гуляка;
- душенька, дылда;
- егоза, ехидна;
- жадина, жадюга;
- забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, злючка, зубрила;
- калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха;
- лакомка, левша, лежебока;
- молодец, молодчина, мямля;
- невежа, невежда, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумека, неумеха;
- обжора, одиночка;
- писака, пискля, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница;
- работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, рёвушка, ровня;
- самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга;
- тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица;
- умница
- ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка;
- чистюля
- шельма
- юла
- ябеда
Видеоурок
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Имена существительные общего рода
познакомить учащихся с существительными общего рода;
совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи существительные общего рода.
Повторение
1. Что такое имя существительное?
2. Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных. ( Число, падеж).
3. Назовите постоянные морфологические признаки имен существительных. ( Склонение, род ).
4. Почему склонение является постоянным признаком имени существительного?
5. Почему род является постоянным признаком имени существительного?
6. Каким? Мужской, женский, средний.
Имена существительные общего рода.
Шестое апреля.
Классная работа.
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал. (Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.
Плакала Саша , как лес вырубали.
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал. (Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.
Плакала Саша , как лес вырубали.
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал
( муж. р.).
(Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.
Плакал (жен. р.)
Можно ли вне контекста опреде- лить род существительного Саша? Нет.
Как определить род таких имен существительных?
По контексту; по тому слову, с которым
связано это существительное.
Опорный конспект
.
1. Имена существительные общего рода, оканчивающиеся на –а (-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола . Умница.
2. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде. Какой умница !
3. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода. Какая умница!
Существительные общего рода
.
эмоционально эмоционально
нейтральные окрашенные
Саша, Женя
положительная отрицательная
оценка оценка
Умница Задира
.
Со словами работяга, задира, кривляка, умница составьте словосочетания прил .+ сущ. общего рода . Определите род имен существительных.
1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.
2.Выпишите существительные общего рода.
3.Какую оценку несут эти слова?
4.Определите род этих имен существительных
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью,
Все семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа!
Скажут про меня. (О. Григорьев)
1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.
2.Выпишите существительные общего рода.
3.Какую оценку несут эти слова?
4.Определите род этих имен существительных
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью,
Все семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа!
Скажут про меня. (О. Григорьев)
Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Этот в гря…ь поле(з,с) и ра(д,т),
Что гр…зна рубаха.
Про такого г…ворят:
Он пл…хой , неряха.
(В. Маяковский)
Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Этот в грязь полез и рад,
Что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Он плохой , неряха.
(В. Маяковский)
1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
2.Какая ты неряха , Света!
3.Сережа просто молодчина!
4.Ира - удивительная забияка!
5.Костя –настоящий плакса!
6.Я такая растеряшка.
7.Марина – удивительная тихоня.
8.Моя сестра такая умница.
Найдите и подчеркните имена существи-тельные общего рода , определив их род в данных предложениях.
1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
2.Какая ты неряха ,Света!
3.Сережа просто молодчина!
4.Ира - удивительная забияка !
5.Костя –настоящий плакса !
6.Я такая растеряшка.
7.Марина – удивительная тихоня.
8.Моя сестра такая умница.
Напишите сочинение- миниатюру ( 5-7 предложений ) с употреблением существительных общего рода.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 123 человека из 45 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 602 530 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 03.09.2020 148
- PPTX 3.6 мбайт
- 8 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Абрамчук Ирина Мироновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии
Время чтения: 1 минута
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также: