Морозов сочинение егэ история

Обновлено: 05.07.2024

Важным элементом ЕГЭ по истории являлось написание сочинения – это было заключительное задание №25, обязательная часть экзамена. Его объем – примерно 3 тысяч знаков с пробелами. Это чуть меньше двух страниц формата А4.

Сочинение по истории ЕГЭ традиционно являлось самым сложным заданием на экзамене. Именно поэтому оно и оценивалось максимальным количеством баллов: 12 из 56 первичных баллов или 35 из 100 тестовых баллов. Поэтому учащемуся стоило обратить особое внимание на правила написания сочинения и на критерии его оценивания.

Однако в 2021-2022 году сочинение по истории отменили. Это связано с тем, что для подготовки к этому заданию многие ученики заучивали шаблонные тексты. Из-за этого проверка знаний и навыков оказалась неэффективна.

Рассказываем, какие темы сочинений были в предыдущих годах, какие требования предъявлялись к работам и как оценивалось сложное задание.

Подготовка к сочинению по истории ЕГЭ предполагает не только хорошее знание фактического материала. Следует также четко представлять себе общую форму и структуру работы. Для этого можно ознакомиться с примерами сочинений по истории, которые выложены в интернете. Зрительное восприятие текста оказывается более эффективным, чем простое его описание.

Полезно также создание домашних заготовок плана по основным историческим периодам и ведущим историческим личностям. С большой долей вероятности, на экзамене будут темы по истории XIX-XX веков. Хороший способ подготовиться – писать как можно больше сочинений и потом проверять их вместе с учителем.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 52


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 53

Даже примерные темы и примерные периоды в сочинении по истории ЕГЭ заранее не узнать. Это большой минус по сравнению с экзаменами прошлых лет. По-видимому, это сделано специально, чтобы усложнить проведение экзамена и, возможно, сократить количество стобалльников. Например, в 2018 году их было 206, а в 2019 уже 298. В этой ситуации от выпускников потребуется хорошее знание фактического материала по всем историческим периодам – нужно досконально знать школьную программу по истории.

При описании одного из исторических процессов необходимо придерживаться определенных этапов:

  • указать как минимум два значительных исторических события;
  • назвать две исторические личности, которые были тесно связаны с этими событиями, и дать характеристику их роли в этих событиях;
  • выявить и описать основные причины возникновения указанных событий;
  • отметить значение (последствия) данного исторического процесса для всей истории России.

При написании сочинения об одном из исторических деятелей следует соблюсти следующие требования:

  • указать не менее двух значительных событий, в которых участвовало историческое лицо;
  • отметить еще одну историческую личность, которая принимала участие в этих же событиях;
  • следует выявить как минимум две причинно-следственные связи, которые характеризуют причины происхождения данных событий и имели место при жизни отмеченных исторических личностей;
  • необходимо дать оценку на основании исторических фактов и мнений историков, влияния отмеченных событий, в которых принимало участие историческая личность, на события, которые произошли после его смерти.

В официальных документах не указываются требования к плану и структуре ЕГЭ по истории. Там отмечается, что сочинение должно быть выполнено в форме связного текста. Можно предложить следующий план и структуру сочинения, наиболее часто рекомендуемые специалистами.

Во введении необходимо дать исходную характеристику выбранного исторического процесса либо исторического деятеля.

В основной части описывается исторический процесс или деятельность исторического лица и причины произошедших событий.

В заключении дается оценка исторического события либо исторического деятеля на основе исторических фактов и мнений историков.

В интернете есть примеры сочинений по истории прошлых лет, которые можно использовать при подготовке к экзамену. Но не стоит использовать их, так как ежегодно меняется сама тематика, требования и структура работ.

Оценивают сочинение по истории ЕГЭ по 7 критериям (К):

За два указанных исторических события дают два балла, но за каждую ошибку снимается по одному баллу.

Если выпускник, как требуется, рассказал о двух исторических личностях и их роли в указанных событиях, он получает максимум два балла; один балл также снимается за одну ошибку.

Можно указать только одну причину исторического события, но самую важную. За это можно получить два 2 балла, из которых вычитается по одному баллу за каждую ошибку.

Общая формулировка оценки влияния определенного периода на дальнейшую историю России не засчитывается, необходимо указать на конкретные факты. За соблюдение этого критерия выпускник получает один балл.

В сочинении должен быть использован хотя бы один исторический термин – за него дают один балл.

Если в сочинении нет фактических ошибок, можно заработать еще три балла. Но если есть, за каждую вычитается по одному баллу.

В сочинении должно присутствовать связное и последовательное изложение материала; оценка за соблюдение этого требования – один балл.

Следует помнить, что для получения баллов по критериям 5-7 необходимо набрать минимум 5 баллов из 7 по первым четырем критериям. В противном случае эти баллы не начисляются.

Вместе с экспертами, мы выяснили, каким будет ЕГЭ по истории. При подготовке к экзамену опытные преподаватели советуют ученикам обратить особое на написание исторического сочинения

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

1645-1676 гг. - период царствования Алексея Михайловича Романова, второго монарха из новой российской династии.

Алексей Михайлович получил прозвище Тишайшего, хотя время его правления никак нельзя было назвать спокойным. В 1648 г. в Москве начался т. н. Соляной бунт, вызванный введением дополнительной пошлины на соль. Восставшие устроили в городе настоящий погром. Бунт удалось подавить, но московские события стали примером для новгородцев и псковичей.

Новгородское и псковское восстания (1650 г.) были вызваны значительным повышением цен на зерно. В Пскове восставшие добились успеха: правительство приняло их требования.

В 1662 г. начался московский Медный бунт. Он был вызван финансовыми затруднениями. Правительство начало выпуск медной монеты, объявив ее равноценной серебряной, но налоги по-прежнему собирались серебром. Восстание было жестоко подавлено.

В 1670-1671 гг. на юге России началось восстание, возглавленное Степаном Разиным. В него входили самые разные социальные слои населения. Разину удалось взять Царицын и Астрахань, но осада Симбирска окончилась неудачей. Царская армия разгромила войско восставших, а вскоре сами казаки выдали Разина, и он был казнен. Восстание удалось подавить.

В 1649 г. было принято Соборное Уложение Алексея Михайловича - новый свод государственных законов. В нем юридически закреплялось крепостное право. Многие статьи Уложения были направлены на развитие помещичьего землевладения и ограничение церковного.

В Уложении появились статьи, защищающие и укрепляющие авторитет царской власти. Тем самым российское государственное устройство приближалось к самодержавной монархии.

Возрастает значение приказов, численность которых в это время достигает 80. Самыми главными приказами были: Посольский, Поместный, Счетный и др.

В 1652 г. новым патриархом становится Никон, с именем которого связано начало русского церковного Раскола. Никон провел масштабную церковную реформу. Главные изменения касались обрядности (запрет двоеперстия, изменение богослужебных книг). При этом патриарх хотел подчинить себе царскую власть. Борьба длилась до 1666 г., пока на церковном Соборе Никона не приговорили к ссылке. Этот же Собор проклял всех старообрядцев.

Во внешней политике Алексея Михайловича огромное значение имело воссоединение России с Украиной.

Украинские земли вошли в состав Польши в 1569 г. Крестьянство находилось в очень тяжелой зависимости от польских помещиков. Ситуация усугублялась бурным натиском католичества. Православное население было значительно ущемлено в правах по сравнению с католиками.

С конца XVI века на Украине происходили постоянные восстания казаков, подготовившие будущую национально-освободительную борьбу. В 1648 г. во главе очередного восстания встал Б. Хмельницкий, который сразу же обратился за помощью к русскому царю. Однако Алексей Михайлович опасался противостояния с поляками и не верил в успех Хмельницкого.

Однако восставшим удалось одержать ряд серьезных побед. В 1653 г. в Москве было принято решение о вхождении Украины в состав России. В 1654 г. это решение было подтверждено на Раде в Переяславле.

Присоединение Украины привело к новому обострению русско-польских отношений. Русская армия сумела захватить Смоленск и большую территорию в Восточной Белоруссии, но в это время на польские земли вторглись шведы. Война России со Швецией (1656-1661 гг.) закончилась подписанием Кардисского мира, по которому Балтийское побережье переходило к шведам. Русско-польская война длилась до 1667 г. По Андрусовскому перемирию Россия получала Смоленск, за ней закреплялись все присоединенные украинские земли.

Алексей Михайлович скончался в 1676 г., став яркой фигурой в русской истории. За годы его правления окончательно оформился самодержавный строй. Главным успехом во внешней политике стало включение украинских земель в состав России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно-следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.

Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок .

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.

Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

• ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.

• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

• С одной стороны, ___.

• Но, с другой стороны, ___.

• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

Читайте также: