Может рита и прежде впадала в спячку сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

Автор показывает, как важно деду научить внука про­стым, но в тоже время сложным умениям по-настоящему любить, правильно оценивать себя и окружающих. Но истин­ная мудрость старика в том, что он не дает готовых рецеп­тов, и писателю, несомненно, симпатичен этот по-доброму ироничный герой.

Писатель (если текст художественного стиля);

• указанием Фамилии автора текста.

Вот фрагмент из первого рассказа:

Рассказчик участвует в событиях и повествует о них, что создает иллюзию достоверности всего происходящего. Ис­пользуя образ рассказчика, автор как бы раскрывает его внут­ренний мир, позволяет почувствовать правдоподобность про­исходящего.

Опыт ЕГЭ показывает, как важно научить выпускников видеть авторский замысел и те приемы, с помощью которых он воплощает этот замысел в тексте. На Факультативных или Дополнительных занятиях, уроках Внеклассного чтения можно предложить такой текст для анализа, в котором ученик может увидеть многое, выбрать главное, указать приемы и средства постижения авторской мысли. Например, вот такой рассказ И. Полянской.

Утюжок и мороженое

Сестра прислушивалась к крикам из соседней комнаты, и лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату: Рита подобрала ноги. Бабушка пре­жде демонстративно закладывала уши ватой, едва они только начинали кричать, и я, когда была маленькой, как Рита, коси­лась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и скажет наконец свое веское взрослое сло­во, но потом поняла, что нет у нее в запасе заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой… Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать за­снуть Рите, которая по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смораживая длинные Ритины ресницы.

Может, она и прежде впадала в спячку под бурный акком­панемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Моск­вы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Гал инке. Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Та­линка, а наши родители вряд ли даже подозревали о ее суще­ствовании. Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Талинка, которую в го­родке, куда мы переехали, почитала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других. Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими, но Ри­та сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчи­вость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки теп­ла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

Временами я презирала смекалистую и лживую Риту, ко­торая все же в итоге была сокрушительно побеждена бесхит­ростным отцом, и нечаянным орудием отцовой победы явился тот самый утюжок…

Рита его подарила Галинке. Подарила так просто, будто имела полное право распорядится утюжком по своему усмот­рению; подарила с таким видом, будто могла в перспективе преподнести Галинке весь наш дом, а уж утюжок с красной лампочкой на ручке — такая мелочь, что и спасибо не стоит. Галинка, ничего не подозревая, взяла утюжок, который Рита проводила глазами полными отчаяния, ибо знала, не могла не знать, что ей будет от отца, когда он дознается об этом. Га­линка немного поиграла утюжком и в тот же вечер о нем и за­была, а Рита после этого долго не могла заснуть, вертелась и кряхтела, придумывая себе болезнь, которая оттянула бы час расплаты, а днем старалась не попадаться папе на глаза, и с неделю жила в таком непролазном страхе, что когда гром на­конец разразился над ее отчаянной головушкой и отец вдруг вспомнил про утюжок, она испытала, наверное, что-то вроде облегчения.

Я вернулась из школы и сразу увидела, что Рита стоит в эпицентре землетрясения, а над ней неколебимо, как скала, в праведном гневе навис отец и допытывается, где утюжок, ко­торый папа привез из столицы нашей Родины: он в такие ми­нуты предпочитал говорить о себе в третьем лице, как бы уст­раняясь от бури, им вызванной, как бы ставя себя судьей между недоброй, рассеянной девочкой и ее заботливым отцом. Рита стояла вобрав голову в плечи, хотя ее еще и пальцем не тронули, вздрагивала от раскатов его голоса, и тут я решила ее спасти…

Я произнесла все это на одном дыхании, как по наитию, но потом, анализируя свою речь, поняла, что ничего не упустила, точно слова мне подсказывал кто-то очень умный. Все было выверено до последней буквы: и упоминание Зинки, дочери папиного начальника, которую мы не выносили, и намек на перенесенную ею болезнь, и нежелание беспокоить папу по такому пустяку; легкая лесть в папин адрес продувала на­сквозь эту тираду и могла смягчить его слух…

Для него этот утюжок был небольшим, имеющим воспита­тельное значение эпизодом. Ему в голову прийти не могло, что утюжок железным катком прокатится вдоль всей Ритиной жизни, выдавив из моей сестры ее осмотрительность и сме­калку, что сколько бы ее судьба ни разматывала свой свиток, на нем все равно можно будет углядеть след утюжка, и в дальнейшем, переняв хваленую житейскую мудрость у Риты, я ничем не смогу ей помочь. Утюжок сделал свое железное дело.

Мы оставили поле брани: я съехала по перилам, бабушка, ощупывая ступеньки палочкой, свела вниз Риту. На улице мы с бабушкой, как воспитанные гости, нечаянно нарвавшиеся на скандал хозяев, заговорили на отвлеченные темы.

Наш молодой город расширял свои богатырские плечи на Жигулевских горах. Он был совсем новый, крепкий как оре­шек. Бабушка грустно заметила, что в молодом городе хорошо жить молодым, и наклонилась, чтобы понюхать розовый куст, пенящийся из палисадника. В городе было много зелени, цве­тов, глядящих с круглых и прямоугольных клумб. Как люди, они селились отдельными колониями. Поскольку городская знать и первостроители жили в центре, городскую площадь венчали чистопородные розы. Вдоль главной улицы бодро гарцевали бордовые георгины, махровые астры, по другим улицам растекались маргаритки, стояли на марше колонны гладиолусов, окраина дышала бархатками, сиренью и прочим цветочным люмпеном.

— Вот новость! Будка работает! Мороженое продают. Сто лет не ела мороженое!

Сестра оживилась. Мы подошли к будке и встали у самого окошка: и правда — в холодных, длинных бидонах было мо­роженое, и незнакомая продавщица разрезала ножницами упа­ковку хрустящих стаканчиков. Бабушка, прислонив палочку к будке, захлопала руками по карманам, но, как всегда, оказа­лось, что кошелек остался дома. И они обе, Рита и бабушка, с надеждой посмотрели на меня. Я смотрела в сторону, стараясь не бренчать в кармане своей мелочью. Мои денежки тоже за­таили дыхание. Бабушка сказала:

— Я отдам тебе дома.

Но я больше ей не верила. Она не любила отдавать долги: бывало, купишь им с Риткой подушечек на свои, сэкономлен­ные в школе, а потом бабушка говорит, что отдала всю пен­сию маме, да еще громогласно удивляется, чтобы услышал отец — зачем мол, тебе деньги? А я копила на одну очень нужную вещь, каждый день бегала в магазин посмотреть, не раскупили ли уже.

Рита дернула меня за рукав, но я отвернулась. Дело было не только в той вещи, на которую я копила деньги. Я стояла и думала: а живите вы все как хотите! мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, будто так и надо, чтоб он тыкал меня носом в мою непонятную ви­ну Катитесь вы! Я, бывало, обливаюсь слезами, Ритка мирно

Я обернулась к ним, чтобы объяснить, почему не могу расстаться со своими деньгами, и тут вдруг удивилась их не­ожиданному сходству… Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизыва­ясь. И я плотней прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое.

С чего начать работу? Безусловно, с впечатления о прочи­танном: учащихся, как правило, не оставляют равнодушными такие тексты. Параллельно с этими высказываниями выясняем проблематику рассказа. В нем поднимаются проблемы:

• роли детства в становлении личности;

• роли взрослых в формировании личности ребенка;

• бездушного отношения к близким;

• взаимоотношения отцов и детей;

• разрушающего влияния взрослых на душу ребенка;

• ответственности семьи за воспитание детей;

• лжи и лицемерия и т. д.

Задания к этому тексту могут быть примерно такими:

1. Составьте психологическую характеристику семьи рас­сказчицы на основании следующей таблицы.

Члены семьи

Отношение к членам семьи

Отношение к детям

Таскает за волосы;

Тыкал носом в мою Не­

Понятную вину;

Не терпел пустого время­препровождения;

Родители Вряд ли даже по­дозревали о существова­нии Галинки;

Над ней (Ритой) Неколеби­мо^ как скала, В праведном гневе навис отец;

Предпочитал говорить о себе в третьем лице, Как бы устраняясь от бури, им

Продолжение табл.

Члены семьи

Отношение к членам семьи

Отношение к детям

Вызванной, как бы Ставя себя судьей между Недоб­рой, рассеянной девочкой и ее Заботливым отцом;

…утюжок был Небольшим, Имеющим Воспитатель­ное значение Эпизодом;

Рита была Сокрушитель­но побеждена бесхитро­стным отцом.

Молча приносит в кро­вать мокрое полотенце.

Демонстративно за­кладывала уши ватой.

Стала Бояться^ Как бы внучка ненароком не заснула Навеки;

.. .чтоб вступиться за де­тей, так это Дудки.

Надеялась Во дворе соз­дать себе другую Дружную семью, свить Гнездо где-нибудь под грибком или в песоч­нице.

Окончание табл.

Члены семьи

Отношение к членам семьи

Отношение к детям

Воспри­ятие се­мьи рассказ­чицей

Раскаленная лава …хлынула в нашу ком­нату;

Делает вид, что обладает властью;

Враждующие голоса; Вопли за стеной;

Бурный аккомпанемент Родительских ссор;

По нашему родительско­му дому то и дело проле­тали ураганы Семейных ссор, выдувая остатки тепла, и Ничего живого там уже не могло вы­расти;

Затевали Перебранку; поле брани.

Какие композиционные приемы и средства помогли вам в этом?

2. Какие дополнительные сведения о семье можно узнать из следующего фрагмента? Что позволило вам это понять? Найдите в тексте аргументы к вашему предположению. Какую дополнительную характеристику семье дают эти сведения?

Наш молодой город расширял свои богатырские плечи на Жигулевских горах.

Он был совсем новый, крепкий как орешек. Бабушка гру­стно заметила, что в молодом городе хорошо жить моло­дым, и наклонилась, чтобы понюхать розовый куст, пенящий­ся из палисадника. В городе было много зелени, цветов, гля­дящих с круглых и прямоугольных клумб. Как люди, они сели­лись отдельными колониями. Поскольку городская знать и первостроители жили в центре, городскую площадь венчали чистопородные розы. Вдоль главной улицы бодро гарцевали бордовые георгины, махровые астры, по другим улицам рас­текались маргаритки, стояли на марше колонны гладиолусов, окраина дышала бархатками, сиренью и прочим цветочным люмпеном.

3. В чем смысл данного композиционного приема? Назо­вите его и объясните роль в этом рассказе.

До истории с утюжком:

Рассказчица

Была очень осмотрительной девочкой

Я была прямолинейной

Смекалистая и лживая

Осмотрительная и смекали­стая

Проявила волю и настойчи­вость в обживании новых про­странств и покорении новых людей

Ее уговоры всегда очень ди­пломатичные и умные. В не­видимом споре с отцом выве­ряла свои возможности до миллиметра, чтобы не со­рваться

На отказ отца отпустить ме­ня на улицу отвечала сдав­ленным воем; честно отве­чала

После истории с утюжком:

Рассказчица

Утюжок выдавил ее осмотри­тельность и смекалку.

Переняла хваленую житей­скую мудрость у Риты;

Я захотела вдруг почувство­вать себя Ритой, поставить на себе опыт, провести экс­перимент и выяснить, что бывает, если человек про­явит смекалку.

7. Можно ли считать следующий эпизод переломным в жизни сестер? Почему?

Прокомментируйте его использование в этом фрагменте. Найдите в тексте аргументы, подтверждающие мысль о том, что рассказчица жалеет сестру, сама того не осознавая.

11. Любимый учитель истории довершил формирование жизненных принципов рассказчицы. Как? Выпишите его вы­сказывания. Каков их основной философский смысл?

13. Какова роль сна героини в рассказе? Что он проясняет?

Почему именно это название дважды употребляется в рас­сказе? Как оно дополняет, проясняет содержание текста?

16. Перечитайте финал повести. Почему героиня так и не купила мороженое? Какие чувства вызывают у вас Рита и ба­бушка?

18. Какая проблема, из перечисленных вами ранее, ос­новная?

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится… (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится… (быть справед­ливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым).

10. Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится… (нахо­дить любовь в мире).

20. Этот рассказ был удостоен премии им. Ю. Казакова как лучшее произведение 2003 года. Назовите критерии, по кото­рым, на ваш взгляд, критики оценили его. ,

Детство для детей в рассказе — труднейшее время, ко­гда человек, вполне себя осознающий, не имеет права на самостояние. Самостояние же им необходимо: родители их всегда ссорятся, не понимая, что являют собой в дет­ской жизни оси абсцисс и ординат, что являются для дет­ского существования необходимым условием, вроде твер­дой почвы под ногами, и что дети их поэтому живут в ка­тастрофической среде — вроде местности, где постоянны сильные землетрясения.

Случай с игрушечным утюжком, который отец привез из Москвы в подарок дочкам, обнаружил вдруг, каких душевных сил стоило маленькой девочке быть политиком. Она подарила игрушку подружке, у которой оспаривала право на лидерство, а потом неделю мучилась от страха в ожидании, когда отец обнаружит пропажу игрушки, являвшейся символом его чадо­любия:

Все самое — главное уведено в подтекст, поэтому рассказ короткий. Родители описаны, а вернее, охарактеризованы не­сколькими штрихами. Таким, например:

Отец любил абстрактный принцип детства, а не своих живых детей, игнорируя их душевную сложность вплоть до метонимических уподоблений: голоса, царапины, банты… Ре­бенок, изгнанный из рая простодушия, лжет отцу детским голосом.

1. С чем можно согласиться в этой статье? С чем поспорить?

2. Какой композиционный прием автор статьи считает ос­новным в рассказе? Согласны ли вы с ней?

3. Выберите из материалов занятия самое основное для ком­ментария к основной проблеме и напишите его.

4. Оцените следующие комментарии, используя критерии оценки этого вида работы.

Раскрывая данную проблему, автор использует такой при­ем, как исповедь рассказчицы, и это объяснимо: психологию перерождения обычной девочки в бездушное существо иначе и невозможно было бы показать.

ЖК НОВАЯ ОХТА. Подготовка к ЕГЭ | Русский язык

ЖК НОВАЯ ОХТА. Подготовка к ЕГЭ | Русский язык

ЖК НОВАЯ ОХТА. Подготовка к ЕГЭ | Русский язык запись закреплена

🔻

ЗАДАНИЕ 27
Прочитайте текст и выполните задание.Прочитайте текст и выполните задание.

(9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой. (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

(12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

(16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

(По И.Н. Полянской*)

Полянская, Ирина Николаевна (1952 – 2004) – русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.


Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант № 55. Ответы на Тест. Задание 27 на написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Аргумент на тему семьи по рассказу Ирины Полянской Утюжок и мороженое.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Семья – это ячейка общества, состоящая из родных и близких людей, это то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые впечатления об устройстве мира, знания о нем мы получаем от родителей. Именно в семье создается характер человека, его личностные качества. Семья – это целый мир, в котором должны царить взаимопонимание и любовь.

Эмиль Золя сказал: “Залог семейного счастья в доброте, открытости, отзывчивости”. В счастливой семье люди любят, ценят и уважают друг друга, беспокоятся о физическом и психологическом состоянии близких. Семью, в которой нет теплых родственных отношений, доверия, любви, доброты, сложно назвать счастливой.

Рассмотрим рассказ Ирины Полянской “Утюжок и мороженое”. Повествование ведется от лица девочки, которая живет в несчастливой семье.

Ее родители очень часто ссорятся, из-за чего сестра рассказчицы Рита болеет летаргией. Летаргия – это похожее на длительный сон болезненное состояние с почти неощутимым пульсом и слабым дыханием. Девочки надеются, что бабушка, будучи представителем старшего, более мудрого поколения, скажет свое слово и прекратит скандалы, но она лишь закладывает уши ватой.

Из-за нездоровой обстановки в семье прежде всего страдают дети. Рассказчица была честным, добрым ребенком, который не врал, не льстил родителям, чтобы те отпустили гулять или купили новую игрушку, но это изменилось. Бабушка героини забирала ее деньги, отец был слишком строг, родители ссорились, сестре все разрешали, потому что она умела врать и изворачиваться. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Все эти обстоятельства сломили девочку, уничтожили те хорошие, благородные качества, которыми она обладала. Рассказчица научилась врать: чтобы успокоить отца, ругавшего Риту из-за подаренного им утюжка, сказала, что отдала игрушку на время Зине Зиминой, дочери папиного начальника; чтобы не покупать мороженое бабушке и сестре, солгала о том, что у нее нет денег.

Читайте также: