Молодое поколение в романе сердце на ладони сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Глава 1

Антон Кузьмич вместе с сыном Витей наблюдали за стаей домашних голубей, а супруга доктора обсуждала с соседкой увлечение своих любимых мужчин. Семьи женщин все лето жили на даче. Шиковичи и Яроши много времени проводили вместе. Походы на рыбалку, купания в реке, дружеские посиделки – всем этим была наполнена их летняя беззаботная жизнь. Кирилл пригласил в гости председателя исполкома Гукана, книгу которого он правил.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Кирилла очень злило, что гость так и не подоспел к обеду. Он ругает жену за то, что она балует уже взрослых детей. Женщина сумела сгладить возмущения супруга по поводу воспитания. Чтобы развеяться, Шикович предлагает Антону выбраться поудить. Там мужчины встречают Гукана, который является большим поклонником рыбалки.

Глава 3

Семен Парфенович опаздывает на работу, что бывает крайне редко. Он находится под впечатлением от вчерашнего отдыха. После выходных в его кабинет приходят коллеги, и они вместе обсуждают как провели свой досуг. Гукан замечает за собой, что его что-то тревожит. Он вспоминает разговор с Шиковичем о культе личности. На душе стает неспокойно.

Глава 4

Антон Кузьмич едет в соседнюю больницу, которой заведует его знакомая, испытывающая к нему симпатию. Именно из-за ее постоянных знаков внимания Галина стала такой ревнивой. Вернувшись на свое рабочее место, его срочно просят осмотреть новую больную, с отклонениями в работе сердца. Женщина называет его разными именами и прозвищами. В ней он узнает Зосю.

Глава 5

Встреча с той, которую он более десяти лет считал умершей, перевернула все его мысли. Он уже представлял, как оперирует ее, Они вспоминают те страшные времена, когда пришлось долгое время пребывать в подполье. Дома, с очередными сценами ревности его встретит Галина. Муж скажет ей, что с таким недоверием больше не в силах мириться. В эту же ночь он вспомнит о тяжелое ранении, после которого ему повезло выжить. И все благодаря ей — Зосе.

Глава 6-7

Славик Шикович встречает на вокзале Тараса, которого Яроши воспитывали с 16 лет, после того, как его родители погибли на войне. После алкоголя, Вячеслав осыпает возмущениями отца, который заставил работать его на заводе. Возвращаясь домой, он пристает к иностранным студентам, называет их шпионами, угрожает бомбой. Председатель исполкома уже решает, как будут наказывать провинившегося.

Ярош устанавливает в операционной новое оборудование. Приближается операция Зоси. Маша знакомится с ней. Девушки начинают дружить. Бывшая подпольщица рассказывает медсестре о Тарасе. Она хочет, чтобы Антон познакомил коллегу с парнем. Тот не противится. Медсестра приезжает знакомиться с Тарасом. Дочь Шиковичей Ирина видит в ней конкурентку. Ведь сама она уже давно влюблена в парня. Соседи собираются за огромным столом. Внезапно появляется Слава, пробывший десять суток за решеткой. Парень замечает Марию. Девушка произвела на него неизгладимое впечатление.

Глава 10

Гостей становится все больше. На дачу приехали друзья Тараса. Ребята говорят о коммунизме, вспоминают детские мечты и озвучивают теперешние. Славик не поддерживает их. Он всячески пытается язвить. Непристойным поведением он обижает Машу. Отец не выдерживает такого хамства и ударяет сына.

Глава 11

Ярош тщательно готовится к операции Зоси. Из Киева был привезен специальный аппарат для легких. Собралось множество коллег, практикантов. Пришел посмотреть на ход уникальной операции и Кирилл Шикович, чтобы потом высветлить это в газете.

Глава 12

Кирилл Васильевич спешит на собрание горисполкома. Там поднимут тему о воспитании детей. В основном разговор будет касаться его сына. На этот раз критика больно резанет слух отца. И некоторым он напомнит, что и у них не все гладко в семьях, чтобы других воспитывать.

Глава 13-14

Ярош остается в больнице еще на одни день. Шикович посещает всяческие архивы. Его интересуют документы о предателях и героях его города. Он пытается найти материалы о докторе Савиче, который являлся отцом Зоси. Он обнаруживает письмо, которое врач сам написал немецкому руководству, предлагая сотрудничество. В архивах доктор числится изменником родины. Это разочаровало Кирилла Андреевича.

Глава 15

Тарас помогает устроить Славика работать к себе в бригаду. Тот вместо слов благодарности постоянно подставляет ребят. У него нет желания учиться новому, он часто хамит окружающим. Начальство предупреждает Тараса о том, что такой сотрудник тянет команду в пропасть.

Глава 16-17

Шикович встречается с бывшей медсестрой инфекционного отделения Клавдией, чтобы поговорить о докторе Савиче. Не верит он, что тот был изменником родины. Женщина соглашается помочь. Через несколько дней после поездки Шикович выпускает статью о докторе, которая основана на рассказах его коллеги. Он изображает его настоящим героем. Исполком всколыхнулся. Гукан показывает журналисту документы, по которым Зося обвиняется в предательстве.

Софья пошла на поправку. Маша радуется за подругу. Она читает ей стихи русских классиков. Медсестра приглашает Владислава Шиковича на встречу. Парень с нетерпением мчит. С ней он ведет себя достойно, и не позволяет хамства и вольностей. Тарас звонит Маше на работу и приглашает ее на концерт. Она соглашается. На собрании исполкома Ярош с Шиковичем просят выделить Софье Савич квартиру.

Глава 21-23

Славик затосковал по Маше. Увидев, что она встречается с Тарасом, стал вынашивать план мести. Парни едут на дачу. Там между ними происходит серьезная драка. Шикович, наперекор Ярошу, едет к Зосе, чтобы лично расспросить об ее отце. Софья рассказывает всю правду.

Глава 24

Завод работал в несколько смен. К открытию съезда хотели выполнить десятимесячную норму. Славик не смог забыть Машу. Периодически звонил ей и просил о свидании. Вскоре ее отказы надоели парню, и он решил пригласить в кино крановщицу Нину.

Глава 25-26

Осень выдалась теплая. Ярош любил ездить в лес собирать грибы. Маша попросила, чтобы он взял их с Зосей с собой. Поездка подарила массу положительных эмоций. Гаецкая смешала их планы. Тамара Александровна приходит в клинику, где работает Галина, и рассказывает ей о том, что видела ее мужа с девушками. Супруга закатывает Антону скандал.

Глава 27-28

На заседании сессии Ярош выступает с докладом, в котором публично раскрывает все недостатки больницы, где заведует Тамара Александровна. Она уверяет его, что просто так это не сойдет ему с рук. Гукан уже не понимал, не зря ли он все эти годы служил партии. ХХ съезд окончательно развенчал все предположения касательно культа личности Сталина. Семен еще не знал, что его ожидает.

Глава 29

Шиковича приглашает к себе майор Сербиновский. Он знакомит его с заключенным, по вине которого когда-то оклеветали Савича. Теперь у Кирилла есть новые факты для статьи. Ярош и Шикович едут к Зосе, несмотря на то, что Антон помирился с Галей, и обещал никогда не встречаться с девушкой. Там они встречают Тараса.

Глава 30-31

После близости с Ниной Славик стал избегать с ней встреч. Ребята из бригады упрекают его в этом. Девушка обещает наложить на себя руки, если он бросит ее с ребенком. Маша с Тарасом идут в театр, и там встречают Славу со спутницей. Нина понимает, что Вячеслав до сих пор любит эту рыжеволосую девушку. Тарас в очередной раз зовет Машу замуж. Зося планирует начать работу в библиотеке.

Глава 32-34

После выхода статьи, к Шиковичу приходит незнакомец, который рассказывает ему о подпольной деятельности Гукана. Зося тоже рассказывала о нем. Галина следит за Антоном. Она вновь узнает, что он ходит к Софье. Женщина просит Тараса помочь с разводом. Тот отговаривает ее. Супруга Яроша боится, что дети примут сторону отца.

Глава 35-36

Славик ищет встреч с Машей. Он встречает ее на катке вместе с Тарасом. Девушка соглашается на разговор, но все равно прогоняет его. Бригада, в которой он работает, жалуется на его аморальное поведение в профком. В порыве ярости парень угоняет отцовский автомобиль и мчит на бешеной скорости.

Глава 37-38

Ярош приходит к Зосе поздравить ее с наступающим Новым годом. Девушка дает понять, что он ей не безразличен. Антон уходит.
Он делает операцию Славе, который пострадал после аварии. В кармане парня нашли письмо для Маши. Мать сокрушается, что она слишком мало внимания уделяли сыну. Доктор обещает, что все будет хорошо.

Глава 39-40

Славик в горячем бреду вспоминает аварию, пламя, охватившее машину. Он зовет маму. Она уже третий день не отходит от него. За ним ухаживает и Маша. Зося пишет прощальное письмо Ярошу, в котором благодарит за новую жизнь без боли в сердце. Она признается ему в любви, но не хочет разрушать семью, поэтому уезжает в неизвестном направлении. Жена в очередной раз прощает супруга. Приближается Новый год, который они встретят всей дружной семьей.

У колодца сидели на лавочке женщины. Их занимали не голуби, а голубятники.

— Смешно. Как ребенок. Целый день может гонять голубей, — с укором, но в то же время любуясь мужем, сказала Галина Адамовна.

— А мне нравятся люди, способные так увлекаться, — откликнулась Валентина Андреевна, не сводя глаз с Яроша.

— О, я приревную, Валя!

Сказала шутя и тут же почувствовала, как тревожно сжалось сердце. Покраснела.

Валентина Андреевна заметила краску на ее щеках и отвернулась: она хорошо знала свою подругу, ее подозрительность.

— Было бы к кому, Галя. Я уже старая баба. Видишь, как расплылась? Это я бы должна ревновать. Мой Кирилл каждый день ставит мне тебя в пример. Смотри, говорит, как Галина умеет следить за собой: стройная, точно в двадцать лет,

— Полные всегда завидуют худым, — засмеялась Галина Адамовна, довольная похвалой.

С веранды на другой половине дома вышла дочка Шиковичей Ира, одетая по-праздничному — яркая широкая юбка, белая блузка, белые босоножки. Этот легкий наряд подходил и к её тонкой фигурке, и к веселому летнему утру.

Ира поправила очки и тоже стала вглядываться в небо. Голубиной стаи она не увидела и, презрительно сморщив нос, сказала:

— Они давно уже в городе, ваши голуби.

— Не каркай! — бросил с крыши Виктор.

Это был первый гон привезенных из города на дачу голубей, и отец с сыном волновались — вернутся ли они?

Но как ни был занят Антон Кузьмич голубями, он не пропустил мимо ушей слов сына.

Валентина Андреевна заступилась за мальчика:

Девушка с иронической улыбкой посмотрела на мать и повернула по тропинке к ручью, протекавшему недалеко от дачи. Издали позвала:

Галина Адамовна сказала:

— Наташка, тебя зовут.

Девочка не отзывалась,

— Сходи с Ирой на луг, нарвите щавеля.

— О боже! — вздохнула Наташа. — Что за жизнь на этой проклятой даче! Странички не дадут прочитать человеку.

— Наталка! — крикнул Ярош. — Не ворчи, свекруха. Катись колобком на луг. Тебя голуби боятся.

— Житья нет от ваших голубей. — Наташа перекинула ноги через подоконник и скрылась в комнате.

Виктор между тем объявил: — Летят!

— Где? Где? — затопал по крыше Ярош — «даже дом весь задрожал, выхватил у сына бинокль, радостно крикнул: — Ага, летят! Возвращаются. А что я вам говорил? Маловеры! — упрекал он неведомо кого, потому что никто не высказывал сомнений, если не считать Ириной реплики.

Стая голубей пронеслась над соснами, низко облетела вокруг дома, устремилась было к чердаку, где находилась голубятня, и, спугнутая свистом Яроша, снова взмыла вверх.

Галина Адамовна потянулась, закинув за голову руки.

— А хорошо тут. Я давно так не отдыхала,

— Хорошо, когда гостей нет. Каждый день гости. Надоело. Кирилл без конца кого-нибудь приглашает. Ему скучно без гостей. А мне — стряпай да тарелки мой. Антон! — окликнула Валентина Андреевна Яроша, — Рыбу ловить пойдем?

У Галины опять загорелись щеки. Она боялась этих походов с удочками к реке, в густые заросли кустов, хотя ее мужу и Валентине никогда не приходилось оставаться там вдвоем, с ними шли Витя, либо Наташа, либо Ира, а чаще все трое. Сама она нарочно не ходила, чтоб не подумали, что не доверяет или следит. Нет, ей очень хотелось быть такой, как муж — он во всем верит ей, или как Шикович, равнодушный к тому, куда и с кем ходит его жена, как Валентина… Хочется… Но она не может. Она терзается. И, возможно, не столько от самой ревности, сколько от стыда за нее, за себя, за то, что она не умеет, как другие… Да, если б он не был так хорош, ее Антон. В тысячный раз она залюбовалась его богатырской фигурой, устремленной в небо вслед голубиной стае, его сильными голыми руками, мужественным лицом, каштановыми волосами… Она не знает волос красивее. Дураки те, кто говорит, что доктор Ярош рыжеват… Если б они пригляделись, если б могли погладить эти мягкие волосы, услышать, как они пахнут, прижать эту умную голову к груди… Вот так… Она мысленно обняла мужа. И тут же почувствовала жгучую боль, подумав, что другая, чужая женщина могла обнимать его. Закружилась голова. Как сквозь сон, долетели до нее слова подруги:

— Нет. Ничего. — Галина Адамовна бодро вскочила и засмеялась. Но смех ее звучал неестественно. Ярош оторвался от голубей, посмотрел вниз на жену.

— Галка! Что случилось?

— Ничего. Вон кто подбирается к вашим голубям. — Она показала в небо над лугом.

Там, в вышине, медленно кружил коршун.

— Витя! Наказать агрессора. Сбить, как Пауэрса.,

Отец и сын с равной прытью спрыгнули вниз. Виктор забежал в комнату и выскочил оттуда е ружьем. Мальчику только недавно разрешили пользоваться им, и он рад был каждому случаю блеснуть своими охотничьими талантами… Согнувшись, едва не касаясь носом земли, он забавными прыжками мчался к ручью.

Галина Адамовна крикнула;

— Витя, осторожно! Там где-то Ира…

Ярош следил глазами за сыном и беззвучно смеялся.

Голуби упали вниз. То ли почуяли опасность, то ли увидели, что хозяева наконец ушли и ничто не мешает им вернуться в голубятню. Но не залетели сразу на чердак, а всей стаей, шумно хлопая крыльями, расселись на перилах балкона по другую сторону дома.

Из окна мансарды высунулась лобастая голова с залысинами, которые глубоко врезались в поросль длинных, слегка курчавых и сильно всклокоченных светлых волос.

— Что тут за базар? — хмуро проворчал Шикович, блеснув золотым зубом. — Не даете человеку поработать спокойно..

— Ты, Кирилл, совсем как Наташка, — засмеялась Валентина Андреевна. — Все утро ходили на цыпочках. Не можем же мы так весь день.

— Сегодня воскресенье, Кирилл Васильевич. Надо отдыхать, — сказала Галина Адамовна.

Ярош хитро прищурился.

— Что-то глаза у тебя заспанные. Неужто от работы?

Голова Шиковича скрылась. Ярош и женщины рассмеялись. Через минуту Шикович появился на балконе в зелено-коричневой полосатой пижаме. Пугнул голубей:

— Бедное человечество! Сколько оно потеряет, если не прочтет твоей статьи. Мир перевернется?

Произведения русской литературы

Произведения зарубежной литературы

Еще литература по направлению

Антиутопии

Короткие произведения

Создание искусственного интеллекта может стать последним технологическим достижением человечества, если мы не научимся контролировать риски.

Британский физик Стивен Хокинг

Необратимая тенденция, часто именуемая прогрессом, ведёт к тому, чтобы лишить человеческое тело и разум их защитных свойств, чтобы переместить их в техническую область искусственного существования.

Французский социолог Жан Бодрийяр

Нужно, конечно, стремиться к техническому прогрессу в медицине, но так, чтобы не растерять драгоценные качества врача — сердечность, любовь к людям, человечность.

Советский учёный Александр Фёдорович Билибин

Настоящая свобода настаёт тогда, когда ты недоступен или вне зоны действия сети.

Французский писатель Фредерик Бегбедер

Богатство информации приводит к убогости внимания.

Американский учёный Герберт Саймон

Прогресс — это движение по кругу, но всё более быстрое.

Американский писатель Леонард Луис Левинсон

Земля – не вечный и единственный приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного приключения.

Американский писатель Айзек Азимов

Жить и верить — это замечательно!
Перед нами небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести!

Советский поэт Евгений Долматовский

А теперь перейдем к тезисам и аргументам к ним.

Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.

Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Уничтожение животных, растений, насекомых и других существ не может не сказаться на экологической ситуации в стране и даже во всем мире. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. В повести показано, что люди не осознают, что являются такой же частью природы, как и животные и растения, которые подвергнутся затоплению вместе с Матерой. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что человек, уничтожая природу, приносит вред самому себе, поскольку человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом, так как если не будет природы, не будет и человека.

Во-вторых, представители молодого поколения не видят ничего плохого в строительстве ГЭС, некоторые из них выступают за технический прогресс. Представители молодежи рады тому, что государство, чтобы освободить Матеру от жителей, переселяет их в город, они довольны тем, что им удается переехать из деревни в город. Молодежи все равно на место, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родителей, бабушек и дедушек, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Представители молодежи совершенно равнодушно относятся к могилам своих предков, в которых олицетворена не только память о собственных родственниках, живших раньше, но и память о прошлом в целом. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению ошибок прошлого, к настоящим катастрофам.

Игнатьичу удается захватить на крючок огромную рыбу, которая после борьбы выносит его в реку. Игнатьич хочет поймать царь-рыбу, имеющую огромный размер. Попытки выловить царь-рыбу со стороны Игнатьича становятся демонстрацией того, как человек уничтожает природу. Цели Игнатьича по отношению к царь-рыбе подчеркивают сложные и противоречивые отношения между человеком и природой. Важно, что именно Игнатьич стремится поймать рыбу, у которой в свою очередь не было даже цели причинить вред человеку.

Попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются долгими и безуспешными. Автор показывает, что сам Игнатьич оказывается в воде, имея небольшие возможности спастись. Игнатьич, как и его жертва, оказывается на грани жизни и смерти. Автор показывает, что Игнатьич и царь-рыба оказываются в равном положении.

Наум Евстигнеич сомневается, что то, о чем говорит Юрка, действительно будет в реальной жизни, однако восьмиклассник уверен в том, что наука и техника будут развиваться, так как то, что могут его современники, не могли совершить предки. Юрка, говоря о том, что ученые проводят исследования, ставят опыты, проверяя их на себе, приводит в пример чуму, с которой научились бороться, в то время как раньше от нее умирали; бешенство, от которого придумали сорок уколов, благодаря которым человек не умирает, а продолжает жить; туберкулез, который можно вылечить за полгода, хотя раньше он был неизлечимой болезнью.

Но, как показывает автор, Шариков не стал человеком в полном смысле этого слова. Он продолжал бросаться на кошек, лаять на них и на людей, с каждым разом наглея. Шариков видит в профессоре Преображенском своего противника, он шантажирует его, угрожая совершить на него донос. Автор демонстрирует, что можно дать собаке документы, подтверждающие его личность, но сделать из нее истинного человека невозможно. М.А. Булгаков показал, что Шариков был человеком только в физическом плане, внутренне он оставался животным. Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору Преображенскому удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью же Шарика ему наделить не удалось. Сама реальная жизнь показывает, что человека нельзя сделать, что нельзя превратить животное в человека, тем самым нарушив законы природы. В повести выражается мысль о том, что для того, чтобы быть человеком, мало иметь физическое сходство с ним, важно обладать человеческими качествами, которые формируются и развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Однако в романе выражается мысль о том, что проекты научно-технического прогресса могут принести человечеству не только пользу, но и вред. Докторам Штраусу и Немуру удается повысить интеллектуальные способности Чарли Гордона, но то, что они повышаются с каждым днем, становится для центрального персонажа настоящим несчастьем. Он вновь теряет возможность общаться с окружающими его людьми, но если раньше он не дотягивал до умственного развития других, то теперь остальные люди казались Чарли Гордону глупцами. Ставшему гением главному герою было сложно найти общий язык с людьми со средними умственными способностями. Из-за этого, а также из-за того, что Чарли Гордон понимал психологию людей, он не мог стать счастливым, так как окружающая действительность была слишком несовершенной, что не могло не беспокоить главного героя. В романе описаны внутренние переживания главного героя, который вспомнил, как все детство стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него.

Зависимость от телевидения, с которой сталкивается жена главного героя, является лишь малейшим примером того, как воздействует прогресс на слабые умы. Но если несчастная Милдред не вредит никому, кроме себя, то ее муж Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.

Каждый роман-антиутопия отражает страх человека перед технологиями будущего, у которых всегда есть темная сторона. Мы видим это в каждом первом фантастическом произведении, где люди будущего превращаются в рабов технического прогресса из-за неспособности ему противостоять.

В романе показано, что люди прибывают в Моюнкумский заповедник, чтобы истребить животных. Люди на вертолетах гнали испуганное стадо сайгаков, а вместе с ними и волков к охотникам на машинах. Получается, что машины, вертолеты, оружие служат не добру, а злу, принося вред не только животному миру, но и людям.

Невозможность Николаем Петровичем Голубевым поверить в то, что катастрофа на Чернобыле и открытие ноосферы – это события, которые произошли на одной и той же планете, помогает выразить мысль о том, что научно-технический прогресс может принести человечеству и всей планете как пользу, так и вред.

С помощью появляющихся и постоянно развивающихся технологий Большому Брату, который пришел к единоличной власти во всей Океании, удавалось постепенно переписывать историю: сначала переписыванию подвергались десять лет до начала правления Большого Брата, затем – несколько десятков лет и так далее. Тоталитарному правителю было важно доказать всему населению как настоящего, так и будущего, что его власть в Океании была постоянной и что она будет вечной.

Дж. Оруэлл обращает внимание на то, что телекраны, с помощью которых государство следило за гражданами, находились не только в общественных местах, но и в собственных домах людей, которые не могли обрести свободу.

В романе показано, что мыслепреступление являлось в Океании одним из самых главных преступлений. Читатель понимает: если понять о том, что у центральных персонажей Уинстона Смита и Джулии были запрещенные мысли, помог агент полиции мыслей О’Брайен, то в дальнейшем государством найдет способы для создания специальной техники для определения тех, кто совершает мыслепреступление.

В финале романа показано, что Уинстона Смита и Джулию разоблачают в мыслепреступлении, арестовывают и помещают в камеру, где их пытают. Фактически государство стирает мысли противникам правящей партии о борьбе с ангсоцем и о любви друг к другу, имплантируя им ложные воспоминания и мысли о любви к Большому Брату.

Дж. Оруэлл показывает, что технический прогресс используется не для создания более благоприятных условий жизни для людей, а для того чтобы сохранять тоталитарный режим власти. Государство во главе с Большим Братом использует различные технологии для того, чтобы проводить полный контроль над жизнью, поступками и даже мыслями граждан, чтобы не позволять зародиться свободолюбивым мыслям, чтобы удерживать и укреплять свою власть.

Имея такую возможность, люди могли получать пользу, поскольку с помощью изобретения можно было бы отправляться в прошлое для его детального изучения, которое помогло бы избежать ошибок в дальнейшем. Точное знание того, что произошло в тот или иной день и даже минуту, позволило бы развить историю как науку.

Тема: Чем опасен технический прогресс?

Тема: Почему технологии развиваются, а общество нет?

Тема: Какова зависимость цивилизации от технологий?

Тема: Когда прогресс может привести к трагедии?

Тема: Чем опасен технический прогресс?

Тема: Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?

Тема: Почему старшее поколение не принимает новые технологии?

Тема: Почему обществу необходим прогресс?

Тема: Что значит разумное использование технологий?

Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Тема: Какие люди способны стать двигателями прогресса?

Тема: Для чего необходим прогресс?

Тема: Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Тема: Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Тема: С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?

Тема: Как научные открытия влияют на современное поколение?

Тема: Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Тема: Можно ли обойтись без науки в современном мире?

Тема: Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Тема: Почему люди отстают от цивилизации?

Тема: Для чего человеку нужные новые технологии?

Тема: Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?

Тема: Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?

Тема: Технический прогресс — зло или благо?

Тема: Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Тема: Что такое технический прогресс?

Тема: Может ли человечество найти спасение в технологическом прогрессе?

Тема: Как технологии меняют человека?

Тема: Как развитие технологий влияет на экологию?

Тема: Как связан технологический прогресс с ответственностью?

Тема: Как технологии могут изменить будущее человечества?

Тема: Может ли цивилизация существовать без прогресса?

Тема: Всегда ли технологический прогресс во благо?

Тема: Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?

Тема: Каким должен быть технический прогресс?

Тема: К чему могут привести научные открытия?

Тема: Почему человечество так стремится развивать технологии?

Тема: Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?

Тема: Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?

Тема: Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?

Тема: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тема: Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Тема: Развитие технологий – спасение для человечества или нет?

Тема: XXI век – деградация или развитие человечества?

Тема: Как развитие технологий влияет на человека?

Тема: Какие научные открытия опасны?

Тема: Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Тема: Надежды и страхи, связанные с цивилизацией

Тема: Почему технологии развиваются, а общество нет?

Тема: Почему человечество так стремится развивать технологии?

Тема: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тема: Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?

Тема: Современные технологии и их роль в жизни человека

Тема: Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Тема: Должен ли учёный нести ответственность за научные открытия?

Тема: Роль науки в современном мире

Тема: К чему могут привести научные открытия?

Тема: Прогресс: хорошо или плохо?

Тема: Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Тема: Влияние технического прогресса на формирование и развитие нравственности

Тема: Влияние технического прогресса на формирование и развитие нравственности

Тема: Влияние технического прогресса на формирование и развитие нравственности

Тема: Каким может быть технический прогресс?

Тема: Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Тема: Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. С одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь большие проблемы. Научно-технический прогресс, который оказывает огромное влияние на человечество и на весь окружающий мир, имеет как достоинства, так и недостатки.

Проблемы научно-технического прогресса остаются актуальными по сей день, они находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.

Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Уничтожение животных, растений, насекомых и других существ не может не сказаться на экологической ситуации в стране и даже во всем мире. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. В повести показано, что люди не осознают, что являются такой же частью природы, как и животные и растения, которые подвергнутся затоплению вместе с Матерой. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что человек, уничтожая природу, приносит вред самому себе, поскольку человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом, так как если не будет природы, не будет и человека.

Во-вторых, представители молодого поколения не видят ничего плохого в строительстве ГЭС, некоторые из них выступают за технический прогресс. Представители молодежи рады тому, что государство, чтобы освободить Матеру от жителей, переселяет их в город, они довольны тем, что им удается переехать из деревни в город. Молодежи все равно на место, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родителей, бабушек и дедушек, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Представители молодежи совершенно равнодушно относятся к могилам своих предков, в которых олицетворена не только память о собственных родственниках, живших раньше, но и память о прошлом в целом. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению ошибок прошлого, к настоящим катастрофам.

В.Г. Распутин довольно ярко выражает собственную позицию: он находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры, которые до последнего остаются в деревне, не желая уезжать в город. Автор показывает, что старуха Дарья и другие пожилые жители ценят природу, с любовью относятся к тому месту, где прошла их жизнь и жизнь их предков, которых они ценят и уважают.

Игнатьичу удается захватить на крючок огромную рыбу, которая после борьбы выносит его в реку. Игнатьич хочет поймать царь-рыбу, имеющую огромный размер. Попытки выловить царь-рыбу со стороны Игнатьича становятся демонстрацией того, как человек уничтожает природу. Цели Игнатьича по отношению к царь-рыбе подчеркивают сложные и противоречивые отношения между человеком и природой. Важно, что именно Игнатьич стремится поймать рыбу, у которой в свою очередь не было даже цели причинить вред человеку.

Попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются долгими и безуспешными. Автор показывает, что сам Игнатьич оказывается в воде, имея небольшие возможности спастись. Игнатьич, как и его жертва, оказывается на грани жизни и смерти. Автор показывает, что Игнатьич и царь-рыба оказываются в равном положении.

Находясь в воде, Игнатьич мучится угрызениями совести, считая, что происходящее – это наказание за его плохие поступки, он раскаивается во всех своих грехах, включая и браконьерство, которое он хотел совершить. Только тогда, когда царь-рыба уплывает от него и он ощущает, что ему даровали еще один шанс на жизнь, Игнатьич задумывается о праведной жизни. Автор показывает, что жестокое отношение к природе не может привести человека к счастью, что неравнодушное отношение к природе необходимо для благополучного существования человека рядом с природой, от которой зависит жизнь человечества.

Наум Евстигнеич сомневается, что то, о чем говорит Юрка, действительно будет в реальной жизни, однако восьмиклассник уверен в том, что наука и техника будут развиваться, так как то, что могут его современники, не могли совершить предки. Юрка, говоря о том, что ученые проводят исследования, ставят опыты, проверяя их на себе, приводит в пример чуму, с которой научились бороться, в то время как раньше от нее умирали; бешенство, от которого придумали сорок уколов, благодаря которым человек не умирает, а продолжает жить; туберкулез, который можно вылечить за полгода, хотя раньше он был неизлечимой болезнью.

В.М. Шукшин выражает мысль о том, что научно-технический прогресс помогает человечеству познавать окружающий мир, расширяет возможности человека, делает его жизнь более удобной.

Но, как показывает автор, Шариков не стал человеком в полном смысле этого слова. Он продолжал бросаться на кошек, лаять на них и на людей, с каждым разом наглея. Шариков видит в профессоре Преображенском своего противника, он шантажирует его, угрожая совершить на него донос. Автор демонстрирует, что можно дать собаке документы, подтверждающие его личность, но сделать из нее истинного человека невозможно. М.А. Булгаков показал, что Шариков был человеком только в физическом плане, внутренне он оставался животным. Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору Преображенскому удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью же Шарика ему наделить не удалось. Сама реальная жизнь показывает, что человека нельзя сделать, что нельзя превратить животное в человека, тем самым нарушив законы природы. В повести выражается мысль о том, что для того, чтобы быть человеком, мало иметь физическое сходство с ним, важно обладать человеческими качествами, которые формируются и развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Показывая, что собака в результате научного эксперимента может иметь внешность человека, М.А. Булгаков демонстрирует опасность, которую несет научно-технический прогресс. Огромный научный прогресс, который совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. Повесть заставляет задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их предотвратить и истребить в случае совершения. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученного за свои научные исследования.

Р. Брэдбери показывает, как технический прогресс меняет жизнь людей, их ценности и духовные составляющие. Существование большинства людей стало потребительским, в обществе нет понимания того, что такое любовь, семья, дружба. Жертвы технического прогресса не знают, что такое свобода, ту несвободу, которая у них есть, они считают нормой. Технологии приходят на смену книгам, которые, противореча тоталитарному государству, запрещаются им и уничтожаются, что подчеркивает существующую бездуховность и отсутствие культурных ценностей.

Однако в романе выражается мысль о том, что проекты научно-технического прогресса могут принести человечеству не только пользу, но и вред. Докторам Штраусу и Немуру удается повысить интеллектуальные способности Чарли Гордона, но то, что они повышаются с каждым днем, становится для центрального персонажа настоящим несчастьем. Он вновь теряет возможность общаться с окружающими его людьми, но если раньше он не дотягивал до умственного развития других, то теперь остальные люди казались Чарли Гордону глупцами. Ставшему гением главному герою было сложно найти общий язык с людьми со средними умственными способностями. Из-за этого, а также из-за того, что Чарли Гордон понимал психологию людей, он не мог стать счастливым, так как окружающая действительность была слишком несовершенной, что не могло не беспокоить главного героя. В романе описаны внутренние переживания главного героя, который вспомнил, как все детство стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него.

Еще больший вред научный эксперимент принес для Чарли Гордона, когда тот резко начал терять появившиеся в результате операции умственные способности. Как центральный персонаж быстро стал гением, так же быстро он вернулся в прежнее состояние. Автор показывает, что научный эксперимент сначала дал человеку шанс на обычную жизнь, а затем отобрал его. Пытающиеся бороться с самой природой Чарли Гордона доктора Штраус и Немур не смогли одержать победу, только причинив подопытному внутренние терзания во время эксперимента.

Вывод

Читайте также: