Молитва о любви гранатовый браслет сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Автор подробно описывает внутренний мир и взгляды персонажей, чтобы мы могли лучше их понять. Так, Вера Шеина любит своего супруга скорее как друга. Она чувствует привязанность, уважение к мужу, заботится о нём. Но вот ход событий нарушает обожатель – местный чиновник Желтков. Уже много лет он пишет своей возлюбленной пылкие послания. Раньше Вера их уничтожала, и любовь Желткова была безответной. Он любил нежно и страстно, искренне и самоотверженно. Чиновник оказался человеком бескорыстным, готовым на жертву. Да, Вера Николаевна не отвечала на его чувства, но это было не столь важно. Главной для героя оставалась возможность просто любить и говорить о своих чувствах. В конце концов, он решился на смелый поступок и отправил даме сердца в подарок гранатовый браслет. Княгиня Шеина, однако, сообщила об этом мужу. Желтков, думая, что спокойствие его любимой нарушено, покончил с собой. Вот так выглядит жертвенная, самозабвенная, очень сильная, но разрушительная для самого человека любовь. Жаль, что Вера Николаевна слишком поздно оценила поступки чиновника по достоинству.

О высоком чувстве совершенно справедливо говорит генерал Аносов, который выражает потребность в сердечной любви посредством проявления нежных чувств по отношению к детям. По его мнению, чувство, сильное, как смерть, встречается крайне редко. Часто люди женятся или выходят замуж по необходимости, потому что пришло время. Фактически этой участи не избежала Вера Николаевна. Она могла бы ответить на чувства таинственного поклонника, но мысли о том, как это воспримет общество, не дали ей хотя бы попробовать, испытать себя, понять, что такое настоящая любовь.

Автор: Виктория Арутюнян

Сочинение: Гумилев — поэт серебряного века

Автор: Самый Зелёный · Published 22.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.06.2021

Сочинение: Россия в лирике А. Блока

Автор: Самый Зелёный · Published 24.06.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Полное описание: Молитва в гранатовом браслете - для наших любимых читателей.


Гранатовый браслет

( По повести А.И. Куприна)

Нет, не с молитвою венчальной
Хочу я познакомить Вас,
А заплетаю в этот час
Венок истории печальной…

Плыл через август мир – челнок
По волнам дней большого года…
Когда ж улучшится погода,
Никто не знал и знать не мог.

То тучи темными боками
Крутили, посылая дождь,
То вдруг туман, как пьяный вождь,
Запутал лодки с рыбаками.

А в море — темная вода,
Казалось, выплеснуться хочет,
И ветер бешено хохочет,
И новых волн встает гряда.

Что морю жалкие скорлупы?
И, словно, совесть не чиста
Потом выбрасывало трупы
На берег в разные места.

Да, ураган оставит след,
А в сердце неприятный холод,
И дачники, устав от бед,
Поспешно уезжали в город…

И лишь к началу сентября
Погода резко изменилась,
И солнце, яростно горя,
Всему оказывало милость.

Вдруг засинели тополя,
Любуясь осени картиной.
Уже обсохшие поля
Покрылись светлой паутиной.

Роняли золотистый лист
Деревья в золотые травы.
С печалью слушали дубравы
Последний птичий пересвист.

…Здесь проводила время славно
Княгиня Вера. А недавно
Она бы в небо поднялась,
Казалось, лишь взмахни рукою,
Но безмятежно отдалась
Уединенью и покою,

Так меж ночными берегами
Струится тишина рекою.

Цветами украшая зал,
Ждала гостей на именины,
И детства милые картины
Ей этот день напоминал.

И все же больше веселил
Ее сейчас подарок мужа:
Большие серьги из жемчужин –
Внимание по мере сил.

Уже давно, в какую службу,
Их чувства осветила новь?
И, прежде, страстная любовь,
В ней уступила место дружбе.
Такие верные сердца
Неразлучимы до конца!

Промчится миг, минует час,
Бегут за днями дни, недели,
Когда весенние капели
Вдруг снова растревожат нас!

И сердцу вспомнится такое!
И нежный взгляд и плеск весла,
Когда на крыльях нас несла
Любовь… и снова нет покоя!

Как прежде ловишь милый взгляд,
А ей … смешно — и смех, и горе!
Вот так же всколыхнется море,
А в шторм и верить не хотят.

Был тихий вечер. Отмечали
Рожденье Веры. За столом
Шумели гости о былом,
Шутили, пели … без печали…

Всех потешал ее супруг,
Напав на нить историй брачных,
Он так рассказывал удачно,
Что смех, как дым висел вокруг.
Что нищие и что князья,
С друзьями хорошо, друзья!

Все гости заняты теперь
Весельем. Где же наша Вера?
Ее таинственною мерой
Служанка вызвала за дверь.

Футляр… Записка… Отложила…
В футляре золотой браслет
В гранатах, излучая свет,
Они ее приворожили.

«Прошу принять от всей души
Вам мною посланный подарок.
И месяц, серебристо – ярок,
Со мной поздравить Вас спешит!

Чтоб светлый праздник не погас,
Пусть счастьем Вас судьба отметит!
Но нет сокровища на свете,
Достойного украсить Вас!

Я б не осмелился послать
Вам талисман…. И было трудно…
Но, как спасательное судно,
Его моя любила мать.

Пусть сбережет он Вас от скуки,
От бед и от недобрых глаз…
Я ж буду счастлив, что хоть раз
Его коснулись Ваши руки…

Я умоляю Вас! Простите
Меня за дикий писем сад, —
Когда семь лет тому назад
Я был взаимности проситель.

Какой я глупый и смешной!
Как я осмелился представить
И рядом мысленно поставить
Пусть на секунду, Вас… со мной?!

Чего могу я в жизни стоить,
Когда для Вас я лишь – никто?
Прошу прощения за то,
Что я Вас мог обеспокоить!

Уж поздно… Гости покидают
Гостеприимный этот дом,
Хозяев уверяя в том,
Что и к себе их ожидают.

И вышла за гостями вслед…
Вернулась. Слышит голос брата:
«Ну, пусть она не виновата!
Но я не понимаю, нет.

Он о тебе и Вере знает?
Согласен… перед свадьбой… пусть!
Ну, а сейчас какая грусть
Читать вас это заставляет?

«Конечно! Уж давно пора
Покончить с глупою игрою!
Ты, князь, молчи… я все устрою…
Сегодня – это не вчера!

Как трудно… трудно говорить,
Что я люблю жену чужую,
Что пламя дерзкое бушует
В моей крови, но отворить

Напрасно я пытался стену…
Семь лет я нежно повторял
Родное имя. Сотворял
Мой воспаленный мозг… измену

Вам… от нее… — смешной я , право!
Писал и ожидал ответ…
И вот – гранатовый браслет…
Любовь ли? Горькая отрава!

Вернулись. За обедом, в зале,
Все это Вере рассказали…

Но время ночь перемахнула
На вороном своем коне
И, в новом просыпаясь дне,
Природа радостно вздохнула…

Шум отъезжающей кареты
Прервал и так тревожный сон.
Конечно, это почтальон
Развозит местные газеты.

Обычно Вера не читала
Газет. Ей было не до них,
Но почему-то в этот миг
Ее душа затрепетала.

Вскочила… Кажется, ушиблась.
Сбежала вниз. Газеты… вот…
Как бы трагический исход
Предчувствуя. И не ошиблась.

Потом заметила письмо,
Знакомый почерк.
От Желткова…
И с нежностью какой-то новой
Раскрыла…
«Осень, в дороге
Меня вдруг осенила новь:
Такое счастье, как любовь,
Мне подарили злые боги

И так давно ли это было?
Почти что восемь лет назад.
Я, вспоминая, очень рад
Сгорать от чувственного пыла,

Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста.

Но, видно, кружева из пыли –
Не украшение дорог…
И значит, я любить не смог
Так, чтобы Вы меня любили.

Я не тревожил Ваш покой.
Моя вина? Да и вина ли,
Что чьи-то песни над рекой
Вам о другом напоминали?

Да, я краснею, я стыжусь
За мой браслет, за письма эти,
Но нет желаннее на свете
Земли другой, чем наша Русь

За то, что Вы на ней живете.
И мне так дорого всегда,
Над чем смеетесь иногда,
О чем грустите и поете.

Когда в рассвет вплетает ветер
Березкам ленточку – зарю,
Я снова Вас благодарю
За то, что Вы одна на свете.

Но надо мною не звенеть
Тому, что не было и было…
А мне без Вас ничто не мило,
И значит, лучше умереть!

Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста…

Когда – нибудь взгрустнется Вам,
Меня ли вспомнить Вы решите –
Сыграйте или прикажите
Сыграть сонату номер два

Княгиня мужу показала
Письмо…. И через слез вуаль –
Глаза, не видящие даль,
Припухли… и она сказала:

Уже давно прошли те дни
Сомнений, связанных с любовью.
Уже склонились к изголовью
Ночей безумные огни.

Уже не смотрит на суму
В чужих руках святое братство,
И выбирают не богатство,
А выбирают по уму.

Уж ночь садится на порог…
Вернемся к дням, покрытым прахом.
С каким–то неподдельным страхом
Тропинки вьются у дорог…

Но все же бедность — не порок.
И в отношенье человека –
Ручьи всегда рождают реки,
А без тропинок нет дорог.

Не поддаваясь пустословью –
В другое время – не сейчас…
Любил ли кто-нибудь из вас,
Но… безответною любовью?

Так вот в чем суть поэмы этой,
Что о любви грустит неспетой!

Вошла. С тревогою и болью:
«Так вот ты, кто меня любил!
Прости за то, что погубил
Себя ты этою любовью!

Поздно. Вечер.
Княгиня возвращалась в дом.
И все казалось тихим сном
Под летний самый добрый ветер.

Заря в полнеба, мирный дым
Из труб высоких лился сладко…

И две звезды, пока украдкой,
Накрылись облаком седым…

Мечтала на далекий луг…
А вот и дома. Чуть устала.
И хорошо, что не застала
Ни мужа с братом, и ни слуг.

И лишь подруга, пианистка
Ждала, обидевшись совсем.
И вот, взволнованная тем
И не далеким, и не близким

И… глубиной аккордов дивных,
Как полнотой душевных сил,
Звучит… соната – лебедь гимном,
Которую Он так любил:

Видео (кликните для воспроизведения).

Себе я гибель призываю,
Но в сердце для тебя одной,
Моей единственной, родной,
Слагаю гимн и называю

Твоим…. Ведь ты сама не знаешь —
Какая ты. Я бы унес
Твой гимн туда, куда без слез
Я ухожу…. И ты прощаешь
Меня…. О, этот сладкий миг.
Хвала тебе. Последний крик…

Я не старательный спасатель
Событий, фактов… Это факт!
Ну, да простит меня писатель,
Что если что-нибудь не так.

Гранатовый браслет


Описание

Как и многие произведения Куприна, “Гранатовый браслет” имеет под собой вполне реальную основу. Жена российского губернатора Любимова, Людмила Ивановна, стала объектом страсти телеграфного чиновника по фамилии Желтиков, который однажды прислал ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. И хотя в действительности случай представлялся скорее анекдотом, талант писателя превратил его в рассказ о настоящей любви.

“Гранатовый браслет” читать онлайн не только интересно, но и поучительно. В истории много трагизма, но много и истинного чувства. К тому же история наполнена символами, в роли которых выступают драгоценные камни. С одной стороны – гранаты от неизвестного влюбленного, камень врачующий и успокаивающий, и жемчуг от мужа – не только символ чистого чувства, но и дурное предзнаменование.

Эта книга – настоящий гимн любви, которая делает прекрасным самого ничтожного человека и дарит всегда больше, чем отбирает, даже если отобранное – это сама жизнь. Потому что только любовь крепка, как смерть.

— Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

— Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

— Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

— Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

— Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, — нитку красных бус.)

— Как развивается тема любви в рассказе?

— Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?

— Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

— Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

Главные герои

Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.

Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.

Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

Другие персонажи

Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.

Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.

Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.

Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

Глава 9

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Глава 11

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Глава 13

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает чувство в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.

Тест по рассказу

Краткое содержание запомнится лучше, если вы попробуете пройти этот тест:

Молитва в гранатовом браслете

Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь.. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин. Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее.

Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.

Видео (кликните для воспроизведения).

И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

Шли годы, любовь в сердце Желткова не проходила, она превратилась в большое зрелое чувство. Он благоговеет перед любимой женщиной, бесконечно желает ей счастья и рад, если она счастлива. В ней заключается вся его жизнь. Кроме нее для него больше ничего не существует вокруг. Его душа возвысилась необыкновенно в этом чувстве. В ней не осталось места злобе, зависти, корысти, ненависти. Его не расстраивает, что она замужем, что он не может обладать ей. Герой выше этого, он радуется тому, что она счастлива в браке. Желтков готов поклониться всему, что ее окружает: паркету, деревьям, прислуге, мебели. Он не может быть с ней, не смеет рассчитывать на взаимность, но он может видеть ее, писать ей. Это делает его жизнь наполненной, дарит ему радость.

Князь Василий с шурином отправились к Желткову. Войдя в комнату, они увидели высокого мужчину лет тридцати. Куприн обращает внимание на его худые, нервные пальцы, которые говорят о тонкой, чувствительной натуре. Это подтверждают детали, на которые указывает писатель далее. Нежное девичье лицо, бледность, голубые глаза, упрямый детский подбородок – все это говорило о романтическом характере их обладателя. Утонченная внешность совершенно не соответствовала внутренней силе этого человека. Это почувствовал Василий Львович. Он с уважением и пониманием отнесся к тому, что происходило в душе Желткова. Он знал, что любовь относится к неизученной стороне человеческой жизни. Этим чувством невозможно управлять. Запретить любить нельзя точно так же, как невозможно заставить полюбить.

Человеческая душа – это огромный мир, наполненный чувствами, мыслями, эмоциями. Желтков, этот маленький человек, обладал большой душой. Василий Львович чувствовал, что совершается какая-то трагедия, свидетелем которой ему довелось стать. Он ничего не скрыл от Веры Николаевны, она, в свою очередь, не скрыла чувств, которые охватили ее, когда муж рассказал о встрече с Желтковым. Вера поняла, что ее обожатель решил уйти не только из ее жизни, но и покончить со своей. Она не удивилась, когда в газете прочла о смерти чиновника Г. С. Желткова.

Куприн поведал трогательную историю о великой любви маленького человека. Он показал еще одну сторону любви. В этом рассказе изображено всепоглощающее чувство, для которого не существует никаких границ: ни сословных, ни физических. Такому чувству не страшна сама смерть, потому что оно сильнее смерти. Чиновник не уступает в благородстве дворянам. Духовно он находится на недосягаемой высоте. Куприн не случайно показывает взаимоотношения нескольких пар. Вера и ее сестра замужем, у них прекрасные отношения в семьях. Мужья любят их, дорожат ими, но о существовании такой любви они не подозревали. В семье Шеиных отношения давно уже перешли в дружеские. Страсть и любовь незнакомы им, возможно, поэтому у них нет детей. Судьба дала героине счастье встретиться с большой любовью.

Куприн постепенно возводит Желткова на недосягаемую высоту. Любовь, которая появляется один раз в тысячу лет, возносит героя над миром. Автор дает понять, что это чувство – самое прекрасное, что есть в мире и единственное ради чего стоит жить. Он настолько искренен в своем мнении, что ему хочется верить.

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе "Гранатовый браслет". Это гамсуновская тема о "неразделенной, невознагражденной, мучительной любви ", тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна ("Олеся", "Поединок", "Суламифь").

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила "доброго, но только слабого" Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. "Чистый и добрый" Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе "Гранатовый браслет". Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей "прекратить как можно скорее" навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда "должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!" Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, "дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Ее не должны касаться "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы". О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви "грезят женщины". Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, "виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию".

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу "Гранатового браслета", взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа "Гранатовый браслет" соответствуют образу "маленького человека". Но этого "маленького" человека можно назвать "великим ": нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это".

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих "избранных", удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. "В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли".

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, "которой она в себе не ожидала". Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: "Да святится имя Твое". Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась "сильна как смерть". Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Читайте также: