Многозначность слова и образа в стихотворениях мандельштама сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Усложненность ранней поэзии Мандельштама вызвала странные сочетания ломающейся психологии молодого человека и точной, честной, глубокой оценки этой “ломкости”. Поэт сумел избежать столь характерных для юности крайностей – либо самоочернения и самоиздевательств, либо самовозвеличивания и идеализации. У Мандельштама в первых же его стихотворениях лирический герой поразительно объективно рассуждает о своей готовности к этим крайностям, и тем перерастает юношеский максимализм.
Войдя в поэзию в столь смутное время, Мандельштам

примкнул к акмеистам, оказался в одном “строю” с Ахматовой и Гумилевым. В произведениях поэта ярко начинают звучать, в период увлечения философией П. Я. Чаадаева, католические мотивы, которые оттеняют два не менее важных мотива – “русский” и “еврейский”.
Уже в стихотворениях 1915 года он смешивает Рим и Элладу, собственно католические и греко-православные мотивы в своей особой технике. Главным итогом этого периода стал сборник “Камень”.
Для раннего творчества Мандельштама характерно стремление к классической ясности и гармоничности. Его стихи отмечаются простотой, легкостью,

прозрачностью, что достигается использованием поэтических тропов, простых рифм (“Звук осторожный и глухой…”, “Только детские книги читать…”, “На бледно-голубой эмали”, “Как кони медленно ступают…”). Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна любовь к точным и кратким характеристикам, законченность, которая подчеркивается афористичностью заключительных строк (“Сегодня дурной день…”, “Отчего душа так невезуча…”, “Бессонница. Гомер.

Тугие паруса…”).
В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включает в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, реалии многовековой истории и истинного искусства. Все это было общей чертой поэзии серебряного века. Но Мандельштам в подходе к культурно-историческому наследию отличается от многих современников. Он не похож на художников “Мира искусства” (А.

Бенуа, И. Сомова), которые пытались противопоставить “серой действительности” стилизованные, декоративные, изысканные картины прошлого. Мандельштам также чужд Гумилевскому экзотизму и излишнему романтизму.
В произведениях художника слова оживают создатели великих произведений мирового искусства и созданные ими герои: Гете, “свищущий на вьющейся тропе”, и Гамлет, “мысливший пугливыми шагами”, и “светотени мученик Рембрандт”, и Федра, и ахейцы, и Державин. Эти образы в стихотворениях поэта не воскрешают прошлое, они – органическая часть современной ему жизни, существуют в его душе и поэтому становятся живыми, близкими для читателя.
Образы Мандельштама выражают преемственность духовной жизни человечества. Они могут вбирать в себя разные эпохи, разные цивилизации, концентрировать, прессовать их, они накладываются, выкатываются в современность.
Разрыв с культурой прошлого, ослабление связей с мировой культурой – тревожное, опасное явление советской жизни после революции. Мандельштам предчувствует, предугадывает трагические последствия попрания гуманистических традиций европейской культуры. Восстановить связь времен, возродить отброшенные общечеловеческие традиции призвано искусство. В стихотворении “Век” он писал:
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
И этот долг художника – он
… Своею кровью склеит
Двух столетий позвонки.
Поэзия Мандельштама, который писал свои стихи “на разрыв аорты”, восстанавливала и продолжала нашу связь с духовной жизнью человечества. В этом стихотворении говорится о разбитом позвоночнике века, о разрыве в историческом течении времени, о сломе существовавшего порядка вещей. Слово “флейта” вызывает ассоциацию с Гамлетом.

Пафос стихотворения утверждает мысль о том, что связь времен можно восстановить только правдой о пережитой и переживаемой эпохах.
Кроме того, особо важное значение в творчестве Мандельштама имеет петербургская тема (“Петербургские строфы”, “Адмиралтейство”, “Дворцовая площадь”, “Летние стансы”). Мастерский, узнаваемый, прихотливый, точный не сходством черт и пропорций, а внутренней энергией видения-прозрения, чувствования, проникания, Петербург этого поэта – страница, без которой уж немыслима поэзия, без которой сам город становится обездоленнее и бедней.
Поэтический образ Мандельштама многозначен, многослоен, нацелен на разные ассоциации, его поэзия самобытная, новаторская, открывшая новые возможности языка. Его открытия обогатили русскую поэзию, служат ей сегодня, отзовутся в ней в будущем.

3 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 63
Тема.
Контрольное сочинение по творчеству
А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой

Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию
Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слово учителя

Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками XX в. — А. А. Блоком, С. А. Есениным, В. В. Маяковским, О. Э. Мандельштамом, Н. С. Гумилёвым, Андреем Белым, Б. Л. Пастернаком? В первую очередь, это предельная искренность, отношение к творчеству как к священному ремеслу, теснейшая связь с родной землёй, её историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи.

Цветаева и Ахматова — это целый поэтический мир, вселенная, совершенно особенная, своя. Объединение этих двух имён имеет под собой достаточно оснований. Если вглядеться, вдуматься в их судьбы, внимательно перечитать стихи, то можно убедиться, сколь многое их сближает. Чем же завоевала нас эта поэзия? Что именно покорило в их стихах? Ответы на эти вопросы не слишком-то просты и требуют размышлений.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация-объяснение учителя

— Для успешного написания сочинения необходимы навыки анализа литературного произведения и умение разбираться в таких понятиях, как тема, проблема, идея, конфликт, сюжет, жанр, система образов, композиционные приёмы и способы организации текста и т. п.

Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха.

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме (см. раздаточный материал) последовательность анализа стихотворения условна, хотя и обладает определённой логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.

3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом:
ознакомление с памяткой (работа в парах)

Карточка
Последовательность анализа стихотворения

1. Историко-биографический материал.
Глубокое понимание стихотворения порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания стихотворения.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.
При определении места стихотворения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути поэта хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры.

3. Ведущая тема.
Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема поэта и поэзии.
Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения. Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При её определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося её с вечными для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов.

4. Лирический сюжет.
Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя. Наличие в стихотворении развёрнутого сюжета переводит произведение в лироэпический жанр.


5. Проблемы.
Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на вечные философские проблемы.

6. Композиция.
Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Принцип композиционного членения подскажут строфы.

8. Преобладающее настроение, его изменение.
В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы.

10. Лексика.
Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

Комментарий.
Для учащихся с низким и средним уровнем усвоения знаний учитель может предложить готовый вариант плана сочинения или ознакомить учащихся с образцом-сочинением на предложенную тему (см. приложение).

5. Чтение учащимися нескольких черновых вариантов сочинений,
обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ
(чистовой вариант)

V. Домашнее задание

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

Но любовь в стихах Ахматовой не только счастье, очень часто это страдание, пытка, мучительный, болезненный излом души. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную трагическую наполненность. Уже в самых первых стихах Ахматовой живёт не только любовь-обожание.

Она часто переходит в любовь-жалость: О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнём,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоём.

Это сочувствие, сопереживание, сострадание делают стихи Ахматовой подлинно народными, эпическими. Кроме того, в её стихах живёт ещё одна любовь — к родной земле, к Родине, к России:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам…

Любовь к Родине у Ахматовой — не предмет анализа, размышлений или расчётов. Будет она — будут жизнь, дети, стихи.

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)


Заседание "Цеха поэтов".
Н.Клюев, М.Лозинский, А.Ахматова, М.Зенкевич.
Карандашный рисунок С.М. Городецкого. 1913 г.

1. Эволюция, которую на протяжении творческого
пути пережил Мандельштам, сказалась на его
поэтическом языке, образной системе,
они существенно изменились от ранних стихов,
от книги "Камень" до "Воронежских тетрадей".
2. Для раннего творчества Мандельштама характерно
стремление к классической ясности и гармоничности;
его стихотворения отличают простота, легкость,
прозрачность, которые достигаются скупым
использованием поэтических тропов, простыми рифмами

3. Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна
любовь к точным и кратким характеристикам,
законченность, которая подчеркивается
афористичностью заключительных строк
("Сегодня дурной день.. ","Отчего душа так певуча. ",
"Отравлен хлеб и воздух выпит. ",
"Ахматова","Бессонница. Гомер. Тугие паруса. " и др.).
4.Создает обобщенную, картину действительности
с помощью точных, иногда неожиданных деталей
("Домби и сын","Американка", "Царское Село",
"Петербургские строфы").
5. У Мандельштама, свойственная акмеистам
выразительная, зримая предметность
одухотворяется символическим смыслом.
В стихотворении отражаются не сами предметы
и явления, а их восприятие художником
("Медлительнее снежный улей. ","Айя-София", «
"Notre Dame","Дворцовая площадь",
"Адмиралтейство" и др.).
конкретное становится абстрактным:
. О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
Но эти образы и символичны.
Речь идет о неотвратимо исчезающем мгновении,
о неостановимом, бесповоротном движении
времени.

6.В творчестве позднего Мандельштама исчезает
классическая ясность и прозрачность,
его поэтический язык приобретает метафорическую
сложность; неожиданные, усложненные
образы делают его стихи трудными для восприятия
читателей. Но это не заумь, не пренебрежение
смыслом. Для акмеистов сознательный смысл
слова, такая же прекрасная форма,
как музыка для символистов.
7. Сложный, наполненный глубоким смыслом мир
стихотворения создаётся многозначностью слова,
раскрывающейся в художественном контексте,
слово обогащается новым, дополнительным
содержанием.
Есть у Мандельштама слова-символы,
переходящие из одного стихотворения
в другое, приобретая новые смысловые
оттенки- сквозные мотивы.
Слово "соль" обычно символизирует совесть,
но может быть связано и с мотивом жертвы,
например: Лунный луч - как соль на топоре"
"И, словно сыплет соль мощеною дорогой,
белеет совесть предо мной",
"Крутая соль торжественных обид").
Слово "век"создаёт образ, изменяющиеся в
зависимости от контекста стихотворения,
например: "Век мой, зверь мой, кто сумеет
заглянуть в твои зрачки",
"Но разбит твой позвоночник,
мой прекрасный жалкий век",
"Мне на плечи кидается век-волкодав. "
Ласточка ассоциируется с искусством, творчеством,
словом, например: "Я слово позабыл, что я хотел
сказать. Слепая Ласточка в чертог вернется",
"И живая ласточка упала на горячие снега","
Мы в легионы боевые связали ласточек. ".
8.Поэтика Мандельштама ассоциативна.
Слова вызывают ассоциации, которые восполняют
пропущенные смысловые звенья.
Часто определения относятся не к тому предмету,
к которому они грамматически прикреплены,
определяемое слово, предмет,
породивший какие-то действия,
могут быть не названы, например:
"А переулочки коптили керосинкой, глотали снег,
малину, лёд"
10. Одна яз отличительных особенностей поэтического
языка Мандельштама заключается в густой
насыщенности реминисценциями из
греческой мифологии, из произведений Державина,
Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов,
его поэзия вбирает огромный духовный и
художественный опыт предшественников.

Зачем вам "особенность стихов" автора, если он вам настолько неинтересен, что категорически "не нужна биография"? Отписаться в задании по литературе и забыть как страшный сон?

Лирика Мандельштама – особенности ранних и поздних стихов

Уникальная по своей смысловой и философской наполненности, лирика Мандельштама – особенности ранних и поздних стихов позволяют лучше раскрыть внутренний мир одного из самых необычных писателей начала 20 века.

Есть поэты, стихи которых находятся вне времени, вне духовного развития автора. А есть такие, как Блок и Мандельштам, чье творчество развивается и растет вместе с личностью поэта. Стихи Мандельштама, пожалуй, невозможно рассматривать и анализировать в отрыве от его судьбы, потому что для их понимания необходимо знать, в какой период жизни поэта они были созданы, чем жил писатель, что волновало его в момент создания стихотворения.

Осип Мандельштам – знаменитый поэт творческой плеяды Серебряного века. Признанный читателями буквально с первых строк, он подвергался гонениям и непризнанию в конце своей жизни. Это человек, посвятивший свою жизнь искусству, он жил ради искусства, жертвуя ради него всем, отказываясь порой от самого необходимого. И конечно же, столь сложный путь не смог нанести свой отпечаток на творчество одного из самых неординарных поэтов начала 20 века.

Акмеизм меняет тематику и проблематику произведений Мандельштама, в его стихотворениях появляются образы архитектуры, философское осмысление камня, глины, яблока. Появление опредмеченных образов в лирике поэта знаменует переход его на новый этап творчества. Именно с началом воспевания камня, который в руках архитектора превращается в произведение искусства, начинается зрелая лирика Мандельштама, все дальше уводящая его от символизма.

Поздняя лирика Мандельштама связана с горькими событиями в стране, поэтому и его стихи переполнены драматизмом и болью. Поэту просто необходимо чувствовать себя нужным своей стране, но его творчество остается непонятым и непринятым. В произведениях появляется мотив глухоты и немоты. Он не услышан и фактически лишен права творческого голоса. Эти настроения раскрыли новую тему поэта и Родины в его поздних стихах. Даже предчувствуя предательство страны и свою скорую гибель, поэт остается верен своим убеждениям.

Читайте также: