Сочинение на тему административное право

Обновлено: 02.07.2024

Цель работы – изучение места экологического права в системе прав РФ.Предмет исследования — место экологического права в системе прав РФ.- проанализировать место экологического права в системе прав РФ.

Методологической основой нашей работы являются диалектический метод познания, системный подход, формально-нормативный, историко-правовой, логический анализ и синтез, и другие общенаучные и специальные юридические методы исследования.

Однако в настоящее время в отечественной науке гражданского права (как и на момент принятия ГК в 1994 году) не существует сколько-нибудь удовлетворительной теории недействительных сделок, способной без существенных внутренних противоречий объяснить правовую природу этих сделок, определить основания и порядок признания их недействительности, а также установить последствия этой недействительности. Это в полной мере относится к ничтожным и оспоримым сделкам, являющимся лишь разновидностями недейст-вительных сделок.

Теоретическую базу дипломного исследования составили исследования отечественных ученых в области интеллектуальной собственности и прав, исключительных прав и способов их защиты. Основной вклад в разработку основных положений в области исключительных прав в редакции части четвертой Гражданского Кодекса РФ внес В.А.Дозорцев В.А. Фундаментальные труды по этому вопросу принадлежат А.П. Сергееву, Б.С. Антимонову, Е.А. Флейшиц, В.А.Белову, Ю.Н. Андрееву, А.С. Аникину. Проблемы исследования теоретических и практических проблем юридического регулирования и защиты исключительных прав являются предметом исследования таких молодых ученых как В.А. Зимин, Т.В. Каравай, О.В.Белая, А.С. Касьянов, Д.К. Баттахов, М.Е.Бобров, Т.А. Филлипова, П.Н. Бирюков, А.В. Костин, Т.М. Лаврик, С.Н.Титов и другие.

Тем не менее, вопрос совершенствования Конституции является актуальным, так как она оказывает влияние и на все остальные отрасли права, а значит, от ее содержания зависит правовая система в России в целом.Целью курсовой работы являлось определение места и роли конституционного права в системе права современной России, выявление основных тенденций развития, представление перспектив.- исследовать систему конституционного права РФ;

Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие деятельность Прокуратуры РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.

Понятия и виды вины в уголовном праве РФ

Чтобы правильно определить место криминалистики в системе юридических наук и ее связи со смежными науками подобного рода, следует вначале хотя бы вкратце остановиться на классификации юридических наук.

Понятия и условия действительности сделок в Гражданском праве РФ

Преступным признается такое поведение человека, которое причиняет существенный вред, нарушает общественные отношения в государстве. В эпоху первобытнообщинного строя, когда не было государства и права, не было и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, опасные для рода..

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Министерство образования Министерство экономики

Выполнил: студент группы 01ю1

Проверила: Нижний Новгород 2007 г.

Рассматривая вопрос о месте административного права в системе российского права, следует для начала провести грань между понятиями частное и публичное право. Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем разделение права на относительно самостоятельные части.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

В жизни цивилизованного общества имеется определенная грань между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду, или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае - о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организационными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношение конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, какое право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права - это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненный, - это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

Интересны в этом отношении суждения Г.Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права

Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Файлы: 1 файл

Административное право готовая работа.doc

Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Оно выполняет регулятивную роль в сфере государственного управления и представляет собой юридическую форму реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъектов исполнительной власти. Основополагающим источником административного права является Конституция РФ, в которой содержаться нормы определяющие систему органов государственного управления, принципы государственного управления, основные обязанности и права граждан в данной сфере.

Субъект административного права — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Ими являются: граждане(физические лица), организации(юридические лица), должностные лица, военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства.

Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях).

К коллективным субъектам относятся органы исполнительной власти, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления, а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.).

Права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

  1. конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав.
  2. права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в его источниках.

Административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение или замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др.

В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:

  • абсолютные (безусловные) права — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования). Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина;
  • относительные права — права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
  • общие права граждан
  • специальные права

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные:

  • абсолютные административно-правовые обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
  • относительные административно-правовые обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В административном праве используются три юридических возможности: предписание, запрет и дозволение.

К основным функциям административного права традиционно относятся:

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
  • Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству ;
  • Организационная функция
  • Координационная функция,
  • Правоохранительная функция,
  • Воспитательная функция,

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно- правовой нормы . Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права классифицируют на:

  1. Межгосударственные соглашения
  2. Законодательные акты ( конституция , законы , Кодексы об административных правонарушениях etc.)
  3. Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)
  4. Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)

Административно - правовые отношения представляют собой такой вид государственно - управленческих отношений в отношении которых существует такая административно - правовая норма, которая устанавливает и гарантирует права и обязанности сторон учавствующих в этом отношении. Вертикальные административно - правовые отношения предполагают наличие субординации между субъектом и объектом и наиболее типичны для государственного управления. Фактически это означает, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (гражданина) или их объем меньше (подчиненный орган). Вертикальные административно - правовые отношения предполагают наличие субординации между субъектом и объектом и наиболее типичны для государственного управления. Фактически это означает, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (гражданина) или их объем меньше (подчиненный орган).

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение характеризуется рядом юридических признаков, а именно: общественной опасностью (вредностью, антиобщественным характером), виновностью, административной противоправностью и наказуемостью в административном порядке.

Под административной ответственностью понимается особая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной законодательством административно - правовой санкции. Административная ответственность граждан наступает по достижению 16-летнего возраста.

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения. При этом, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит. Что лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

К числу органов государства, правомочных устанавливать административную ответственность, относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ, а также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителей, так и другими лицами.

Виды административного наказания:

    • Предупреждение выносится в письменной форме и выражает официальное порицание физического или юридического лица
    • Административный штраф- денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:
      • МРОТ
      • Стоимости предмету административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения
      • Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения правонарушения либо сумме незаконной валютной операции

      Предельные размеры штрафов: для граждан-25 МРОТ, для должностных лиц-50 МРОТ, для юридически лиц- 1000 МРОТ

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказаниялицу, совершившему правонарушение.

      Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

      Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Мы же считаем возможным говорить об общественной опасности административных правонарушений (хотя степень этой опасности в большинстве случаев меньше, чем у преступлений). Примерами здесь могут быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.

      Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности:

      1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

      2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

      3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

      4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

      5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

      6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

      Итак, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

      общих положений и принципов законодательства об административно правовых нарушениях;

      перечня видов административных наказаний и правил их применения;

      административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

      порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

      Административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливается законами данных субъектов. При этом в одних субъектах РФ принимается единый закон в виде кодекса, в других — единый некодифицированный законодательный акт об административных правонарушениях (либо об административной ответственности), в третьих — законы об административных правонарушениях (административной ответственности) за правонарушения, совершаемые в отдельных сферах деятельности и отраслях управления. Примерами третьего случая может служить законодательство Иркутской области, Московской области, Санкт-Петербурга и некоторых других субъектов РФ.

      Признаки административной ответственности и виды административных взысканий

      деяние - акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

      антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;

      противоправность - ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

      Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).

      Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.

      За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

      предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;

      административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

      возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

      конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

      лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);

      административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

      административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

      дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

      административное приостановление деятельности.

      Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); порядка управления; общественного порядка и общественной безопасности; градостроительной деятельности; транспортной безопасности.

      В качестве основных и дополнительных административных взысканий применяются возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение. Другие административные взыскания применяются только в качестве основных. За одно правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.

      Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ:

      судьями (мировыми судьями);

      комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

      федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами или подзаконными актами.

      Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

      комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

      уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

      административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

      Раздел IV КоАП РФ посвящен производству по делам об административных правонарушениях. Рассматривая дело, управомоченный орган выясняет характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Как и при отправлении правосудия но уголовным делам, здесь для объективности рассмотрения в производстве по делу могут участвовать адвокат, свидетели, эксперты, переводчик.

      Административное наказание за совершенное административное правонарушение назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Давность привлечения к административной ответственности по общему правилу — не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

      Читайте также: