Мне в петлю лезть а ей смешно сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Дождусь ее, и вынужу признанье:
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп.
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел. А тот -
Хрипун, * удавленник, фагот, *
Созвездие маневров и мазурки! *
Судьба любви - играть ей в жмурки.
А мне.

Вы здесь? я очень рад,
Я этого желал.

И очень невпопад.

Конечно, не меня искали?

Я не искала вас.

Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?

Ах! Боже мой! весь свет.

Кто более вам мил?

Есть многие, родные.

И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.

Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы.

Я сам? не правда ли, смешон?

Да! грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например.

Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.

Чацкий (держит ее)

Раз в жизни притворюсь.

Оставимте мы эти пренья.
Перед Молчалиным не прав я, виноват;
Быть может он не то, что три года назад:
Есть на земле такие превращенья
Правлений, климатов, и нравов, и умов,
Есть люди важные, слыли за дураков:
Иной по армии, иной плохим поэтом,
Иной. Боюсь назвать, но признано всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны хоть куда.
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье.
Сам это чувствую, сказать я не могу,
Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
Не пожелал бы я и личному врагу,
А он. смолчит и голову повесит.
Конечно, смирен, все такие не резвы;
Бог знает, в нем какая тайна скрыта;
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему;
Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.
Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее,
Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
Как человеку вы, который с вами взрос,
Как другу вашему, как брату,
Мне дайте убедиться в том;
Потом
От сумасшествия могу я остеречься;
Пушусь подалее простыть, охолодеть.
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по свету, забыться и развлечься.

Вот нехотя с ума свела!

Что притворяться?
Молчалин давиче мог без руки остаться,
Я живо в нем участье приняла;
А вы, случась на эту пору,
Не позаботились расчесть,
Что можно доброй быть ко всем и бeз разбору;
Но может истина в догадках ваших есть,
И горячо его беру я под защиту;
Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык?
В презреньи к людям так нескрыту?
Что и смирнейшему пощады нет. чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет!

Ах! Боже мой! неужли я из тех,
Которым цель всей жизни - смех?
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.

Напрасно: это все относится к другим,
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним.

Зачем же вы его так коротко узнали?

Я не старалась, Бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет.

Целый день играет!
Молчит, когда его бранят!

Она его не уважает.

Конечно нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Сатира и мораль - смысл этого всего?

Она не ставит в грош его.

Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю.

Чацкий (в сторону)

Шалит, она его не любит.

Докончить я вам пособлю
Молчалина изображенье.
Но Скалозуб? вот загляденье;
За армию стоит горой,
И прямизною стана,
Лицом и голосом герой.

Объяснение Чацкого с Софьей — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума” как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…”.

В явлении первом третьего действия происходит диалог между Софьей и Чацким. Чацкий пытается выяснить, “кто наконец ей мил? Молчалин!

Скалозуб!”. Последним Чацкий дает весьма не лестные характеристики. Молчалин “жалчайшее созданье”, а Скалозуб – “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”.

И все же Софья далее переходит к откровенности, возможно ее вынуждают к этому пылкие слова Чацкого:

И я чего хочу, когда все решено?

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

В ответ на это Софья решается сказать “истины два слова”:

Малейшая в ком странность чуть видна,

Веселость ваша не скромна,

У вас тотчас уж острота готова

Я сам? не правда ли смешон?

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Услышав имя возлюбленного, Софья снова замыкается, говоря, что Чацкий, “желчь на всех валить” готов. Чацкий удерживает Софью и говорит:

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но если в нем та страсть? то чувство?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чацкий ощущает огромную пропасть между своими чувствами к Софье и чувствами Молчалина к ней. И поэтому он находится на грани безумия:

Но вас он стоит ли? Вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату,

Как человеку вы, который с вами взрос,

Как другу вашему, как брату,

Мне дайте убедиться в том;

Oт сумасшествия могу я остеречься:

Пущусь подалее простыть, охолодеть,

Не думать о любви…

На что Софья про себя замечает: “Вот нехотя с ума свела!”

Итак, мы видим, что любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия. В ответ на этот его монолог Софья перечисляет достоинства Молчалина, в том числе к заслугам своего возлюбленного она приводит то, что в доме он приобрел “дружбу всех”, что он “безмолвием” разоружает гнев Фамусова, целый день играет со старичками в карты. Чацкий недоумевает от “качеств” своего соперника и потому резюмирует: “Шалит, она его не любит”.

Диалог Софьи и Чацкого подводит последнего к диалогу с Молчалиным, где под напором вопросов Чацкого Молчалин обнаруживает свои принципы жизни, что очень важно для дальнейшего развития действия и характеристики персонажей.

В благоустроенный покой фамусовского дома Чацкий ворвался как ветер. Но его бурные чувства, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь. В доме, где все построено на притворстве и обмане, где дочь прячет свои отношения с Молчал иным от отца, а отец свои “шалости” с Лизой от дочери, искренность Чацкого “незваная гостья”. В доме, где смиренное безмолвие Молчалина почитается добродетелью, красноречие Чацкого выглядит дерзким.

В доме, где все расписано по календарю, порывистость Чацкого сулит

ему лишь неприятные неожиданности.
В обществе, “где тот и славится, чья чаще гнулась шея”, независимость Чацкого делает его “опасным человеком”. Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий “властей не признает”, так же как не признает чинов и богатства “отцов отечества”, которые “грабительством богаты”.
И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его “дичатся, как чужого”. Но зачем он здесь? Зачем он терпит холодность Софьи, ее колкости, поучения и сожаления Фамусова, спесь и остроты Скалозуба?

Ведь Чацкий знает, что “к свободной жизни

их вражда непримирима”. Он почти предсказывает свою судьбу в монологе II действия:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!
Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”; “Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары”. Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают границу между ним и “веком минувшим”, но не отжившим еще, не умершим.
Что же заставляет Чацкого самого переступить эту границу, посещать дом, где ему не рады? Любовь к Софье. Чацкий – человек пылких, но не быстротечных чувств.

Чацкий первый произносит слова о сумасшествии!
Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
Чтоб равнодушнее мне понести утрату…
Мне дайте убедиться в том: потом
От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее простыть, охолодеть,
Не думать о любви…
Итак, любовь к Софье приводит Чацкого на грань безумия, так как нельзя сохранить одновременно это чувство и весь строй своих представлений о жизни. Софья про себя в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: “Вот нехотя с ума свела!” Однако, желая образумить Чацкого, она перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: “Шалит, она его не любит”. И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин “безмолвием обезоружит” Фамусова, “от старичков не ступит за порог… с ними целый день засядет, рад не рад, играет…”.

И в конце разговора поэтому любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого “загадкой”.
Появление Молчалина заставляет Чацкого раздумывать о том, “какою ворожбой умел к ней в сердце влезть” этот услужливый человек, который “всегда на цыпочках и не богат словами”. Однако под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте “умеренность и аккуратность”, и далее: “ведь надобно ж зависеть от других”.
Грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему “пути спасения”. Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким (“Слыхал, что вздорная”, “Пустяший человек из самых бестолковых”) и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к “почестям и знатности”, свою программу независимости, свободы и искренности: “Зачем же мнения чужие только святы?”, “Я глупостей не чтец”, “Когда в делах – я от веселья прячусь, когда дурачиться – дурачусь”.
В этом столкновении с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой, ее идолами: Татьяной Юрьевной, Фомой Фомичом…
Но Чацкий пока озабочен загадками любви, и откровенность Молчалина заставляет его сделать вывод, обратный реальному:
С такими чувствами, с такой душою Любим. Обманщица смеялась надо мною!
Софья раздражена: Чацкий в мимолетной встрече с ней на бале успел оскорбить Молчалина, сказав даже: “В нем Загорецкий не умрет. ” Софья пыталась остановить эту ироническую тираду, боясь, как бы слова Чацкого не были услышаны и разнесены любопытствующими и скучающими гостями на бале в их доме. Но Чацкого остановить нельзя. Теперь, после разговора с Молчалиным, он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний.

И Чацкий пытается ей об этом сказать, хотя она не хочет знать истины. Гнев Софьи обращается на Чацкого:
Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!
А в разговоре с господином N она невольно роняет: “Он не в своем уме”. Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Обмолвившись случайно, Софья сначала испугалась своего признанья: “Не то, чтобы совсем”, – “помолчавши”, говорит она потрясенному скандальной новостью.

Но видя, что “готов он верить”, Софья “смотрит на него пристально” и подтверждает свои как будто случайно вырвавшиеся слова. Ее предательство – обдуманная месть:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?
И слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Но радостнее всех принимает эту весть Фамусов:
О чем? О Чацком, что ли?
Чего сомнительно? Я первый, я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Но вот уже о сумасшествии Чацкого всем известно. Сообщать больше некому, удивить этим уже нельзя, да и все убеждены твердо: “Безумный по всему”. Тогда начинается обсуждение того, почему Чацкий “в его лета с ума спрыгнул”. Фамусов указывает на наследственность:
По матери пошел: по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз.
Хлестова начинает мотив, оказавшийся близким всем:
Чай, пил не по летам… Шампанское стаканами тянул.
Ее поддерживают: Бутылками-с, и пребольшими. Нет-с, бочками сороковыми.
Но очень скоро такая причина показалась слишком невинной. И вслед за смешными пересудами выявляется главная причина:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений –
так Фамусов доводит раздражение, которое томило всех, до полной откровенности.
Появление Чацкого приводит всех в трепет. Клеветники сами испугались своей выдумки. Это особенно нелепо потому, что Чацкий подавлен всем, что он видел и слышал:
Да, мочи нет, мильон терзаний,
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
(Подходит к Софии.)
Душа здесь у меня каким-то горем сжата, И в многолюдстве я потерян, сам не свой. Нет! Недоволен я Москвой.
Чацкий возмущен духом “пустого, рабского, слепого подражанья”, и этот монолог – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных. Чацкий занят этими серьезными вещами настолько, что не замечает, что его объявили сумасшедшим.
В конце III действия Грибоедов ремаркой подчеркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: “Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Это уже итог. Чацкий еще долго в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвится позором Софьи, но путь – “Вон из Москвы!” – указан ему уже здесь.

Софья (про себя)
И очень невпопад.

Чацкий
Конечно, не меня искали?

Софья
Я не искала вас. (3.1.3)
(3.1.3) – для умного человека это был бы вполне прозрачный намёк, что эта встреча для Софьи неожиданна и неприятна, но такой самовлюблённый человек, как Чацкий не обращает внимания на намёки, впрочем, и на сказанное прямым текстом, тоже.

Софья
Ах! Боже мой! весь свет. (3.1.5)
(3.1.5) – неужели Чацкий надеялся услышать от Софьи страстное признание? Тогда он ничего не понял из явления 9 второго действия.

Чацкий
Кто более вам мил? (3.1.6)
(3.1.6) – разве можно представить, что для Чацкого это вопрос жизни или смерти? Каким иным, кроме как высокомерным, тоном этот вопрос можно задать?

Софья
Есть многие, родные.

Софья
Иные. (3.1.8)
(3.1.8) – для влюблённого это было бы холодным душем, а Чацкий ещё упрекнёт Софью за то, что она его надеждой завлекала.

Софья
Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова, (3.1.10)
(3.1.10) – Софья указывает на то, что Чацкий высмеивает странных людей, но не считает Чацкого странным.
А сами вы.

Чацкий
Я сам? не правда ли, смешон? (3.1.11)
(3.1.11) – вообще-то культурный человек не перебивает своего собеседника и не начинает отвечать, не выслушав предварительно. Смеяться же не грешно только Чацкому, а вот над ним… не сметь!

Софья
Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь. (3.1.15)
(3.1.15) – жёлчь! - Софья наконец-то поняла настоящую цену ума, веселости и остроты Чацкого

Софья (про себя)
Вот нехотя с ума свела! (3.1.24)
(3.1.24) – иллюзий на счёт любви Чацкого у Софьи нет с 12-13 лет. В этот день она могла только лишь утвердиться в своём мнении. Но, до чего же ей надоело оправдываться! Даже жутко представить семейную жизнь с Чацким – ведь поедом заест ни за что!
(Вслух)
Что притворяться?
Молчалин давиче мог без руки остаться,
Я живо в нем участье приняла;
А вы, случась на эту пору,
Не позаботились расчесть,
Что можно доброй быть ко всем и бeз разбору; (3.1.25)
(3.1.25) – своеобразная, надо сказать, доброта и забота – демонстративно грохнуться в обморок! Благо, что Скалозуб не попался на эту уловку и оказал помощь Молчалину, а будь на его месте второй Чацкий? – и Софью бы уморили!
Но может истина в догадках ваших есть,
И горячо его беру я под защиту;
Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык?
В презреньи к людям так нескрыту?
Что и смирнейшему пощады нет. чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет! (3.1.26)
(3.1.26) – из двух зол: презирать весь мир или заниматься самоанализом и самосовершенствованием Чацкий, разумеется, выбирает первое занятие, как самое простое.

Софья
Напрасно: это все относится к другим,
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним. (3.1.28)
(3.1.28) – действительно, скучным Молчалин не покажется Чацкому, но будет очень неудобным собеседником, с которым постоянно надо быть настороже. Как покажет их будущая беседа, Чацкий не отразил ни одного выпада Молчалина, но зато вообразил себя победителем!

Чацкий (с жаром)
Зачем же вы его так коротко узнали? (3.1.29)
(3.1.29) – по какому праву Чацкий относится к Софьи, как к своей собственности? Кто-то запретил ему находиться три последних года подле Софьи и заниматься её образованием, воспитанием, развивать её ум, чувства? Становиться ей утешителем, а не раздражителем?

Чацкий
Целый день играет! (3.1.33)
(3.1.33) – умная карточная игра дает возможность применить на практике теорию вероятности, о которой вряд ли слышал Чацкий, она может способствовать налаживанию полезных связей и может быть выгодна хорошему игроку материально, что для бедного Молчалина может быть неплохим подспорьем. В те времена карточная игра очень распространенное времяпрепровождение.
Молчит, когда его бранят!
(В сторону)
Она его не уважает. (3.1.34)
(3.1.34)– психоанализ до Фрейда? Жалкие попытки. Чацкий, на месте Молчалина, непременно огрызался бы вне зависимости: по делу его бранят или нет. Как мы ещё узнаем, Чацкий общался с женщинами только определенного сорта, так с чего же он считает, что постиг и девичью психологию?

Софья
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких, (3.1.38)
(3.1.38) – почему-то слова Софьи о Фамусове принимаются на веру, а о Молчалине игнорируются, если у Софьи к Молчалину нет претензий, то почему они могут быть у школьников и учителей?
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю. (3.1.39)
(3.1.39) – вообще-то Софья описала человека с чистой совестью, который находится в ладу с собой и окружающими, у которого с обществом ещё не возникло принципиальных разногласий, но никто не поручится, что тихий и скромный человек не станет вдруг стойким, мужественным и непреклонным.

Софья
Не моего романа.

Чацкий
Не вашего? кто разгадает вас? (3.1.27)
(3.1.27) – Чацкий не верит ни одному слову Софьи – ни тому, что ему на пользу, ни тому, что во вред. Может быть, Чацкому было бы приятнее иметь соперником Скалозуба? Так в таком случае у него вообще нет шансов. Хорошо, что прибежала Лиза от, якобы, парикмахера и не дала вновь воспрянуть фонтану Чацкого, не то Александр Андреич прошёлся бы не только по стану, но и по душе Скалозуба.

Чацкий, Софья, Лиза.

Лиза (шепотом)
Сударыня, за мной сейчас
К вам Алексей Степаныч будет.

Софья
Простите, надобно идти мне поскорей.

Софья
К прихмахеру.

Чацкий
Бог с ним.

Софья
Щипцы простудит.

Чацкий
Пускай себе.

Софья
Нельзя, ждем на вечер гостей.

Чацкий, потом Молчалин.

Молчалин
По-прежнему-с. (3.3.5)
(3.3.5) - умеренность и сдержанность Молчалина не помогают ему уклониться от разговора с Чацким. У Молчалина нет никакого желания отдавать Чацкому рапорт. О себе он не скажет ничего определенного и беседу переведёт на поле оппонента. Это разве не умный ход? А Чацкий ничего не поймёт и начнёт оправдываться перед Молчалиным, опять же не сознавая этого.

Чацкий
А прежде как живали?

Молчалин
День за день, нынче, как вчера.

Чацкий
К перу от карт? и к картам от пера?
И положенный час приливам и отливам?

Молчалин
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.

Чацкий
Взманили почести и знатность? (3.3.6)
(3.3.6) – а если и так, разве в этом есть что-то зазорное?

Молчалин
Нет-с, свой талант у всех.

Молчалин
Два-с:
Умеренность и аккуратность.

Молчалин
Вам не дались чины, по службе неуспех? (3.3.8)
(3.3.8) – Нехотя и как бы исподволь Молчалин переходил в нападение и начинает наносить уколы самолюбию Чацкого… и не стоит забывать, что Молчалин не спал уже часов 35-36!

Чацкий
Чины людьми даются, (3.3.9)
А люди могут обмануться.
(3.3.9)– …и натыкается на заградительный огонь домашних заготовок всех лодырей и неумех из записной книжки Чацкого. Ну, конечно же! В силах ли обычный ум обычного чиновника оценить гений Чацкого – коллежского регистратора и отставного корнета!

Молчалин
Как удивлялись мы! (3.3.10)
(3.3.10)- Молчалин этим показывает, что он знает обо всех обстоятельствах Чацкого задолго до его… 3-х летнего отсутствия и неплохо знаком с результатами деятельности Чацкого на гражданском, а может быть, и военном поприще. Опять же нам не известна доля сарказма в голосе Молчалина, но можно поручиться, что изрядная.

Чацкий
Какое ж диво тут? (3.3.11)
(3.3.11)- Чацкий, конечно же, считает, что нет ничего удивительного в том, что его не оценили зауряд-ные умы, но на самом деле он попадает в поставленную Молчалиным ловушку. Для действующих лиц комедии и её читателей… дивом был бы успех Чацкого.


Молчалин
Жалели вас. (3.3.12)
(3.3.12) - очередное туше: именно жалели, а не удивлялись неуспеху Чацкого!

Чацкий
Напрасный труд. (3.3.13)
(3.3.13) – Чацкий даже не понимает того, что уже пляшет под дудку Молчалина! Ну, конечно же, сожалеть о нём - труд напрасный! Сожалеют о том, кто старается, но у него что-то не получается в силу объективных причин. Но сожалеют и о знакомом, ни на что не годном человеке, почему же не жалеть Чацкого?

Молчалин
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, (3.3.14)
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв.
(3.3.14) – Молчалин, да, наверное, как и все московские знакомцы Чацкого, неплохо осведомлен о его обстоятельствах и не считает нужным это скрывать от Чацкого. Надо полагать, что Татьяна Юрьевна не случайно узнала о неудачах по службе коллежского регистратора Чацкого – она явно принимала в нём участие и пыталась помочь его карьере.

Чацкий
Ей почему забота? (3.3.15)
(3.3.15) – Чацкий демонстрирует, как легко он не только отказывается от людей, которые принимали участие в устройстве его дел, но и от души презирает их.

Молчалин
Татьяне Юрьевне! (3.3.16)
(3.3.16) – недоумению Молчалина нет предела! Когда же это патрону не было дела до своего протеже? Но вообще неслыханно, чтобы протеже с таким пренебрежением говорил о патроне…

Чацкий
Я с нею не знаком.

Чацкий
С ней век мы не встречались; (3.3.18)
Слыхал, что вздорная.
(3.3.18) - ещё бы не вздорная: определила к министрам, туда, где работать надо, слушаться, исполнять – нет бы, ему должность нашла, в которой надо только щёки надувать, да перстом указывать… и чтобы кассир регулярно приходил и с собою приносил, что получить и где расписаться.

Молчалин
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна.
Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. (3.3.19)
(3.3.19) – Удивлению Молчалина вообще нет предела: как зачем, а поблагодарить её за участие и за протекцию, а может быть и выпросить новое место. В ту пору в этом не было ничего зазорного, да и в эту, то же. Разумеется, не сам Чацкий за себя просил, но совершенно не интересоваться теми, кто за него хлопочет, кто для него старается… какое самомнение!

Чацкий
На что же? (3.3.20)
(3.3.20) – действительно, опять пристроит к министру какому-нибудь переписчиком скучных бумаг… вот если бы царём, то, может быть, и съездил бы, коли время найдётся.

Молчалин
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

Чацкий
Хорош! (3.3.28)
Пустейший человек, из самых бестолковых.
(3.3.28) – попался в ещё одну ловушку! Фома Фомич не оценил гений Чацкого! Сам-то он знает цену каждому своему начальнику. Вообще, Чацким мастер заглазных оговоров.

Молчалин
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Читали вы?

Чацкий
Я глупостей не чтец, (3.3.29)
А пуще образцовых.
(3.3.29) – действительно, что хорошего может написать человек, не оценивший гений Чацкого? Читатель не может сам оценить то, что написал Фома Фомич, а верить Чацкому на слово у него нет основания. Видно, что Чацкий здорово обижен на Фому Фомича.

Молчалин
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
Не сочинитель я.

Чацкий
И по всему заметно. (3.3.30)
(3.3.30) – колкость на базарном уровне. Оружие Молчалина шпага, а Чацкого – дубина.

Чацкий
Зачем же так секретно?

Молчалин
Ведь надобно ж зависеть от других. (3.3.34)
(3.3.34) – высказывать своё мнение по любому поводу, особенно, не будучи спрошенным, наилучший способ показать себя человеком легкомысленным или со всеми перессориться, что и демонстрирует Чацкий. Надобно или нет, но все люди зависимы от кого-то или от чего-то. И Чацкий тоже, хоть и не понимает этого.

Чацкий
Зачем же надобно?

Чацкий (почти громко)
С такими чувствами, с такой душою (3.3.36)
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
(3.3.36) – Чацкий разбит наголову, но считает себя победителем и почему бы ему себя не утешить? Верить ему предпочтительнее в то, во что ему хочется верить. Если Молчалин не нравится Чацкому, то почему Софья должна разделять его мнение? Что Молчалин не скажет, Чацкий всё пытается истолковать в свою пользу, но убедительно это получается только для него самого. Обманщица. хороший комплимент для возлюбленной, но только в шутливом разговоре с самой возлюбленной и то надо очень постараться найти момент, когда он будет уместен. Здесь же сам Чацкий занимается самообманом и если Чацкий что-то или кого-то не одобряет, то это совсем не значит, что субъект его неодобрения и ничьего одобрения не достоин.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: