Мини сочинение роберт рождественский мы жители земли богатыри

Обновлено: 05.07.2024

Во всех странах мира жители обычно делятся на городских и сельских. Одни живут в больших городах с самого рождения. Для других же родиной являются села. Нередко люди переезжают из одного места в другое. Это может быть связано как с поиском лучшей жизни, так и с выбранной профессией. Ведь в деревнях часто остаются люди, трудовая деятельность которых связана с землей и сельским хозяйством: агрономы, фермеры, трактористы и животноводы. Городские жители зачастую трудятся на заводах и промышленных предприятиях.

Каждым утром люди идут на учебу или на работу. Кто-то оправляется пешком, а кто-то едет на различном транспорте: на автобусе, трамвае, на метро или в машине. Все они видят асфальт, которым вымощены все улицы. Обычную почву в городе можно встретить намного реже. Землю есть возможность увидеть только на газонах или в парке.

Получается, что сельчане сильнее связаны с землей. Они наблюдают, как распускаются почки на деревьях и цветут сады весной. Сельские жители слышат шум деревьев и шелест листвы. Они привыкли к этому. А горожане даже если и видят траву, клумбы или цветы, не замечают их.

Иногда даже горожанину хочется пройтись босиком по росе рано утром, почувствовать единение с природой или ощутить аромат свежескошенной травы. Для сельчан это является неотъемлемой частью жизни, а для жителя города не так ощутимо. Ведь именно в деревнях дети с раннего детства начинают помогать родителям заниматься огородом, они видят как появляются первые ростки пшеницы. Затем они поднимаются, растут и превращаются в колоски. Для сельчан почва является источником жизни.

Горожане встречаются с землей реже. Они воспринимают ее как что-то обыденное. Для жителей городов почва не будет связана с рождением нового. Другое дело, сельчане. Они нередко с рождения живут в деревнях и земля дает им пищу. Для сельских обитателей трудолюбие связано больше всего именно с возделыванием почвы.

Иногда человек бросает комфортную жизнь в городе и переезжает жить в деревню. Он желает быть ближе к природе. В других случаях горожанин может иногда уезжать за город или в лес. Там городской житель получает много энергии для важных дел.





Сочинения

Сегодня на уроке русского языка учитель на доске записал тезис: Городской человек редко встречается с землей, задав на данную тему написать сочинение-рассуждение. Если честно, до этого никогда даже не обращала внимание на то, что вокруг нас, жителей города, очень мало земли. А ведь и правда, городской человек с землей не встречается в своей жизни или встречается очень редко.

Аргументы к сочинению

Чтобы раскрыть тему жителей города и земли, приведу аргументы, которые позволят сделать правильные заключения. Итак, кто такие жители города? Это люди, который окружены бетонными джунглями. Люди, которые ежедневно ходят по бесконечным тротуарам и асфальтированным дорогам, перепрыгивая по ступенькам, ездя в метро, в общественном транспорте. Жители города, словно узники каменных башен, которым приходится жить в окружении кирпичного и бетонного. Украшением и разнообразием для них являются яркие стеклянные витрины, а еще многочисленные фонтаны, которые фальшиво напоминают и имитируют настоящий живой родник. Городские жители живут в мегаполисах среди искусственных прудов, и многие из них даже не представляют, как это летом, рано утром, пройтись по траве босиком, когда на ней еще лежит роса. Они не представляют, как это после дождя пробежаться по лужам или же завалиться на свежескошенную траву и вдыхать ее ароматы.


А между тем, земля — наша Матушка, она всех нас кормит и с ней когда-то человек был единым целым. Люди знали землю, как самих себя, пока на смену свободе, на смену широким полям, душистым цветам, зеленым лесам не пришли каменные и бетонные многоэтажки, душные офисы и асфальтированные дороги.

Вывод

Несмотря на ужасную описанную мной картину, несмотря на мои рассуждения на тему: городской человек редко встречается с землей, мой вывод будет следующим. Даже горожане, пусть и изредка, но чувствуют тягу к земле. Видимо поэтому мы с удовольствием едем к бабушкам в деревню, где можем часами гулять по бездорожным улицам, бродить полями и лесами, наслаждаясь пением птиц. Видимо поэтому мы с удовольствием возле своих многоквартирных домов, засаживаем цветочные клумбы, чтобы хоть немного прикоснуться к земле. Видимо поэтому, мы с удовольствием в свободную минуту идем в парки, где нас окружают газоны и много деревьев. Наверное, по этим причинам, большинство горожан покупают дачи и стараются как можно больше проводить свое время именно там.

Как видим, городской человек хоть и редко встречается с землей, но как только появляется хоть малейшая возможность, он с удовольствием к ней прикоснется.

А какую оценку поставите вы?

КУРСЫ по русскому


Я согласен с Ю. Яковлевым и думаю, что городской человек редко встречается с землёй, то есть с природой

И даже когда городской житель оказывается на природе, он не может в полной мере почувствовать связь с природой.

Таким образом, современные горожане всё больше отдаляются от природы и ощущают нехватку общения с ней

Кибардина Мария Петровна, репетитор по русскому языку, кандидат педагогических наук

Городские жители гораздо реже встречаются с землёй, чем деревенские. Даже проведение всего лета в деревне не даёт того ощущения природы, что даёт жизнь там. Только прожив несколько лет и зим в деревне, можно понять природу.

Потому что природа — это не просто купание в реке, огород, солнышко, зелёная травка и голубое безоблачное небо. Природа — это жестокая среда, пройти через которую сможет не каждый. Нужен тёплый дом, заготовленные на зиму дрова и еда, или же нужно обладать возможностью принести/привезти еду.

Жизнь на природе без машины ещё больше усложняет её и чувство земли пробуждается ещё сильнее, потому что без машины еду и дрова придётся приносить вручную или просить других людей с машинами помочь.

Я заметил, что многие городские жители представляют себе деревню так: собачки, кошечки, лошадки, коровки, зелёная травка, яркое солнышко, синие небеса и прохладная водичка. Безусловно, всё это присутствует, но только в таком виде: злые собаки, странные полудикие кошки, лягающиеся лошади, ревущие как драконы коровы, трава, которую нужно постоянно косить, иногда даже слишком яркое, припекающее солнце, и чересчур холодная вода. Есть во всём этом какая-то прелесть, просто она не сразу заметна… Давайте попробуем её найти!

Первое — одиночество. Если вы поселитесь в какой-либо деревне и будете жить там зимой, то вы почувствуете чувство одиночества. Кому-то оно понравится, кому-то — нет. Тут дело вкуса. В деревне не будет никого, кроме вас и ещё нескольких семей/людей, которые тоже рискнули поселится в деревне. Ещё лучше будет, если к деревне не ведёт никакой асфальтовой дороги. Никто вас не будет тревожить. Пожить отшельником бывает полезно.

Второе — сила. Городским жителям для тренировок нужно записываться в различные кружки и клубы для того, чтобы заниматься развитием физического и энергетического тел. Всё это делается за деньги, естественно. А в деревне развитие этих тел идёт постоянно, бесплатно. В этом и минус — если в городе можно взять и выписаться из кружка, как надоест заниматься собой, в деревне так сделать не получится, поэтому вы продолжите развиваться в любом случае. Хотя… почему это минус? Это даже плюс!

Третье — спокойствие. Собственно, оно получается от первого пунтка. Отсутствие людей означает отсутствие различных раздажителей, вроде машин, смога и криков. Ваши нервы не будут тратиться просто так. Однако из-за второго пункта у вас часто будет находиться причина, на которую можно потратить немного своих нервов.

Соединяя все эти три пункта, можно сказать о том, что горожане реже видятся с землёй, чем деревенские жители. Они не могут до конца понять устройства природы и ощутить себя в критической ситуации, вроде отсутствия еды, дров, или такого положения, что оказываешься посреди тёмного леса ночью. Особенно если в этот момент встретиться с бездомной собакой…

В общем, рекомендую хоть немного пожить на природе круглый год. Конечно, это потребует определённой подготовки, но ощущения будут того стоить…

9 готовых проверенных сочинений по тексту А. Н. Толстому (за эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу), с кругом проблем и полным текстом для варианта №13 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

1) Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?

2) В чем проявляется ответственность людей за судьбу своей Родины?

3) Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?

5) Какова судьба нашей Родины, нашего народа?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Что такое Родина? Какую роль играет она в жизни человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя А. Н. Толстого.

Раскрывая проблему определения роли Родины в жизни человека, автор опирается на собственные рассуждения. Используя антитезу, он сравнивает отношение человека к Родине в мирные и военные дни. В мирные дни человек пребывает в довольстве и счастье, похож на птицу, купающуюся в небе. В это время у некоторых может возникнуть мысль, что весь мир – его родина. А иногда, озлобленный жизненными неурядицами, кто-то может заявить, что родина не сделала ему ничего хорошего. Это говорит о том, что не всегда человек способен оценить истинную роль родной страны в своей судьбе. Но вот надвигается общая беда: враг разоряет родную землю, хочет присвоить её. Именно в эту минуту все собираются около своего гнезда, объединяются, понимая, что в одиночку им не спастись. Оба примера противопоставлены друг другу, но подводят нас к мысли о том, что не сразу мы понимаем ценность и значимость Родины в нашей судьбе, но в минуту опасности приходит истинное понимание значения Родины в судьбе каждого из нас.

Авторская позиция заключается в следующем: Родина — это не только гнездо, вокруг которого мы собираемся во время опасности, но и движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих потомков.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, Родина — это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

В заключение хочу подчеркнуть, что Родина – это не только бескрайние просторы и земли, но это в первую очередь народ со своим языком и культурой.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Что же такое Родина? Что она значит для человека? Именно эта проблема волнует автора текста, который я прочитал.

Размышляя над этим вопросом, писатель сравнивает ее с гнездом, а нас всех – с птенцами из этого гнезда. Мы давно уже разлетелись и живем словно бы сами по себе, иной раз отрицая свою связь с Отчизной. Но общая беда — война — призывает каждого, и каждый ощущает свою неразрывную связь с Родиной и ответственность за ее судьбу.

Ведь все мы как ветви одного дерева, нас несет единый поток национальной жизни, общее стремление к счастью и свободе, общая история. Рассуждая об этом, А. Н. Толстой пишет о русском фольклоре, в котором так ярко высветился национальный характер.

Автор уверен, что Родина — это не просто какое-то место, точка на карте. Это живое стремление народа к желанному будущему, которое он сам и создает. И я думаю, что он прав. Ведь мы ощущаем родину не только как некое пространство, но и как народ, близкие нам люди.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Какова судьба нашего народа? Над этим вопросом размышляли многие писатели и философы. Лейтмотивом большей части произведений о России становится мысль о её великом будущем, надежда на свет в конце тёмного туннеля. А.Н. Толстой также понимает актуальную проблему определения судьбы нашей Родины.

Таким образом, Родина в широком смысле – это сами люди с их надеждами, особым характером, богатой культурой и историей. Именно поэтому будущее государства зависит от его народа.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Таким образом, недооценить роль изустной литературы невозможно, потому что она стала предтечей великой русской классики.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Как изменяется отношение человека к своей Родине в годы бедствий? Вот проблема, которую ставит в тексте А. Н. Толстой.

Оба примера – иллюстрации противопоставлены друг другу для того, чтобы показать: связь человека с Родиной глубже познается в военное время, когда люди, чувствуя нависшую угрозу, начинает ценить и замечать то, что в мирное время казалось обыденным и повседневным. На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора. Я согласен с точкой зрения писателя, так как уверен: отношение человека к Отечеству изменяется с учетом времени и происходящих событий, а любовь к ней обостряется в годину великих испытаний.

Таким образом, в годы бедствий люди начинают бережно относиться к Отчизне, не жалея жизни ради её освобождения.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Какова роль Родины в жизни человека? Вот проблема, которую А.Н. Толстой ставит в тексте.

Данные примеры-иллюстрации концентрируют внимание читателей на том, что роль Родины в жизни человека велика, велика на столько, что ради нее человек может пожертвовать своей жизнью. В этом, на мой взгляд, и состоит позиция автора.

Таким образом, роль Родины в жизни каждого из нас огромна.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Что для человека значит родина? Какую роль она играет в его жизни? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Алексей Николаевич Толстой — русский советский писатель.

Автор, рассуждая над вопросами, говорит о том, что Родина для каждого человека имеет большое значение. Человек благодарен месту своего рождения и поэтому в минуты опасности он самоотверженно готов защищать её интересы. К сожалению, люди часто забывают о том, что с трепетом относиться к родному краю нужно не только тогда, когда ей угрожает опасность, но в мирное время тоже. Так читатель понимает, что родина — это родное гнездо для каждого человека и его важно оберегать.

Писатель обращает наше внимание на то, что, как правило, в человеке просыпаются патриотические чувства лишь во время защиты родины.

Все объединяются при виде общей угрозы и оказывают сопротивление врагу. Это очень важное качество нации, ведь только так можно отстоять свои традиции, независимость, материальную и духовную культуру. Действительно нужно уметь объединяться для достижения цели.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что значит для человека родина и какую роль она играет в его жизни.

По мнению автора, родина это в первую очередь историческое прошлое народа, которое было создано многими поколениями. Поэтому так важно хранить и преумножать богатство, накопленное нашими предками

Таким образом, родина играет большую роль в жизни человека, и важно быть бесконечно благодарным своему месту рождения.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

В предложенном для анализа тексте русский писатель А.Н. Толстой поднимает проблему осознания своей причастности к судьбе Родины.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: благодаря общим народным явлениям представители русского народа осознают причастность к судьбе Родины, ощущать которую люди начинают особенно ярко во время какой-нибудь беды, когда представители русского народа готовы защищать Родину ценой собственной жизни.

С автором текста трудно не согласиться. В мирное время и в особенности в военное время многие представители русского народа осознают причастность к судьбе Родины благодаря народным явлениям, объединяющим всех существующих и существовавших ранее соотечественников. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей и поэтов.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что общие народные явления и в особенности тяжелые времена, когда Родина оказывается в опасности, способствуют осознанию человеком причастности к судьбе Родины.

Готовое сочинение ЕГЭ №9

Для каждого человека понятие Родина наполнено определённым смыслом и у каждого он свой. Для кого-то она является местом, где ты родился и вырос, где живут твои родные и близкие. Связь человека и его отчизны возникает подсознательно, основывается эта связь на любви. В своём тексте А.Н.Толстой затрагивает проблему определения роли Родины в жизни человека.

Автор обращает внимание читателя на тот факт, что в мирное время люди не всегда задумываются над тем, какую роль в их жизни играет родина. Одни считают, что весь мир – его родина, другие высокомерно размышляют, что ничего хорошего отчизна не дала им. Но как только появляется угроза Родине, все люди объединяются, дабы сохранить своё отечество: Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы не замечали … теперь пронзительно дорого нам.

Автор отмечает, что Родина дорога каждому по-своему. Это значит, что несмотря на то, что у человека к ней могут быть разные чувства, но как только появляется угроза отчизне, на первый план выходит любовь к родному месту, необходимость защитить ценное и дорогое – свой дом.

Далее автор размышляет над тем, как и когда сформировалось само понятие – Родина, как вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле объединился под эгидой мощного источника добра и света, названного Родиной. Этот пример показывает, что Родина – это историческое прошлое народа, созданное многими поколениями. Она занимает особенное место в жизни каждого человека.

Думаю, Родина имеет огромное значение в жизни каждого человека, потому что она является местом рождения, а также историческим фундаментом, без которого невозможно дальнейшее благополучное развитие любого народа.

Полный текст за эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу (А. Н. Толстой):

(1) 3а эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу, мы всё глубже познаём кровную связь с тобой и всё мучительнее любим тебя, Родина.

(5)Надвинулась общая беда. (6)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим.

(7)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (8)Даже тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(9)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (10)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам. (И)Человеческие лица, ставшие такими серьёзными, и глаза — такими похожими на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка — всё это наше, родное, и мы, живущие в это лихолетье, хранители и сторожа родины нашей.

(14)Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих потомков.

(15)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(16)Когда-нибудь, наверно, национальные потоки сольются в одно безбурное море, — в единое человечество. (17)Но для нашего века это за пределами мечты.

(18)Наш век — это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам своё общество и своё счастье.

(19) Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

(20) Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга.

(21)Она была достоинством и умом народа. (22)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(23)Народы Западной Европы получили в наследство римскую цивилизацию. (24)России достались в удел пустынный лес да дикая степь. (25)Вплоть до XVIII века Россия жила по курным избам и всё будущее богатство своё и счастье создавала и носила в мечтах, как скатерть-самобранку за пазухой.

(26) Народ верил в свой талант, знал, что настанет его черёд и другие народы потеснятся, давая ему почётное место в красном углу 1 .

(27) Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников.

(28)На Западе возникали империи и гибли. (29)Из великих становились малыми, из богатых — нищими. (ЗО)Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть её.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание миролюбия как планетарного чувства, благодаря которому сохраняется мир на земле.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- создавать ситуации, требующие проявления гражданской позиции у обучающихся, проявления патриотических чувств;

- побуждать к творческому решению поставленных вопросов;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- определять и координировать умения работы с информацией (сбор, хранение, систематизация, использование);

- побуждать обучающихся к рассуждениям и умозаключениям, к аргументированным ответам;

- помогать обучающимся оформлять свои мысли, способствовать развитию грамотной, логичной, понятной речи для окружающих;

- осуществлять регулятивные действия самоконтроля и самооценки в процессе коммуникации

Ход внеклассного занятия

Внимание на экран!

(В 2020 году наша страна отмечает юбилейную дату: 75 лет со дня победы над фашистскими захватчиками.)

Как вы сделали такой вывод? Что явилось вам подсказкой?

Что же такое война?

С какими словами мы могли бы это понятие сопоставить?

Дети из предложенных слов-табличек выбирают слова для сопоставления: горе, смерть, голод, разруха, страх, зло, боль.

Есть в нём скверная, злобная сила.

Я у прадеда как-то спросила.

И ответил мне прадед седой,

С грустным взглядом

И с грустью в морщинах:

«Мы войну называли бедой.

И беда к нам прийти не спросила.

Вой сирены тревожный ночной,

Пламя, взрывы, прощания, слёзы…

А с войны ли вернёшься домой

Или ты не вернёшься , быть может.

У войны нет рассудка, слепой

И холодный есть запах наживы,

Жажда власти закована в строй,

И слова о добре войны лживы.

Сумасшествие в каждой войне.

И кровавою смертью расплата.

Много лет нет войны на земле,

Но душа от потерь вся измята.

И болит, стонет даже порой,

Будто просит прощенья у Бога,

Что вернулся живым я домой –

И за это легло в землю много

Неизвестных, известных, родных.

Они жить, как и я, так хотели!

И живём мы теперь вместо них,

Много лет нет войны на земле

И надеюсь, что больше не будет.

Жить хочу я в любви и добре -

Мирной жизни желаю вам, люди!

(Анпилогова Н.В., авторское)

Читает ученик

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла.
А в реке – меж берегами –
Кровь-вода текла.
Были чёрными берёзы,
Долгими – года.
Были выплаканы слёзы
Вдовьи навсегда.
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.

(Если забыть о тех страданиях, которые переживали люди во время войны, то можно и не задуматься, что война – это страшно, не принять это как глобальную проблему, и тогда может нависнуть новая угроза военных действий)

А как же научиться не забыть о том, что такое война?

(Напоминанием служат фильмы, книги и произведения искусства о войне, общение с участниками военных действий даёт понимание о всех ужасах войны, изучение материалов о военном времени – важно для будущих поколений, для сохранения памяти о войне и воинах)

На экране интерактивной доски в порядке очереди демонстрируются фото картин художников, писавших о войне; обучающиеся рассматривают их, комментируют и предполагают, как называется та или иная картина .


Усыпенко Ф.П. "Ночной бой"




Слово нашим исследователям.

« В центре нашего села Верхний Мамон сооружён в 1965 году памятник, где написаны имена погибших воинов, сражавшихся на Среднем Дону.



Недалеко от нашей школы находится памятник-бюст Герою Советского Союза Ивану Ивановичу Харланову. Этот памятник установили в 1967 году.


Памятник-бюст герою Советского Союза И.И. Харланову.



Ученица одной из российских школ написала такое стихотворение:

Нам нужен мир на голубой планете.
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Нам нужен мир навеки, навсегда!

АИСТ НА КРЫШЕ
Музыка Д. Тухманова
Слова А. Поперечного

1.Где это было, когда это было –
В прошлом, а может, во сне.
Аист на крыше гнездо для любимой
Свил по весне.

Чудился мне он и в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу, не спугните случайно
Аиста вы.

Припев:
Люди, прошу я, потише, потише!
Войны пусть сгинут во мгле…
Аист на крыше, аист на крыше –
Мир на земле!

2. Аист на крыше гнездо с аистенком
Ночью и днем бережет.
Ну, а в том доме под крышей девчонка
Счастья так ждет.

Люди, в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже,
Верьте друг другу и мне:
Аист на крыше – счастье под крышей
И на земле.

Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

…Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым.
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям.
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь.

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше горе,
Родина.

Правда твоя —
это наша правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша слава,
Родина!

Плескалось багровое знамя,
горели багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови закат,
и слышалась поступь дивизий,
великая поступь дивизий,
железная поступь дивизий,
точная
поступь солдат!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны —
победа!
Во имя живущих —
победа!
Во имя грядущих —
победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было гордости выше,
и не было доблести выше —
ведь кроме
желания выжить
есть еще
мужество
жить!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово
Победа!
Победа!!

Черный камень,
черный камень,
что ж молчишь ты,
черный камень?

Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
стать надгробьем
для могилы
Неизвестного солдата?
Черный камень.
Что ж молчишь ты,
черный камень.

Мы в горах тебя искали.
Скалы тяжкие дробили.
Поезда в ночах
трубили.
Мастера в ночах
не спали,
чтобы умными руками
чтобы собственною кровью
превратить
обычный камень
в молчаливое
надгробье…

Разве камни виноваты
в том, что где-то под землею
слишком долго
спят солдаты?
Безымянные
солдаты.
Неизвестные
солдаты…

А над ними травы сохнут,
А над ними звезды меркнут.
А над ними кружит беркут
и качается
подсолнух.
И стоят над ними
сосны.
И пора приходит снегу.
И оранжевое солнце
разливается
по небу.
Время движется над ними…

Но когда-то,
но когда-то
кто-то в мире помнил имя
Неизвестного
солдата!
Ведь еще до самой смерти
он имел друзей немало.
Ведь еще живет на свете
очень старенькая
мама.
А еще была невеста.
Где она теперь —
невеста.
Умирал солдат —
известным.
Умер —
Неизвестным.

Ой, зачем ты, солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою…
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный…

Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я
ничегошеньки —
только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами — за громадами…
Если выплаканы
глазыньки —
сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?

Когда ты, грядущее?
Скоро ли?
В ответ на какую
боль.

Ты видишь:
самые гордые
вышли на встречу с тобой.
Грозишь частоколами надолб.
Пугаешь угластыми кручами…
Но мы поднимем себя
по канатам,
из собственных нервов
скрученных!
Вырастем.
Стерпим любые смешки.
И станем больше
богов.
И будут дети лепить снежки
из кучевых
облаков.

Это песня о солнечном свете,
это песня о солнце в груди.
Это песня о юной планете,
у которой
все впереди!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы допоем!
То, что отцы не построили,—
мы построим!

Устремленные к солнцу побеги,
вам до синих высот вырастать.
Мы —
рожденные песней победы —
начинаем
жить и мечтать!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы допоем!
То, что отцы не построили,—
мы построим!

Торопитесь, веселые весны!
Мы погибшим на смену
пришли.
Не гордитесь, далекие звезды,—
ожидайте
гостей
с Земли!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,—
мы допоем!
То, что отцы не построили,—
мы построим!

Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте! Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы говорим,
мертвые.
Стучимся в ваши сердца…

Не пугайтесь!
Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?
Без нас.

Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит оркестра печальная медь…
Только самое страшное,—
даже страшнее, чем смерть:
знать,
что птицы поют на земле
без нас!
Что черешни цветут на земле
без нас!
Что светлеет река.
И летят облака
над нами.
Без нас.

Продолжается жизнь.
И опять начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается время дождей.
Нарастающий ветер колышет большие хлеба.
Это — ваша судьба.
Это — общая наша судьба…
Так же птицы поют на земле
без нас.
И черешни цветут на земле
без нас.
И светлеет река.
И летят облака
над нами.
Без нас…

Я
не смогу.
Я
не умру…

Если
умру —
стану травой.
Стану листвой.
Дымом костра.
Вешней землей.
Ранней звездой.

Стану волной,
пенной волной!
Сердце свое
вдаль
унесу.
Стану росой,
первой грозой,
смехом детей,
эхом в лесу…
Будут в степях
травы
шуметь.
Будет стучать
в берег
волна…

Только б допеть!
Только б успеть!
Только б испить
чашу
до дна!
Только б в ночи
пела
труба!

Только б в полях
зрели
хлеба.
Дай мне
ясной жизни, судьба!
Дай мне
гордой смерти, судьба!

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните.
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Читайте также: