Мини сочинение мой гендерный образ

Обновлено: 18.05.2024

ЭССЕ

выполнила:

Чернова Татьяна Валерьевна

Пробл е ма формирования гендерной идентичности дошкольников сегодня актуальна как никогда. В условиях весомых перемен жизни общества в XX–XXI вв. в сфере гендерного воспитания в качестве проблемы в настоящее время наблюдается следующая тенденция: маскулинизация девочек и феминизация мальчиков, изменения культурных эталонов мужественности и женственности. Центром ценностных образцов становится своеобразие индивидуальности человека, свобода избрания им путей самореализации независимо от половой принадлежности.

Негативные последствия обозначенной тенденции очевидны. Прежде всего, они связаны с утратой традиционных ценностей семьи, важнейшей функцией которой является воспроизводство потомства.

Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений: серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии; дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми. Особенно это касается установления семейных отношений.
Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. По мнению многих ученых дефицит научно обоснованного полового воспитания приводит к росту разводов, увеличению неустойчивых браков, поскольку несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских половых ролей обусловливает неумение строить взаимоотношения в семье, распределять семейные обязанности.

Изучив данный вопрос в различной педагогической, психологической и социологической литературе, я пришла к выводу, что можно выделить ряд следующих основных причин наблюдающейся тенденции маскулинизации девочек и феминизации мальчиков:

- большой процент разводов в обществе;

- преобладание неполных семей;

- главенствующая роль матери в семье;

- пассивное участие мужчин в воспитании детей;

- отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;

- программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;

- низкий процент мужчин-педагогов;

- построение педагогического процесса без учёта гендерных особенностей.

Образование, являясь педагогическим явлением, прочно связанное с культурой народа, несомненно нуждается в пересмотре, корректировке собственных позиций в вопросах гендерного воспитания детей.

Ход полоролевой идентификации проходит в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок относит себя к одному из двух полов, формируются представления и содержание типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые преимущества, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.

На мой взгляд в дошкольном воз­расте воспитание культуры взаимоотношений мальчи­ков и девочек должно предполагать целенаправленную педаго­гическую работу, которая в свою очередь должна включать развитие у ребен­ка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мир­но решать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; форми­рование модели поведения, соответствующей полу ре­бенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.

Педагогам нужно выбирать способы взаимодейст­вия с мальчиком или девочкой, которые способствуют позитивному и адекватному становлению их половой идентичности, т.е. развитию свойств, качеств, особен­ностей поведения, адекватных полу и соответствую­щим половым ролям, закрепленным в обществе.

Оказывается, атрибуты для девочек ближе женщине – воспитателю. Они больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами и наборов для игр с правилами на ловкость, меткость и др. К тому же игрушки для девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Вывод, к которому мы пришли: в современных условиях нужно больше внимания уделять изготовлению маркеров гендерных различий в группе дошкольного образовательного учреждения и созданию предметно – пространственной среды для мальчиков.

Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

В настоящее время в магазинах все больше появляется игрушек для мальчиков. Во многих группах дошкольных учреждений уже имеются наборы инструментов строителя, автослесаря, костюмы военного, полицейского и др., созданы центр ПДД, гараж, автомастерская.

По моему мнению для формирования представлений о мужественности необходимо широко использовать устное народное творчество и художественную литературу.

Ведь именно из сказок, былин, рассказов о защитниках Отечества дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым. Эти качества присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. В формировании социальных ролей мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, бабушки и дедушки незаменимыми являются сказки.

Подводя общий итог рассуждениям, хочу отметить, что вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, но главное, на мой взгляд, подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастет ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

\u0427\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0433\u0435\u043d\u0434\u0435\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0440\u043e\u043b\u0438? \u042d\u0442\u043e \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u043e \u0437\u0430 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0433\u0435\u043d\u0434\u0435\u0440\u043e\u043c. \u0411\u0443\u043a\u0432\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e, \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0435\u0431\u044f \u0442\u0430\u043a-\u0442\u043e, \u0430 \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b \u2013 \u0442\u0430\u043a-\u0442\u043e. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0435\u0440\u044c\u044f, \u0432\u0435\u0436\u043b\u0438\u0432\u044b\u043c\u0438, \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u043c\u0438, \u0437\u0430\u0431\u043e\u0442\u043b\u0438\u0432\u044b\u043c\u0438, \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u044b\u043c\u0438, \u043f\u0440\u0435\u0432\u043e\u0441\u0445\u043e\u0434\u043d\u043e \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0438 \u0443\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f. \u041c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438, \u0441\u043c\u0435\u043b\u044b\u043c\u0438, \u0434\u043e\u0431\u044b\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u043d\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u044b\u043c\u0438 \u0438 \u0442\u0430\u043a \u0434\u0430\u043b\u0435\u0435.\n

\u0413\u0435\u043d\u0434\u0435\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0440\u043e\u043b\u0438 \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043e\u0442 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043a \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443, \u043d\u043e \u0432 \u0446\u0435\u043b\u043e\u043c \u043e\u043d\u0438 \u0432\u0435\u0437\u0434\u0435 \u043e\u0434\u0438\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432\u044b\u0435. \u00a0

\u0422\u0430\u043a \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043d\u0430\u0447\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u044b, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0431\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b - \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043e\u043d \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u0443\u043f\u0440\u043e\u0449\u0435\u043d \u0438 \u043d\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0442\u043e\u0447\u0435\u043d. \u0421\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u044b \u043e \u043f\u043e\u043b\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043a \u043d\u0435\u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0438 \u043d\u0435\u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0435\u0434\u043b\u0438\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044e \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0430 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430. \u042d\u0442\u043e \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0435\u043a\u0441\u0438\u0437\u043c\u043e\u043c.\n

\u0421\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0447\u0435\u0442\u044b\u0440\u0435 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0438\u043f\u0430 \u0433\u0435\u043d\u0434\u0435\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u043e\u0432:\n

\u2022\t\u0427\u0435\u0440\u0442\u044b \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 - \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u043e\u0442 \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u043b\u044e\u0431\u0435\u0437\u043d\u044b \u0438 \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b, \u0432 \u0442\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043a\u0430\u043a \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u0438 \u0430\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c\u0438.\n

\u2022\t\u041f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0435. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0437\u0430\u0431\u043e\u0442\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e \u0434\u0435\u0442\u044f\u0445, \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0435\u0434\u0443 \u0438 \u0443\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0434\u043e\u043c\u0435, \u0432 \u0442\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043a\u0430\u043a \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b \u0437\u0430\u0431\u043e\u0442\u044f\u0442\u0441\u044f \u043e \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0430\u0445, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430\u0434 \u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e\u043c\u0430\u0448\u043d\u0438\u043c \u0440\u0435\u043c\u043e\u043d\u0442\u043e\u043c.\n

\u2022\t\u0417\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f. \u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0438 \u043c\u0435\u0434\u0441\u0435\u0441\u0442\u0440\u044b - \u044d\u0442\u043e \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b, \u0430 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u044b, \u0432\u0440\u0430\u0447\u0438 \u0438 \u0438\u043d\u0436\u0435\u043d\u0435\u0440\u044b - \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b.\n

\u2022\t\u0412\u043d\u0435\u0448\u043d\u0438\u0439 \u0432\u0438\u0434. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043d\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b - \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0438 \u043c\u0443\u0441\u043a\u0443\u043b\u0438\u0441\u0442\u044b\u043c\u0438. \u041e\u0442 \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d \u0438 \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u043e\u0434\u0435\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043e\u043d\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u043d\u044b \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u0438\u0445 \u043f\u043e\u043b\u0443 (\u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b \u043d\u043e\u0441\u044f\u0442 \u0431\u0440\u044e\u043a\u0438 \u0438 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438, \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b \u043d\u043e\u0441\u044f\u0442 \u043f\u043b\u0430\u0442\u044c\u044f \u0438 \u043c\u0430\u043a\u0438\u044f\u0436).\n

\u0413\u0438\u043f\u0435\u0440\u0444\u0435\u043c\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c - \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u043c. \u0413\u0438\u043f\u0435\u0440\u0444\u0435\u043c\u0438\u043d\u0438\u043d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043e\u043d\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438. \u042d\u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043f\u0430\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c, \u043d\u0430\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c, \u043c\u044f\u0433\u043a\u0438\u043c, \u043a\u043e\u043a\u0435\u0442\u043b\u0438\u0432\u044b\u043c, \u0433\u0440\u0430\u0446\u0438\u043e\u0437\u043d\u044b\u043c, \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c.\n

\u0413\u0438\u043f\u0435\u0440\u043c\u0430\u0441\u043a\u0443\u043b\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c - \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u0438\u043c. \u0413\u0438\u043f\u0435\u0440\u043c\u0430\u0441\u043a\u0443\u043b\u0438\u0441\u0442\u044b \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043e\u043d\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438. \u041e\u043d\u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u043c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0434\u043e\u043c\u0438\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438, \u0431\u0443\u0434\u0443\u0447\u0438 \u0430\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c\u0438, \u043c\u0438\u0440\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438, \u043d\u0435\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438, \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0432\u043d\u0443\u0448\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438, \u0430\u043c\u0431\u0438\u0446\u0438\u043e\u0437\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0438 \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438.\n

\u042d\u0442\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0433\u0435\u043d\u0434\u0435\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u044b \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u043e\u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u0438\u0442\u044c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438. \u041b\u044e\u0434\u0438 \u0441 \u0433\u0438\u043f\u0435\u0440\u0444\u0435\u043c\u0438\u043d\u0438\u043d\u043e\u043c \u0447\u0430\u0449\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0438 \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u0438\u0435 \u0441\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u043e\u0432. \u0413\u0438\u043f\u0435\u0440\u043c\u0430\u0441\u043a\u0443\u043b\u0438\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438, \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0432\u0435\u0440\u043e\u044f\u0442\u043d\u043e, \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0438 \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u043b\u044f\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u043e\u0432.\n

\u0422\u0430\u043a \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043d\u0430\u0447\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0433\u0435\u043d\u0434\u0435\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f\u044b \u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0435\u0433\u043e \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c, \u043e\u0434\u0438\u043d\u043e\u043a\u0438\u043c \u0438 \u043d\u0435\u0443\u0434\u043e\u0432\u043b\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0441\u0430\u043c\u0438\u043c \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439.\n ">]" data-testid="answer_box_list">

Гендерная автобиография — цели

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на при­мере условий своей гендерной социализации;
2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществ­ляется конструирование гендерной идентичности.

Гендерная автобиография — инструкция

Вспомните свое раннее детство и школьные годы, отношение к себе как представителю определенного пола со стороны родителей, родственников, учителей, друзей и одноклассников. На основе этих воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию — потоком или ответив на вопросы ниже (как план).

Вопросы для рефлексии

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувство­вали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и жен­щинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к маль­чикам и девочкам?

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героя­ми и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спо­койные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?

3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждае­мые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отно­шение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и дево­чек — было ли оно различным?

5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в до­школьном, младшем школьном, подростковом и юношеском воз­расте? Какие правила отношений между представителями разно­го пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие — в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?

7. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сло­жившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

Итоги и выводы

Любая практика саморефлексии — это способ познать себя — глубже, шире, яснее и, конечно, осознаннее. А значит, это дает вам больше пространства и возможностей для дальнейших трансформаций или усиления того конструктивного, что вы возьмете из практики.

В случае с самоосознанием Женщины / Мужчины, пусть это позволит вам построить более гармоничные отношения с миром Женщин / Мужчин и своим Я. И быть в этих отношениях счастливее, полнее и целостнее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аналогично цвету наших волос и глаз, гендерная принадлежность является составляющей нашей индивидуальности, которую большинство людей воспринимают как данность. И действительно, гендерная идентичность, как правило, хотя и не всегда, "является естественным дополнением" к определенным биологическим органам, которые мы имеем. Однако она не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины.

В нашем обществе на текущий момент наблюдается немало людей с искаженной гендерной самоидентичностью, утрачивается значение истинно мужского и женского начала, как ценности, сопровождающееся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин, негативно влияющее на отношение молодежи к институту семьи. Наш проект ориентирован на помощь в становлении гендерной идентичности студентов, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и высокий уровень самопринятия. Мы обращаемся не к бесполым студентам, а внутреннему миру девушек и юношей. Именно в период студенческой юности происходит кризис в становлении такого сложного личностного образования, как гендерная идентичность, включающего осознание и самопринятие собственной половой принадлежности, развитие ценностных ориентаций и полоролевого поведения, соответствующих своему биологическому полу, адекватным представлениям о маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). Предлагаемый проект способствует становлению самотождественности и целостности личности, мужественности и женственности как ведущих качествах гендерной идентичности студентов.

В современном мире определение ролей девушек и парней является большой проблемой, которая состоит в непринятии(нежелании соответствовать) своей гендерной принадлежности. Это непринятие приводит к противоречиям между женским и мужским началами в человеке, что приводит к маскулинности девушек и феминизации парней. Как следствие - дестабилизация семейных ролей, которая приводит к серьезным изменениям в институте семьи. Нарушение понимания своей роли в семье может препятствовать создавать её крепкой и полноценной.

Современное общество поощряет успешных людей, самовыражающихся в карьере, но не в построении своей семьи. Выбор девушкой или юношей карьеры вместо семьи, либо расстановка приоритетов таким образом, что сначала карьера, потом семья, так же приводит к невозможности создания семьи. Просто не хватает времени найти спутника жизни и, тем более, воспитывать детей.

У большинства представителей современного общества наблюдаются противоречия в восприятии гендерной принадлежности, утрачивается значение мужчины и женщины как ценности, сопровождающееся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин, негативно влияющее на отношение молодежи к институту семьи. Наш проект ориентирован на помощь в формировании гендерной идентичности студентов, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и высокий уровень самопринятия. Мы обращаемся не к бесполым студентам, а внутреннему миру девушек и юношей. Именно в период студенческой юности происходит кризис в становлении такого сложного личностного образования, как гендерная идентичность, включающего осознание и самопринятие собственной половой принадлежности, развитие ценностных ориентаций и полоролевого поведения, соответствующих своему биологическому полу, адекватным представлениям о маскулинности (мужественности) и феминности (женственности).

В данном проекте предлагаются средства, которые способствуют становлению целостной личности, определение ею мужественности и женственности как ведущих качеств гендерной идентичности молодежи.

Цель : создание социально-психологических условий, способствующих формированию гендерной идентичости как необходимого компонента личностной самореализации.

1. Способствовать осознанному выбору (созданию) участниками своего гендерного образа и модели гендерного поведения.

2. Развивать у юношей и девушек гендерную ответственность за здоровье и образ жизни, как необходимые условия сохранения не только их собственного здоровья (в том числе репродуктивного), но и будущих детей (поколений).

3.Развивать самостоятельность в осмыслении гендерных аспектов профессиональных выборов (влияние специфики профессии на возможности самореализации в семье, родительстве, возможные последствия выбора профессии) и способность проявлять ответственность за свои решения в выборе сферы профессиональной деятельности.

4. Содействовать осознанию юношами и девушками ценности семьи и родительства, как одного из важнейших аспектов самореализации личности.

Направления работы:

Гендерный образ (моё осознание себя):

- он и она: осознание своей гендерной принадлежности, своего Я;

- я и мир вокруг: осознание своего Я, своих ценностей и целей в мире;

- принятие своего Я: соответствие Я-реального и гендерного образа; что я хотел(а) бы получать от мира в соответствии с моим гендерным образом;

- я в глазах других: каким(ой) меня видят другие и соответствую ли я их ожиданиям;

- мой гендерный статус: соответствие социально признанным нормам проявляющимся в поведении, жестах, языке, эмоциях и физическом облике.

- я и мое здоровье: что я должен(на) знать о своем здоровье, здоровый организм, как фактор продолжения рода;

- психосоматическое здоровье тела: формирование гендерной ответственности за соматическое и психологическое здоровье;

- советы специалистов: различные требования по отношению к здоровью девушки и юноши;

- девиации моего здоровья: изменение представлений об оптимальном уровне заботы о здоровье юноши и девушки, гендерные аспекты наличия вредных привычек и зависимого поведения;

- Здоровое Я — крепкая семья: здоровье как фактор, способствующий образованию здоровой и крепкой семьи;

Профессия (я в профессии)

- профессиональное становление: выбор профессии и обучения;

- соответствие профессии и гендера: гендерные аспекты профессиональной самореализации: критерии выбора профессии для девушек и юношей, возможности сохранения гендерного здоровья и привлекательности; учет гендерного статуса, возможность гармоничного сочетания профессиональной роли и роли в семье;

- кризисы профессионального становления: гармонизация гендера в выбранной профессии.

Я в микросреде – СЕМЬЯ

- создание семьи: секреты взаимоотношений; помощь в осознании качеств, которые хотелось бы видеть у будущего супруга ; что хотелось бы получать от противоположного пола, как проявлять женственность(мужественность);

- дом и семья: взгляд на себя как родителя, гармонизация родительской роли и гендера;

а) я-мама: представление о материнстве; мама в жизни сына и дочеи (с точки зрения гендера мама должна нести заботу, теплоту, ласку, любовь, нежность, вимание); мама в воспитании (быть примером для подражания в ведении хозяйства, соблюдении правил этикета, гигиены, манеры поведения, культуры общения с противоположным полом и т.д.);

б) я-папа: представление об отцовстве; отец в жизни сына и дочери (с точки зрения гендера папа должен нести мужественное начало, дисциплину, ответственность за совершаемые поступки, самостоятельность в принятии решений и т.д.); папа в воспитании (быть примером для подражания с точки зрения нравственности, мужественности и культуры общения с противоположным полом и т.д.).

Просветительский блок

Диагностический блок

Профилактический блок (развивающий)

Механизм реализации :

Проведение мероприятий просветительской направленности (информированность о том, что такое гендер, гендерная идентичность, модели и стереотипы гендерного поведения, их положительные и отрицательные стороны): беседы, дискуссии, информационные газеты.

Разработка и проведение групповых занятий с элементами тренинга, направленных на успешное становление гендерной идентичности. Взаимодействие с медицинскими, образовательными учреждениями

Проведение совместных мероприятий для девушек и юношей

Сотрудничество с поликлиникой (приглашение на дискуссии интересующих врачей), с фитнес - центром (проведение занятий по йоге, шейпингу и т.д.).

Предполагаемые результаты: повышение уровня осведомленности в вопросах гендерной идентичности, профилактика дезадаптивных стереотипов поведения юношей и девушек, создание условий для формирования гендерного образа и моделей гендерного поведения.

1. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

3. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд–во Европейского университета СПб., 2007

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. − СПб.: Питер, 2005. − 431с.

5. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. – М.: Информация-XXI век, 2002.–256с.

Читайте также: