Идти вперед или остаться сочинение

Обновлено: 31.05.2024

Мы теперь все отчетливее видим, что это не пустые слова, что за ними стоят некие громады животрепещущего материала, что нам тут всем есть над чем “думу отвести”. Скажем так: существует как данность сложнейший художественный образ. Но каковы его реальные жизненные подоплеки. Казалось бы, подоплека известна – современная писателю помещичья, крепостническая Россия с ее обломовщиной…

В образе Обломова мы имеем необыкновенно высокую степень приращения к личности писателя, вдохнувшего в этот образ жизнь… Обломов не автопортрет

Но в Обломове творчески преломилось очень много от личности и жизненной судьбы Гончарова – факт, от которого нам не уйти… Сказочно-мифологическая подоплека романного действия в “Обломове” настолько значительна, идеологически весома, что реалистический метод Гончарова так и хочется назвать здесь как-то по-особому: определить его – пусть начерно, условно, в рабочем порядке – как некий мифологический реализм… Итак, “Обломов” – “большая сказка”.

Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать “Сон Обломова”.

– образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица “сонного царства”, безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича… “Сонное царство” Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга.

Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаических значений слова “обло” – круг, окружность (отсюда “облако”, “область”)… Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор.

Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший “блаженный уголок” – обломок Эдема.

Основной фольклорный прообраз Обломова в романе – не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля… В ярком сказочном подсвете перед нами – не просто лентяй и дурак. Это мудрый дурак.

Он – тот самый лежачий камень, под который вопреки естественнонаучному пословичному наблюдению вода в конце концов все-таки течет… “Сонное царство” рушится не оттого, что слишком ленив Илья Ильич, а потому, что поразительно деятелен его приятель. По воле Штольца “сонное царство” должно превратиться в… станцию железной дороги, а обломовские мужички пойдут “работать насыпь”. Вот и столкнулись на полном разгоне неповоротливая Емелина печь и жаркий паровоз, сказка и явь, древний миф и трезвая действительность середины XIX века…

Если уж искать для него у Гете соответствующий прообраз, то таким прообразом будет скорее Мефистофель… Как известно, гетевский Мефистофель поступил вовсе не оригинально, подсунув Фаусту в качестве возлюбленной и любовницы невинную Гретхен…

Со времен наущения Евы нечистый всегда успешней всего действует через женщину… Штольц… ведь тоже – не постесняемся этого резкого слова – буквально подсовывает Обломову Ольгу. Причем делает это, предварительно сговорившись с нею об условии “розыгрыша”…

Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: прекрасная поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и тривиальной историей “соблазна”, орудием которого суждено быть возлюбленной Ильи Ильича… Влюбленность Ольги носит явно экспериментальный характер. Это идеологическая, головная, заданная влюбленность… Но поскольку эксперимент с Обломовым, как мы знаем, не удался, приходится Штольцу как-то иначе пристраивать Ольгу, какое-то иное времяпрепровождение ей подбирать.

Остается ему влюбить в себя Ольгу… От семейного счастья Андрея и Ольги, пространно описанного на страницах романа, веет такой безбытийной скукой, такой приторностью и фальшью, что это их розовое счастье глядится каким-то справедливым возмездием им обоим за вольный или невольный розыгрыш Обломова…

Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод Ольги… К сожалению, русская критическая мысль как-то проглядела Пшеницыну, а скорей всего поддалась гипнозу мнения Штольца, с точки зрения которого Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова…

Любовь Агафьи Матвеевны, почти безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь, как-то вечно присыпанная сдобной мукой, но когда надо, то жертвенная, целиком устремленная на свой объект, а не на саму себя, – эта любовь незаметно преображает простую, заурядную женщину, становится содержанием всей ее жизни… Уже современники писателя обратили внимание на то, что в тексте “Обломова” глубинная перекличка с образами и проблемами “Дон-Кихота”. В этом творении Сервантеса, как известно, предельно обнажено одно из корневых противоречий человеческого сознания – противоречия между идеальным и реальным, воображаемым и действительным.

Фанатичная вера Дон-Кихота в непреложную реальность своих грез катастрофически противопоставлена практицизму его человеческого окружения… При всем том обломовское “донкихотство”, конечно, чисто русского свойства, в нем нет воинственной исступленности… Если аналогии с героями и проблемами произведений Гете и Сервантеса носят в “Обломове” по преимуществу подспудный характер, то противопоставление Ильи Ильича с Гамлетом дано, так сказать, открытым текстом.

В пятой главе второй части романа читаем: “Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского” . И немного ниже – еще: “Быть или не быть?

“… Гамлет ушел из жизни, не разрешив своего сомнения. Не так с Обломовым… Илья Ильич окончательно решает вопрос в одну из двух возможных сторон.

Пусть робко, с опасением, с оглядкой, но он все же собирается с духом, чтобы сказать себе, Ольге, Штольцу, всему миру: я не хочу делать… Философию Обломова вполне можно назвать утопической, преобладает не рассмотрение бытия, имеющегося в наличии, а – через отталкивание от действительности – мечта об ином бытии… Бытовое непротивленчество Обломова причудливо, но вполне узнаваемо отразится в русской действительности второй половины прошлого века – мы имеем в виду прежде всего толстовскую теорию и практику непротивления злу насилием…

Обломов умирает, но “проблема Обломова” удивительно живуча. Обломовская мечта о “полном”, “целом” человеке ранит, тревожит, требует ответа… “Проблема Обломова” остросовременна.

Неполнота и несовершенство человека в этой проблеме обескураживающе наглядны… 1996 г. (Из статьи “Несовершенный человек” )

"Теперь или никогда!" - роковая фраза романа Ивана Александровича Гончарова "Обломов", выражающая решительный протест ленивому существованию без целей, идей и благородных душевных порывов. Когда Штольц сказал главному герою эти слова, то открыл пугающую для апатичной личности истину: либо Обломов пробудится и возродит юношеские стремления, либо продолжит "умирать" в обыденном мраке.

Так, Штольц протянул Обломову руку помощи, и не из жалости, а по долгу дружбы. Удивительно, что настолько разные люди могут быть друзьями.

С одной стороны нам представляется деятельный, активный, начитанны и любознательный Штольц, а с другой — ленивый и нерешительный Обломов; один — любитель общества и путешествий, а второй — любитель полежать на кровати и побездельничать дни напролёт; с одной стороны мечты о самосовершенствовании и безграничном просвещении, а с другой — грёзы о тихом семейном счастье и покои. Казалось бы, что может их объединять? Ответ один: чистая душа. У двух противоположностей одинаково незапятнанный мирской грязью внутренний мир. Разница лишь в том, что Штольц обратив эту силу на реализации своих благородных целей, а Обломов так и остался голословным мечтателем. Но вдруг возникает возможность все изменить. Что же он ответит на вопрос друга? Теперь или никогда?

Наверное, теперь. Обломов ожил! Общество, активный досуг, любовь к Ольге, тяга к приключениям. Неужели наш герой спасен? Нет, это лишь минутное пробуждение. Жестокий призрак, имя которого "Обломовщина", не оставит его, не отпустит на свободу, не ослабит своих пут, а вновь ввергнет в пучину отчаяния и бесполезного существования. В посещающие его иногда "ясные сознательные минуты" он понимает глубину своего падения и горько кается: " Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет". Здесь даже Штольц бессилен.

"Итак, скажи, Илья, теперь или никогда?

Таким образом, Обломов сделал свой выбор, чем предрешил свою судьбу. Два разных человека — Штольц и Обломов — пошли разными путями. Можно сделать вывод, что на примере этих героев автор раскрывает острую социальную проблему, которая всегда актуальна, - у нас есть право выбирать, главное в нужный момент сказать себе решающую фразу: "Теперь или никогда!"

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор: Раиса Фёдоровна | 27 Янв 2010


Но потом рассудит, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить и в постели. А думать можно и лежа.

Он просто чего-то ждал, о чем-то мечтал, думал. Потому что в понятии Обломова жизнь « разделялась на две половины; одна состояла из труда и скуки – и это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья.

И все-таки есть в Обломове нечто, что вызывает у читателя проникновенную симпатию к этому вечно лежащему. Так и хочется спросить: кто же вы, Илья Ильич Обломов? Посредственная личность, неприспособленный к жизни больной помещик Обломов или доверчивый, добрый, наделенный чистой душой, человечный человек, в молчании которого можно расслышать все: и укор, и вызов, и неприятие, только не равнодушие.

А детский ум маленького Илюши все наблюдал и приходил к выводу, что именно так, а не иначе следует жить.

Какой же выбор, сделанный Ильей Ильичом, принес ему счастье, оказался поэтическим идеалом жизни?

И этот финал жизни Обломова вновь как бы возвращает нас к размышлениям о смысле жизни героя, о том, что он почитал за счастье.

И не только о нем. И о нас, живущих сегодня.

Вечный сон Обломова потому и назван вечным, что означает смерть героя. Гончаров не сказал, что Обломов умер. Просто тело его, всю жизнь лежавшее на диване, лишь поменяло место своего пребывания (в затишье, на кладбище).

Обломов, к сожалению, бессмертен.

Вот те нравственные проблемы, которые актуальны, пожалуй, на все времена.

И еще… Имеет ли право человек так думать и так жить? Может, человек — и да. А если человечество все станет так думать?

Итоговое сочинение: Важно ли, идя по жизни вперед, оглядываться на пройденный путь?

Вариант 1

Жизнь человека состоит из череды взаимосвязанных событий. Воспоминания о пережитых днях помогают по-новому взглянуть на себя нынешнего, обнаружить связь явлений. Иногда человек оказывается на перепутье и останавливается, чтобы решить, что делать дальше. Воспоминания о прошлом помогают ему определить дальнейший путь. Кому-то прошлое дает подсказки, кто-то плывет дальше по течению, не сопротивляясь обстоятельствам. В качестве доказательств я возьму примеры из художественной литературы.

Человек должен постоянно двигаться вперед и не забывать о том, что с ним было в прошлом. Иногда мы совершаем поступки, которые потом вызывают чувства стыда. Не нужно сожалеть о прошлом и терзаться чувством вины. То, что происходило с ними в прошлой жизни, обогащает нас жизненным опытом. Опыт наделяет нас мудростью, умением обходить опасные ситуации, решать сложные задачи. Пройденный путь формирует нашу личность, закаляет характер. Умение оглядываться назад, делать выводы из прошлых ошибок является ценным качеством характера. Оно помогает осознавать себя, свое место в этом мире, более ясно представлять свое будущее.

Дополнительные аргументы

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон вся.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Поэтому обновления в любой сфере жизни не должны иметь резкий характер - прогресс должен осуществляться плавно и постепенно, с оглядкой на прошлый опыт.

Прогресс связан с понятием социальной динамики - совокупности процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур. Следует рассмотреть формы этого явления. К ним можно отнести революцию (коренное преобразование) и эволюцию (процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков), которая связана с осуществлением реформ (переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

События, имевшие место в истории человечества, подтверждают, насколько эволюционный процесс органичнее революционных взрывов. Более того, как показывают исследования, общество и отдельный человек способны единовременно усвоить не более трети новой информации, что свидетельствует о неэффективности мгновенных коренных изменений.

Я согласна с мнением И. Этвеша. Помимо теоретических доводов, в пользу его идеи можно привести различные примеры из истории и литературы.

Таким образом, прав был И. Этвеш, утверждая о необходимости постепенного внедрения изменений в общественную жизнь. Прогресс будет происходить без негативных последствий тогда и только тогда, когда каждый шаг навстречу новому будет обдуманным и производиться с оглядкой на исторический опыт.

Читайте также: