Мини сочинение что помогло остаться людьми в смертное время блокады

Обновлено: 02.07.2024

Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. Считал, что про блокаду всё известно.

(1)Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. (2)Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. (3)Считал, что про блокаду всё известно. (4)Голод, холод, бомбёжки, смерть. (5)Он долго меня уговаривал. (6)Несколько дней шли эти переговоры. (7)Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы.

(8)Мы даже, по-моему, не записывали его или записали потом, по памяти. (9)Ей было восемнадцать лет. у неё был роман. (Ю)Любила Федю, своего жениха. (11)Федю взяли в армию, и стояла его часть под Ленинградом, где-то в районе Шушар. (12)0на пробиралась к нему. (13)Носила сухари, варенье, носила домашние вещи: рукавички, шарф. (14)Но главное — как она пробиралась туда. (15)Я знал: заставы наши, патрули не пропускали штатских, гражданских — это строго-настрого было запрещено. (16)Перебежчики могли быть, могли быть шпионы. (17)Тем не менее она несколько раз побывала у него, шла шестнадцать километров, добиралась до его части, упрашивала, умаливала эти патрули. (18)И её пускали. (19)То был удивительный пример любви. (20)Любви, которая попала в блокаду. (21)Её рассказ меня и тронул, и удивил.

(22)Кроме этого, Адамович уговорил ещё к одной блокаднице сходить. (23)Короче, я увидел, что существовала во время блокады неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных. (24)В конце концов я дал согласие.

(25)Мне всё это было странно, поскольку никогда не работал вдвоём, и ещё: Адамович не ленинградец. (26)Он белорус. (27)Прошёл войну совсем не такую, как я. (28)Партизанскую, в этом заключалась разница наших представлений о войне, о фронте. (29)Но, как потом выяснилось, это имело и свои преимущества. (ЗО)Его совершенно свежий взгляд на Ленинград, на ленинградскую жизнь помогал ему увидеть то, что для меня давно стёрлось, — особые приметы того военного времени.

(31)Так мы начали вместе работать. (32)Блокадники передавали нас друг другу. (ЗЗ)Тогда блокадников было много. (34)Это были семидесятые годы XX века; середина — конец семидесятых годов. (35)Мы ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. (36)Сначала мы ходили вместе, потом разделились, чтобы охватить больше людей. (37)Почему нам было нужно больше людей? (38)Да потому, что, оказалось, у каждого есть свой рассказ.

(39) У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти.

(40) Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. (41)Мы набрали двести рассказов, и ничего не повторилось.

(42)Что такое эта запись? (43)Тоже интересно. (44)Приходили мы — и блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. (45)Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти. (46)Ни за что. (47)Но потом соглашались, как правило, не было ни одного случая, чтобы нам отказали наотрез. (48)Иногда мы уходили, а они потом звонили нам и приглашали нас. (49)Мы не сразу поняли, в чём тут дело. (50)Потом разобрались: у людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. (51)Какая-то женщина пыталась некогда рассказать об этом своим детям или соседям, внукам, родным — её не слушали. (52)Не хотели слушать. (53)Когда приходили мы, писатели, с магнитофоном и она начинала рассказ, они собирались вокруг нас и слушали совершенно по-новому: как мы, как посторонние люди. (54)Часто — слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, что происходило с матерью, что происходило в этой семье. (55)Рыдали, плакали.

(56)Многое решал талант рассказчика. (57)Лучше всего рассказывали женщины. (58)Женская память устроена несколько иначе, чем мужская. (59)Ведь мужская память — она глобальная какая-то. (60)Мужчин общие ситуации больше интересуют. (61 )А подробности быта, бытия, что творилось на малом участке очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище, — это память. женская. (62)Она была более красочная и крепкая. (63)Примерно из десяти рассказов один, как правило, гениальный; два-три рассказа — талантливых, очень интересных. (64)Но даже из незначительных иногда рассказов всё равно всегда всплывали детали и подробности впечатляющие.

(65)О чём же получилась эта книга? (66)Мы решили, что эта книга, во-первых, об интеллигенции и об интеллигентности. (67)Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. (68)Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять. (69)Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. (70)Мы сами не представляли себе возможностей человека. (71)Человека, который не просто отстаивает свою жизнь: люди эти чувствовали, понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

(По Д. А. Гранину)

Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.

Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.

Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.

В предложенном тексте Д. А. Гранин поднимает проблему стойкости жителей блокадного Ленинграда.

“Люди чувствовали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя”, — пишет Д. А. Гранин. Читатель понимает: жители до последнего вздоха защищали блокадный Ленинград, поддерживали в нем жизнь. Люди, воспитанные в городе высокой культуры, остались людьми и выстояли, несмотря ни на что. Оба примера, дополняя друг друга, дают возможность понять, что человеческим возможностям нет предела: несмотря на блокаду, голод, холод, опасность, исходящую отовсюду, жители Ленинграда до последнего дня оставались стойкими и непоколебимыми, и встретились с трудностями лицом к лицу.

Позиция Д. А. Гранина такова: Ленинград — город, который отличался своей высокой культурой, духовной жизнью. Воспитанные в этих условиях жители смогли и во время страшной блокады остаться людьми и отстаивать свой город. Даже в таких тяжелейших условиях люди все равно старались помогать друг другу, несмотря ни на что.

Я согласен с мнением автора. Блокада принесла огромное количество потерь, люди умирали от голода, холода, бомбежек, но все равно оставались людьми и стояли за свой город до конца.

I. Содержание сочинения.

К1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл из 1).

Проблема исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6 баллов из 6).

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

К3. Отражение позиции автора исходного текста (1 балл из 1).

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл из 1).

Отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.

II. Речевое оформление сочинения.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0 баллов из 2).

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста.

К6. Точность и выразительность речи (0 баллов из 2).

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

К7. Соблюдение орфографических норм (3 балла из 3).

Орфографических ошибок нет.

К8. Соблюдение пунктуационных норм (2 балла из 3).

Допущена одна ошибка.

К9. Соблюдение грамматических норм (2 балла из 2).

Грамматических ошибок нет.

К10. Соблюдение речевых норм (1 балл из 2).

Допущены две ошибки.

К11. Соблюдение этических норм (1 балл из 1).

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 балл из 1).

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

То, что показывают в официальных хрониках о блокаде – это лишь малая часть правды. Как выжили люди в этих нечеловеческих условиях – загадка! В первую очередь – для немецкого командования, которое ещё в сентябре распечатало приглашения на новогодний праздник в центре побежденного Ленинграда. Фашисты были уверены, что город сдастся, а кто не сдастся, тот умрёт от голода и холода.

Но люди выжили!

КАК? Что им помогло на самом деле?

Психология блокадника

Если разбираться с точки зрения психологии блокадника – советского человека , то получается очень познавательная картина.

За годы работы с жителями блокадного Ленинграда я услышала столько историй, сколько не покажут ни в одном фильме, включая те моменты, о которых "неудобно говорить". И сегодня хочу рассказать о некоторых фактах, которые стали известны мне из первых рук – фактах, объясняющих чудо стойкости ленинградцев с точки зрения акмеологии.

В данном случае точкой Акме для ленинградцев было даже не просто выжить в нечеловеческих условиях, а дождаться ПОБЕДЫ,

1941 год

Только представьте: на улице мороз 40 градусов и держится он всю зиму. Климат морской, то есть влажный. Ветра между Финским заливом и Ладожским озером – дело обыденное. И эти -40 по факту воспринимаются ещё суровее, чем -40 где-нибудь в Сургуте, где нет ветров и влаги с моря.

  • Дома не отапливаются.
  • Горячей воды нет.
  • Стёкла выбиты, рамы наспех заколочены фанерой.
  • Свет отключен.
  • Ежедневно немецкие самолёты бомбят город.

Какое чудо спасло истощённых людей? Что заставило их выжить?

Во-первых, вера

Не в Бога, а в то, что мы победим врагов. Вера в то, что справедливость восторжествует. Вера в то, что наше дело – правое. Вера в солдат и командование. Вера в Победу.

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ: Блокадники просто НЕ знали о том, что можно было бы избежать стягивания фашистского кольца вокруг города. Те фронтовики, которые обороняли Ленинград, рассказывали, что их снабжали продовольствием без перебоя. С тем же успехом без перебоя в осаждённый город ввозились листовки. А вот продукты ввозить почему-то не получалось.

Но это другая история, а мы вернёмся в осажденный город и его непобедимым жителям.

Во-вторых, цель

И целью этой была ЖИЗНЬ.

Они хотели выжить. Им было ради кого жить! Женщины шли на заводы, заменяя собой ушедших на фронт мужчин и выполняя адски сложные задачи, о которых в мирное время даже и помыслить не могли.

  • рабочим давали по 250 гр. хлеба в сутки.
  • детям и иждивенцам рабочих – по 125.
  • за тяжелый труд в горячих цехах полагалось 375 гр. хлеба.

И никакой зарплаты!

Не работавшим вообще не давали карточки на хлеб!

Поэтому подростки тоже шли на заводы, чтобы получить паёк на себя –– 250 граммов вместо 125.

Бабушки сидели дома с маленькими внуками, пока матери и подростки работали. Эти милосердные бабушки отдавали свои пайки детям, и умирали первыми, спасая жизни малышей от голодной смерти.

Иными словами слабые женщины выполняли непосильные задачи из-за детей . Но и это ещё не всё. Многие ленинградки не уезжали из блокадного города, работая на заводах и в бригадах ПВО до 1945 года, потому что ждали мужей в войны .

Они ждали своих супругов и после войны. Многие так и не дождались. Но само чувство ожидания спасло их , заставляя вставать по утрам и идти пешком через полгорода на завод, чтобы принести ребёнку паёк. Оно превратилось в высшую цель, достичь которую нужно было любой ценой.

В-третьих, человечность

Об этом вам не расскажут в официальной хронике. Но об этом говорит полушёпотом каждый второй блокадник: они видели такие трупы…

Как ни пытались санитарные бригады быстро их убирать с глаз долой, но сделать это на 100 % не удавалось.

Превозмогая боль, голод и холод, они шли на работу и выдавали такой результат, который в мирное время и не снился бригадирам. А ночами – дежурили на крышах скидывая в песок бомбы-зажигалки…

Как так получалось?

На мой взгляд, история блокадного города – это идеальная иллюстрация того, что человеческие возможности бескрайни и не ограничиваются физической оболочкой.

  • бежать быстрее,
  • протиснуться в тонкую щель, куда в обычных условиях не пройдет его голова,
  • прыгнуть с места выше своего роста…

(Кстати, я знаю парочку таких историй, рассказать?)

Без всяких жиров, белков и углеводов, без сбалансированного питания, без витаминов и минералов наши предки умудрялись не просто жить, а РАБОТАТЬ на благо победы!

И силы в тщедушных телах брались словно из Космоса – иными словами, из глубин борющейся души.

Вечная слава и низкий поклон жителям блокадного Ленинграда. не потерявшим человеческое лицо и открывших в себе новые неисчерпаемые ресурсы силы!

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков.
В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

Город продолжал жить. 25 декабря 1941 года произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 граммов, служащим, иждивенцам и детям на 75 граммов. 24 января 1942 года ввели новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен.
Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

"28 декабря 1941 года Женя умерла.

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.
25 марта 1942 года исполком Ленгорсовета в соответствии с постановлением ГКО об очистке Ленинграда принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и набережных. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили город от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов - весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. К 15 апреля ленинградцы с помощью солдат местного гарнизона привели в порядок более 12 тысяч дворов, очистили свыше 3 миллионов квадратных метров улиц, площадей и набережных, вывезли около миллиона тонн мусора и снега. К концу месяца в Ленинграде начали ходить трамваи.

Ленинградская блокада


Ленинградская блокада

Людмила Иосифовна Седова родилась в 1937 году и находилась в Ленинграде во время первой, самой холодной и голодной блокадной зимы. Она с матерью и отцом жила на углу Разъезжей и Большой Московской улиц. Несмотря на маленький возраст, благодаря хорошей памяти Людмила Иосифовна помнит некоторые отрывки из блокадной жизни.

Плитки столярного клея

Работавший на заводе отец, которого первое время не брали в армию, предлагал маме Людмилы Иосифовны эвакуироваться, но она отказалась, из-за этого даже были ссоры с отцом.

Поведала Люмила Иосифовна и про разговоры, как мальчишки старшего возраста бегали на чердак. Как она поняла потом, они гасили зажигалки. А еще Людмила Иосифовна рассказала, как мама возила ее к бабушке с дедушкой, которые жили на Курляндской улице. Трамваи не ходили, и мама везла ее на санках. Это расстояние, как потом она подсчитала, составляет примерно 12–13 остановок. Дедушка работал столяром-плотником, и большая часть мебели в квартире была сделана его руками.

В семье была одна похоронка

Бабушка Людмилы Иосифовны имела шестерых детей. Из них трое воевали: Белов Павел Александрович погиб под Москвой, а Белов Петр Александрович и Белова Анна Александровна (она служила медсестрой под Ленинградом) дожили до победы. Один из сыновей — Иван Александрович — сразу после начала войны был эвакуирован из Ленинграда в Новосибирск вместе с авиастроительным заводом имени Чкалова, который продолжал в тылу выпускать самолеты.

Желаю дождаться победы!

Беловы Александр Иванович и Вера Сергеевна. 1943 год, Ленинград


Беловы Александр Иванович и Вера Сергеевна. 1943 год, Ленинград

Как вспоминала бабушка, они помнят удивительный случай — снаряд залетел во двор, вылетел из подворотни в соседний дом и разорвался в стене дома. Он пролетел под аркой, и все удивлялись — не могли понять, как это произошло.

Людмила Иосифовна рассказала, что у нее была замечательная большая семья. Бабушку и дедушку во время войны знал весь дом, где они жили. Сохранились довоенные фотографии, где семья собирается у бабушки с дедушкой и отмечает праздники.

Семья Беловых до войны. Ленинград


Семья Беловых до войны. Ленинград

В семье хранится открытка, которую бабушка присылала из блокадного Ленинграда своей внучке Гале. Она поздравляет внучку с Новым годом и желает дождаться победы. Открытка датирована 25 декабря 1943 года.

Подруга поседела в детстве во время войны

Некоторые одноклассницы Людмилы Иосифовны во время войны оказались в немецкой оккупации. В семье одной из подруг были сложности с возвращением в Ленинград, так как в блокаду погибли все родственники, и некому было сделать необходимый для возвращения в город вызов. Мама подруги написала Жданову и через месяц получила направление-разрешение на возвращение в Ленинград, подписанное самим Ждановым. А у другой подруги, с которой Людмила Иосифовна училась в четвертом классе, были белые волосы. Оказалось, что это не краска. Это была седина, появившаяся во время оккупации.

В школе были танцевальные группы, хор. Людмила Иосифовна подчеркнула, что так проводилась работа с детьми с целью отвлечь их от тяжелых воспоминаний, и это было очень нужно детям.

Дружба, сплоченность и культура

На вопрос, что помогло ленинградцам выдержать тяжелые дни блокады, Людмила Иосифовна ответила, что была маленькой и не всё осознавала. Но с высоты своего возраста она думает, что Ленинград выстоял благодаря сплоченности, дружбе и культуре людей, которые в нем жили. Она отметила, что он славился своей культурой, начитанностью, грамотностью жителей. А потом привела в пример собственную семью, в которой все были очень дружны, дружбу соседей, ходивших друг к другу в гости, и хроники военного времени, показывающие, как незнакомые люди обнимаются в день празднования освобождения от блокады.

Читайте также: