Мини орк бул сочинение

Обновлено: 30.06.2024

1. Развитие музыкальных способностей детей через разные виды деятельности. (слушание, пение, музыкальное движение, пальчиковая гимнастика, пляски и игры).

2. Развитие чувство патриотизма через элементы национальной культуры.

• Закрепить в сознании детей образ бабушки.

• Закреплять умение передавать в движении характер музыки.

• Воспитывать интерес и любовь к музыке и пению.

• уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке.

-Воспитание любви к малой родине через песни, танца, игр и устного фольклора

-Воспитание и уважение к старшим.

-Развивать словарный запас детей.

Материал: интерактивная доска, портрет П. О. Чонкушова, конверт, игрушки- курочка, козленок, лесенка, герлыки.

Ход работы.

Муз. Руководитель: Мендвт, куукд! Дети здороваются. Ребята, вы с хорошим настроением пришли на музыкальное занятие? А чтобы оно у нас еще лучше было, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями на языке музыки.

Попевка- «Ме-енде-е халх,плюх,плюх, плюх.

Ме-е-нде-е гар, таш, таш,таш.

Ме-енде-е кол, тавш, тавш,тавш.

Ребята, сегодня, когда я зашла в наш зал знаете что я видела? как в окно влетела голубь, у, которой в лапках был конверт. Давайте откроем конверт что же там написано, интересно вам (муз. рук. читает письмо)

Муз. рук: Отправимся в путь к ээе?

Под музыку дети выполняют различные ритмические движения (марш, бег).

А теперь попрыгаем, как шаловливые зайчики (прыжки на 2-х ногах).

М. Рук: Вам понравилась музыка?

М. Р: Что вы представили, слушая музыку:

Дети: Степь. В степи летают орлы, журавли на берегу водоема, пасутся овцы, коровы, сайгаки, скачут лошади, зайчики пробегают…

А какой характер музыки?- спокойный, веселый.

М. Р. Кто нам сочиняет музыку?

М. Р: Дети посмотрите на портрет, эту музыку дети сочинил Петр Очирович Чонкушов

М. р: что-то мы с вами задержались, нас ждет ээа. Продолжим путь.

Ну, вот и пришли к ээе. (Дети садятся на стульчики, на доске - появляется животноводческая стоянка, дом, степь, пасутся лошади, овцы, птицы летают)

Ээа: Мендвт, мини ачнр, зеенр! Орад суутн. эвр гидгяр, ирснтн байрланав. Цяягян чанад, борцган болгад, тадниг куляяляв.

Ээжа с грустью говорит:Когда долго внуков не вижу - мне грустно, уульх дурм курна. (Муз. рук: Ээжа, не грусти. Куукд танур иряд эвряинь эрдмян узуляд байрулх.

А, теперь Алтана читает, а вы, дети показывайте пальчиками движение)

Эн эцк, эн эк, эн би.

Ээ: Ийр, сян, Арина.

Ээжа: Йир сн, куукд бяяит.

Муз. рук: Ээж хальмг ц чанж, ця халун. Ця коргяхм. Приготовили ручки, представьте, что у вас в руке пиалы с горячим чаем. Глубоко вдохнули носом, губы трубочкой и выдыхаем протяжно, дуем, остужаем чай. (2раза)

Муз. рук: Чай не остыл, давайте еще раз подуем.

Ээа: Йир сян, куукд. Молодцы дети, остудили чай.

Муз рук: У ээжи много всего на дворе.

Вот курочка идет и цыплят она зовет. Споем, как она поет (распевка)

Вот козочка идет и козлят она зовет!- ме – ме – ме…Поем, как козочка (распевка).

Муз. рук: Дети, когда курочка поет, звуки куда идут?-Вверх.

Когда козочка поет, звуки куда идут?- Вниз.

Вот, как хорошо пропели попевочки.

Муз. рук:(загадывает загадку на калмыцком языке про осень)

Дарунь- дарунь хур орна,

Шовуд дулан газрур нисня

Ямаран цагт болна?

Куукд: Намрин цагт.

Муз. рук: Чик, намрин цагла.

Ээжа: Ямаран ухата куукд.

Муз. Рук: Ээжа, а дети знают песню про осень. Куукд, ямаран нертя дун (как она называется)

Муз рук: А как надо петь песню?

Дети: Спокойно, дружно.

Муз. рук: Ээжа, послушай, как твои внуки поют песню

Муз. рук: Йир сян, куукд, адглгон дуулвт.

Орун эрт босна, мини ээж

Ээж цяягянн чанна, мини ээж

Устя, тоста, халун ця

Устя, тоста, хальмг ця.

Сели ровно, голову держим прямо, ручки на колени. Дыхание берем после каждой фразы, например: Ээж эрт босна, мини ээж- берем дыхание, ээ цяяhн чанна, мини ээж – берем дыхание. (Дети исполняют).

Муз. рук: А, теперь нам споют Даяна и Алина, они будут артистами, а вы, зрители. Слушаем внимательно. (Девочки поют, кланяются, а зрители хлопают в ладоши, ээжа хвалит)

Кто еще желает быть артистами? (исполнению по желанию детей)

Ээ: Ягсн, куукд сяяняр дуулна. Би иим ду сонсад угав, кен бичля? 4

Куукд: Казанкина Валентина

Ээ: Куукд, туруляд ця ухла йорял келдм, Тадн цяягин тускар йорял меднад? Дети, прежде пить чай, говорят тост, знаете?

(Ребенок рассказывает.) Улан ц зандр.

Муз. рук: Дети, посмотрите на ээжу, она улыбается. А вначале, ээжа какая была?

Муз. рук: Покажите. (Дети показывают)

Муз. рук: А сейчас ээжа какая?

Дети: Веселая, счастливая, нас увидела.

Муз. рук: Покажите. (Дети показывают).

Ээа: Ачнр, зеенр, тадн йир эрдмта, ухата куукд бяяжит, дала дуд, би, наад, йорял меднад, йир байрта бяянав. Таднд белг белгллав, боорцг багурн авад цяята итхид. (Ээжа вручает борцыги)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "МОЯ СЕМЬЯ" НА КАЛМЫЦКОМ ЯЗЫКЕ. Целью урока является понимание ценности семьи, составить рассказ о своей семье на родном языке, выучить пословицы и поговорки.

Кичәлин төр: Мини өрк-бүл

Кичәлин күцл:

Өрк-бүлин чинрнь медүлх.

Өрк-бүләс өөрхнь, үнтәнь угаһинь үзүлх.

Өрк-бүлән тевчдг дасхх.

Кичәлин зура

Мендвт. Ямаран бәәнәт? Соньн зәӊг бәәнү?

Бәәнә. Үзҗәнч? Энд нег өндг бәәнә.

Уга.Чини өрк- бүл эн бәәнә. (заходят родители)

Шин даслур оруллһн болн энүнә дамшлт

Үгин көдлмш

Ямаран үгмүд өрк-бүлд орна?

Эк, эцк, аав, ээҗ, ах, эгч, дү күүкн, дүкөвүн.

- Юуна тускар бидн эндр күүндхвидн?

-Кен нанд өрк-бүлиннь тускар келҗ өгн?

Эврәннь өрк-бүлин тускар cурһульчнр келҗ өгх (презентац үзүлх)

Мини өрк-бүл йир ик. Нанд эк, эцк, хойрэгч, дү күүкн бәәнә. Экм гертән мадниг хәләнә. Әмтәхн хот болһна. Боорцг, пончик, хворост шарна.

Мини эцкм –депутат. Нанд йирдурта, асхнднь хоюрн нааднавидн.

Эгч Сувсана йисдгч класст сурна, Оулэна – тавдгч класст, дү күүкм садик дорна.

Мана өрк-бүл ни-негн.

Би аав-ээҗтәһән бәәдүв. Мини экмЭлстд бәәнә. Дү көвүнә нерн Саян. Дәкәд нанта Дима бәәнә. Ээҗм шимтә хот болһна, аавм нанд йир дурта.

Мана өрк-бүлд тавн күн бәәнә. Би, эцк, эк, дү күүкн Любаша, дү көвүн Саша. Эцкм хошт көдлнә. Экм дүүнрм хәләнә. Дәкәд нанд аав, ээҗ, наһцх Баатр, наһц эгч Сәәхлә бәәнә.

Мини нерн Айлана. Би ээҗтәһән бәәдүв. Экм Питерд көдлнә, эцкм Элстд. Маднла хамдан наһц эгч һурвн күүкдтәһән бәәнә.Танюша Элстин лицейд сурна, Нәәмн – йисдгч класст, Диана зурһадгч класст. Дәкәд Сарпа совхозд аав-ээҗ бәәнә.Би өрк-бүлдән йир дуртав.

Мана өрк-бүл ик. Эк, эцк, дү күүкн Ангира, дү көвүн Рома. Мини эцк ю болв чигн кеҗ чадна, хошт көдлнә. Экм бичкн Ромаг хәләнә. Аав-ээҗ хойр малд нөкд болна.

Мана өрк-бүл көдлмшч.

Үлгүрмүд (презентац)

Күн ахта, девл захта.

Элгн ацан болдго,

Элсн ацан болдг.

- Кен бичсн шүлгүд умшҗ өгн?

Эцкм мини чидлтә,

Марһан болсн цагт

Цугинь эцкм диилнә.

Нанта хамдан наадна,

Нанд селвг өгнә.

Мини эк өндр, сәәхн,

Ода бичкн дүүһм хәләнә,

Мини эцкм ээлтә,

Өндр сәәхн цогцта.

Элстд эн көдлнә,

Намаг бийүрн дуудна.

Экдән би дуртав,

Нөкд болхар адһнав.

Экм боорцг болһна,

Би дүүһән хәләнәв.

Һурвн эрк (ласковых)

Ээҗ-аавдан үрн эрк,

Ачнр-җичнр үзҗәсн ээҗ эрк,

Эзндән таасгдсн мөрн эрк.

Цогц-махмудан тинилһн

Өөнин байр болхла,

Аавнь гармонь татна,

Ээҗнь домбр цокна.

Айтаһар тавшҗ биилнә,

Арһул үрвҗ биилнә.

Дегтрәр көдллһ

Сарң: Эн юмб?

Һәрә: Өрк-бүлин альбом.

Үүрмүдинз ургуд бәәнә.

Сарң: Хәләҗ болхий?

Һәрә: Хамдан хәләхм.

Эн мини элнцг эцк.

Сарң: Элнцг эцкин нерн кен билә?

Сарң: Тегәдчн Дорҗин Һәрә болҗанч?

Һәрә: Э-э, тиим.

Мадн зулан хамдан кецхәнәвидн.

Элгн-садн гиичд ирнә.

Мини һаһа Элстд бәәнә.

Олн белг авч ирнә.

Би һаһадан дуртав.

Һәрән келвр: Мана бүл селәнд бәәнә. Мана бүл ик. Долан күүнәс тогтна: эцк, эк, аав, элнцк эцк, ээҗ, һаһа. Мини эцкин нернСавр. Мини эцк чидлтә, көдлмшч. Аавин нерн Эрднь. Аав цецн, ухата. Эн дала туульс, үлгүрмүд, йөрәл меднә. Элнцг эцкин нернҮлмҗ. Элнцг эцк урч. Мана ээҗ үннч, цаһан седклтә. Эк шинҗләч. Эн номт. Һаһа билгтә. Мана һаһа багш. Мана бүл көдлмшч.

Материалы: игрушка – лягушка, цифры от одного до пяти, калмыцкий сундучок, картинки с изображением осенних листочков в вазах, рисунок кибитки, геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник), картинки – стол, подушка, дерево.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное занятие.

Вдруг дети услышали: ква-ква-ква.

Вопитатель: Ребята, кто это? Воспитатель открывает калмыцкий сундучок.
Дети: Лягушка.
Лягушка: Здравствуйте, дети. Постройте мне, пожалуйста, домик. Скоро зима, а мне жить негде.
Вопитатель: Из какой сказки эта лягушка?
Дети: Эта лягушка из калмыцкой народной сказки “Лягушка и муравей”. Она осталась без дома, потому что все лето пела и плясала.
Воспитатель: Поможем лягушке?

В-ль: Чтобы построить домик надо много знать. Поэтому мы сначала повторим устный счет, покажем цифры, геометрические фигуры, которые мы знаем, отгадаем математические загадки, определим направление и потренируемся в смекалке. Только после этого мы построим тебе, лягушка домик. Ты согласна?

1. Устный счет.

  • Большой – эркэ;
  • Указательный – хумха;
  • Средний – дундк;
  • Безымянный – нерн уга;
  • Мизинец – чигчэ.
  • Эн хурпн – аав;
  • Эн хурпн – ээж;
  • Эн хурпн – эцк;
  • Эн хурпн – эк;
  • Эн хурпн – би;
  • Мини бул – ни!

2. Повторение цифр.

Дети говорят и показывают цифры от одного до пяти.

Воспитатель: Эти картинки принесла наша гостья (достает их из сундучка).

3. Работа по картинкам на доске.

Две вазы с осенними листочками, в одной – 4 листочка, в другой – 5 листочков.

Дети сравнивают вазы по высоте и ширине, листочки по количеству, выясняют где листочков больше и на сколько и показывают соответствующие цифры.

  • Два брюшка, четыре ушка (подушка);
  • Один ствол, много ветвей (дерево);
  • 4 братца под одной крышей стоят (стол).

Воспитатель показывает рисунки-отгадки.

  • В мороз и ветер ночью гуляем во дворе;
  • Рыба по небу летает, а корова догоняет;
  • Утром солнышко проснулось, мне в окошко улыбнулось;
  • Звезды на небе зажглись, говорят мне: “Спать ложись”.

Это так или не так?

Воспитатель: а лягушка хочет с вами поиграть.

Игра “Где от тебя сидит лягушка?” (дети определяют от себя, где сидит лягушка – впереди, сзади, слева, справа);
Игра “Где сидит лягушка?” (дети определяют, где сидит лягушка – на стуле, под стулом, слева от стула, справа от стула, впереди, сзади).

Физминутка на калмыцком языке “Меклэс” (Лягушки)

Бидн нопан меклэс ква-ква-ква
Бидн бичкн меклэс ква-ква-ква
Нег-негэн пундадго, кезэ чигн ульдго – 2 раза.

  • У каких фигур есть углы?
  • Чем отличается квадрат от прямоугольника?
  • У каких фигур нет углов?
  • Сколько нужно взять геометрических фигур, чтобы выложить такую кибитку?
  • Назовите все нужные фигуры?
  • Где находится прямоугольник? квадрат? треугольник?

Дети выкладывают из фигур силуэт кибитки, лягушка внимательно наблюдает за их работой и хвалит детей. В результате работы у детей получается вот такая красивая кибитка.

Лягушка благодарит детей, вручает им призы – красивые осенние листочки и обещает не лениться и помогать своим друзьям в разных трудовых делах. Воспитатель просит детей вспомнить, чем дети занимались сегодня на занятии, как они помогли лягушке, хвалит их за сообразительность, за дружную работу и помощь.


Проект реализован по калмыцким народным сказкам с детьми 5-7 лет.

Содержимое разработки

Ф.И.О.: Харцхаева Т.И.

Квалификационная категория: ВКК

Стаж работы: 35 лет

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительной речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Данный проект является краткосрочным и рассчитан на 10 дней, предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Все обучающие мероприятия на неделе проходят на заданную тему. Обязательно в них включены НОД по приобщению детей к основам калмыцкой национальной культуры по всем направлениям развития детей дошкольного возраста.

Новизной данного проекта можно считать наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке мы нашли тему, в которой достаточно маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.

Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.

Введение
Актуальность проекта
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитывающее значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества, данная тема очень актуальна.

Новизной данного проекта можно считать наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке мы нашли тему, в которой достаточно маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.

Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.

Цель проекта:

Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни

- Создать благоприятную психологическую среду для детского взаимодействия, воспитывать у детей интерес к народному творчеству, развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания знакомых сказок.

Задачи:

Познакомить детей с калмыцкими народными сказками

Вызвать эмоциональный отклик

Развивать связную речь, обогащать словарный запас

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность

Учить отражать впечатления о прочитанном в продуктивных видах деятельности

Учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности

Развивать коммуникативные способности

. Данный проект можно использовать в работе с детьми 4-5 лет

Основная часть

Вид проекта: групповой

Тип проекта : творческий, исследовательский

Автор: Харцхаева Т.И,

Сроки реализации проекта: среднесрочный (10 дней)

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, инструктор по ф/к, помощник воспитателя, родители.

Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать калмыцкие сказки

Проект должен сплотить детей, родителей и воспитателей

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь

Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности

У детей появится интерес к играм, драматизациям, театральной деятельности

Предварительная работа:

1) Чтение и показ калмыцких народных сказок: (фланелеграф, настольный театр, рассматривание иллюстраций к сказкам)

Работа с родителями в реализации проекта:

3) Сочинение о героях сказок.

4) Изготовление поделок по сказкам

Проводится НОД для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Планируемые результаты
Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать отношение к его предложению.
Награждение грамотами и призами.

Образовательные области. Виды деятельности

– рассматривание иллюстраций сказок.

Социальное развитие
– проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр

Здоровье и физическая культура
– проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр и персонажей из калмыцких сказок;
– подвижные игры .

Познание
– инсценировка сказок;– использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх;

Трудовое обучение
– подготовка атрибутов
Театрализованная деятельность
– инсценировка сказок – «– различные драматизации с использованием разных видов театра и кукол;
Музыка

- разучивание элементов калмыцкого танца

– подготовка родителями атрибутов и декораций по мотивам сказок;

Читайте также: