Мимолетности сочинение 22 прокофьев

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление культуры города Курска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительное образование детей

Открытый урок на тему:

Преподаватель по классу фортепиано

Ковалёва Эмилия Алексеевна

Урок проводится с обучающейся 6 кл.

Цель урока : раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения. Подробное изучение авторского текста. Достижение целостности исполнения.

Задачи урока :

1) активизация процессов аналитико-синтетической деятельности обучающейся на создание первоначального образа пьесы.

2) работа над выразительностью музыкального языка, преодоление исполнительских трудностей.

3) достижение уровня образной завершенности интерпритации.

Тип урока : традиционный.

Вид урока : урок обобщения и систематизации изученного.

«В каждой мимолетности вижу я миры,

Каждая из пьес предельно лаконична и показывает быстро сменяющиеся настроения, впечатления, картинки.

Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он написал, было новым по манере и по содержанию – молодым, задорным, смелым.

Особенности пианизма Прокофьева: ясность формы, отчетливость звучания, упругость и энергия ритма, инструментальная трактовка фортепианного тембра, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих композиторов.

1) анализ музыкального произведения.

2) работа над четкой артикуляцией правой руки . При игре стаккато ведущая роль активных кончиков пальцев не меньше, чем в легато и нон легато. При комбинации стаккато и легато прошу фиксировать внимание обучающейся на звуковых задачах, что облегчает выражение характера и настроения музыки. В медленном темпе мы учим готовить очередной палец над клавишей, не поднимать пальцы высоко и не опускать раньше времени. Опускание производится быстрее или медленнее, в зависимости от звуковой задачи и от темпа движения В этой работе намечается экономия движений, дисциплина пальцев и активизируется внимание. После быстрого и сильного взятия клавиши (форшлаг на фортэ; движение руки подкрепляет силу пальцев) кончик пальца моментально прекращает давление, тем самым освобождая всю руку и второй звук звучит легко на пиано. При исполнении 32-х нот и форшлагов нужна быстрота, ровность и отчетливость исполнения.

3) Работа над четким метроритмом в левой руке . Терции на стаккато надо играть легко, остро и ритмически упруго. Важно ощущать четкую ритмическую пульсацию. Единицей пульса служит восьмая, положенная в основу данного произведения. Одним из средств эмоционального заполнения пауз является насыщение их ритмическим пульсом, помогающим ощутить органическую связь паузы с предшествующим и последующим развитием музыкальной мысли. Необходимо обратить внимание на пронизывающее пьесу непрерывное движение восьмых. Этот ритмический пульс, придающий музыке столь характерную для Прокофьева строгую метроритмическую организацию, должен чувствоваться на протяжении исполнения всей пьесы.

4) Особенности музыкального языка . Желательно, чтобы, работая над пьесой, обучающаяся возможно лучше ощутила все детали гармонического языка. Надо почувствовать остроту диссонирующих, предельно сжатых арпеджированных форшлагов. Важно охватить мысленно гармоническое развитие пьесы в целом. Это необходимо для воплощения ее художественной идеи и формы. Наиболее трудная область работы- звуковая. Диапазон динамики миниатюры велик. В пределах маленькой пьесы надо добиться разнообразнейших красочных оттенков. Оркестральность прокофьевского стиля вызывает естественные ассоциации с тембрами различных инструментов. Так, мелодическую линию вначале можно представить исполненной на кларнете или гобое, а сопровождение – струнными. В конце пьесы слышится звучание фагота. Важную роль в осуществлении всех красочных эффектов играет педаль. Она очень короткая и основная ее функция – колористическая.

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

«Первой была сочинена № 5, последней — № 19,— рассказывает Прокофьев,— порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических. Название родилось из стихотворения Бальмонта:

Вторая группа — пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда.

И, наконец, третья группа — пьесы остро экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен.


Здесь и сказочная таинственность повествования, и оцепенение, и красочность видений, и эхообразные отзвуки. Сочетание глубоких и покойных басов органного пункта с быстро мелькающими переливами фигураций создает многогранный, внутренне богатый образ.

Эпизоды Lento и Vivo в конце пьесы выводят из танцевальной сферы. Характерна прозрачная фактура пустых квинт и движущихся по хроматическому ряду параллельных больших терций (второе предложение после гаммы глиссандо).


Тематизм пьесы сочетает в себе песенную напряженность и декламационную свободу (следствие обильного хроматизма и даже хроматического контрапункта в средних голосах). Средний раздел контрастирует с крайними и своей подчеркнутой диатоничностыо и даже жанрово (колыбельная).

Новаторские явления в композиторском искусстве ставят новые задачи для пианиста-исполнителя. Огромную роль в развитии пианизма всегда играли композиторы, которые сами были выдающимися исполнителями. Таким явлением в XX веке стало творчество Сергея Сергеевича Прокофьева. В его творчестве появились образы, которые требовали новых выразительных средств и приёмов для их воплощения.

Прокофьев записывал маленькие пьески как страницы дневника, они становились одновременно и отражением впечатлений и творческой лабораторией. В итоге получился цикл из 20 пьес. Номера цикла расположены не в хронологическом порядке. Первой была сочинена Мимолётность № 5, последней № 19.

Порядок пьес продиктован художественными соображениями. Они расположены по принципу контраста. Лирические и скерцозные пьесы чередуются с драматическими. Название навеяно строчками из стихотворения К. Бальмонта, они же и стали эпиграфом к циклу:

« В каждой мимолётности вижу я миры,

1 Утро жизни №1 Lentamente , №2 Andante , №3 Allegretto .

2 Смятение №4 Animato, №5 Molto giocoso.

3 Загадка №6 Con eleganza , №7 Pittoresco ( Arpa ).

4 Мираж №8 Commodo, №9 Allegro tranquillo.

5 Гримасы № 10 Ridicolosamente, № 11Con vivacita.

6 Мудрец № 12 Assai moderato, №13 Allegretto.

7 Промельки №14 Feroce.

8 Спор №15 Inquiento.

9 Желаннаявстреча № 16 Dolente, №17 Poetico, №18 Con una dolce lentezza.

10 Финал №19 Presto agitatissimo e molto accentuate, №20 Lento irrealmente.

Исходя из образного развития можно выделить 3 группы пьес Мимолётности

Первая группа это образ детства, спокойный и уравновешенный.

Во второй группе образы контрастируют между собой (колыбельная и марш).

В третьей группе усиливается драматический контраст, лирика становится экспрессивной и насыщенной. Она становится как бы обобщением образов, придавая циклу завершённость.

Лирические со всеми оттенками (нежные, мечтательные, сказочные, фантастические)

№№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20.

Скерцозные, задорные, шутливо-юмористические

Драматические, экспрессивные, необузданные, динамичные

Здесь первая группа - лирические пьесы, с акцентом на русскую песенность.

Вторая группа - пьесы шутливые, юмористические, задорные, для них характерна жизнерадостность. Лирика этих пьес уже более задумчива. Пьесы этой группы жанрово определённы.

Третья группа - пьесы драматические, экспрессивные, динамичные. Остальные пьесы стоят особняком. Каждая из них представляет собой законченную музыкальную мысль

Для скерцозных пьес по большей части характерна жизнерадостность, танцевальность.

Каждая пьеса цикла представляет собой законченное самостоятельное произведение, в котором сконцентрирован определённый образ.

Форма каждой мимолётности предельно проста и понятна. Это, как правило, период, период с дополнением, простая двух и трёхчастная форма. Но у Прокофьева это не классические варианты формы, что выражается в необычном тональном соотношении. Объединяющим началом в пьесе становится фактура.

Небольшой размер пьес и театральность образов требует краткости изложения и предельной детализации выразительных приёмов. Поэтому основными выразительными средствами становятся короткие мотивы-афоризмы, зачастую не предполагающие тематическое развитие: гаммообразные движения, характерные ритмические фигуры.

Прокофьев переосмысливает романтическую семантику интервалов. Очень необычен гармонический язык Мимолётностей: тональность условна, широко используются тритоновые сдвиги, натуральные лады (дорийский и фригийский).

Генрих Нейгауз играет цикл целиком. Каждая пьеса в его исполнении представляет законченную мысль, при этом являясь частью целого.

Для исполнения Владимира Софроницкого характерна задушевность и человечность. Он точно воспроизводит авторский текст, однако присутствуют и некоторые динамические отклонения, которые только усиливают художественный образ.

Интерпретация цикла Марией Юдиной отличается субъективностью, большой экспрессией и размахом.

Дмитрий Башкиров исполняет цикл с подчёркнутой классичностью, что выражается в точном ритме.

Новаторские явления в композиторском искусстве ставят новые задачи для пианиста-исполнителя. Огромную роль в развитии пианизма всегда играли композиторы, которые сами были выдающимися исполнителями. Таким явлением в XX веке стало творчество Сергея Сергеевича Прокофьева. В его творчестве появились образы, которые требовали новых выразительных средств и приёмов для их воплощения.

Прокофьев записывал маленькие пьески как страницы дневника, они становились одновременно и отражением впечатлений и творческой лабораторией. В итоге получился цикл из 20 пьес. Номера цикла расположены не в хронологическом порядке. Первой была сочинена Мимолётность № 5, последней № 19.

Порядок пьес продиктован художественными соображениями. Они расположены по принципу контраста. Лирические и скерцозные пьесы чередуются с драматическими. Название навеяно строчками из стихотворения К. Бальмонта, они же и стали эпиграфом к циклу:

« В каждой мимолётности вижу я миры,

1 Утро жизни №1 Lentamente , №2 Andante , №3 Allegretto .

2 Смятение №4 Animato, №5 Molto giocoso.

3 Загадка №6 Con eleganza , №7 Pittoresco ( Arpa ).

4 Мираж №8 Commodo, №9 Allegro tranquillo.

5 Гримасы № 10 Ridicolosamente, № 11Con vivacita.

6 Мудрец № 12 Assai moderato, №13 Allegretto.

7 Промельки №14 Feroce.

8 Спор №15 Inquiento.

9 Желаннаявстреча № 16 Dolente, №17 Poetico, №18 Con una dolce lentezza.

10 Финал №19 Presto agitatissimo e molto accentuate, №20 Lento irrealmente.

Исходя из образного развития можно выделить 3 группы пьес Мимолётности

Первая группа это образ детства, спокойный и уравновешенный.

Во второй группе образы контрастируют между собой (колыбельная и марш).

В третьей группе усиливается драматический контраст, лирика становится экспрессивной и насыщенной. Она становится как бы обобщением образов, придавая циклу завершённость.

Лирические со всеми оттенками (нежные, мечтательные, сказочные, фантастические)

№№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20.

Скерцозные, задорные, шутливо-юмористические

Драматические, экспрессивные, необузданные, динамичные

Здесь первая группа - лирические пьесы, с акцентом на русскую песенность.

Вторая группа - пьесы шутливые, юмористические, задорные, для них характерна жизнерадостность. Лирика этих пьес уже более задумчива. Пьесы этой группы жанрово определённы.

Третья группа - пьесы драматические, экспрессивные, динамичные. Остальные пьесы стоят особняком. Каждая из них представляет собой законченную музыкальную мысль

Для скерцозных пьес по большей части характерна жизнерадостность, танцевальность.

Каждая пьеса цикла представляет собой законченное самостоятельное произведение, в котором сконцентрирован определённый образ.

Форма каждой мимолётности предельно проста и понятна. Это, как правило, период, период с дополнением, простая двух и трёхчастная форма. Но у Прокофьева это не классические варианты формы, что выражается в необычном тональном соотношении. Объединяющим началом в пьесе становится фактура.

Небольшой размер пьес и театральность образов требует краткости изложения и предельной детализации выразительных приёмов. Поэтому основными выразительными средствами становятся короткие мотивы-афоризмы, зачастую не предполагающие тематическое развитие: гаммообразные движения, характерные ритмические фигуры.

Прокофьев переосмысливает романтическую семантику интервалов. Очень необычен гармонический язык Мимолётностей: тональность условна, широко используются тритоновые сдвиги, натуральные лады (дорийский и фригийский).

Генрих Нейгауз играет цикл целиком. Каждая пьеса в его исполнении представляет законченную мысль, при этом являясь частью целого.

Для исполнения Владимира Софроницкого характерна задушевность и человечность. Он точно воспроизводит авторский текст, однако присутствуют и некоторые динамические отклонения, которые только усиливают художественный образ.

Интерпретация цикла Марией Юдиной отличается субъективностью, большой экспрессией и размахом.

Дмитрий Башкиров исполняет цикл с подчёркнутой классичностью, что выражается в точном ритме.

Читайте также: