Милость к падшим призывал сочинение

Обновлено: 29.06.2024

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья избежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Поэтический анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу,

И милость к падшим призывал.

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа.

Развернутый анализ стихотворения

Есть и третий вариант: предполагается, что поэту каким-то образом удалось предчувствовать собственную скорую гибель, и стихотворением он подвел черту под своим творческим наследием и яркой литературной жизнью.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей.

Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг. Стихотворение я памятник себе воздвиг нерукотворный Пушкин написал за пару недель до своей погибели.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

Жанр

Стихотворение Пушкина памятник — это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Вариант 2

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение Памятник положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Памятник Пушкин и его другие стихотворения известны по всему миру, переведены на большинство языков.

Речь даже не о Михаиле Ефремове, как таковом, а о принципе.
Прощать или наказывать? Пострадавшего уже не спасти, а убийца вроде бы раскаивается (пока я набирал этот текст, он уже передумал).
Зачем ломать человеку жизнь?

Или наказать? Чтоб не повадно было. Я считаю, что решать должен суд, а давить на суд не надо, особенно авторитетом давно умершего поэта, особенно словами, которые совсем неоднозначны.

Некоторые почти все защитники Ефремова обязательно вспоминают Пушкина. Не просто как поэта, а практически как заступника.
В стихотворении "Я Памятник себе воздвиг нерукотворный. " поэт однозначно призывает: падших - прощать. Или нет? Давайте разберёмся.

Прочитаем всю строфу у Пушкина

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.


Строго говоря, Пушкин просто говорит, что его будут любить, особенно в будущем, за то, что он просил снисхождения к "падшим". А пока, в век жестокий, и самому то Пушкину не до памятников, выжить бы.

И еще, восславил - свободу, призывал - милость. Разные подходы.

Кстати, а кого Пушкин считал "падшими"?
Напрашивается простой ответ - декабристов. Но далеко не все пушкиноведы с этим согласны. Судите сами.

Со вторым (переносным смыслом) Википедия перемудрила. Пример явно неудачный.
Очевидно же, что во французском романе не могло быть русского слова " падший ", было непонятное французское слово Misérables . Переводчики постарались и специально подобрали красивое русское слово - " отверженные ".

Во всём романе слово " падший " встречается лишь пару раз. Например,
". девочку звали Козеттой, она была дочерью падшей женщины . "
Т.е. переводчики четко понимают, что мать Козетты - падшая ( в полном соответствии с Википедией ). И по французски там слово другое (femme déchue).
А вот сама Козетта - нет, она - отверженная ( misérable).

И, если предположить что у слова " падший ", смысл только один, и Пушкин использовал его, то выходит, он считал, что декабристы, аристократы, офицеры, революционеры, которые боролись против царя, точнее, против самодержавия - это всё нравственно опустившиеся люди, шлюхи, алкоголики и т.п.?

Поэтому некоторые пушкиноведы предполагают, что Пушкин писал не про декабристов. Среди вариантов "падших" - даже император Николай I.
Да, почитайте, очень интересно.
Хотя тоже перемудрили.

Мне кажется, всё куда проще.

Жил был ангел. Жил в небе, возле бога. Потом взбунтовался, и был свергнут - упал с небес и стал " падшим ангелом ". Бог мог его убить, но проявил снисхождение, и всего лишь отправил в ад. Известный же сюжет, и словосочетание "падший ангел" все хорошо знают.

Этот сюжет куда ближе к декабристам, не находите? Но не только падением.
" Милость " в нём (в сюжете), это сохранение жизни, помилование. О прощении никакой речи не идёт.

Я не утверждаю, что Пушкин писал именно так, сравнивая декабристов с ангелами, царя с богом и Сибирь с адом, но в любом случае, проступок декабристов куда ближе к этому описанию, чем к случаю с Ефремовым.

Известно, что ПЯТЕРЫХ декабристов казнили. Насмерть.
Но всего то осуждено было более 120! И почти всех их могли казнить!

"Суд . приговорил:
на смертную казнь — 5 - четвертованием, 31 — отсечением головы,
17 — к политической смерти . "

И сейчас, и тогда, Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Императора/Президента РФ), которым для конкретного лица, осужденного за совершение преступления, . назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания.
Помилование не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда , вступившего в законную силу , не является корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного.
При сокращении срока наказания глава государства не связан никакими формальными ограничениями.
То есть суд решает по закону, а уже глава государства, не отменяя решения суда, может облегчить наказание.

В случае с Ефремовым - очевидно о помиловании речи не может и быть, так как суда еще не было и приговор не вынесен

И вариант, что Ефремов - "падший ангел", декабрист и борец с режимом - может быть и подошел бы, если бы речь не шла про любовь к водке и наркотикам, особенно за рулём.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

И милость к падшим призывал…

Жизнь А.С.Пушкина можно рассматривать как пример духовного приобщения светского человека к христианским ценностям. Мудростью веков, в том числе христианской мудростью, читатель Пушкин, обладавший феноменальной памятью, пропитан с детства, как пропитана чистейшей водой губка, попавшая в неиссякаемый родник веры.

В этих стихах христианская тематика, библейские мотивы совершенно очевидны.

Но есть и другие произведения, в которых, не проповедуя, не философствуя, на материале реальной жизни людей в быту, Пушкин создает образ православной культуры, ее нравственных ценностей.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Но за юмором кроется серьезная мысль: нет счастья и радости, нет истинной жизни там, где цель – нажива, причем, любыми средствами.

Вслед за Пушкиным Н.В. Гоголь нарисует образы людей, подобных Адриану Прохорову: у Манилова, Собакевича, Плюшкина, Чичикова – мертвые души, потому как живут эти люди, не ради того, ради чего дается человеку душа.

Символ жизни таких людей – гроб.

Но читатель жалеет героев, они не потеряли стыд, и они любят, и от их любви рождаются дети.

Самсону Вырину было дано знание об истинной любви. О любви Отца Вседержителя! Он не держит уходящих, но продолжает любить их и рад их возвращению.

Отпуская уходящих, мы остаемся сильными, если любим бескорыстно, если любим не себя, а ближнего. Мы остаемся сильными, чтобы быть готовыми к новой встрече с любимыми. Только представьте, какой могла бы быть встреча, когда Дуня с детьми приехала навестить отца!

Конечно, читатель сострадает Самсону Вырину, он был счастлив только на одной станции – станции благополучия.

Читатель радуется за Дуню, которая нашла свое счастье в замужестве, в семье и не разучилась жалеть и плакать.

Читатель благодарен дворянину Минскому, за то, что он несет по жизни любовь к сироте, к бедной дочери станционного смотрителя.

Такая вот грустная счастливая повесть.

Мы читаем текст и обнаруживаем, что вновь преградой к радостной жизни, где не было бы ненависти, зависти, обмана становится гордость.

Именно гордость, самомнение, ложное представление друг о друге мешают нормально общаться соседям-помещикам и их детям.

Получается, что человек сам себя (хорошего! лучшего!) не знает, к себе самому идет едва ли не на ощупь, едва ли не по воле случая! А когда-то и по зову совести.

Гордыня Сильвио проявлялась и в молодости. Гусар, буян, дуэлянт, он привык первенствовать, наслаждался славой. Когда появился кто-то еще более успешный, первенство Сильвио поколебалось. Гордыня породила зависть, ослепление злобой. Шесть лет тому назад Сильвио получил пощечину от , 6 лет он ждет случая, когда создадутся условия, в которых его противник испугается смерти.

6 лет он живет без службы, без любви, без дружбы. 6 лет находится в плену гордыни, которая лишает его счастья жить

Единственное его занятие – бесконечные упражнения в стрельбе.

Но душа Сильвио и в этих условиях оставалась жива. Сильвио, например, искренне любил своего молодого друга, «оставлял с ним свое обыкновенное резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенной приятностью. Душа Сильвио не разучилась говорить на единственно известном ей языке – языке совести. Сильвио честно, не оправдывая себя, рассказывает молодому другу о себе, о первой дуэли. Его рассказ похож на исповедь, но это исповедь нераскаявшегося бунтаря, гордецы.

Совесть не позволяет Сильвио совершить убийство, любовь жены графа смиряет гнев Сильвио.

К сожалению, начать жить сначала Сильвио не удается, он уходит на войну, где и погибает.

Человек расплачивается за грехи свои сам. Грех превращает ясный день в метельный. Грех сбивает человека с пути, а порой и губит его.

Создавая образную систему повестей, А.С. Пушкин находит такие слова, которые наставляют читателя на путь правды, на путь постижения нравственных православных ценностей. Не проповедуя, он позволяет читателю самому почувствовать, что истинная цель жизни в любви, в смирении, что именно это фундамент жизни радостной и счастливой.

Как раскрыть тему?

Какие аргументы привести?

Какие цитаты использовать?

Слово падший можно понимать по-разному.

Оно может означать упавший, погибший. Его также можно понять как опустившийся, сломленный духом, потерявший смысл жизни и так далее.

Что имел ввиду под словами

I4ipikov264Gx88SO5v8DaZ8Ro0DpbEz.jpg

именно великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин знал только он сам и, возможно, люди, с которыми он делился своими мыслями по этому поводу.

Мы же можем лишь строить предположения.

Я полагаю, что в своем стихотворении "Памятник" Александр Сергеевич имел ввиду всех падших, в первую очередь, конечно декабристов, но не только.

Я думаю, поэт призывал быть милосердными и уметь прощать всех, кто: упал, погиб, оступился и пр.

А что тут непонятного? Стихотворение "Памятник" это вольный перевод стихотворения Горация. Стихотворение с таким названием есть и у Державина, и у Ломоносова, и у многих менее известных авторов.

Падшие - это декабристы. Дворяне-офицеры, пытавшиеся совершить Государственный переворот, и изменить существующий строй в России. После неудавшегося переворота некоторых казнили, некоторых отправили на каторгу.

Многие из этих людей были знакомыми и даже друзьями Пушкина, их идеи были ему если и не близки, то по крайней мере понятны.

А вообще - милость к падшим это и есть исконно русская скрепа. Пушкин со своими африканскими корнями почему-то это понимал. А в современном русском мире принято падших добивать. Желательно - с особой жестокостью, с шутками и прибаутками.

Падший значит нравственно опустившийся , оказавшийся в положении, недостойном общественного уважения, утратившая доброе имя, репутацию. Но ведь неизвестно, почему он оказался в таком положении, может это произошло не совсем по его вине. Пушкин здесь прямо говорит, что надо смотреть на людей без злобы, с милосердием, с состраданием как на несчастных

Поэт говорит прямо, и слова его означают дословно: поэт призывал смотреть на всех людей без злости, на падших смотреть с милосердием. Призывал поэт к терпимости и человечности.

А еще есть любопытная версия, что эта фраза должна быть сопоставлена вовсе и не с декабристами, а как раз, наоборот …с царями. Ведь Пушкину довелось жить именно при "падших" царях.

Вспомните, что в то время знать, цари устраивали грандиозные балы, купались в роскоши, а простой народ жил в жуткой нищете.

Исторический контекст, в котором Пушкин писал своё произведение, очень важен. Поэт, безусловно, имел в виду конкретных "падших". Мнение о том, что Пушкин говорит о декабристах, не противоречит тому, что падшим он считал царя. И всё же думаю, что понимать это слово нужно шире. Александр Сергеевич Пушкин имел в виду, по-моему, то, что прощать нужно всех без исключения грешников, "блудных сыновей", быть милосердными, подобно Богу, прощающему падших и радующемуся вернувшимся к нему.

Достойно пережить поражение – это значит не мстить. В литературе существуют полным-полно людей, чье поведение зарождает у нас уважение. Им хочется подражать, а также усваивать их черты характера. Великодушие – одно из их лучших качеств. Но, есть также люди, обнаруживающие внутреннюю злобу. Это мстительные герои, какие не могут отпустить прошедшие обиды. Отмщение – безобразное средство в руках человека. Мщение – это всегда большущий соблазн для того, кому причинили обиду. К сожалению, иногда желание кары приводит к самым ужасным последствиям. Именно такой поступок в обществе порицаем. Думаю, что достойно пережить своё поражение – значит остаться великодушным человеком, а не скатиться в пропасть злобы, ненависти, и мести.

Часто бывает так, что взаимопонимание между родителями и детьми появляется только в труднее моменты, которые приходится переживать совместно.

Это хорошо иллюстрирует рассказ Джеймса Олдриджа "Последний дюйм".

Бен не обращал внимания на своего сына Дэви - они существовали как бы в параллельных мирах. Отец был увлечён своей работой, а Дэви, видя, что его вопросы раздражают отца, старался ему не докучать.

О том, что отец был равнодушен к своему ребёнку, свидетельствует тот факт, что он даже не позаботился взять воды, отправляясь в жару на съёмки. Себе же он взял ящик пива.

Всё изменилось, когда Бен пострадал от акул во время подводных съёмок. Чтобы выбраться из Акульей бухты, мальчику пришлось самому вести самолёт и посадить его на аэродроме. Конечно, управлял Дэви самолётом под руководством отца, но всё равно самым опасным манёвром была посадка. И ему удалось успешно преодолеть последний дюйм этого трудного пути.

Бен с удивлением увидел своего сына как бы со стороны:

qBczPSameO1koIpXYX8X97y7cuRymf5Q.jpg

Бена удалось спасти. Лежа на больничной койке он думал о том, что

uDM7DYtmBTDk6irXF05Ext0H6skhn0F.jpg

Только сейчас он понял, что не дал своему сыну необходимого тепла, внимания, заботы, но укрепился в уверенности, что исправит свою ошибку.

Термину искусство можно дать множество определений. Искусство - это отражение действительности в художественных образах. Икусство - это наивысшее умение, высшая степень мастерства. Искусство - это творчество, духовная самореализация человека.

Я думаю, истинный художник, истинный творец прежде, чем овладеть искусством должен стать хорошим ремесленником, в смысле овладеть азами в выбранной профессии, работе, виде деятельности и довести свои навыки и умения в выбранном ремесле до совершенства, то есть быть виртуозом в технической стороне. Безусловно, терпение, упорство, усидчивость, стремление к обучению и самосовершенствовани­ ю необходимы для овладения искусством.

Овладеть искусством, опираясь только на трудолюбие, упорство и желание творить невозможно. Творцу необходим талант, хотя бы его зачатки, и талант этот следует постоянно развивать и совершенствовать, чтобы не топтаться на месте и идти в своем творчестве дальше.

Наконец, для овладения искусством, человеку нужно вдохновение, умение вкладывать душу в свои творения, способность сопереживать, постоянное стремление к совершенствую

Не нужно путать такие качества человека, как просто доброта и великодушие. Добрый человек он может быть добрым по каким-то своим причинам, например, он хочет всем нравится и поэтому показывает себя добрым, а может быть добрым, потому что не смеет кому-то возразить, потому что по натуре он слабый человек. Так же добрым человек может быть, потому что ему это выгодно, то есть к нему по-доброму относятся и он платит добром или он добр к тому, кто ему полезен.

Великодушный же человек - это такая натура человека, которой не присуща личная выгода или слабость характера. Великодушный человек делает добро, потому что не может терпеть несправедливость и видеть боль других людей. Поэтому, я уверена, что только сила заключена в великодушии.

Вот думаешь, какие мотивы доброты и жестокости есть в рассказе Валентина Распутина "Уроки французского"? Есть , конечно, такие мотивы, ибо именно учительница французского языка Лидия Михайловна и воплощает эту доброту, вспомните её посылки в самом начале знакомства с деревенским мальчиком и после того, как по вине того же мальчика её за "непедагогический" подход к работе даже выгнали из школы.Спрашивается, можем ли мы считать жестоким поступок директора школы, который, не вдаваясь в подробности, взял и поступил несправедливо, удалил учительницу из школы. Представляю, какие были жестокие речи на педагогическом совете: и разнузданное отношение к своим обязанностям, и вальяжное отношение к детям, и преступная игра с детьми дома и в собственном кабинете. Но главное, что Лидия Михайловна не обращает на это внимание, она не оправдывается ни перед кем, просто совершает доброту, даже получая за это удар в лоб. Но всё равно жестокость не победила и здесь доброту.Зато в душе мальчика-ученика на всю жизнь остался светлый образ учительницы и её добрый поступок, похожий на храбрость и величие духа.

Читайте также: