Михаил михайлович зощенко стакан сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В центре нашего внимания замечательный в своей актуальности, рассказ Михаила Зощенко "Стакан". Автор в своем традиционном стиле, "народным" языком критикует мелочность и показные принципы многих обывателей, которые не изжиты, к слову, до сих пор.

Иван Антонович Блохин умер. Его супруга на сороковой день после кончины мужа решает устроить "пикничок", куда и приглашает главного героя дабы "помянуть, чем бог послал". Из всех яств у хозяйки оказывается лишь чай, пить который, по её же словам, можно немерено.

На "мероприятии" оказалось много людей, в том числе и большое количество родственников. Наш герой чувствует себя не совсем комфортно, да и хваленый чай не оправдывает его вкусовых надежд. Откладывая в расстройстве стакан в сторону он случайно разбивает его о сахарницу. Трещину замечает хозяйка и деверь. Деверь, до этого евший огромный арбуз, говорит, что от таких гостей сплошной убыток. Происходит жуткий скандал и рассказчик поскорее ретируется.

Через неделю герой получает повестку в суд, где ему предлагаю оплатить стоимость стакана. Идя на принцип он оплачивает "убыток" и требует выдать ему надтреснутый стакан. И действительно, на следующий день стакан ему приносят, но уже с тремя трещинами. На это рассказчик обещает, что обязательно затаскает своих обидчиков по судам.

В заключение отметим, что в Интернете можно найти потрясающее чтение рассказа замечательным советским актером Николаем Трофимовым. На наш взгляд - это одно из лучших исполнений Михаила Зощенко в сети.

На первый взгляд кажущееся простым и даже грубым, произведение открывает взгляд на важные проблемы, раскрывает то, насколько общество тех дней погрязло в мещанстве, насколько люди теперь думают лишь о материальном, забывая о простых человеческих принципах, такте, сочувствии.

Зощенко не уделяет особого внимания описанию внешности или образу жизни главного героя, однако благодаря словам и размышлениям персонажа мы можем понять его натуру. Потому что писателю не так важно обратить внимание на пороки, черты, свойственные современникам. Он выделяет их скупость и мелочность. Героям произведения не свойственно понимание, сопереживание, для них разбитый по случайности стакан становится поводом для сцены и скандала. Даже главный герой не противопоставляется возмутившимся, но еще больше подчеркивает, как сильно погрязло общество в слепой жадности, он также поддается злости и уходит, оставляя после себя неприятные воспоминания. Словно цепная реакция, из одного мелочного, ненарочного случая, благодаря людскому мещанству, вырастает целое судебное дело, которое, как подчеркивает автор, ещё и является обыденным для судей. В этом еще больше мы видим, как этот порок захватил общество повсеместно.

Проблема, поднятая писателем в столь простой и доступной форме, действительно всегда была свойственна большинству людей. Конечно, о ней можно рассуждать бесконечно, однако не стоит не надеяться на то, что в мире есть и те, кто даже в такую тяжелую пору остается человеком, остается человечным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания

Направление

Произведение написано в рамках реализма. Зощенко старался показывать правду без прикрас.

Произведение Зощенко можно отнести к жанру рассказа. Оно небольшое, имеет развивающийся в динамическом плане сюжет.

Люди поминают ушедшего человека. И вот один из героев произведения задевает стакан. Он его даже не разбил, но присутствующие на поминках устроили настоящий скандал.

Главные герои и характеристики

Мужчина, присутствующий на похоронах, не обозначен автором. Он просто попал в неловкое положение, которое стало причиной для ругани.

Гости – люди скандальные, срывающие своё зло на других людях.

Проблематика

Раздувание конфликта, злоба, превращение поминок в цирк – проблематика произведения. Она показана в сатирической манере подачи написанного автором материала.

Основная мысль

Поругаться можно всегда, а вот достойно проводить человека в последний путь не всегда могут люди.

Чему учит

Нужно уметь сдерживаться, корректно относится ко своим собеседникам. Важно оценивать ситуацию: бывают такие места, где просто верхом безумия является устаревание скандалов. Об этом моменте всегда стоит помнить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

Оборудование:

портрет М. Зощенко;

выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;

единые билеты на городской транспорт

Ход урока

I. Орг.момент. Приобретение единых билетов на городской транспорт. Красные билеты учащимся со средними учебными показателями, синие- с высоким уровнем интеллектуального развития. Столы имитируют два трамвая.

II.Погружение в эпоху 20-х гг.XX века

(В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза, эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени).

- А все ли было так гладко?Что бросается в глаза? (Внешне страна могучая и сильная, нона деле – больная, опустошенная.Сплошное противоречие. Героем новой эпохи становится мещанин–накопитель, стяжатель, противник в сфере морали, рассадник пошлости).

-Кто из советских писателей одним из первыхобозначил эти противоречия, глубокое несоответствие эпохи?(Конечно же, М.М.Зощенко - продолжатель лучших традиций Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова).

(Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что в конце концов ему предъявили обвинение.

Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими).

- Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности).

ПОЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

-Сегодня нам предстоит знакомство с героями одного из рассказов советского писателя. Название рассказа вы легко узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться — нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно — компот, чай, сок или воды. (Стакан).

Демонстрация граненого стакана

-Знаком ли вам этот предмет? Запишите в левой колонке тетради ассоциативный ряд, связанный с этим словом (Чаепитие, душевные разговоры, мороженое, лепка пельменей, мерка для продуктов …)

- Представьте, что вы пригласили в гости друга, во время чаепития он случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко.

-Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

- О ЧЕМ РАССКАЗ? ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ССОРА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ?

-Что же вызывает смех при чтении рассказа? Зачитайте смешные моменты в рассказе.

- К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, такой пустяк стал причиной ссоры). С помощью каких приёмов удалось автору показать истинное лицо героя 20-ых годов XX века?

-Разве писатель не знал хороших слов?(Напоминаем, что М.Зощенко родом из культурной столицы – Петербурга.Сниженная, неверная речь, - литературный приём, вызывающий наш смех над бескультурьем).

-Слышен ли голос автора в рассказе? Как выражает он свое отношение к героям и их поступкам? (Возможна дискуссия: некоторые считают, что автор и есть главный герой рассказа, что он пишет о себе. Другие- что автор молчит, находится в стороне, а герои действуют сами по себе. Приходим к выводу, что автор высказывает свое отношение не прямо, а косвенно: сквозь смех виден его грустный взгляд. Как будто он говорит: на что люди растрачивают свою жизнь?)

Мы уже обнаружили с вами умелое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет? Комический сюжет основан на несоответствии причины и следствия:

- Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила.

- Душа, знаете, не принимает.

Повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные.

- Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

Проблематика и актуальность произведения

Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей.

Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

- Вспомните, при каких обстоятельствах встретились наши герои? (На поминках.)

- И чем закончилась эта встреча? (Судом и даже угрожали трибуналом.)

Неспроста в начале рассказа упоминаются поминки, а это значит, что пришедшие к вдове должны помянуть душу умершего, потому как именно на сороковой день душа покидает этот мир.

- Чем занимался в мирской жизни покойник? Какой философский смысл кроется в его профессии? Но почему тогда он носит говорящую фамилию?

Тонкий психолог, Зощенко взял за основу два времени: что было? и что стало?

Теперь после знакомства с произведением М.Зощенко, вернитесь к - своим записям и в правой колонке запишите, символом чего является стакан?

Несмотря на то, что стакан треснул, причём треснул в трёх местах, мир всё - таки уцелел. Как вы думаете, почему?

Прибытие трамвая к конечной остановке. Звучит аудиозапись

Читайте также: