Методика сочинение сказки о м дьяченко

Обновлено: 08.07.2024

В современном российском образовании сегодня превалирует личностно-ориентированная образовательная парадигма, в рамках которой особое место отводится развитию самостоятельности и творческой инициативы личности. В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективных средств развития творческого потенциала личности на разных этапах его жизнедеятельности. В статье показано, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творчества; именно в условиях дошкольных образовательных организаций возможно наиболее раннее, специально организованное в различных видах деятельности развитие творческого потенциала детей; авторами была разработана и реализована система занятий по изобразительной деятельности, направленная на развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в экспериментальном исследовании, эффективность которой подтвердили результаты формирующего эксперимента. В заключение сделаны выводы о том, что для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ педагогам необходимо: создавать условия для осознания ребенком своей индивидуальности; способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка; создавать ситуации успеха для каждого ребенка; формировать устойчивое положительное отношение к творчеству. Это возможно при организации взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей; уважении мнения и личной позиции ребенка.


2. Исаханов М.Ю. Творческий потенциал формирующейся личности как феномен, актуальный для познания и развития молодыми учеными / М.Ю. Исаханов, И.В. Сидоренко // Человеческий капитал. – 2016. – № 12 (96). – С. 40–43.

3. Захарюта Н.В. Современный подход к развитию творческой личности / Н.В. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – С. 21–27.

4. Шкрыль Н.М. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала / Н.М. Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 124–127.

В современном российском образовании сегодня превалирует личностно-ориентированная образовательная парадигма, в рамках которой особое место отводится развитию самостоятельности и творческой инициативы личности. В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективных средств развития творческого потенциала личности на разных этапах его жизнедеятельности.

В отечественной педагогике и психологии существует достаточно большое количество исследований в области творчества, творческих способностей и одаренности (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев и др.); активно разрабатываются проблемы развития творческого потенциала личности (Н.А. Каюмова, А.З. Рахимов, В.Г. Рындак, Э.А. Сокальский, Б.Ж. Насакова и др.); в ряде исследований анализируется сущность, психолого-педагогические условия и средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста (А.Н. Белькова, Н.В. Захарюта, М.Ю. Исаханов, С.В. Кузнецова, В.И. Маслова, И.В. Сидоренко, М.В. Созинова, С.Р. Сотникова, Н.М. Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова, И.М. Ярушина и др.).

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Именно в условиях дошкольных образовательных организаций возможно наиболее раннее, специально организованное в различных видах деятельности развитие творческого потенциала детей.

Творческий потенциал старшего дошкольника – это интеграционная характеристика, которая включает в себя возможность к осуществлению творческой деятельности, способность принимать решения и действовать нестандартно и оригинально [2].

Дошкольное детство является одним из важных периодов в формировании личности ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми, развития творческих способностей. Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, являющиеся важными предпосылками для развития творческого потенциала личности: наглядно-образное мышление; расширение сферы общения ребенка; познавательные интересы; эстетическое развитие; взаимодействие детей с окружающим миром; освоение продуктивных видов деятельности, развивающееся воображение, которое выступает основой творческого потенциала личности [3].

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось изучение и развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях города Лесосибирска Красноярского края (выборка составила 125 старших дошкольников).

Экспериментальная работа с детьми осуществлялась индивидуально. Констатирующий эксперимент проводился в обычной для детей обстановке, в дневное время, длительность экспериментальной работы с ребенком зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции и индивидуального темпа выполнения задания.

Для выявления развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста мы использовали:

Для проведения исследования для каждого ребенка были подготовлены листы бумаги с изображением геометрических фигур и цветные карандаши.

kol1.tif

В рамках констатирующего эксперимента детям предлагалось дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг – так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем обращалось внимание детей на то, что дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

kol2.wmf

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывалось, поскольку в первую очередь для нас был важен замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, т.е. оригинальность изображения.

При обработке полученных экспериментальных данных все работы детей распределялись на три группы:

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях (высокий уровень развития творческого воображения).

2 группа – оригинальные изображения в одном-двух случаях (средний уровень развития творческого воображения).

3 группа – нет оригинальных изображений (низкий уровень развития творческого воображения).

Затем подсчитывалось общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывались не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Большинство старших дошкольников нарисовали то, что видели в группе (игрушки), или то, что их научили рисовать. Оригинальных, неповторяющихся изображений было всего тринадцать: экскаватор, табуретка, картина, черепаха, зеркало, лодка, девочка-принцесса, конверт, клавиатура, улитка, ковер, пицца, кораблик.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для 60 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития творческого воображения. Дети не придумали ни одного оригинального изображения, в основном воссоздавали то, что умели изображать.

При проведении методики ребенка просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

kol3.wmf

У 36 % старших дошкольников выявлен средний уровень развития воображения. Эти ребята либо изменяли окончание уже знакомой сказки, либо пытались придумать сказочный сюжет.

Проанализировав результаты диагностики дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческого воображения как составляющей творческого потенциала.

Нами была разработана и реализована система занятий по изобразительной деятельности, направленная на развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в констатирующем эксперименте. Целью системы занятий является развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством занятий изобразительной деятельностью. Задачи: вовлечение детей в творческую деятельность; развитие творческого воображения как составляющей творческого потенциала; развитие эмоционального отношения к процессу творчества.

Развивающая работа предусматривала проведение 19 занятий и осуществлялась в два этапа. На первом этапе работы исключалась демонстрация каких-либо образцов и не давались детям конкретные инструкции. Дошкольникам предоставлялась возможность рисовать пальцами, губкой, ниточкой, рисовать кляксы, дорисовывать линии, фигуры. Такой вид упражнений помогает детям почувствовать себя свободнее в своих творческих проявлениях, расширяет рамки, ранее установленные социальным правилом, позволяет изображать узнаваемые сразу образы.

По окончании формирующего эксперимента, то есть проведения системы занятий, направленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.

Рассмотрим результаты контрольного эксперимента. Динамика уровня развития творческого воображения старших дошкольников представлена на рис. 4.

Проанализировав результаты, можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 24 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было.

После проведения системы занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала, у 76 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %.

Надо отметить, что после формирующего эксперимента среди старших дошкольников не выявлено детей, не нарисовавших ни одного оригинального изображения, т.е. с низким уровнем развития творческого воображения, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.

kol4.wmf

Так, например, у Никиты Я. треугольник стал опорой под доской качелей, на которых изображены дети. У Насти Л. квадрат превратился в клетку с очаровательным попугаем. Данил А. превратил квадрат в аквариум с водорослями, камешками и рыбками, стоящий на полке. У Насти Г. треугольник стал петушком, сидящим на заборе. В работе каждого ребенка стало возможным увидеть что-то необычное и оригинальное, отличающееся от других работ детей в группе. Отсутствовало схематическое изображение предметов. Дети использовали многообразие цветных карандашей и ярких фломастеров.

До развивающих занятий в группе старших дошкольников у 48 % детей был выявлен низкий уровень развития воображения. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем развития воображения не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 36 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем развития воображения до формирующего эксперимента составляло 16 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 24 %.

После проведения развивающих занятий дети сочинили оригинальные и детализированные сказки, пересказы знакомых произведений не встречались. В работах детей со средним уровнем воображения прослеживались эпизоды из ранее прочитанных сказок, то есть сочиненные произведения носят подражательный характер, и содержание рисунка частично отражало сюжет сказки. Значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем воображения. У этих детей сказки были придуманы о приключениях и волшебстве. Они сюжетно организованы, имеют логическую завершенность, что свидетельствует о том, что дети понимают и устанавливают взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. Возросла детализация в сказках, увеличилось общее количество персонажей, появились второстепенные персонажи, давались развернутые описания предметов и героев. Есть сказки, где заданный персонаж в теме становится второстепенным, что привело к увеличению количества оригинальных сказок. В рисунках дети старались передать не только героев, но и связный сюжет сказки, используя все многообразие художественных средств.

После проведения системы развивающих занятий на 8 % увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем развития воображения; при первичной диагностике высокий уровень был выявлен только у 16 % дошкольников; после формирующего эксперимента число старших дошкольников с высоким уровнем воображения составило уже 24 %.

Значительная положительная динамика (на 24 %) выявлена по среднему уровню. Так до реализации развивающих занятий число дошкольников со средним уровнем развития воображения составляло 36 %; после формирующего эксперимента у 60 % детей выявлен средний уровень развития воображения. Также надо отметить, что после проведения развивающих занятий на 32 % снизилось количество детей с низким уровнем развития воображения.

Разработанная система занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной. Занятия по изобразительной деятельности способствовали значительному повышению уровня развития творческого воображения, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

После реализации опытно-экспериментальной работы были составлены методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Развитию творческого потенциала детей способствуют незаконченные рисунки; неопределенные по форме образы и пятна; описания необычных, новых свойств предметов; задания на исследование образа-представления [4].

Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие [5]. Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления.

Для развития творческого потенциала старших дошкольников можно использовать следующие упражнения:

1) использование приема дополнения изображения (дорисовать фигуру, сконструировать дом (машину, корабль и др.), превратить силуэт руки в какую-нибудь фигуру, дорисовать кляксу и др.);

kol5.wmf

2) использование приема сочинения рассказов (составление истории по картинкам, сочинить одну общую сказку и др.);

3) использование приема составления образа из заданных элементов (создать необычное существо из имеющихся деталей и др.);

4) использование приема применения предметов в другом качестве (создать картину из пуговиц, соломы, пластилина и др.);

5) использование приема преобразования и усовершенствования предметов (если отщипывать от листа бумаги кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы; если много раз проткнуть лист бумаги в определенной последовательности, может получиться целый рисунок и др.);

6) использование приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями;

Таким образом, для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ педагогам необходимо: создавать условия для осознания ребенком своей индивидуальности; способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка; создавать ситуации успеха для каждого ребенка; формировать устойчивое положительное отношение к творчеству. Это возможно при организации взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей; уважении мнения и личной позиции ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Опытно-экспериментальная работа.

Выявление уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

При подготовке к диагностике уровня воображения дошкольников был сформирован список группы (Таблица 4), подобраны материалы, необходимые для диагностики по методикам, организовано помещение, уточнены и адаптированы по возрасту инструкции выбранных методик [33].

Особое внимание уделялось нормам и правилам проведения психолого-педагогической диагностики, с учетом возраста испытуемых. При проведении исследования не должно быть опасности для здоровья детей, нельзя нанести вред самочувствию детей, защитить дошкольников от ущерба жизнедеятельности.

Для осуществления диагностики развития воображения детям надо было выполнить четыре методических задания:

Список детей старшей группы

Возраст лет, месяцев

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

1. Подобрать методики для диагностики уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре.

2. Провести диагностику уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре.

В процессе исследования нами использовались такие методы как наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности.

Высокий уровень развития воображения (3 балла) – сочинить личнуюсказку, а не рассказать ту, которую уже слышали и читали. В придуманных сказках участвуют различные герои (не из знакомой сказки), которые совершают действия, придуманные ребенком;

Средний уровень (2 балла) - сказки, в которых дети основываются на известных сказках, но изменяют их. Общее изменения могут касаться героев сказки, но сюжет остаётся таким, же или можно изменить сюжет, но оставить тех, же героев.

Низкий уровень (1 балл) - пересказ знакомой сказки. Если ребенок фактически не понял задачу: рассказывал знакомую сказку (возможно, внес в нее некоторые изменения), или отказался выполнять задания

низкий уровень – 29,2 % (7 детей);

средний уровень – 33,3 % (8 детей);

высокий уровень – 37,5 % (9 детей).

Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики ребенку давалась сюжетная картинка, на которой изображены дом, дворовые постройки и др. (Приложение 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Также педагог даёт кружки-вставки, на которых изображены героев картинки (Приложение 1).

Все фигурки в кружочках имеют свое место на картинке. Педагог просит ребенка рассмотреть рисунок очень внимательно и расставить кружочки в "необычное" место, а затем объяснить, почему они там оказались. Методика проводится индивидуально.

Если ребёнок ставит кружочки с героями на "чужие" места, но объяснение вызывает у них затруднения, то ставится 2 балла, средний уровень.

Если же ребёнок без труда расставляет кружочки на "чужие" места и объясняет, что он делает, то ставится 3 балла, высокий уровень.

Итоги диагностики развития воображения детей старшей группы по данной методике размещены в таблице 6.

низкий уровень – 45,8 % (11 детей);

средний уровень – 50 % (12 детей);

высокий уровень – 4,2 % (1ребенок).

Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек (Приложение 2). Также понадобится карандаш.

отсутствие ответа – 1 балл (очень низкий уровень);

формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – 2 балла (низкий уровень);

сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – 4 балла (высокий уровень);

конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – 5 баллов (очень высокий);

Итоги диагностики размещены в таблице 7.

очень низкий уровень – 12,5% (3 ребенка);

низкий уровень – 45,8 % (11 детей);

средний уровень – 29,2 % (7 детей);

высокий уровень – 12,5 % (3 ребенка);

очень высокий уровень - 0% (0 детей).

Цель: определение уровня развития невербального воображения, способности создавать оригинальные образы.

Процедура проведения: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное;

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление;

3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, не оригинально. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны;

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

5- 7 баллов — средний;

3-4 балла — низкий;

0 - 2 балла — очень низкий.

Итоги диагностики размещены в таблице 8.

очень низкий уровень – 8,3 % (2 ребенка);

низкий уровень – 45,8 % (11 детей);

средний уровень – 29,2 % (7 детей);

высокий уровень – 16,7 % (4 ребенка);

очень высокий уровень - 0% (0 детей).

После проведения диагностики развития воображения у дошкольников старшей группы, был проведен анализ, обобщен в таблице 9.

Анализ результатов констатирующего этапа

Анализ результатов констатирующего этапа показал:

высокий уровень у 5 детей; средний уровень у 10 детей; низкий уровень у 9 детей.

низкий уровень – 37,5 % (9 детей);

средний уровень – 41,5 % (10 детей);

высокий уровень – 21 % (5 ребенка).

В основном детям понравилось участвовать в эксперименте. Они с удовольствием выполняли все задания: рисовали, расставляли картинки, сочиняли сказки. Дети радовались и делились своими впечатлениями после занятий. Были такие дети, которые не хотели заниматься, торопились, выполняя задания без аккуратности, потому что хотели играть.

На результатах диагностики могут отразиться особенности возраста дошкольников, так как это достаточно сложный возрастной период для проведения исследований. Детям бывает сложно объяснить, что именно хотят воспитатели, иногда дети проявляют отрицательные стороны взросления, бывают упрямыми, капризными, непослушными, пытаются спорить и др.

В результате диагностических исследований определились степени развитости воображения у старших дошкольников. Итоги диагностики по всем четырем методикам отражены на диаграмме (Рисунок 3).

Рисунок 3. Результат диагностики уровня развития воображения на констатирующем этапе эксперимента

Полученные результаты позволяют сделать нам вывод о том, что воображение у детей развито недостаточно. Есть часть детей, которые не могут в достаточной мере проявить фантазию, способность сочинить что-то. Детей, отличающихся особой оригинальностью, нестандартным воображением практически не выявлено.

Это может быть связанно с тем, что в детском саду, и в семьях, большее внимание уделяется дисциплине, строгому подчинению нормам, а детская непосредственность подавляется.

Всё это указывает на то, что необходима работа по развитию воображения детей.

hello_html_677fc330.jpg

Рисунок 6 Основное изображение

hello_html_m40c2d1f2.jpg

Рисунок 7 Кружочки с фигурками

hello_html_m787b9fe9.jpg

Рисунок 8 Изображение комнаты и солнца

Образовательной области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Задачи: - использование необогащенной среды в игре;

- создание эмоционально-благополучной атмосферы среди участников игры, совместной игровой деятельности, дружеского общения;

- развивать умение выбирать роль;

- поощрять детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

Методы и приёмы:

1. обогащение содержании игры путём внесения новой игрушки;

2. введение проблемной ситуации (брат заболел);

3. задание по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек самоделок;

4. советы взрослого;

6. раскрытие перед детьми лучших качеств ребёнка, поддержка его предложений;

7. своевременная смена игровой среды;

8. подведение итогов.

Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? Что делает их ребенок? Дети, давайте представим, что у кого-нибудь в семье наступил день рождения? Как мы его будем праздновать? Как вы думаете, с чего мы начнем игру? Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой и братом и сестрой кто парикмахером, кто будет продавцом в магазине, а кто придет поздравить куклу Машу.

2. Рассказы о профессиях родителей.

Игровые роли: мама, папа, братья, сёстры, дедушка, бабушка, врач, гости.

Каждый ребёнок рассказывает о выбранной роли в игре.

Использование необогащенной среды в игре. Дошкольники не используют готовые игрушки, а ищут их заменители среди имеющихся предметов.

Дети проигрывают элементарные хозяйственно-бытовые ситуации. Каждый выполняет обязанности своей роли.

В игре участвовали одна семья.

Дети назначили воспитателя в роли мамы.

Стоит отметить, что семья, в которой был задействован воспитатель, была более подвижная, активно играла, так как, знала, что надо делать, что и зачем следует. Дети стояли и наблюдали за всем этим. Это было до тех пор, пока не подсказала им, что следует делать (стряпать торт, накрывать на стол, сходить в магазин и в парикмахерскую).

Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? Что делает папа и другие члены семьи?

Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждет прихода посетителей. Эту ситуацию предложил педагог.

Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования. В настоящее время проблема развития связной речи дошкольников продолжает быть актуальной в педагогике. Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка. Методика обучению детей сочинению сказок отражена в работах Д. Родари, О.М. Дьяченко, О.А. Белобрыкиной, Л.Б. Фесюковой, Л.П. Стрелковой и др.

Сказка является одним из любимых жанров сочинений дошкольников. Слово сказки живет в детском сознании. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Цель исследования – изучить методику обучению детей сочинению сказок.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) рассмотреть психолого-педагогические особенности сочинения сказок дошкольниками;

2) выявить методики обучения детей сочинению сказок.

Практическая значимость исследования определяется тем, что методика обучения детей придумыванию сказок может быть рекомендована к использованию в практике работы дошкольного учреждения.

Теоретической и методологической основой для написания данной работы послужили: базовая учебная литература, результаты практических исследований видных авторов, справочная литература, прочие источники информации.

1. Психолого-педагогические особенности сочинения сказок дошкольниками

Процесс обучения детей сочинению сказок связан с развитием их творческого воображения [4, c.36].

Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает сочинение сказок, т.к. и оно может стать положительным результатом для развития творческого рассказывания детей при целенаправленном и регулярном его включении в различные виды деятельности [3, c.12].

Малыши-фантазеры с удовольствием придумывают начало или конец сказки, домысливают то, что могло предшествовать событиям, или что могло бы следовать; составляют контаминации на темы знакомых сказок (заменяют одного героя, времена года и т. д.); сами сочиняют сказки. Детские сочинения пока несовершенны, наивны. Отсутствие критического отношения к продуктам своего творчества позволяет им радоваться своим достижениям, а также гордиться ими.

Целенаправленная работа по развитию творческого рассказывания ребенка.

Особое место в словотворческом процессе по праву занимает один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка. Сказка является одним из эффективных средств развития связной речи детей, обучению творческому рассказыванию. Сказки вызывают у ребенка интерес к описаниям чудес, необычайным событиям, оказывают сильное эмоциональное воздействие.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (О.М. Дьяченко и др.).

Обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях.

Как же научить детей сочинению? В отечественной педагогике сложился особый метод приобщения детей к творческой деятельности, обучения их способам ее осуществления - творческие задания. Их много, но можно выделить две группы особо значимых для сочинений детей:

1) задания сотворческого характера;

2) собственно творческие задания.

Сотворчество со взрослыми.

1. На начальном этапе обучения рекомендуются задания на придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем.

Специфика использования этого задания - воспитатель, начиная сказку, определяет героев рассказа, его завязку, а дети продолжают и заканчивают. Подобные творческие задания ориентируют ребенка на структуру повествования: начало рассказывает педагог, а продолжение (развитие событий) и их окончание - ребенок. Задача - придумать разные события и непохожие окончания - направляет ребенка на поиск новых комбинаций.

2. Следующее задание - придумывание по плану воспитателя.

Педагог дает детям тему, готовую структуру сказки в виде плана. Вклад ребенка в данное повествование значительнее, чем в предыдущем задании, поэтому сочинение по плану требует от малыша большей речевой и творческой самостоятельности [4, c.54].

3. Задание - придумывание сказки на основе литературного образца:

- Изменение конца сказки. Не все сказки заканчиваются благополучно, а дошкольникам , активно сопереживающим героям, хочется, чтобы конец у сказки был счастливым. Это является поводом для предложения изменить сказочную развязку.

- Изменение сюжета сказки. Иную историю придумывают дети, но сначала дети вспоминаются и называются герои сказки.

Собственное творчество. Тема выбирается самостоятельно (подг. гр.).

Придумывание сказок по предложенным сюжетам (темам). Для этого вида задания важно правильно отобрать тему. Тематика для таких рассказов включает реалистические и сказочные сюжеты. Тема формулируется так, чтобы она:

1) позволяла детям создать повествование с четким сюжетным построением;

2) соответствовала опыту детей и уровню их речевого развития;

3) затрагивала чувства детей;

4) будила их воображение.

Трудность этих заданий - дети должны самостоятельно, без наводящих вопросов воспитателя отобразить содержание. Воспитатель может только напомнить структуру монолога [3, c.25].

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию.

2. Методика обучению детей сочинению сказок

- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);

- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон);

- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);

- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);

- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни) [5, c.64].

В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- идр. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.

Техника фантастических гипотез также строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Например: что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоет? Сочинения детей на такие темы позволяют увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.

Писатель также предлагает использовать литературные произведения для развития речевого творчество. Большие возможности заложены в хорошо знакомых детям сказках. Однако детей следует учить фантазировать, изменять привычный сюжет. Сделать это можно несколькими способами:

- новое слово меняет линию сюжета (Красная шапочка – вертолет);

- перевирание сказки можно осуществить путем изменения основных характеристик героев (Красная шапочка – злая, волк – добрый);

- продолжение сказки очень любят сочинять дети, когда не хотят, чтобы сказка закончилась (как Красная шапочка вернулась обратно домой после того, как ее спасли дровосеки);

- салат из сказок – это смешивание героев из разных сказок (Красная шапочка встречает в лесу Маугли);

- сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев (Пошел Буратино навестить черепаху Тортиллу…).

На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки [7, c.50].

Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору Л.Б. Фесюковой показалось важным затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.

То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нестандартные средства преподнесения сказок детям разнообразят не только экологические, но и другие виды занятий, и развлекательную деятельность.

Особо можно выделить в книге внедрение и описание нестандартного метода - опыты в сказках, апробированных Л.В. Рыжовой в течение 15-ти лет и являющихся её творческой находкой, что служит идеальным средством для решения воспитанниками проблемных ситуаций. В пособие включены не только рисунки родителей и детей, но и варианты демонстрационных и раздаточных моделей, карточек, таблиц, схем к опытам, разработанных автором книги и широко используемых на экологических занятиях педагогами.

Научные положения учёных-психологов легли в разработку содержания методических материалов по ознакомлению детей с художественной литературой автора: Л.П. Стрелковой, В.В. Шевченко и др. На основе их идей разработаны модифицированные нестандартные формы работы со сказкой, которые дали положительный результат на экологических занятиях и других видах деятельности в собственном педагогическом опыте [4, c.86].

Надо заметить, при выборе природоведческой сказки, рассказа педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребёнка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействовать на его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.

В дошкольной методике О. С. Ушаковой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгером, О. И. Киселёвой и другими разработаны модели описания персонажей, предметов, явлений, животных, времен года, профессий с учетом наиболее существенных с точки зрения познания характеристик и построения сюжетов сказок.

Технология активизирующего обучения речи О.А. Белобрыкиной нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Самым сложным порядком дидактического материала в мнемотехнике являются мнемотаблицы. Как правило, в них заложено графическое (частично графическое) изображение персонажей сказки, явлений природы и др. Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы, что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлочка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.). Постепенно вводится графическое (частично графическое) изображение (большой коричневый круг – медведь, маленький зеленый кружок – лягушка и др.).

Процесс обучения детей сочинению сказок связан с развитием их творческого воображения. Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает сочинение сказок, т.к. и оно может стать положительным результатом для развития творческого рассказывания детей при целенаправленном и регулярном его включении в различные виды деятельности.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки.

В отечественной педагогике сложился особый метод приобщения детей к творческой деятельности, обучения их способам ее осуществления - творческие задания. Их много, но можно выделить две группы особо значимых для сочинений детей: задания сотворческого характера; собственно творческие задания.

В методике развития речи определяют различные этапы обучения сочинению сказок: пересказ, соединение сказочных сюжетов (контаминация или компиляция), самостоятельное сочинение, обогащение литературного опыта, обучение приемам создания сказок, обобщение и систематизация знаний об особенностях жанра.

Список использованной литературы

Цель : изучить особенности воображения ребенка на словесном материале.

– наличие и устойчивость замысла (формулируется до начала сочинения, после сочинения, в процессе сочинения, не формулируется; ребенок следует замыслу, нарушает замысел, меняет замысел, не реализует);

– принятие задачи, оригинальность содержания (пытается сочинять собственную сказку; пересказывает знакомую; не принимает задачу);

– разнообразие персонажей и их действий (разнообразны, стереотипны, однообразны);

– структурная организованность сказки (выделяются зачин, кульминация, развязка; выделяются отдельные компоненты; компоненты не выделяются);

– детализированность сказки (описание персонажей и мест действия; называние отдельных характеристик; отсутствие описаний).

В примечании фиксируют особенности поведения ребенка во время выполнения заданий: заинтересованность, увлеченность, стремление выполнить правильно, наличие вопросов ко взрослому, эмоции, опора на собственный опыт, творческие проявления, способность к интеллектуальному усилию. Делают вывод об особенностях вербального воображения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях предлагаются методы и способы диагностики творческого потенциала учащихся.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г.о. Тольятти

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования

художественной направленности

методиста Елисеевой Светланы Борисовны

Пояснительная записка

Выбор темы обусловлен проблемой, с которой сталкивается без исключения каждый педагог дополнительного образования при наборе новый ребят в свои творческие объединения. Особенно художественной направленности. Как правило, педагог планирует свою работу заранее, выбирает и планирует репертуар на новый учебный год. Порой то, что планировалось невозможно осуществить по многим причинам и в частности из-за несоответствия выбранного материала творческому потенциалу новых обучающихся, готовности ребят к творческому процессу предлагаемого уровня. Хоть раз, но каждый педагог сталкивался с такой проблемой. Эта проблема легко решается с помощью диагностики - диагностики творческого потенциала, как предварительный контроль.

Достаточно давно творчество рассматривается как процесс, поиск, нежели как результат. Не всегда этот поиск приводит к высококачественному результату деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения. Если же в процессе понимания и решения этой проблемы человек, а в нашем случае ребенок отказывается от стереотипных способов мышления, обнаруживает новые методы решения или новые способы выражения, то это говорит о высоком уровне творческого потенциала или креативности. И конечно, если провести такую диагностику в самом начале занятий, можно скорректировать свой учебно-тематический план, репертуарный план, а главное выявить уровень креативности детей, а значит и построить индивидуальные образовательные маршруты, которые будут способствовать максимальному развитию творческих способностей ребенка.

На сегодняшний день разработано достаточное количество диагностических методик, все они требуют тщательного изучения их использования и времени проведения.

Из своего опыта предлагаю несколько тестов и творческих заданий, которые на мой взгляд, в течение нескольких занятий могут дать достаточно полную картину, способствующую скорректировать свою педагогическую работу в конкретном детском коллективе. Эти тесты не требуют длительности проведения, не требуют большой подготовки, на мой взгляд интересны детям, потому что провожу их в игровой форме. И ценны тем, что не только диагностируют детей , но и развивают.

Диагностика творческого потенциала обучающихся.

Тест И.Панарина.

Из предложенных фигур, выбрать ту, которая больше нравиться. Каждой выбранная фигура имеет свою характеристику.

Условия проведения : смотреть на фигуры не более 10-12 сек. Отвечать в течение

10-15сек. За 20 сек. Вам будет известно о каждом ребенке многое.

В своих работах профессор Ломов Б.Ф. утверждает: первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Это тоже можно продиагностировать.

Детям предлагается предмет (стул, ручка, лист бумаги и т.п.) и придумать использовать этот предмет по - другому.

Оценивается и отмечается оригинальность , активность, беглость.

Детям предлагается предмет и показать то, чем бы этот предмет мог быть, если бы он не был этим предметом (например: ручка – нож).

Придумать как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка.

Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми?

Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?

Среди различных методов психодиагностики творческих способностей человека наиболее популярный - тест Торренса. Американский психолог

Эллис Пол Торренс разработал 12 тестов, которые разбил их на три группы изобразительные, звуковые и вербальные.

Детям предлагается : 6 прямоугольников, подумать на что они похожи, дорисовать так, чтобы было видно, что это такое, назвать каждый рисунок. (6 кружков, 6 треугольников.)

Основными показателями креативности выступают:

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

Детям предлагается сочинить сказку. Для упрощения предложить детям конкретных персонажей, место действия и время.

Методика оценки сочинённой сказки- пятибалльная шкала с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым. (О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.)

Детям поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами (для дошкольников) или называют, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Им необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

При оценке данного задания, я учитываю активность выполнения и качество по уровням:

высокий уровень – точность, переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – показаны некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует, не активен.

Оценивается артестизм, смелость, активность.

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями или их имена и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку, манеру движений.

Предлагается ответить на вопросы :Почему их так зовут? Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежи?

Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

Читайте также: