Методика пишем сочинение вместе принадлежит

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Иванова Светлана Васильевна

Организация: ГБОУ Гимназия №1596

Населенный пункт: г. Москва, Ново-Переделкино

Как написать хорошее сочинение? Часто этим вопросом задаются не только ученики, которым никак не даётся это задание, но и родители, бессильные помочь своим детям, а также учителя, которые ищут новые способы и методы научить ребят написанию сочинений. Для одних - это настоящая мука, другие просто теряются перед чистым листом, третьи запасаются критической литературой, забираются в Интернет и "перерабатывают" созданное другими. Как же решить проблему наиболее оптимально и грамотно?

На этот вопрос дает ответ новая методика "Пишем сочинение вместе", разработанная профессором Ириной Георгиевной Минераловой. Будучи слушателем курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы, я ознакомилась с этой методикой, опробовала ее в своей работе и получила блестящие результаты.

В наш непростой век всеобщей информатизации зачастую сталкиваюсь с проблемой словарного запаса учащихся, отсутствием знания синтаксических средств языка, что тормозит программу развития речи школьника, мешает просто и понятно выражать свои мысли. Работая по данной методике, ребенок упорядочивает мысли в соответствии с требованиями предмета, учится писать правильно, красиво, обогащает язык и совершенствует навык письменного высказывания.

Само название "Пишем сочинение вместе" создает положительный эмоциональный настрой класса, снимает стрессовую ситуацию, когда, оставшись наедине с собой, ребенок должен выдать "нечто", угодное учителю и удовлетворительное самому. Здесь мы пишем ВМЕСТЕ, это значит: я не один, мне помогут, не надо бояться, все получится. Психологически школьник готов к тому, чтобы максимально использовать в работе свои возможности.

При работе над содержательной стороной сочинений важно помочь детям накопить жизненные наблюдения и осмыслить факты, почерпнутые из окружающей действительности, а также из произведений художественной литературы или других печатных источников; развить умение умело пользоваться этим материалом для раскрытия темы в соответствии с замыслом, а не списывать слово в слово из всевозможных сборников сочинений. Эта задача целиком и полностью реализовывается в работе по данной методике. Продуманы и логически выстроены предложения, представляющие собой план работы, которые учащийся может не только продолжить по одному из предложенных вариантов, но и творчески распространить, опираясь на собственные ассоциации. Он не наедине с "бурной путаницей мыслей", которая часто приводит к бессмысленному набору слов, малоубедительной речи, а в окружении верных помощников - подсказок, которые надо - всего лишь! - выбрать, какие хочешь. Так начинается своеобразное творчество, ребенок раскрепощается, пишет без опасений и тревоги, снимается барьер "а вдруг неправильно!". Постепенно он привыкает к самостоятельности мышления, учится реализовывать единицы словарного запаса в предложении, отбирать наиболее яркие, значительные наблюдения и впечатления, оттачивает свой слог и "почерк", одним словом, пробует перо.

В ходе работы ученик научается накапливать и отбирать фактический материал, тщательно продумывать аргументацию, выбирать языковые средства в соответствии с темой и основной идеей высказывания, редактировать и проверять написанное. Им движет желание осмыслить мир по-своему, пробивается детская самостоятельность.

А еще он читает свою работу перед всеми вслух, выставляя на всеобщее обозрение собственные мысли. Но поскольку работа коллективная, дети чувствуют себя раскрепощенно, ведь все ВМЕСТЕ, никто не поставит плохую оценку за возможные ошибки. Если на начальном этапе свои работы читают пять - шесть учеников, то к концу желающих становится больше. Совершенствуется навык устного высказывания, развивается "говорение", которого так боятся многие школьники. После прочтения работ вслух учителю не составляет труда отметить, в чем состоит достоинство сочинения. Особое внимание обращается на самостоятельность суждений автора, его искренность, на отдельные меткие фразы и слова. Поощрение успехом, даже если ребенок написал одно удачное слово, позволяет ему почувствовать уверенность в собственных силах, нужность этой работы, сопричастность к общему труду: он не лишний здесь, он свой, неповторимый. Такое внимание к результатам детского творчества благотворно влияет на отношение учащихся к работе над сочинением.

Хочется отметить еще одно достоинство этой методики. Поясняя учащимся содержание фразы, над которой они будут работать, учитель невольно переключается на собственные ассоциации или ситуации совместного со школьниками опыта, сочиняет вживую, придумывая на ходу, показывая живой пример работы над сочинением. Тем самым он становится на одну плоскость с учениками, оказывается таким же непосредственным участником, как и дети, что важно в психологическом плане. Дети чувствуют, что они в одной команде с учителем, ВМЕСТЕ решают общую задачу. Глаза "загораются", и начинается процесс творчества.

Методика "Пишем сочинение вместе" позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, помнить, что не всегда и не ко всем ученикам нужно и можно предъявлять одинаковые требования. Одним легко выражать свои мысли, выбирая продолжение фразы на основе личного опыта и ассоциативных связей, а другие добавляют к этому примеры из художественных произведений. Поэтому каждый работает сам, по своей программе, но вместе со всеми. И работы получаются не одинаковые, а объединенные общей композицией и наполненные глубоко личным, часто трогательным содержанием.

Любое ученическое сочинение — это работа, требующая от автора максимального напряжения творческих способностей, настойчивости и терпения. Только в том случае, когда учителю удастся преодолеть безразличное отношение ученика к результатам работы, только при условии воспитания взыскательного и требовательного отношения юного автора к словесному выражению мысли, учитель может рассчитывать на успех в обучении сочинению. Этого удается добиться благодаря работе по предложенному методу.

Чтобы научить ребенка успешно писать сочинения, надо дать ему почувствовать удовольствие от этой работы. Такой прием пошагового совместного написания, которым располагает данная методика, позволяет школьнику пережить состояние успеха, раскрепощает ученика, дает возможность почувствовать вкус родного слова, создает атмосферу совместного творчества. А уж если работа будет прослушана одноклассниками и положительно оценена, то удовольствие на уроке ребенок получит обязательно.

"Пишем сочинение вместе" - это не только уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, но и бесценная находка для учителя в работе над самым сложным школьным разделом. Используя ее, наблюдаешь, как рождаются школьные жемчужинки. Судите сами.

Отрывки из ученических сочинений на тему "Снежинка на ладони":

"Когда идет снег, я люблю вспоминать, как в детстве ловила ладонью маленькие и хрупкие снежинки. Они были такие холодные, красивые, но очень быстро таяли. А я все равно ловила новые и продолжала смеяться, радуясь этому зимнему чуду.

А вот сегодня я гляжу на волшебную и необыкновенную снежинку, и сердце радуется такой неземной красоте. Как можно было создать такое совершенство?!

Ее безупречная форма говорит мне о хрупкости и нежности этого мира. Ее узор напоминает мне симфоническую музыку, где все размеренно, совершенно. "

Фетисова Ксения, 7Б класс

Эта снежинка напомнила мне сказку "Снежная королева".Там осколок кривого зеркала попадает Каю в сердце, и оно превращается в кусок льда.

Правда ведь, в слове "снежный" есть нежность? Конечно, есть. Нежность Герды, ее доброта и забота победили "снежность" Кая. Значит, любая НЕЖНОСТЬ заполнит всякую сНЕЖНОСТЬ, не оставляя равнодушия, самовлюбленности, себялюбия.

Я буду беречь в себе это впечатление. Оно для меня было новым, хорошим.

Манукян Джулия, 5В класс

"Когда идет снег, я люблю вспоминать, как в детстве гулял по парку. Тогда тоже падал снежок , а я смотрел по сторонам , не замечая его красоты.

А вот сегодня я гляжу на изумрудную снежинку, и сердце радуется этому волшебному творению. Своей ослепительной белизной она похожа на яркую звезду, которая упала с неба. Ее безупречная форма говорит мне о красоте реального мира, которую мы часто не замечаем.

Легеза Влад, 6В класс

Отрывки из ученических сочинений на тему "Шар на новогоднюю елку":

"Возьми в руки шар и вглядись в то, что на нем запечатлел художник: зеленую елку с новогодней звездой, цветными шарами и мишурой. Летящий дракон в яркой шапке готов к волшебству : он раскрашивает морозцем окна в домах, предвещая наступление "огнедышащего" года.

Вдруг нахлынут сердечные воспоминания о том, как вся семья сидит за столом и ждет наступления полночи. Можно будет кричать "Ура-а-а!" и поздравлять друг друга с чудесным праздником - Новым годом! Это самые лучшие воспоминания, которые есть во мне, и они нахлынули на меня, когда я смотрю на этот шар.

Счастье и покой наполняют пространство комнаты. Прежде чем расстаться с шаром, повесить его на елку, запомню это мгновенье, ведь в нем тепло дорогих моему сердцу людей, радость общения с ними.

Я подумала : "Вот и слово, такое же хрупкое и трепетное. В него надо неторопливо вдуматься и с любовью поделиться им с миром. Пусть оно украшает мою елку и радует всех. Это слово - СЕМЬЯ!

Тихонова Ирина, 7Б класс

"30 декабря родители внесли в дом пушистую елку, ароматно пахнущую смолистой хвоей. Мне разрешили нарядить новогоднюю красавицу. Сначала мы повесили конфеты и разноцветные фонарики, а потом яркие шары.

Мне особенно нравится один шар. Каждый год, украшая елку, я боюсь уронить и разбить его. Осторожно возьму в руки и ,рассматривая рисунок на нем, помечтаю. Вижу белые домики, запорошенные снегом, месяц в небе и плавно опускающиеся снежинки. Вот - вот случится чудо! Скоро будет волшебство!

Когда свет в комнате выключают, мой шарик светится необыкновенным светом. Вдруг нахлынут воспоминания о далеком детстве, и я слышу колыбельную мамы. Я сладко засыпаю, веря в то, что мои желания обязательно исполнятся.

Панов Алексей, 7Б класс

"Я подумала: вот так и слово, оно тоже драгоценно. Им можно обидеть, унизить, убить. Или, наоборот, дать крылья человеку, обрадовать, спасти.

В слово надо тоже неторопливо вглядеться, как в шар, вслушаться в его музыку и с любовью поделиться им с миром. Пусть оно украшает мою елку и радует всех. Это слово - ЖИЗНЬ.

Фетисова Ксения 7Б класс

Отрывки из школьных сочинений на тему "Поздравлять с 8Марта. " :

Поздравлять с женским днём – значит радовать своих близких: маму, бабушку, тетю. Дарить нехитрые подарки, приготовленные своими руками: красивое панно или деревянную дощечку, или просто чистоту и порядок в своей комнате.

Есть один человек, которого я выделяю в своих поздравлениях, это мама. Почему я её выделяю среди других? Потому что она самый любимый для меня человек. Если вы познакомитесь с нею ближе, вы согласитесь, что её невозможно не любить. Ведь она подарила нам жизнь. Она не спит у нашей постели, когда мы болеем. Она просто мама, она есть, и я буду любить её всегда.

Что бы сегодня я пожелал ей? Я бы сказал, во - первых, что она самый близкий для меня человек на всем белом свете. Я очень ее люблю и прошу прощения за обиды, которые ей нанес. Если бы я на один миг стал волшебником, я бы исполнил для неё все самые сокровенные желания. В этот день желаю всем мамам, бабушкам и девочкам всего светлого, доброго и самого хорошего.

Стеклов Семен , 6Б класс

Поздравлять с женским днем - значит помнить, что женщину боготворили и уважали во все времена. Всех женщин, девушек, девочек любят за то, что каждая излучает сияние счастья, любви и доброты.

Есть один человек, которого я выделяю в своих поздравлениях. Это моя любимая мама. Почему я её выделяю среди других? Если вы познакомитесь с ней поближе, то согласитесь, что не любить её невозможно. Это удивительный человек, дарящий радость и сердечное тепло многим окружающим людям. Без ее нежного и заботливого отношения мне было бы холодно и неуютно, но мамочка любит меня, поэтому я чувствую ее ласку и доброту.

Дорогая мамочка! Я от всей души поздравляю тебя с первым весенним и чудесным праздником. Я очень хочу, чтобы он был для тебя самым счастливым, чтобы мир тебе улыбался, потому что ты самая чудесная, милая, доброжелательная и отзывчивая мамочка на свете.

Осипова Анастасия, 6Б класс

Поздравляю ли я с 8 Марта кого-нибудь? Это хороший повод поблагодарить любимую учительницу, задуматься на минутку об отношении к ней, пожелать счастья, добра, внимательных учеников. Сколько тепла, старания и заботы дарит она нам. С ней можно поговорить обо всем на свете. Мы очень ее любим.

Пулина Полина 6Вкласс

1. "Методика развития речи на уроках русского языка" /Под редакцией Т.А. Ладыженской/. М, 1980 г.

2. "Учитель словесности" И.И Улин, М, 1990 г.

3. "Обучение и воспитание на уроках русского языка" А.Д. Дейкина, М, 1990 г.

4. "Развивайте дар слова" Т.А Ладыженская, Т.С. Зепалова М, 1990 г.

5. "Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку" Н.Г.Алдакаева //Русский язык в школе. 2001 г. №6.

6. "Развитие творческих способностей и личности учащихся" Л.А. Ашевская // Русский язык в школе. 2001 г. №6.

7. "Как сердцу высказать себя?" Л.П. Сычугова //Русский язык в школе. 2001 г. №8.

8. "Роль родного языка в становлении духовного мира личности" М.Р. Львов //Русский язык в школе. 2001 г. №4.

9. "Праздник творчества на уроках русского языка" В.А. Синицын //Русский язык в школе. 2000 г. №6.

10. "Еще раз о редактировании текста" Л.Ф. Ивченков //Русский язык в школе. 1999 г. №2.

Методическая разработка

Методика работы над сочинением создана доктором филологических наук, профессором кафедры русской литературы и журналистики, Минераловой И.Г. Подготовка учеников к написанию сочинения – планомерная систематическая работа, предполагающая использование разных форм и приёмов. Один из таких приёмов – коллективное создание текста сочинения на предложенную тему.

Методическая разработка "Пишем сочинение вместе"

Методическая разработка

Методическая разработка "Пишем сочинение вместе"

Методическая разработка

И за окошком снова дождь… И за окошком снова дождь… Я произношу это слово и представляю… Я произношу это слово и представляю… O Тёплый летний дождик Тёплый летний дождик O Мелкую осенний дождь Мелкую осенний дождь O Шумный ливень Шумный ливень O Первую весеннюю Первую весеннюю грозу грозу O Стук капель в окошке Стук капель в окошке (свой вариант) (свой вариант)

Методическая разработка "Пишем сочинение вместе"

Методическая разработка

Воспоминания о дожде вызывают у меня Воспоминания о дожде вызывают у меня ощущение ( (ия) или чувство (а) ия) или чувство (а) ощущение одиночества одиночества Печали Печали Грусти Грусти Тревоги Тревоги Радости Радости Веселья Веселья Беззаботности Беззаботности Счастья Счастья

Методическая разработка "Пишем сочинение вместе"

Методическая разработка

Методическая разработка "Пишем сочинение вместе"

Методическая разработка

Помню, когда в детстве шёл дождь и Помню, когда в детстве шёл дождь и мне хотелось… мне хотелось… Распахните окна, отворите двери, Новый день впустите, звонкий, мокрый, спелый, Дождь прохладой щедро поливает клены, Чувствуете, пахнет свежестью зеленой. Не хочу быть дома, прятаться под пледом, По веселым лужам шлепаю я в лето.

Методическая разработка "Пишем сочинение вместе"

Методическая разработка



Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Люди, которые не умеют
и не учатся связно говорить и писать,
как правило, не умеют и не научаются думать.
А.Н. Привалов

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева "Отцы и дети". Какие темы сочинений могут быть предложены? "Образ Базарова в романе", "Конфликт отцов и детей", "Любовь в романе", "Композиционный особенности романа" и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы "Жизненный путь Печорина", ключевое слово — "путь", т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием "Редактор". Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, "Критики о Пушкине". И ученик "растекся мыслью по древу", не выделив сути.


Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться "объять необъятное". Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: "Любовь в жизни человека". Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, "Моя комната". Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: "Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем".

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — "альфа и омега" любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Поиск материалов для сочинения

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос "Какой…"

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

  • Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

    также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме "Зимний лес" учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему "Мой лучший друг", ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.
  • Прием "Дневник памяти". При работе над сочинением у детей нередко возникает "страх чистого листа" (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный "дневник памяти". Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

  • Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок).

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
  • Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение "на потом", и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы "Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени"):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова "Герой нашего времени".
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

  • А начинать лучше с… заключения. Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Анализ сочинений

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Презентация: Современная авторская методика по развитию речи

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Интересует тема "Современная авторская методика по развитию речи "Пишем сочинение вместе""? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 9 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку для 11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

Презентация: Современная авторская методика по развитию речи


Слайд 2

Методика разработана Минераловой И.Г., доктором филологических наук, профессором кафедры русской литературы и журналистики МПГУ


Слайд 3


Слайд 4

2. Воспоминания о дожде у меня, чаще всего, вызывают ощущение (ия) / чувство (а)

Печали Грусти Тревоги Одиночества (свой вариант) Радости Веселья Безмятежности Беззаботности 3. Когда идет дождь, мне хочется…


Слайд 5

4. Помню, когда я был (а) маленьким (ой), и шёл дождь, мне хотелось…

*** Небо хмурится сердито, Гонит со двора ребят, У меня окно открыто, Тучи в комнату глядят. Хоть совсем я не трусишка, Спрячусь быстро под плащом. Тучи смотрят - нет мальчишки, И заплакали дождем. (Агибалова Т.)


Слайд 6


Слайд 7

*** Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень далеко от дома, Мы спешили скрыться под мохнатой елью Не было конца тут страху и веселью! Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли точно в клетке золотистой, По земле вокруг нас словно жемчуг прыгал Капли дождевые, скатываясь с игол…


Слайд 8


Слайд 9

Читайте также: