Метод бургера сочинение по литературе

Обновлено: 02.07.2024

В мастер-классе рассмотрены приемы технологии критического мышления, способные решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению.

ВложениеРазмер
master-klass_priemy_raboty_s_tekstom.docx 35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере итогового сочинения.

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.

-Для начала предлагаю провести небольшую разминку.

Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами)

- Чему способствует проведение данного упражнения?

2. Вступительное слово

Однако при работе с текстом мы, педагоги, чаще всего сталкиваются с двумя проблемами, думаю, вы их сразу назовете. Какие проблемы возникают у вас при работе с текстом, с художественной литературой?

1. Дети не хотят читать и не читают, их читательский кругозор узок, следовательно

2. У них плохо развита речь, им трудно формулировать свои мысли, строить развернутое высказывание.

Для решения этих проблем и было введено в 2014 г. итоговое выпускное сочинение, оценивающее уровень речевой культуры учащегося, его читательский опыт, умение строить рассуждение на основе аргументации собственной позиции по избранной теме.

Всем понятно, что подготовку к этому виду сочинения необходимо начинать целенаправленно с пяти - шестиклассниками, но это в перспективе, а сейчас нужно уделять достаточное внимание развитию у выпускников школы различных умений при работе с текстом (слайд):

- умения находить нужную информацию в научных источниках, Интернете;

- умения давать критический анализ полученной информации, интерпретировать, понимать суть информации, для кого она предназначена;

- умения видеть главную и второстепенную информацию;

- умения выделять структурные и смысловые блоки информации;

- умения определять неточности в информировании, сопоставлять разные точки зрения, обосновывать свою позицию по проблеме;

- умения выделять ассоциативный план информации одного типа;

- умения в течение определенного периода времени (четверть, полугодие, год) осуществлять сбор информации, проводить систематизацию материала.

Одной из таких продуктивных технологий в обучении является технология развития критического мышления.

3. Приёмы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению (теоретическая часть)

Приемы данной технологии способны решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению, где учащиеся должны продемонстрировать самостоятельность мышления, глубину суждений, структурную стройность и речевую связность. Кроме того, эта технология помогает учителю в предельно сжатые сроки подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.

При обучении письменной речи приемы технологии развития критического мышления распределяются не столько в соответствии с этапами урока (вызов, осмысление, рефлексия), сколько в соответствии с этапами обучения сочинению: работа с формулировкой темы, работа с композицией сочинения, написание вступления и заключения, аргументация в сочинении.

взаимодействие с другими людьми (семьей, соседями)

самовыражению (избушка на курьих ножках удобна для своей обитательницы, и три поросенка тоже построили домики в соответствии с личными склонностями)

отношение к миру

чувство уюта и тепла, защищенности от невзгод

впечатление о хозяине

Цель кластера и денотатного графа – систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению. Это позволит значительно сократить время, поможет погрузиться в тему, а в дальнейшем – выявить плохо подготовленные темы направления, а значит, сделает работу над сочинением целенаправленной и систематизированной. С другой стороны, кластер и денотатный граф формируют лексико-тематические группы, которые можно будет использовать при написании сочинения.

В дальнейшем работа с составленными вопросами продолжается. Помимо основного вопроса, с опорой на который пишется вступление и заключение, выбирается два-три вопроса для главной части. Эти вопросы должны быть связаны с главным, раскрывать его содержание, и именно их можно проиллюстрировать литературными произведениями. Рекомендуется составить как можно больше вопросов: оставшиеся могут понадобиться, если аргументация текста будет слабой или объем текста будет недостаточным.

Самым сложным этапом в практической части написания сочинения становится создание вступления. Школьнику проще начать работу над сочинением с обозначения темы, её актуальности, остроты. Главное, подвести к основному, уже выбранному вопросу.

Существует несколько типов вступлений: аналитическое, биографическое, цитатное, историческое и личностное. В основе этой типологии лежит характер материала, рассматриваемого во вступлении. Вне зависимости от того, какой тип вступления выбран, рекомендуется закончить его главным вопросом рассуждения, а текст сочинения станет ответом на этот вопрос.

1 стр. – существительное

2 стр. – 2 прилагательных

3 стр. – 3 глагола

4 стр.- фраза из нескольких слов

5 стр – слово, резюмирующее тему

Оберегает, защищает, радует

Родительский дом – начало начал.

Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления.

Диамант (а) - (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:
1,7 стр – сущ. – антонимы

2 – два прил. к первому сущ.

3 – три глагола к первому сущ.

4 – два словосоч. с сущ-ми

5 – три глагола ко второму сущ.

6 – два прилаг. ко второму сущ.

Оберегает, защищает, радует

Приветливый дом, тяжелое бездомье

4. Практическая часть

  1. Работа в группах (аудитория делится на 3 группы):

1 – формулировка проблемы: составляют денотатный граф

3 – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн

Нажмите, чтобы узнать подробности

проверить степень и качество подготовки обучающихся 11- го класса к итоговому сочинению.

Объект контроля

Выпускники 11 класса

Вид и форма контроля

Методы контроля

наблюдение, анализ бланков ИС

Ответственные лица

Зам. директора по УВР М.Э Атуева

Результаты контроля

Справка /Рассматривается на совещании при директоре

01.12.2021 года было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11-м классе в МКОУ Новочановской СОШ в соответствии с приказом по школе

В написании итогового сочинения по русскому языку участвовали 5 обучающихся 11-го класса, что составило100 процентов от общего количества. Все обучающиеся писали сочинение, изложение не писал никто.

Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения обучающихся 11-х классов

Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения

Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № №ИС01122021-05

НАПРАВЛЕНИЕ

Комплект тем итогового сочинения

№ИС01122021-05

109 Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?

208 От чего предостерегают человечество антиутопии?

302 Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?

406 Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

504 Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Таблица 3. Выбор тем итогового сочинения выпускниками

Направление

Количество учеников, которые выбрали тему из направления

Критерий 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

С этой задачей справились 3 обучающихся на 60 процентов. Эти выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, Литературный материал используется как основа для собственных размышлений. 2 обучающихся 40% пересказывают содержание прочитанных произведений.

отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки: неудачное словоупотребление; употребление слов в несвойственных им значениях; плеоназм; тавтология; лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).

Экспертами комиссий отмечен низкий уровень грамотности в ряде работ.

Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися:

Правописание наречий, правописание сложных существительных, дефисное написание слов, правописание приставок пре- и при-, безударная гласная в корне слова, правописание –ться, -тся в глаголах; нарушение согласования и управления; ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами.

Типичные пунктуационные ошибки, допущенные учащимися:

Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися:

нарушение согласования и управления; ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами; нарушение границ предложения; абзацное членение предложений; неправильное употребление предлогов и союзов; неправильное употребление простой формы сравнительной степени прилагательного; объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц; ошибки в употреблении падежных форм прилагательных и существительных.

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильное написание, искажающее звуковой облик слова. Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать неграмотной.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Администрации ОО Атуевой М.Э, Уханевой И.А.:

1.1. Усилить контроль работы педагогов и обучающихся, ориентированной на качественный конечный результат по подготовке к ГИА.

1.2. Усилить внутришкольный контроль работы по индивидуальным образовательным маршрутам с выпускниками с низкой мотивацией и выпускниками, способными к достижению максимального результата на ЕГЭ.

1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников.

1.4. Проанализировать на ММО школьного округа причины допущенных ошибок.

2. Учителям русского языка и литературы Малышевой А.В., Уханевой И.А.:

2.1. Провести работу над типичными ошибками, которые допустили обучающиеся в итоговом сочинении до 06 декабря 2021 года.

2.2. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст.

2.3. Систематически проводить контроль за усвоением обучающимися изучаемого материала, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к итоговому сочинению (изложению) и ЕГЭ по русскому языку.

2.4. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы.

2.5. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения.

3 Классному руководителю 11 класса Стежка Д.А. довести результаты итогового сочинения до сведения родителей под подпись.

как написать эссе по госту.jpg

Нередко студентам и школьникам дают задание написать эссе. Казалось бы что может быть сложного: это то же сочинение, только чуть меньшего объема. Однако все не так просто – эссе представляет собой особый литературный жанр, который имеет свою специфику и особенности написания. Наша статья поможет тебе разобраться в том, что же это такое и как написать идеальное эссе.

Что такое эссе

Поэтому эссе представляет собой небольшое сочинение в прозе в свободной форме, в котором выражается авторское впечатление о чем-либо, краткое изложение мнения по определенному вопросу или проблеме.

В Большом энциклопедическом словаре мы находим немного иное определение, как: жанр философской, литературно-критической, публицистической прозы, подчеркивающий индивидуальность личности автора, изложение в свободной разговорной форме.

И, наконец, в краткой литературной энциклопедии эссе представлено как прозаическое сочинение небольшого объема и в свободной форме написания.

В последние годы эссе стали очень популярны. Их дают написать при приеме на работу. А также и по школьной программе стали давать задания написать эссе на предлагаемую тему.

Даже для сдачи экзамена школьников начали готовить к написанию таких небольших сочинений. А в один из пунктов экзамена написание эссе уже входит со списком конкретных направлений.

Итак, эссе что это? В общем и целом, эссе это совсем маленькое сочинение, в котором можно выразить свое мнение, предположение, эмоции и впечатление от чего -либо.


В зависимости от содержания, формы и стиля изложения теоретики литературоведения выделяют различные виды эссе:

  • художественные, исторические, духовно-религиозные;
  • рассказы, письма, дневники, рецензии, заметки, миниатюры;
  • описательные, повествовательные, критические, аналитические;
  • субъективные, объективные.

Границы эссе как жанра условны, поэтому для раскрытия темы автор может использовать свободный стиль изложения, делясь впечатлениями и суждениями касательно конкретного явления, предмета или глобальных тенденций, масштабных событий.

Отличие эссе от сочинения

Написание эссе отличается от обычного сочинения. И если задали писать именно эссе, а не сочинение, то нужно учитывать своеобразие этого жанра.

В эссе нельзя скопировать чужой текст из какой-нибудь интернетовской статьи (хотя и сочинение тоже должно писаться самостоятельно).

В этом жанре можно выразить свою личную точку зрения или позицию на конкретному вопросы /проблеме.

Есть еще одно интересное свойство у эссе, отличающее его от сочинения — это некая парадоксальность.

В эссе просто необходимо задеть читателя за живое, удивить, произвести впечатление.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Классификация эссе

Эссе бывают разного типа. Рассмотрим, чем они различаются друг от друга.

Эссе-описание

Такой вид письменной работы предусматривает просто изложение признаков предмета, события или личности. Не вникая в подробности исследования темы, дается поверхностное впечатление.

Эссе-повествование

Здесь имеет место быть рассказ о событии, оценка и эмоциональная окраска, свои впечатления придадут такому сочинению особую значимость. Никакой критики или глубокого анализа. Просто рассказываем, как это было, шаг за шагом.

Эссе-классификация

Тут мы должны дать описательную характеристику разных рейтинговых сущностей. Следует обосновать свое предпочтение тому или иному пункту.

Эссе-сравнение

Цель такого типа сочинения предельно ясна. Берутся два (или более) предмета, явления и описываются каждый по отдельности с подчеркиванием достоинств и недостатков, а затем делается вывод, какой из них более привлекательный (или же менее таковой).

Эссе-аргументация

Предполагается какой-то факт, ставится гипотеза для доказательства. Затем проводится небольшое (или какое получится) исследование, а письменно излагается результат этого исследования и дается оценка, подтверждена ли выставленная в начале исследования гипотеза.

Объем эссе и тематика

Как я уже сказала, эссе пишется небольшим объемом слов. Хотя некоторые эссе предполагают до 10 страниц, при этом:

  • введение от 0.5 до 1 страницы;
  • основная часть — 3-5 страниц;
  • заключение от 0.5 до 1 страницы.

Оформляется по требованиям, которые дают проверяющие, обязательно наличие титульного листа, списка использованной при подготовке к написанию источников информации.

И эти две дополнительные страницы входят в общий объем 10 страниц.

Что же касается тематики, то тут все просто. Вам дают список тем или одну конкретную тему, и вы пишете. Не допускается распространяться в своих творческих и писательских предпочтениях.

Одна тема — одно сочинение, тут без вариантов. Как говорится, если пишем эссе, то нужно зациклиться на одном единственном факте и писать только об этом.

Как выбрать тему

Когда вам не предоставили списка для выбора подходящей темы, а есть лишь направление, в котором нужно работать, прежде всего, учитывайте, кто будет читателем, для кого пишется данная работа. К примеру, может быть научно популярное эссе, научное эссе, мини эссе. Что будет интересно, например, для преподавателя или для комиссии, или вы пишите на заказ. Что будет оцениваться в этой работе, какие качества или взгляды будут критерием для оценки. В таком случае лучше выбирать тему, в которой сможете в полной мере проявить способности: умение аргументировать, четко высказывать свои суждения, отстаивать позицию, оригинально преподносить тему.

Если предоставлен список тем, выберите ту, в которой вы разбираетесь, тогда эссе получится интересным, вам приятно будет работать, а преподу — читать. Как написать эссе, если оно для работодателя? В таком случае будет, особенно ценится индивидуальность, искренность, уникальность, которую автор вложит при выборе темы и написании работы.

Структура эссе и план

Как и любое сочинение, эссе легче и правильнее писать по плану. Но не надо его раздувать до пунктов и подпунктов. Достаточно сделать три важные структурные единицы:

Замысел произведения вынашивался автором несколько лет. В 1867 году появляется рассказ о градоначальнике с фаршированной головой, съеденной с аппетитом в конце. Данный герой преобразился в губернатора по фамилии Прыщ. А сам рассказ стал одной из глав повести.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Русский писатель Салтыков-Щедрин в произведении «История одного города

Почему же этот когда-то лояльный человек так быстро становится жадным и развратным? Потому что у него не было моральных качеств, при помощи которых можно противостоять искушению власти.

Фердыщенко любил путешествовать по просторам своей вотчины в надежде, что от одного лишь его присутствия поля станут лучше, реки многоводнее, скотоводство продуктивнее. Но чуда не происходило, город приходил в упадок. А протестующих жителей продолжали усмирять при помощи военных. Но Фердыщенко продолжал свои выезды, ведь его всегда встречали с едой и музыкой. Бедный народ вынужден был каждый раз встречать должным образом градоначальника. Во время одного из таких приемов Фердыщенко пал жертвой собственной жадности к еде. Вот такой позорный конец управления этого алчного руководителя. Салтыков-Щедрин намекает, что нельзя безнаказанно унижать бедный народ.

Градоначальник Фердыщенко имеет прототипа. Это бывший денщик самого Потемкина. Общее между выдуманным персонажем и реальным человеком – их страсть к разъездам по городу. Ведь каждый раз люди их угощали, что очень им нравилось. Таким образом утолялась жажда наживы и славы.

Хотя может быть и так, что автор не стремился прямо отождествлять своего героя с его прототипом при помощи созвучности фамилий. Возможно, что ироничная фамилия дана герою для того, чтобы читатель сразу понял отношение писателя к нему.

Салтыков-Щедрин вводит образ градоначальника Фердыщенко с целью показать, что лучше бездеятельность, чем активная деятельность управителя ради собственной выгоды. Время, когда Фердыщенко не проявлял интереса к жизни города, было лучшим для жителей.

Автор осуждает царское самодержавие через призму разных образов градоначальников города Глупов, которые лишь стяжали и угнетали глуповцев.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения – это градоначальники и горожане – обитатели Глупова. Ниже приводится таблица с характеристиками. Дан кратко обзор основных персонажей.

Самое длительное правление в истории города. Предшественники запустили недоимки, поэтому Бородавкин взялся строго. В процессе сгорело более 30 деревень, а выручить удалось всего два с полтиной рубля. Обустроил одну площадь, высадил деревья на одной улице.

Постоянно застегивался на все пуговицы, тушил пожары, создавал ложные тревоги. Решал проблемы, которых не было.

Заставлял глуповцев возводить дома на фундаменте, разводить персидскую ромашку, употреблять прованское масло.

Мечтал присоединить Византию, после чего переименовать Константинополь в Екатериноград.

Первые правители

История города Глупова начинается, когда некий князь берет его под опеку. Примерно то же самое случилось и в реальном мире, когда к власти на Руси пришел варяг Рюрик. Автор дает характеристику всем градоначальникам Глупова:


  • Амадей Мануйлович Клементий — итальянский повар, получивший чин от герцога Курляндского. Правил с 1731 года. Прославился тем, что заставлял горожан готовить макароны. Покинул пост в 1734 году по причине ссылки за измену.
  • Фотий Петрович Ферапонтов — бывший парикмахер, бригадир. Продержался у власти четыре года. Отличился активной борьбой с неплательщиками налогов и любовью к зрелищам. Покинул пост по причине смерти, его растерзали в лесу собаки.
  • Иван Матвеевич Великанов — утопил служащего, постоянно избивал подчиненных. Догадался повысить налоги, чтобы наживаться на народе. Покинул пост спустя два года по причине ссылки из-за отношений с неподходящей дамой.
  • Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев — капитан-поручик, продержался у власти пять лет, проявлял безумную отвагу.
  • Ламврокакис — грек, беглец, у него нет чина или имени, торговец мылом и орехами. Выступал за образование и просветление народа. Правил с 1745 по 1756 год, умер в собственной постели от укусов клопов.
  • Иван Матвеевич Баклан — бригадир, чрезвычайно высокий и гордый чиновник. Спустя пять лет правления умер во время бури, ветер переломил его пополам.
  • Богдан Богданович Пфейфер — сержант гвардии, не продержавшийся на посту и года, уволен за невежество.
  • Дементий Варламович Брудастый — его прозвали органчиком за механизм, встроенный в голову. Держал Глупов в страхе, работал усердно, был отшельником. После его правления в 1762 году в городе воцарился хаос и междоусобная борьба.
  • Семен Константинович Двоекуров — активный чиновник, вымостил несколько улиц, организовал производство алкоголя, заставлял горожан заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа. Отличился попыткой сделать в городе учебное заведение и постоянными наказаниями горожан.
  • Маркиз Антон Протасьевич де Санглот — француз, друг Дидерота. Легкомысленный человек, любитель непристойных песен. Пробыл у власти два года.

Герои романа воплощают в себе преувеличенную глупость и самоуверенность, они безответственные, совершенно не заботятся о народе. Их правление не принесло Глупову ничего хорошего.

Второстепенные персонажи

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

Вариант 2

Глуповцы

Главными героями в произведении является народ, живущие в городе под названием Глупов. И основной чертой этого народа является их невероятная глупость. К тому же люди в этом городе легкомысленны. Также они предпочитают, чтобы ими кто-то руководил. Но главное, чтобы начальник ласково с ними себя вел и улыбался. Глуповцы избалованные невежественны люди.

Никто не желает стать их градоначальником. Но в итоге нашелся один человек, который согласился на правление в этом городе. Но когда у них появился начальник то жители стали страдать еще больше.

Брудастый

Странный правитель города Глупов. Он жестокий, всегда угрюм, суров. Он бывает очень жестоким, что доходит до приступа ярости. Брудастый постоянно фыркает и не общается с жителями. А как градоначальник он глупый и ограниченный.

Бородавкин

Этот герой является еще одним начальником города, он управлял около двадцати лет. Он решительный и деятельный человек, ему все время нужно что-то делать, а не сидеть на месте. Он всегда должен быть на чеку и в курсе всех событий. Все время повышает голос на жителей. Он сжег немало сел и деревень. Этим он заработал несколько рублей. Градоначальник Бородавкин умер внезапно.

Прыщ

Еще один правитель, который управлял всего несколько лет. Жители стали богатыми, когда правил начальник Прыщ. Дал жителем свободу. Он совсем не занимается делами города, ему абсолютно все равно на жителей.

Двоекуров

Правитель полон энергии, любит работать. Был высокого роста и крепкого телосложения. Открыл в городе пивоварню и медоварню. Хотел открыть академию, но не вышло. Он настойчив и серьезен. Заставлял жителей этого города употреблять в еду лавровый лист и горчицу, а тех, кто не ел, бить рознями или ссылал в Сибирь. Правил, пока не умер своей смертью. Двоекуров был самым умным и проницательным в истории правления города.

Угрюм-Бурчеев

Человек, разрушивший старый город и построивший абсолютно новый. Он глупый. Всегда обманывает. Издавал нелепые приказы, чтобы жители ходили в форме и жили по распорядку. В результате правитель пропадает. В своем правлении использовал жестокие методы, избивал жителей, издевался над ними. Его боялись.

Фердыщенко

Глупый начальник, который управлял около шести лет. Является выходцем из крестьянской семьи. Он добродушен, но очень ленив. Он любил много поесть и когда путешествовал по городу, то объелся и помер.

Другие сочинения: ← Образ и харктеристика Дориана Грея↑ ДругиеПо сказке Волшебник Изумрудного города →

От издателя

Аннотация гласит, что автор давно желал изложить историю какого-нибудь места. И нашел в архиве летопись данного населенного пункта, которую попеременно создавали несколько архивариусов. Она легла в основу произведения.

Рассказчик уверяет читателя в подлинности документа. В доказательство отсутствия художественного вымысла приводится аргумент об однообразии повествования. Текст целиком посвящен биографиям градоначальников и особенностям их правления.

Рассказ начинается с обращения последнего писаря, излагавшего хронику событий.

О корне происхождения глупцов

Глава описывает доисторический период. Племя головотяпов вело междоусобные войны с соседями, победив их. Когда последний враг был повержен, население растерялось. Тогда начали поиски князя, чтобы правил ими. Но даже самые глупые князья не хотели браться за власть над дикарями.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

Поклонение мамоне и покаяние

Преемник фаршированной головы – статский советник Иванов скончался от указа, которого не смог понять, лопнул от мыслительной натуги.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

На смену явился виконт де Шарио. При нем жилось весело, но бестолково. Административными делами никто не занимался, но было много праздников, балов, маскарадов, иных забав.

Анализ произведения

Произведение не может относиться к малым литературным формам: рассказу или сказке. По содержанию, композиции и глубине смыслов оно значительно шире.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

С одной стороны, слог, стиль письма напоминают реальные сводки. С другой – содержание, описание героев, событий, доведенные до абсурда.

Значение персонажей

Писатель хотел достучаться до человеческой души с помощью своего произведения. Он стремился убедить читателя, что человек должен полагаться в жизни на христианские принципы, иначе людская суть может сильно измениться. Это приведет к гибели человеческой души.

Правители в Глупове — реальные властители России. Но цель сатирической повести была не в насмешке над народом. Салтыков-Щедрин хотел подвигнуть общество к переосмыслению своей истории, чтобы искоренить человеческие пороки, недостатки общества.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

Читайте также: