Почему комедию недоросль называют комедией воспитания сочинение

Обновлено: 18.05.2024

1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым. Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами. Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

Действие третье.

Стародум рассказывает Правдину,

Явление III

Явления IV—VI

Явления VII— VIII

Явление IX

Возмущенные Кутейкин и Цыфиркин стыдят Вральмана, который зря ест свой учительский хлеб. Вральман пытается отбиваться, но Кутейкин с Цыфиркиным подступают к нему с доскою и часословом. Вральман бежит.

Действие четвертое

Явления I— VII

Явление VIII

Правдину приносят пакет. Прощаясь со Стародумом, он узнает, что утром Стародум собирается уехать.

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли.

Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм – одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.

/> Основные проблемы комедии “Недоросль” – это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и “дикого невежества старого поколения” (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания.
Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с “благородными” характеризует отношение диких помещиков к своим людям.

Одна из самых преданных крепостных Простаковой – мамка Еремеевна – служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”.

Причину злонравия своих героев Д. И. Фонвизин видит в их невежестве, “в собственном их развращении”. “Не умел грамоте” отец Простаковой и Скотинина, “ни от кого слышать не хотел” о ней их дядя Вавила Фалалеич; “от роду ничего не читывал” Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. “Без наук люди живут и жили”, ученье вздор”, главное уметь “достаточек нажить и сохранить” – к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян.
Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. “Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин.

По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.” Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле – это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой.
По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонер Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: “Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещенных поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании”.

Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.
Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам.
И в этом смысле комедия “Недоросль” для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим “руководителем” в воспитании.

Пьеса Фонвизина была написана во времена эпохи Просвещения. На тот момент искусство исполняло определенную функцию: оно должно было воспитывать. Денис Фонвизин написал классическое произведение современной ему эпохи.

Одна из главных героинь пьесы барыня Простакова совсем непросвещенная. Ни она, ни ее муж, ни ее брат не знают грамоты, не умеют считать и писать. Они думают, что это все в жизни не пригодится, без этого можно прожить. Главное – иметь деньги. Тот, кто богат – для них в почете, бедный – хуже животного. Скотинин, брат Простаковой, очень любил свиней. Он даже хотел жениться на Софии, чтобы заполучить этих животных.

Простакова тем не менее пытается дать образование сыну Митрофану. Дело не в том, что она меняет свои взгляды на просвещенность, просто на тот момент получать образование было модно. И все же Митрофан так и не смог познать науку. Из-за своей непросвещенности мать подбирает ему учителей-неуков, которые и сами на самом деле ничего не знают. Эта барыня все измеряла в деньгах. Простакова считала, что чем больше она заплатит преподавателю, тем лучше он научит ее ребенка.

Впрочем, мать не очень заботило качество образования Митрофана. Она часто вламывалась на уроки, слушала задания для сына и перечила учителям, ведь, по ее мнению, все это Митрофану в будущем не понадобится. Однажды она услышала задание по арифметике, где нужно было посчитать количество отданных денег. Ее реакция была мгновенной: Простакова тут же сказала сыну, чтобы никому не отдавал никаких денег. Эта сцена показывает всю глубину ее темноты и непросвещенности.

Естественно, что здесь можно увидеть не только одну проблему воспитания. И все же именно она становится центральной, потому что все остальные сводятся именно к этой проблеме. Родители для детей являются самым лучшим примером. Ребенок всегда подражает своему отцу или же матери. Митрофан не хотел учиться. Это и понятно, ведь мы видели отношение его матери к образованию. Проблема не только в том, что этот мальчик вырос непросвещенным, темным, но и в том, что его родители тоже невежды.

Фонвизин боролся с непросвещенностью России. Он считал, что настоящими руководителями смогут стать только те дворяне, которые были воспитаны в строгих правилах. Именно это, по мнению автора, позволит им быть более мягкими и гуманными по отношению к своим слугам.

Если бы старшее поколение дворян имело хорошее воспитание, то они никогда бы не позволили себе плохо относиться к другим людям, даже если те ниже их по чину. Если бы они жили в мире со своими слугами, считались с их проблемами и нуждами, то и крепостные отвечали бы им совестной работой и преданностью. А это в свою очередь точно имело бы благотворное влияние на развитие всей страны.

1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым. Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами. Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

Действие третье.

Стародум рассказывает Правдину,

Явление III

Явления IV—VI

Явления VII— VIII

Явление IX

Возмущенные Кутейкин и Цыфиркин стыдят Вральмана, который зря ест свой учительский хлеб. Вральман пытается отбиваться, но Кутейкин с Цыфиркиным подступают к нему с доскою и часословом. Вральман бежит.

Действие четвертое

Явления I— VII

Явление VIII

Правдину приносят пакет. Прощаясь со Стародумом, он узнает, что утром Стародум собирается уехать.

Читайте также: