Марсианин сочинение по фильму

Обновлено: 28.06.2024

Очередная марсианская экспедиция вынуждена экстренно сворачиваться, поскольку ее участники, а также все наблюдатели из НАСА не уследили за надвигающейся песчаной бурей, могущей запросто опрокинуть корабль, а вместе с ним – надежду людей выбраться с планеты живыми.

Эвакуация не прошла гладко – одного человека все же задело стремительно улетающим прочь от места старта оборудованием. Его не нашли и решили, что он погиб.

Вообще, этими мотивами, о решимости, крепости духа и несгибаемости, пропитан весь фильм.

Ни при каких обстоятельствах здесь не сдаются – ни Уотни, несмотря на свое катастрофическое положение, ни люди из НАСА, быстро перекраивающие всю космическую программу, затачивая ее на спасение одного человека, ни улетевшие астронавты, от которых, собственно, и будет зависеть спасение марсианского Крузо. Узнав, что он жив, сотрудники Агентства не будут спать, но выполнят свою задачу. Взорвалась одна ракета с припасами? Тут же найдут другую. Или – пробыть на корабле дополнительные пятьсот с лишним суток, сделав еще один рейс до Марса? Да запросто. Своих не бросаем.

И все – ради одного человека. Естественно, возникает вопрос, а не проще ли оставить его там? Не проще, потому что по версии Вейера – автора первоисточника, а за ним и Скотта, режиссера, люди на самом деле – самоотверженные, сильные духовно и физически, отличные, в общем, сущности.

А они все же есть. В первую очередь, их заметят те, кто знаком с книгой, хотя и прочие внимательные зрители обратят свое внимание. Дело в том, что создается впечатление, крепнущее к финалу, будто картина прежде была значительно больше, но ее старательно урезали, втиснув в двухчасовые границы. Словно взяли самые яркие моменты и грубо скрепили скотчем, каким Уотни все чинит вокруг себя. Тем не менее, скотч качественный, а потому в сюжете и диалогах нет никаких провисаний – что подтверждает мастерство и внимание к деталям создателей фильма.

И все же, наверняка у многих сложилось мнение, что из исходного материала, полного сюжетных тонкостей, технических нюансов и не в меньшей степени отличного юмора получился бы отменный сериал.

В завершении, нельзя не отметить по-настоящему превосходный актерский состав – абсолютно все сыграли как по нотам, а Дэймон и вовсе настолько гармонично перевоплотился в Уотни, что уже никто другой просто не будет восприниматься. Великолепно.

P.S. Порадуемся также и за Ридли Скотта, у которого вышел

P.P.S. А вы обратили внимание, сколько мусора осталось после Уотни, когда он взрывал свой модуль, разбирал ракету, чтобы улететь? И это только один человек…

Марсианин – фильм про выживание человека в экстремальных условиях. Гравитация о том же самом, но разница в том, что Марсианину помогают его знания и упорство, а в главной героине Гравитации – пафосные речи Джорджа Клуни и волшебные галлюцинации (а мешают – нарушающиеся всюду законы физики!)


Интерстеллар прекрасно снят, но наука и правдоподобность там принесена в жертву специальным эффектам, фантастичности и зрелищности. Не хочу сказать, что фильм ужасен в этом плане, но уж очень чувствуется, что диалог между режиссером и научными консультантами выглядел примерно так:

– нам нужны гигантские волны, размером с небоскреб!
– но так не получится. надо чтоб они там еще выжили.
– предложите наиболее правдоподобный сценарий!
– но физика.
– а еще черная дыра должна всех сохранить молодыми!
– но вряд ли мы захотим искать планету рядом с черной дырой. а если и найдем – рядом с ней никто не выживет.
– а вот захотели и выжили! Придумайте, как это обосновать так, чтобы бредовость была неочевидна!

И в Интерстелларе, и Гравитации больше внимание уделяется эмоциональным переживаниям главного героя/героини, призракам прошлого. В Марсианине показан настоящий триумф науки и реально крутой "ботаник". С блекджеком, скотчем и использованием деревянного Иисуса по истинному назначению.

Кроме того в Марсианине показано объединение людей из разных стран вокруг общей идеи – спасения человеческой жизни. Мораль мне видится такой: человечество может совершать невероятные дела, если люди будут действовать сообща и полагаться на научные знания и технику. Нам показывают триумф науки и научно-технического прогресса во всей его красе.

При этом фильм Марсианин выглядит намного правдоподобней своих предшественников. То, что показано в фильме, можно себе представить как сюжет, основанный на реальных событиях. Придраться к кое-каким мелочам можно, но ничего возмутительного и бросающегося в глаза нет.

В целом очень хорошо, что появился такой фильм, популяризующий науку, полеты в космос, со здоровым чувством юмора и с минимальным содержанием стандартных голливудских клише и драм, которые изрядно надоели.

Астрофизик Алексей Вареников позирует рядом с марсоходом Curiosity

Астрофизик Алексей Вареников позирует рядом с марсоходом Curiosity

Внимание: текст содержит спойлеры.


Марсианские ландшафты показаны довольно близко к реальности. Но есть некоторые нюансы: например, ветровая эрозия, которая на Марсе за последние миллиарды сильно сгладила существующие горы. Поэтому если в фильме показываются красивые вертикальные стены из скалистой породы, то на самом деле это очень редкое явление.

Вердикт: правдоподобен

Закат


Все закаты в фильме были показаны в земных красно-оранжевых цветах, на самом же деле закат на Марсе зелено-синий из-за углекислого газа в атмосфере — настолько депрессивный, что хоть вешайся.

Вердикт: неправдоподобен

Бури и ветра


Бури на Марсе — хорошо изученное явление, они имеют сезонную периодичность. Конечно, буря из фильма — это вынужденная драматическая завязка сюжета. На Марсе очень низкое давление и разреженная атмосфера (для сравнения представьте, каково на горе высотой около 20 км). Ветер там бывает действительно сильный, но он не сдувает. Единственное неприятное ощущение — мелкие песчинки, которые летят со скоростью 100 метров в секунду. От этого очень страдают камеры марсоходов — на их линзах остаются мелкие царапины. Но крупные камни марсианский ветер поднять не может, поэтому, если в фильме камни летают как мухи, в реальности такого быть не могло. Соответственно, и антенна не могла просто оторваться и улететь. Также небо в бурю не темнеет — из-за разреженности атмосферы оно становится красным.

Вердикт: неправдоподобен

Смерчи


Вердикт: правдоподобны

Сухой марсианский грунт


Вердикт: правдоподобен

Гравитация


Гравитация на Марсе чуть меньше, чем как на Земле, — где-то 40% от земной силы притяжения. В начале фильма заметно, как режиссер чуть-чуть замедлил кадры, чтобы реалистичнее передать гравитацию.

Вердикт: правдоподобна

Радиация


И, конечно, РИТЭГ, который он использовал в качестве обогревателя, в реальности намного жестче. Его лепесточки имеют температуру 150–200 градусов, а в самой батарее оксид плутония уложен небольшими таблетками. От радиоактивного распада они светятся красным светом и будут это делать еще десятки тысяч лет.

Вердикт: неправдоподобна

Жилой модуль


Вердикт: правдоподобен

Выращивание картошки, добыча воды и кислорода


Я не биолог, но выращивание картошки показано правдоподобно. Почва на Марсе содержит оксид железа — то есть ржавчину. По сути тот же самый песок можно найти, например, в США в долине Смерти. Воду для полива он тоже получал вполне достоверно: взял бочки с водородосодержащим топливом (гидразином) и окислителем, затем аккуратно поджег их. Кислород для дыхания он получал при помощи генератора закрытого цикла — они очень эффективны и используются сейчас довольно широко.

Вердикт: правдоподобны

Полное отсутствие связи с Землей


Обычно НАСА дублирует каналы связи, и выход из строя даже двух из них к полной потере контакта не приведет. Но на деле может произойти все что угодно, например повреждение антенны. При отсутствии связи в реальной ситуации действовать ему пришлось бы примерно так же — лезть в шестнадцатеричный код. Кстати, и программы в НАСА пишут на ассемблере.

Вердикт: правдоподобно

Офисы НАСА


Один в один. Все эти гениальные психи, которые рассчитывают траектории, действительно работают точно так же. Неважно, где и как ты живешь, важно, что ты умеешь делать и делаешь это профессионально. Лаборатория Реактивного Движения (JPL) одно из лучших мест на земле для занятий научной деятельностью. Правда, там нет чернокожих вообще, кроме одного приглашенного ученого из Франции и парня на ресепшене. Но азиатов там работает действительно много.

Вердикт: в целом правдоподобны

Найденный Pathfinder


Вердикт: неправдоподобен


Вердикт: правдоподобен

Взлет ракеты с Марса


Вердикт: неправдоподобен

Управление полетом с помощью дырки в перчатке


Это полный фейл. Для движения в одном направлении вектор тяги должен быть всегда направлен точно в центр массы объекта. И любое смещение приводит к вращению. Продырявив перчатку, он бы просто начал крутиться на месте.

Вердикт: неправдоподобно

Возможна ли подобная миссия когда-нибудь?


Первая ласточка возможности полета человека на Марс появится после возвращения грунта с поверхности Марса. В планах пока это стоит на 2020–2026 год, но стоимость этой программы просто нереальная. Только марсоход обошелся в $2,5 млрд, что сравнимо со стоимостью строительства небольшого городка.

Марсианская база тоже под большим вопросом. Наиболее оптимально с точки зрения денежных затрат сделать сначала лунную базу. А уже потом можно летать на Марс, стартуя с поверхности Луны причем практически без топлива — на магнитных ускорителях.

Конечно, на Марс вряд ли отправят людей всего на 30 дней, как в фильме, — это будет намного более долгая миссия. А значит, появятся психологические проблемы. Если последний эксперимент по имитации полета на Марс прошел успешно, то предыдущие были неудачными: капитан набил кому-то морду, и эксперимент прекратили. Кроме того, на космических станциях очень шумно: там постоянно что-то трещит, шипит и жужжит, а это является еще более тяжелой психологической нагрузкой, особенно когда люди находятся в закрытом пространстве.

Из проектов типа Mars One никто точно никуда не полетит. Если и полетят, то точно летчики. Хорошо, если вместе с летчиками пустят ученых. Путь в астронавты очень долгий.

На кинофестивале "Торонто-2015" показали фильм "Марсианин" от режиссера Ридли Скотта. Журналист из ComingSoon уже посмотрел фильм и делится рецензиям. Поверьте, этот фильм нельзя пропустить!


"Верните его домой"

Каст фильма:
Мэтт Дэймон - Марк Уотни
Джессика Честейн - Мелисса Льюис
Кейт Мара - Бет Йоханссен
Кристен Уиг - Энни Монтроуз
Себастян Стэн - Крис Бек
Шон Бин - Митч Хендерсон
Чиветел Эджиофор - Венкат Капур
Макензи Дэвиз - Минди Парк
Джефф Дэниельс - Тедди Сандерс
Дональд Гловер - Рич Парнелл
Майкл Пенья - Рик Мартинес
Эксел Хенни - Алекс Фогель

Режиссер - Ридли Скотт

Сюжет фильма:

Как и немногие фильмы кинофестиваля Торонто-2015, фильм "Марсианин" от режиссера Ридли Скотта, может быть недооценен как шедевр, после фильмов "Гравитация" Альфонсо Куарона и "Интерстеллар" Кристофера Нолана. Детальное сравнение этих фильмов неизбежно. Как и прошлогоднюю "Исчезнувшую", я не читал бестселлер Энди Уира до того времени, как посмотрю фильм. Это нужно было для того, чтобы понять, насколько сценарист Дрю Годдард внес свои изменения в сюжет фильма про космическое путешествие.


Фильм во многом удался благодаря игре Мэтта Дэймона, который отлично вжился в роль Марка Уотни с его чувством юмора. Хотя персонаж знал, что для него все закончится печально, когда он узнает, что остался один на Марсе после того, как его экипаж улетел с планеты во время экстренной аварии. После шторма на Марсе, где Капитан экипажа Мелисса Льюис, роль которой сыграла Джессика Честейн, улетает с поверхности Марса, нам показывает 20 минут или больше, как Марк Уотни пытается понять, что он сможет сделать, чтобы выжить на красной планете. По той причине, что Мэтт Дэймон недавно сыграл в "Интерстелларе" роль астронавта, который тоже остался один на планете, "Марсианин" может показаться зрителю лишним, так как мы уже видели много таких образов как персонаж Дона Чидла в "Миссия в Марсе" от режиссера Брайана Де Пальмы.


Попытки Марка выжить на Марсе занимает почти час. Вы будете полностью уверены, что он уже не сможет выжить на красной планете, но сценарий Дрю Годдарда дает вам надежду на спасение главного героя, заставляя держать вас на экране дольше благодаря юмору.


Отличная инфографика, где показана миссия "Арес-3".

Хоть и Мэтт Дэймон обладает особой харизмой и умением держать зрителя у экрана, но игра остального каста фильма выглядело на высшем уровне, среди которых можно выделить Джессику Честейн, Чиветел Эджиофор и Джеффа Даниельса.

Время от времени ситуация становиться совсем нелепым, так как сложно поверить в то, что на Марсе можно продержаться так долго, как Марк Уитни. После просмотра вам кажется, что научные факты показаны в фильме правдоподобно, но, кто мы такие, чтобы усомниться в достоверности науки в фильме? Научные действия со стороны главного героя растянуты на столько, что сложно разобраться, что он делает. Но, если переждать этот момент, то в конце вас ждет напряженная и захватывающая сцена, в которой наполнены исторические моменты из миссии Аполлон-13, несмотря на то, что фильм является художественным произведением.

Здесь хотелось бы добавить кое-что о 3D. Я смотрел "Марсианина" в 3D в том зале, где посмотрел "Гравитацию" 2 года назад в 3D. Могу сказать, что 3D не придает так многообещающего эффекта космоса, но ради сцены шторма стоит посмотреть в 3D.


Надеюсь все уже посмотрели фильм, поэтому обойдемся без спойлеров. Если еще не смотрели — лучше не читайте, а то впечатления от просмотра могут измениться. Сегодня разберем фильм на детали, и посмотрим, что в нем выдумка, а что похоже на реальность.

Марс

Первое художественное допущение и первое противоречие с реальным Марсом — это песчаная буря, из-за которой и начинается одиночное приключение Марка Уотни. Да, это сознательная выдумка автора книги Энди Вейера — таких бурь на Марсе не может быть физически — атмосфера слишком разреженная, поэтому ветер может лишь поднять тонкую сухую пыль. Песок от ветра может передвигаться только на несколько сантиметров в месяц. Точно так же ветер на Марсе неспособен угрожать установленной ракете, по крайней мере такой коренастой как в фильме.


Хорошо поработали художники над цветом неба. Днем оно именно такое — бежевое, переходящее в белое ближе к солнечному диску и черное — к зениту. Хотя в спокойную погоду, там светлее.


На Марсе цвет неба зависит прежде всего от концентрации пыли в атмосфере. Если ветреное межсезонье, то небо становится бежевым почти все. Если безветренная зима, то чернота неба спускается близко к горизонту.


В целом, марсианское небо можно представить и на Земле во время одной из песчаных бурь, прилетающих из Сахары.


А вот в марсианские пылевые бури цвет неба становится коричневым, как показано в некоторых пейзажах фильма.

С закатом операторы повторили ошибку, которую допустило NASA еще в 80-е. Земной опыт говорит нам, что закат красный, и если к нему добавим рыжую пыль, то получим более рыжее небо.


Но это ошибка. Атмосферы Марса не хватает чтобы рассеять солнечный свет до красной части спектра, поэтому закаты получаются голубыми — примерно настолько, насколько земная атмосфера рассеивает свет днем.


Местность для съемок "Марсианина" подобрали убедительную — на Марс похоже. Местами на соседней планете вполне можно найти что-то подобное. Ошибочность, а точнее введение в заблуждение, фильма в том, что он поддерживает стереотип однообразности марсианского пейзажа.


За свою поездку герой преодолел лавовую равнину, русло катастрофического наводнения, спустился в гигантский кратер. А по картинке кажется, что он постоянно катается по песочку меж трех выветрелых гор (хотя по сути так и есть).

Перед выходом фильма, NASA опубликовало спутниковый снимок местности, где по сюжету высадилась экспедиция Ares-3.


Можно увидеть, что ландшафт даже рядом не походит на тот, что мы видим в фильме. Перед нами как раз относительно молодая лавовая равнина, песка очень мало, старых гор со следами сильной эрозии тоже нет. Интересно было бы посмотреть на пупырышки небольших грязевых вулканов, которые там появлялись когда лава накрывала слои влажного грунта или льда. Но в целом, местность довольно скучная для науки, поэтому лететь конкретно в это место непонятно зачем, но об этом ниже.

Второе существенное художественное допущение, а скорее незнание автором вопроса, — это добыча воды. Автор книги так увлекся инженерными подробностями, что забыл про марсианские условия.


Если посмотреть на карту распределения воды в приповерхностном грунте Марса, то мы увидим, что в месте происходящих событий, вода составляет примерно 3% грунта. Это совсем немного, но уже больше ноля, т.е. для добычи воды на Марсе нужны не эксперименты с взрывоопасными токсичными компонентами топлива, а лопата и простенький самогонный аппарат дистиллятор. Более того, по спутниковым данным у марсохода Curiosity должно быть 5%, а он местами натыкался на слои в 6% и 10% воды, так что и Марку могло повезти.

Последнее, что в марсианской теме хотелось бы коснуться — это грунта. Фильм и книга тут нам насаждают тот же стереотип, что и с ландшафтами — будто Марс одинаковый. Астронавту понадобился грунт под картошку, он вышел за дверь и накопал.

the martian (11).jpg

Реально различные слои грунта на Марсе формировались в разных физических условиях, в разные климатические периоды, и содержат разные химические соединения. Поверхностный слой является свидетелем последнего геологического периода, когда вулканические газы насытили грунт серными и хлорными соединениями, испарения которых неумолимо убьют и картошку и героического колонизатора, едва на них прольется вода.

Есть на Марсе и более плодородные породы (как минимум менее губительные), вроде слоя глины, которую обнаружил марсоход Curiosity. Там есть и органические соединения, и двуокись азота, т.е. компоненты практически необходимые для успешного земледелия.


Причем содержание азота, кажется в сотню раз превышает норму внесения азотных удобрений для земных полей. Так, что перед посадкой картошки пришлось бы провести немало анализов и экспериментов, чтобы определить местные залежи потенциально плодородных грунтов, необходимое соотношение компонентов, возможно составить их смесь, и только после этого приступать к посевной.

Еще такой момент подсказывают микробиологи: чтобы грунт стал почвой, пригодной для земледелия, в его составе должна быть не только органика, но и нужные бактериальные культуры. Необходимый набор культур содержит навоз травоядных животных, а вот "продукты" человеческого происхождения для этого не очень подходят.

Один ляп, появляется в фильме еще до песчаной бури, когда астронавты бродят по окрестностям базы и коллекционируют камешки. Вроде бы все нормально, точно так же поступали в реальной высадке на Луне. Но на Луне исследование было на раннем этапе, когда любой подобранный камень оказывался бесценным подарком для всей земной науки, да и летали туда не ученые.

В отличие от Луны 70-х, Марс даже сейчас изучен очень неплохо при помощи спутников и марсоходов. Научные задачи людей на Марсе будут на порядок сложнее функций марсоходов, которые уже сейчас способны изучать встречные камешки, а к 2020-му году и собирать коллекцию планируют.

Все помнят, что Марс весь в кратерах? Так вот камни может принести взрывами за десятки километров, и подбирать обломки без привязки к залегающей породе — занятие бессмысленное. Даже марсоход Curiosity сейчас уделяет мало внимания встречным камням — он изучает залегание геологических слоев, их последовательность, мощность и состав.


Люди должны заниматься тем же, причем там, где это намного нужнее: на стенах каньонов, пещерах или в речных долинах. Только люди могут провести глубинное бурение, собрать керны, подготовить их к доставке на Землю.



После этих исследований Марку Уотни было бы гораздо проще и найти слои с повышенным содержанием воды в грунте, и пониженным содержанием ядохимикатов, но в книге и фильме об этом ни слова.

Пару слов скажу и о местах посадок. Точки выбраны автором, прямо скажем, “от балды”. Сейчас при желании можно найти участки марсианской местности, которые в первую очередь интересуют ученых: опубликованы предполагаемые места посадок марсоходов Curiosity и “Экзомарс”. Ни в одном из списков нет ни Ацидалийской равнины, ни кратера Скиапарелли. Зато во всех проектах рассматривается вариант посадки в долину Март (Mawrth Vallis).


По карте она располагается между книжными Ares-3 и Ares-4. Там очень интересные осадочные отложения оставшиеся в результате активной деятельности воды. Там в слоях можно найти много интересного. Вполне вероятно именно туда отправится “Экзомарс” или следующий марсоход NASA в 2020 году.


Фраза книжного и киношного главы NASA "Мы публичная организация, если сняли кадр, то должны его опубликовать в течение 24 часов" — это тоже фантастика. Реально открытость и пиар NASA — это добрая воля агентства, и осознание того, что чем лучше они покажут свою работу налогоплательщикам, тем больше они получат финансирования. Крупные миссии, к которым привлечено много внимания, они освещают активно, например с марсохода Curiosity или зонда Cassini все фотоснимки автоматически загружаются на открытый сервер в момент прибытия из космоса.

Другие миссии, вроде Messenger или New Horizons более сдержаны на публикацию сырья. Чтобы найти исходники Messenger надо изрядно потрудиться, а исходники New Horizons выкладывают с задержкой в недели и месяцы, как правило уже после публикации официальных пресс-релизов где выложены фотки подготовленные к публикации.

Все данные, в конечном счете, выгружается на PDS-archive, но с полугодовой задержкой. Это делается для того, чтобы ученые, которые работают в миссиях, успели их проанализировать, и сделать открытия. Для сравнения, европейские ученые так же ревностно относятся и к снимкам, например с исследователя кометы Rosetta некоторые кадры публикуются только через год после их получения.

Немец в составе экипажа NASA — это нормально. У США с Евросоюзом практически одна пилотируемая программа на двоих. Прямо сейчас они вместе строят пилотируемый межпланетный корабль Orion, наверно и летать будут вместе.

Самый больной для отечественного зрителя вопрос: "Где русские?".

Кто-то усмотрел в этом глубокий антироссийский пропагандистский замысел. Но, как мне кажется, нелюбовь к русским — это у Энди Вейера что-то личное. За всю книгу у него упоминается советская и российская космическая программа пару раз, и с довольно необоснованными наездами.

В извинение автора и создателей фильма можно сказать, что будь русские в их повествовании, то не было бы такой глубокой драмы с выкраиванием запасной ракеты для спасения астронавта. Найти "Союз" с "Фрегатом" чтобы закинуть тонну тушенки на Марс Россия всегда бы смогла. Индийские и европейские ракеты, к слову, в книге тоже проигнорированы, как и существование компании SpaceX.

Может в качестве извинения, а может просто от некомпетентности дизайнера, российский "Союз" попал на все постеры "Марсианина".


Совсем нереалистично прозвучала в фильме фраза китайского чиновника "Пусть решают ученые". В книге это еще как-то объясняется: мол пусть думают готовы ли они променять запуск солнечной обсерватории на полет тайконавта к Марсу. В фильме же, эта фраза подана как жест чиновничьего благородства и уважения перед научным сообществом.


Реально, дай научному сообществу волю, и оно вообще закроет пилотируемую программу, ибо в полетах людей 90% пропаганды и 10% науки. За стоимость одного полета человека к Марсу, всю Солнечную систему можно завалить обсерваториями, зондами и планетоходами, которые будут делать науку. Поэтому вопросы пилотируемых программ всегда решали и будут решать политики.

На сегодня завершим обзор фильма, а завтра продолжим разбор самой обширной технической стороны фильма.

Читайте также: