Мир детства в рассказе бежин луг сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Рассказы И. С. Тургенева – это видение мира и его изображение с позиции человека, хорошо осведомленного в вопросах крестьянского быта, традиций, жизни детей простого народа.

Автор уделяет особое внимание условиям, в которых дети крепостной Руси росли. Внешность напоминала о нищенском существовании, а род занятий лишь подчеркивал это. Ведь в таком возрасте они напоминали опытных пастухов, при этом действовали смело и лишь как дети, имеющие склонность фантазировать, воспринимали некоторые вещи пугливо.

В детском восприятии легко создавались образы злодеев. Под куполом ночи, не забывая о том, что нужно самим себе сварить картошку, они проявляли серьезность, ответственность. При этом за счет выдуманных историй, преувеличенных сюжетов дети не теряли своей детской наивности, перенимая часть манер поведения от своих наставников. Подобное времяпровождение ребят демонстрирует нелегкое время, когда дети вынуждены вместо обучения выполнять работу, посильную взрослым.

Благодаря мастерски описанной природе автор увлекает читателя в зону Бежина луга. Автор создает непринужденную обстановку, так как главными героями являются дети с охранявшими их собаками. Беседа под открытым небом на фоне природы родных просторов от заснувших полей до сияющих звезд и Млечного пути – все это дорогие сердцу каждого человека моменты, бесценные, несмотря на время года или суток. При этом писатель подчеркивает неразрывную связь природы и человека, так как благодаря явлениям окружающей действительности многое становится понятным. Несмотря на печальные мысли автора, на которые наталкивает его увиденная картина, рассказ содержит оптимизм героев которые, наслаждаются каждой минутой на природе, не переставая общаться, вспоминая разные истории.

Таким образом, за незатейливым сюжетом рассказа И. С. Тургенева скрываются насущные проблемы той эпохи, когда жестокости помещиков не было границ. Это отражалось на финансовой стороне, образовании и роде занятий крестьян. При этом дети оказывались заложниками подобной несправедливой системы. В таких условиях они набирались мудрости и опыта, характерного для взрослых.

Сочинение 2

Молодых парней, следивших за лошадями, было пятеро. Федя – это заводила, он рас в хорошей семье, где всегда был достаток. Павел – выглядел слегка нелепо, он был свободолюбивым парнем. Костя был похож на бельчонка с задумчивым и серьезным взглядом. Ваня считался самым скромным и тихим парнем из всей компании. Илюша был разговорчивый мальчик, он знал множество различных историй.

Парни принялись рассказывать Петру разные мистические рассказы. Они искренне верили в то, что говорят. Естественно это были не правдивые истории, но мальчики в них верили. Это была их невинная забава и развлечение.

В рассказе И.С. Тургенев уделил много времени на описание живописной и прекрасной природы. Он с любовью рассказывал про деревенские пейзажи, нежно описывал лучики солнца, восхищался красотой невесомых облаков. Читая рассказ у себя дома можно ощутить запах лета. Автор литературно описал процесс перехода ночи в день. Он объединил детей и природу в единое целое. Писатель в своем произведение описал свою любовь к народу и окружающему миру.

Рассуждение

Одним из главных героев повествования с которым знакомится читатель в первую очередь является Петр Петрович-охотник. Начало самого произведения дает возможность окунуться нам в колорит того времени, присутствует подробное описание природы, погоды и июльского вечера. Композиция рассказа достаточно многослойная. В произведении мастерски переданы тонкости детской психологии. Главный герой Петр Петрович был на охоте в лесу и когда решил возвращаться домой, свернул несколько раз не в том направлении обнаружил "Бежин луг". Там на лугу горел костер и вокруг него была толпа мальчишек: Илья, Федя, Павлуша, Ваня и Костя. Ребята беседуют друг с другом истории о всякой нечисти, ее проделках и варили картошку. Так как летом пасти лошадей днем было неудобно мухи и оводы не дали бы им покоя, то ребята стерегли их ночью. Детишкам было от 8 до 14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и чтобы себя как-то развлечь коротали время, болтая друг с другом о всяких небылицах. В их историях реальность была переплетена с поверьями и неграмотностью.

Автор показывает насколько порабощены простые люди идеей мистицизма. В столь юном возрасте ребята собирать ягоды, грибы, пасти лошадей, работать как дома, так и в поле. Детишкам также приходилось работать на фабрике. Можно сказать, что их жестко использовали, так как даже надсмотрщик не разрешил им на ночь уйти домой. В то время были особо применены физические наказания, как ко взрослым, так и к детям. Тургенев в частности выделил мальчика из бедной семьи, Павла. У него присутствовал проницательный взгляд, сильный и спокойный голос, он был умен не по годам. Пока все сидели Павлик наблюдал за огнем, варил картошку, и даже спас лошадей от волка. Писатель очень точно передал чувства сердечности, доброты и откровенности деревенских детей.

Описывая красоту окружающей природы, автор акцентировал внимание на проблемах простого народа: необразованность, безденежье, жестокое обращение помещиков и т.д. Центральной темой можно также назвать гармонию человека и природы пересекающейся с предрассудками в жизни тёмного крестьянства. Заканчивается рассказ описанием рассвета, который является заключительным аккордом. Мастерство писателя дает шанс почувствовать красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, но не принимается во внимание.

По рассказу Бежин луг

По рассказу Бежин луг

Популярные сочинения

Время…Как оно скоротечно. Каждому человеку на планете отведен определенный промежуток жизни. Кому-то суждено жить до ста лет, кому-то и вовсе пару лет. Никто не вечен

Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.


Ноя 30, 2017 | 3 комментария

Знаменитые Записки охотника Тургенева показывают нам жизнь простых крестьян. Об их судьбе мы узнаем от охотника, который и является главным героем. Каждый рассказ — это отдельная история и вот как раз Бежин луг знакомит нас с крестьянскими детьми. На Бежин луг, где у костра расположились крестьянские дети, герой произведения попал случайно летним вечером, когда заблудился во время охоты. Вот он попросился на ночлег к ребятам. Наблюдая за мальчишками и слушая их рассказы, охотник смог создать образы детей крестьян и теперь попробуем описать образы крестьянских детей из рассказа Тургенева Бежин луг.

Когда охотник спустился к детям, ему встретились пять ребят. Они сторожили табун лошадей и сидели у костра. Развлекались мальчики, рассказывая друг другу незамысловатые выдуманные истории. Охотник не участвовал в разговоре, он притворился спящим. Сам же внимательно слушал и наблюдал за детьми.

Бежин луг образы крестьянских детей

Рассказ нас знакомит с Федей, Павлом, Ильей, Костей и Ваней. Так Федор был самым старшим. Ему было четырнадцать. Ваня — это самый младший табунный сторож, которому было всего лишь семь. Если судить по разговорам и по одежде, то все они были крестьянскими детьми. Правда Федор отличался. По приметам он принадлежал к семье богатых родителей и к детям он прибился лишь для того, чтобы получить острые ощущения, приключения, ради забавы. Федор был одет в хорошие одежды, в то время как другие дети были одеты намного проще.

Создавая образы детей Тургенев изображает Федора красивым стройным ребенком, с полувеселой улыбкой. Он редко участвовал в разговорах, предпочитая больше слушать, нежели рассказывать. Павел хоть и был со взъерошенными волосами, но имел умный вид, да и в голосе чувствовалась сила. Это был смелый мальчик, который не побоялся побежать на шорох, проверяя лошадей. Он бесстрашный и не боится в одиночестве пойти за водой. У Ильи было неприметное лицо, горбоносое, вытянутое. У Кости было небольшое лицо, худенькое в веснушках, но его большие глаза были очень живые. Казалось, что они говорят больше, нежели мальчик выражал словами. Илья и Костя создают впечатление трусливых детей, может поэтому они больше всех рассказывают страшные истории, верят в нечистую силу и боятся ее. Вани почти не было видно, ведь он спал на земле изредка поднимая свою русую кудрявую голову.

Ребята были хорошими друзьями, и весело проводили время под занимательные истории. В историях присутствовали русалки, домовые, лешие и другие представители нечистой силы. Рассказы хоть и были выдумкой, но ребята всему верят.

В своей работе Тургенев создает богатый духовный мир детей, автор показал нам, насколько тонко эти дети могут чувствовать красоту природы. Сочувственное отношение к детям крестьян дает нам возможность не только с уважением относиться к ребятам, но и позволяет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Образы крестьянских детей в рассказе овеяны грустью и сочувствием. Тургенев проникся судьбой и внутренним миром детей, понял их радости, проблемы, тревоги.
Но, приходит утро и наш охотник прощается с ребятами. Он уходит, однако у нас остается хорошее впечатление о крестьянских детях и очень горестно от того, что в конце рассказа мы узнаем о смерти Павлуши, который больше всего симпатизировал автору.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

открытого урока по литературе в 6-б классе

Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя; развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.

Словарь урока: образ, армяк, россказни, предания, поверья.

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

План (заполняется по ходу урока)

Внешний вид. Детали (их роль).

Характер через поступки.

1. Слово учителя

- Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Что такое образ? Помогут нам выяснить лексическое значение слова ребята, которые работали с толковым словарем . В словаре Ожегова дано такое определение…. ОБРАЗ (слайд)

- Ознакомьтесь с рабочей картой, в которой вы будет выполнять предложенные задания.

Презентация. На фоне ее учитель читает:

Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

На краю далеком неба

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

У костра. (слайд)

- Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

- У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

2. Беседа (по реализации домашнего задания)

- К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

- Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут? (5 мальчиков: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

Портрет Феди

- Давайте познакомимся с Федей ( группа детей о Феде).

- Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.

- На что, какие детали обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

Армячок (знакомство с лексическим значением). АРМЯК - (Слайд)

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (Внешний вид). Запись первого пункта плана к раскрытию образа. ( Запись в рабочей карте).

Портрет Павлуши

- Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? ( глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель? ( Добавляем запись к 1 пункту плана.)

- Я знаю, что у ребят, которые готовили материал о Павлуше, есть для вас вопрос

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

Портрет Илюши

- Обратимся к рабочей тетради № 1 : задание 34 (2). По описанию героя определите, о ком идет речь в этом отрывке. ( Изображение Илюши)

- Что же заботит 12-летнего мальчика? ( Ученик рассказывает историю жизни и труда Илюши).

Вывод: Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

4. Узнай литературного героя.

- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя?

( У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?

- Как нас знакомит автор с пятым мальчиком Тургенев? (Рабочая тетрадь стр.19,задание 34 (4)

Художественная викторина. ( Слайд с описанием мальчиков)

- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

- Итак , по содержанию рассказа , мы узнаем, что охотник заблудился. Он долго не может найти дороги и выходит к Бежину лугу. Ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной.

- В чем же секрет превращения? (Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра).

6. Истории, рассказанные мальчиками.

- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

- Какие истории вам запомнились?

- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

- Прояснят нам этот вопрос ребята, которые внимательно читали текст и посчитали количество историй. (11 историй) Викторина – Слайд 13

- Давайте послушаем одну из историй. (Рассказывает ученик)

- Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, подавленность.)

- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь. ( Запись 2 пункта плана. Запись в рабочей карте).

7. Значение терминов

- Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания. Знакомство с определениями (учащиеся воспроизводящего уровня).

- Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей? (Слайд 15)

8. Реализация индивидуального домашнего задания

- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

- Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали? (Звучат1-2 былички). Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер ? (В поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись 3 пункта плана.

- Выполните последнее задание рабочей карты.

- Кого из мальчиков вы отнесли бы к определенному типу:

поэт (Илюша) деятель (Павлуша), барич (Федя), пугливый раб (Костя), дитя (Ваня) .

9. Выводы по теме урока

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

(доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

10. Подведение итогов урока, выставление оценок

11. Домашнее задание

1) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства


В своём рассказе "Бежин луг" Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя. Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Читайте также: