Мамы давно уже нет а я все еще мысленно говорю прости меня мама сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

20)Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела. 21)Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простерлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопченные дома и цеха. 22)Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно.

23)Ко мне подошел Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.

24)– Толя, ты должен быть мужчиной, – сказал он. – Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела. И помочь ей здесь никто не сумеет. Нужна срочная операция! А до города, сказали, довезти не успеют.

25)Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:

– Господи, спаси мою мамочку!

26)Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров – искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. 27)В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила еще тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. 28)Он услышал меня. 29)Могу ли я сомневаться.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924г.) – русский писатель, автор книг для детей и юношества.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

Один раз он обернулся, спросил участливо:

- Уморились? Тогда давайте посидим.

Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

- Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

- Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

- Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

- Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

- Руки то жжёт, жжёт…
И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
Он отговаривал её:
- Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

- Да ничего, ничего, Стёпа.

После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

- Так как же мы будем, Надежда?

Она вздрогнула, но сказала спокойно:

- Как все, так и мы.

- Рук у меня нету, Надя.
- Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
- Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай.

Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

У вас получилось неплохое сочинение, оно набирает баллы по основным критериям.

Обратите внимание на ошибки, они касаются, в основном, речи и стиля.

Это самый главный человек в нашей жизни, не будь её, не будет и нас . Она начинает любить нас задолго до нашего появления на свет.

Не будь - это форма условного наклонения, равная "если бы не было ее", поэтому в предложении следует соблюсти согласование времен: не будь ее, не было бы и нас.

Мама, уже когда мы становимся взрослыми, опять старается нас огородить только теперь уже от своей собственной навязчивости, зная нашу занятость.
Эти примеры, дополняя друг друга, позволили автору показать значимость мамы, силу её горячей любви в его жизни.

Слова плохо согласуются друг с другом, порождают речевую неточность и двусмысленность. Значимость мамы - речевая ошибка.

Ей под силу то, что не способно совершить никакое другое чувство .

Ей - кому? Маме? Но мама - это не чувство. Любви? Непонятно.

Высказывание не соответствует действительности:

мама подарила нам жизнь, никто, кроме неё, не способен радоваться нашим успехам или , наоборот, переживать за наши неудачи.
В литературе множество примеров, когда матери своим телом закрывали своего ребёнка от немецких пуль.

Матери (много) своим телом (одно) закрывали (много) ребенка (одного). Все это не соответствует друг другу в плане грамматики.

Надежда, нужно серьезно работать над речью. Кроме того, поучитесь выстраивать комментарий - сейчас он у вас больше похож на пересказ, чем на анализ.

2) очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.

Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение.

Сочинение ученицы по тексту А. Алексина «Прости меня, мама

Мама.… Нет тех слов, которых ты достойна. Нет тех чудес, которые бы могли с тобой сравниться. Мамы жертвуют собой ради нас. Им свойственны самоотверженность, нежное, любящее сердце. Но часто бывает так, что мы этого не замечаем. Не ставим в должное внимание их материнскую любовь и преданность. Проблему нашего отношения к матери поднимает в своем тексте А.Алексин.

Автор сокрушается о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно. Мы раздражаемся на них по пустякам, забываем позвонить в назначенный час, не задумываясь об их жертвенной любви. А наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить их поступки.

Действительно, мы в своих бесконечных суетах часто забываем о матери, спешим куда-то, вечно бываем заняты делами. А когда мы уезжаем, мамы нас ждут, не спят ночами, волнуясь и думая о нас. И сердце у них, наверное, болит и стонет. Мы же этого не замечаем. Редко говорим спасибо, вряд ли вспомнив о том, когда в последний раз сказали матери, что любим ее. Именно сейчас, при жизни, надо благодарить их за то, что они подарили нам самое главное – жизнь.

Наши матери делают для нас все, что в их силах. Но осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам очень поздно. Автор текста убеждает нас в том, что нужно беречь матерей и, если понадобится, попросить у них прощения. Мы очень часто бываем невнимательны к своим матерям. Текст проникнут некой ностальгией от того, что мы должны просить прощения у своих матерей при жизни, а не после смерти.


Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, отрабатывает навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ, помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности, показывает важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

ВложениеРазмер
urok_taraton_n.n.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №3 с.Булыга-Фадеево Чугуевского района Приморского края

Учитель русского языка и литературы Таратон Наталья Николаевна

Урок русского языка в 11 классе (подготовка к ЕГЭ)

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту ( часть С).

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения
  • продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.
  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие

II. Слово учителя .

… Мама- это самое близкое слово, самое нежное и дорогое!

- Какие слова ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы произносите слово МАМА? Изобразите рисунком в виде солнышка, где каждый лучик- это ассоциативное слово, словосочетание либо составьте синквейн.

( Любовь, теплота, уверенность, нежность, забота, нежность, рождает вдохновение и др.

Жалеет, любит, поддерживает.

Дорогой человек для меня.

III Основная часть.

3.1. Формулировка проблемы .

( Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту)

- Работая в паре, составьте из табличек с надписями структуру написания сочинения-рассуждения.

(Вступление/ проблема/ комментарий к проблеме/ позиция автора/ собственное мнение/ аргумент 1/ аргумент 2/ вывод). Вспоминая структуру сочинения- рассуждения, определяют цели урока.

До начала урока класс делится на группы, в каждой из которой есть сильный и слабый ученик

- Самое главное в работе над сочинением-рассуждением - определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст.

- Что такое проблема? (Проблема текста – это предмет рассуждения автора).

- Какие типы проблем вы знаете?

Одиннадцатиклассники перечисляют типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.

-Какими способами можно сформулировать проблему? (В виде вопроса или сочетанием слова проблемы с им.сущ., употребленным в Р.п.)

Чтение учителем текста А.Алексина

Прости меня, мама…

(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…

(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…

- Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать.

(В группах обучающиеся формулируют проблему при помощи речевых клише.

1) проблема жертвенной материнской любви;

2) проблема нашего отношения к матери. )

- Проблему вы должны будете прокомментировать и выразить отношение автора именно к этой проблеме.

3.2. Комментирование проблемы.

- Что такое комментарий?

(Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор )

- Назовите два типа комментария, поясните.

(Текстуальный- объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Концепционный- интерпретация пишущим проблемы исходного текста)

Комментарий первой проблемы: размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах и, возможно, больше, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы : размышления о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.)

-Прокомментируйте проблему, используя речевые клише

-А какова позиция автора?

(1. Жертвенность материнского чувства естественна;

2. очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти .)

3.3. Собственное мнение о позиции автора .

-Выразите свое отношение к позиции автора. ( Индивидуальное задание с использованием речевых клише) По желанию ученики (1-3) вслух выражают своё отношение к позиции автора

3.4. Аргументация собственной позиции.

1. Каждой группе дано одно из высказываний знаменитых людей:

«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется

-Как вы понимаете смысл данных высказываний? Рассуждая, приведите примеры из художественной, публицистической литературы или примеры из своей жизни или жизни окружающих.

2. Аргументируйте свою точку зрения. В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи- убедить адресата, укрепить или изменить его мнение в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис, аргументация, вывод.

(индивидуальное задание с использованием речевых клише).

Ребята обсуждают в группах.

(1.Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать и звонить ей. Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.

- способствовать формированию лингвистической компетенции учащихся:

- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

- содействовать нравственному воспитанию учащихся, уважительного отношения

Ход урока.

Слайд 1.

- Давайте вспомним композицию сочинения. Назовите элементы композиции.

1. Проблема текста.

2. Комментарий проблемы.

3. Позиция автора.

4. Собственное мнение (согласие-несогласие с автором).

5. Доказательство своей точки зрения. Аргумент 1

7. Вывод (заключение).

Слайд 2.

II. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите его стиль. Зачем нам нужнознать, к какому стилю относится текст?

В публицистическом произведении выявить проблему легче, потому что автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль.

Слайд 3.

Прости меня, мама…

(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой.(31) То в реальности, а то мысленно… (32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…

Докажем, что это текст публицистического стиля. ( Учебник ст.6-8)

-Функция текста: воздействие на читателя.

-Характеристика высказывания: призывность, страстность, выражение отношения к предмету.

-Языковые средства: риторические обращения, цитирование (15,24), контекстуальные антонимы (31), градация (13), парцелляция (5).

- Какие способы формулировки проблемы вы знаете?

1. В виде вопроса или нескольких вопросов.

2. Сочетание слова проблема с именем существительным в родительном падеже.

Поверим, что у вас получилось.

В тексте две основные проблемы:

- проблема жертвенности материнской любви;

- проблема нашего отношения к матерям.

Слайд 4

  1. Комментарий проблемы.
  2. - от текста к действительности. Предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, то есть связываем мысли автора текста со своими знаниями о жизни.

-На каких примерах автор рассматривает проблему?

- Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

- На чьи мнения ссылается автор? Почему?

Типовые клише.

Автор заставляет читателя задуматься над…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Проблема рассматривается автором на примере…

Концептуальный- от действительности к тексту. Предполагает вашу интерпретацию с опорой на понимание проблемы.

  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли она?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
  • Какой аспект проблемы раскрывает автор?

Типовые клише.

- Автор обращает наше внимание на то…

- Данная нравственная ( или другая) проблема актуальна в (наше время или во все времена)

- Как и большинство из нас автор считает, что…

Проверим, что у вас получилось.

  1. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, жертвовать карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.
  2. Осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходит слишком поздно.

Слайд 5

- Выберите проблему, над которой вы дальше будете работать.

4. Определение позиции автора.

Вернемся опять к тексту А.Алексина, известного писателя, публициста, сценариста, автора повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых. Сформулируйте позицию автора. В каких предложениях текста она высказана?

(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать.(проблема 2)

Слайд 6.

5. Высказывание собственного мнения (согласие-несогласие с автором).

- А теперь выскажите свое мнение по поводу позиции автора. Помните, что, кроме согласия или несогласия с этой позицией, вы должны еще обосновать причины.

6. Подбор 2-х аргументов из произведений художественной литературы.

- Вспомните, какие типы аргументов можно использовать в сочинении?

Слайд 7.

Логические (реальные факты, статистика), иллюстративные (конкретные примеры из жизни, художественной литературы), ссылки на авторитет (общественное мнение, цитаты из авторитетных источников).

- Ссылки на мнение известного, уважаемого человека;

- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

- поучительные события из жизни выдающихся личностей;

- цитаты из авторитетного источника;

- выводы науки и статистические данные;

- события из жизни страны;

- примеры из читательского опыта (тексты произведения художественной литературы).

- Подумайте, какие произведения литературы можно привести в качестве примера-подтверждения ( они оцениваются 3 баллами).

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать высказывания знаменитых людей.

Запишите не менее 2 произведений в тетради. По мере выполнения задания поднимайте руки.

6. Объяснение итогового вывода – заключения сочинения.

- Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении. Давайте прочитаем таблицу и еще раз вспомним, каковы типичные цели заключения.

Слайд 8

1) Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию

В заключение сказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.

2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.

3)Сделать прогноз, высказать предположение

4) Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию

- Заключение вы обдумаете и напишите дома.

Итог урока.

- Подведем итог урока. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции, кроме аргументов и заключения. Это ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы напишем сочинение целиком и вы все получите отметки.

Читайте также: