Мама куда то ушла распутин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Одиночество… Что это для нас? Для кого-то одиночество — это самый большой страх, а кто-то любит иногда побыть в одиночестве, наедине с собой. Герой рассказа Валентина Распутина впервые в своей пока что короткой жизни столкнулся с этим чувством.

Мальчик, от лица которого ведётся повествование, просто не обнаружил дома свою маму.

Это был первый раз, когда малыш проснулся и не увидел рядом родное, привычное лицо матери.

Интересно наблюдать за ситуацией именно со стороны ребёнка. Ведь, действительно, именно такие чувства дети испытывают, просыпаясь среди ночи и не находя рядом маму, пробуждаясь утром и не получая знакомый поцелуй, не видя милого лица. Родители часто удивляются и даже ругают малыша, если он расплачется из-за такого, казалось бы, пустяка — отсутствия любимого человека рядом. В. Распутин показывает, что на самом деле происходит на душе ребёнка. Пронзительно, честно, на грани — так эмоционально может мыслить только ребёнок.

Он ищет мать. Не сразу поддаётся порыву плача, сначала тщательно исследует квартиру, но не находит. И тогда к мальчишке подступает отчаяние. Как же это, мамы нет? Он плачет, потому что не может понять, где она и почему оставила ему. Потом успокаивается и предпринимает ещё одну отчаянную попытку отыскать её. Не выходит: мама ведь ушла! Читателю могут показаться глупыми эти поиски: ведь и без того понятно, что мать отлучилась куда-то из дома, а не сидит, притаившись, в дальнем уголке. Но мальчика всё сильнее и сильнее охватывает отчаяние, он не может смириться, он ищет, плачет и не сдаётся.

Он так хочет быть молодцом для мамы. Она значит для него так много, и, может, в этом и заключается причина столь острой реакции на её отсутствие. Даже окончательно убедившись в том, что она ушла, мальчик решает: не буду плакать, буду молодцом, а лучше поиграю в игрушки, спокойно дождусь её.

Любимая игрушка — одноногий зайка, которого малыш любит именно за то, что у него одна нога. С ним можно играть в доктора, лечить его больную ножку. Зайка никогда не бывает против. Зайка — отличный компаньон. Вот только в этот раз болит у мальчика — и отнюдь не нога. А зайка вдруг оказывается бессильным. Безмолвным наблюдателем, что, как внезапно понимает мальчик, видел, как его мама ушла.

. — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления . Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у Христа на елке". В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские . Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой .

Мальчик, впервые столкнувшийся с одиночеством, напуган и в смятении. Родителям не следует забывать об этом, когда обстоятельства вынуждают их оставить ребёнка одного.

Примеры похожих учебных работ

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

. дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием малых форм фольклора" рассмотрено состояние исследуемой проблемы на .

Какова роль матери в жизни ребенка?

. в человеческой душе. Ведь не найти человека более близкого и родного, чем мама. Сочинение: Роль матери в становлении личности ребёнка (420 слов) Матери . Она помогает нам сделать первый шаг и идти по жизни уверенно. Зная, что у тебя есть такой друг, .

Дети войны — рассуждение

. Вот такой рассказ я услышала от своей бабушки. Мне стало очень жаль тех детей, которые жили в то военное время. Я считаю, что мы . Это сочинение я посвящаю тем детям. Детям 1941-1945… Детям войны. . страны: фронт и тыл. Мы много знаем про страшные бои, .

Про маму для всех классов

Муха была первым, что увидел мальчишка после пробуждения. В доме было тихо. Впервые он остался один.

Мальчик бегом обследовал квартиру, но никого не обнаружил. Он долго пытался разговаривать с прятавшейся мамой, пока не убедился в ее отсутствии. А после заплакал и стал дергать дверь. Дверь была заперта и, сильно ударив ее босой ногой, ребенок плакал уже от боли. Но в квартире было по-прежнему тихо. Ничего не поменялось и после того, как мальчик открыл и закрыл ладонями мокрые глаза. Тогда он пообещал больше не плакать. Утершись одеялом, он придумал новую уловку, на которую мама обязательно бы среагировала: громко объявил о свое желании сесть на горшок.

В любой другой момент мама сразу же бросилась бы к нему. Но в комнате никого не было. Тогда мальчик решил отвлечься игрой со старым одноногим зайкой. Они часто играли во врача и пациента, и бедный зайка привык уже к уколам гвоздя. К сожалению, он не мог поддерживать беседы, отвечая молчанием на все требовательные вопросы ребенка.

Рассердившись, что зайка не знает, куда ушла мама, мальчик бросил того на пол и стал пинать. В следующее мгновение он раскаялся в своем поступке: игрушка была одноногой и просто не могла никуда убежать.

На лестнице почудились шаги. За дверью не было никого. Мальчишка снова заплакал, на этот раз от осознания одиночества. Иногда отчаяние одиночества сильнее ранит, чем физическая боль.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мама куда-то ушла — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

Никто ему не ответил.

— Мама! — позвал он. — Я молодец, я проснулся.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную — там тоже никто не прятался.

— Мама! — крикнул мальчишка.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

— Мама, — как можно спокойнее сказал мальчишка, — я проснулся, а тебя нету.

— Тебя нету, да? — спросил он.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

Валентин Распутин

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.
Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

Никто ему не ответил.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

Заяц молча согласился.

— Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами.

Он обо всем забыл, этот мальчишка.

Заяц продолжал молчать.

Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать.

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

Никто ему не ответил.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

Заяц молча согласился.

— Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами.

Он обо всем забыл, этот мальчишка.

Заяц продолжал молчать.

Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать.

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

СОДЕРЖАНИЕ

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

Никто ему не ответил.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Рассказ, Произведение, Мальчик, Ребенок, Малыш, Одиночество, Внезапно, Наблюдатель Одиночество… Что это для нас? Для кого-то одиночество — это самый большой страх, а кто-то любит иногда побыть в одиночестве, наедине с собой. Герой рассказа Валентина Распутина впервые в своей пока что короткой жизни столкнулся с этим чувством.

Мальчик, от лица которого ведётся повествование, просто не обнаружил дома свою маму.

Это был первый раз, когда малыш проснулся и не увидел рядом родное, привычное лицо матери.

Интересно наблюдать за ситуацией именно со стороны ребёнка. Ведь, действительно, именно такие чувства дети испытывают, просыпаясь среди ночи и не находя рядом маму, пробуждаясь утром и не получая знакомый поцелуй, не видя милого лица. Родители часто удивляются и даже ругают малыша, если он расплачется из-за такого, казалось бы, пустяка — отсутствия любимого человека рядом. В. Распутин показывает, что на самом деле происходит на душе ребёнка. Пронзительно, честно, на грани — так эмоционально может мыслить только ребёнок.

Он ищет мать. Не сразу поддаётся порыву плача, сначала тщательно исследует квартиру, но не находит. И тогда к мальчишке подступает отчаяние. Как же это, мамы нет? Он плачет, потому что не может понять, где она и почему оставила ему. Потом успокаивается и предпринимает ещё одну отчаянную попытку отыскать её. Не выходит: мама ведь ушла! Читателю могут показаться глупыми эти поиски: ведь и без того понятно, что мать отлучилась куда-то из дома, а не сидит, притаившись, в дальнем уголке. Но мальчика всё сильнее и сильнее охватывает отчаяние, он не может смириться, он ищет, плачет и не сдаётся.

Он так хочет быть молодцом для мамы. Она значит для него так много, и, может, в этом и заключается причина столь острой реакции на её отсутствие. Даже окончательно убедившись в том, что она ушла, мальчик решает: не буду плакать, буду молодцом, а лучше поиграю в игрушки, спокойно дождусь её.

Любимая игрушка — одноногий зайка, которого малыш любит именно за то, что у него одна нога. С ним можно играть в доктора, лечить его больную ножку. Зайка никогда не бывает против. Зайка — отличный компаньон. Вот только в этот раз болит у мальчика — и отнюдь не нога. А зайка вдруг оказывается бессильным. Безмолвным наблюдателем, что, как внезапно понимает мальчик, видел, как его мама ушла.

17 стр., 8006 слов

Мальчик, впервые столкнувшийся с одиночеством, напуган и в смятении. Родителям не следует забывать об этом, когда обстоятельства вынуждают их оставить ребёнка одного.

Примеры похожих учебных работ

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Какова роль матери в жизни ребенка?

… в человеческой душе. Ведь не найти человека более близкого и родного, чем мама. Сочинение: Роль матери в становлении личности ребёнка (420 слов) Матери … Она помогает нам сделать первый шаг и идти по жизни уверенно. Зная, что у тебя есть такой друг, …

Дети войны — рассуждение

… Вот такой рассказ я услышала от своей бабушки. Мне стало очень жаль тех детей, которые жили в то военное время. Я считаю, что мы … Это сочинение я посвящаю тем детям. Детям 1941-1945… Детям войны. … страны: фронт и тыл. Мы много знаем про страшные бои, …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.

- прочитать рассказ Распутина; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;

- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;

- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим близким.

Технологии: продуктивного чтения, элементы проблемно-диалогической технологии.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

Этапы урока

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.

2. Работа с текстом до чтения

4. Работа с текстом во время чтения

Добрый день, ребята, я надеюсь, что день, сегодня действительно, добрый, за окном солнышко, я вижу ваши глаза, улыбки и чувствую, что мы сегодня вместе сделаем много открытий!

Я очень рада нашей встрече, точно знаю, что встречи никогда не бывают случайными.

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово "встреча"?

- Какая бывает встреча?

-Каким общим понятием можно объединить все увиденное на картинках? ( Одиночество)

Свяжите эти два понятия и вы получите тему сегодняшнего урока. Встреча с одиночеством

Что можно узнать из заглавия? Куда может уйти мама? А она вернется?

Давайте сделаем предположение, о чем будет этот рассказ (ответы детей записать на доску) Сколько героев будет? Какие у них отношения? Мама - самый близкий человек.

Какие чувства испытывает человек, когда остается без мамы, родных? (записать на доске)

- Так какие цели мы поставим на урок? Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (цели урока формулируют сами учащиеся).

- Чтобы все выполнить, что мы должны сделать? Прочитать рассказ

- Давайте прочитаем рассказ В. Распутина и узнаем, что же произошло с героем его рассказа, когда он остался один, какие чувства он испытывал.

Какие чувства испытал мальчишка, встретившись с одиночеством? Почему у мальчика нет имени? (это будет у нас проблемный вопрос).

Диалог с автором (текст у детей)

5 Работа с текстом после чтения

Работа в группах

Какой цели мы достигли?

Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Какое настроение после прочтения? Подтвердились ли наши предположения?

- Что вас удивило?

- Что показалось самым интересным? Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).

- Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? ( о мальчике, который остался один)

Кто из вас оказывался в подобной ситуации? Что вы испытывали? Почему?

Читая рассказ, начинаешь ощущать, что мама никогда не придёт, хотя умом понимаешь, что это неправда. Каким образом писатель нагнетает чувство тоски и одиночества? (Обратите внимание и на то, как стала выглядеть квартира во время маминого отсутствия, и на поведение и душевное состояние ребёнка.)

- Почему для человека так тяжела первая встреча с одиночеством? (весь мир для мальчика – это его мать)

Вернемся к нашему вопросу

А какие чувства испытал мальчишка, встретившись с одиночеством?

Расставьте в том порядке, в котором мальчик испытал их

Работа в парах.

РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, БОЛЬ, УСПОКОЕНИЕ, ОТЧАЯНИЕ, ВИНА, БОЛЬ.

Почему слово боль 2 раза? (душевная и физическая, А какая сильнее? Почему?

А вам мальчика жалко? Как мы с вами можем его успокоить?

Какие слова можно сказать?

Какой совет можно дать маме?

Давайте вместе с героями мультфильма споем припев песенки.

Исполнение припева песни

Отдохните, послушайте музыку, закройте глазки.

Группа 1 Предположите, как дальше могли развиваться события. Продолжите рассказ.

Группа 2 Изобразите, создайте, пожалуйста, модель одиночества ( пока дети изображают в тетради образ одиночества, звучит музыка "Одинокий пастух").

Группа 4. О чем меня заставил задуматься рассказ Распутина?

Заслушаем работу групп

Для меня одиночество выглядит вот так (слайд № 3).

III. Итог урока.

Ребята, достигли ли мы тех целей, которые поставили на уроке?

Зачем Распутин написал такое произведение? О чем он заставил нас задуматься?

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

Человеку для счастья в жизни нужен кто-то ещё. При этом он обречён на одиночество – в какие-то моменты он неизбежно остаётся один, со своими проблемами. Этого не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Но я желаю вам, чтобы рядом с вами был всегда близкий человек. Подарок

IV. Домашнее задание

В качестве домашнего задания

• Хотите узнать побольше об авторе рассказа?

2. Создание презентации "Изображение одиночества в картинах русских и зарубежных художников".

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала, не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

- Мама, я проснулся!

Никто ему не ответил.

- Мама! - позвал он. - Я молодец, я проснулся.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную - там тоже никто не прятался.

- Мама! - крикнул мальчишка.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

- Мама, - как можно спокойнее сказал мальчишка, - я проснулся, а тебя нету.

- Тебя нету, да? - спросил он.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

- Я больше не буду плакать, - сказал он себе. - Придет мама, я буду молодец.

Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

- Мама, - негромко сказал он, - я хочу на горшок.

Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

- Ма-ма, - повторил он.

Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

Надо было что-то делать. "Я сейчас поиграю, и мама придет", - решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

- Давай играть, зайка, - предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

- Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

- Нет, не так, - сказал мальчишка. - Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами.

- Я зайка, у меня ножка болит, - объяснил ему мальчишка.

- Зайка, - спросил он потом, - куда ушла мама?

Заяц не ответил.

- Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? - потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

Заяц молчал. Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек - среди кубиков, которые становились друг на друга, только когда их ставили, среди машин, которые шли, только когда их вели, среди зверей, которые рычали и разговаривали, только когда за них кто-нибудь рычал и отвечал.

Он обо всем забыл, этот мальчишка.

- Говори, говори! - требовал он.

Заяц продолжал молчать.

Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать. Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и все повторял: "Говори, говори, говори!" - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: - Мама куда-то ушла.

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

- Мама! - закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мама куда-то ушла. В. Распутин

III. Работа над текстом:

Ребята, прочитав название рассказа, как вы думаете, о чём или о ком этот текст?

- Куда могла уйти мама, что бывает в её отсутствие?

Чтение текста (учителем).

Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?

- Какие эпизоды особенно затронули?
- Что показалось непонятным?
- Какой по настроению этот рассказ?

Постановка проблемного вопроса

- Какие чувства испытывал герой рассказа?
- Писатель изобразил целую гамму переживаний. Он испытывал не только боль, но и пережил радость, и “блестящую мысль”.
У меня на доске находятся карточки их нужно расположить в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.
- У вас возникли разногласия, поэтому давайте перечитаем текст ещё раз.

Чтение текста 2 раз (учеником).

- При чтении рассказа вы можете подчёркивать слова, выражающие чувства и переживание героя.

Расположение слов – подсказок в нужном порядке.

а) – Давайте подумаем, какое чувство испытал мальчик проснувшись.

- Радость. Мальчик обрадовался, что он проснулся и увидел маму.
- Что такое радость?
- Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие.

б) - Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему? (Тишину – отсутствие мамы)

- Что необычного изобразил писатель в комнате? (тишину – “сомкнувшуюся”)
- Что значит “тишина сомкнулась”? (отсутствие шума, безмолвие)
- А вы испытывали ли когда – ни будь “сомкнувшуюся” возле вас тишину?
- Какое настроение порождает этот необычный образ - “сомкнувшаяся тишина”? (Меня он скорее всего настораживает и удивляет).
- Что такое удивление?
- Удивление – впечатление, от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного.

в) - Что дальше происходило с мальчиком?

- Он заплакал.
- Почему?
- Сначала никто не ответил, а затем - из-за того, зашиб ногу.
- Почему мальчик не мог успокоиться?
- Он ждал, что вот-вот за его спиной послышаться шаги, но их не было.
- Что такое боль?
- Боль - ощущение страдания (физическая, душевная).

г) - Ребята, а почему мальчик успокоился, перестал плакать?

- У него появилась надежда (“Придёт мама”) .
- Появилась “блестящая мысль”. Какая?
- Что из этого получилось? (Он окончательно понял, что мамы дома нет) .
- Что он начал делать дальше? (Играть) .
- Почему он выбрал зайца? (Он был его любимцем) .
- К нему пришло успокоение.
- Что такое успокоение?
- Успокоение - стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным.

д) - Как мальчик играл с зайцем?

- Почему мальчик стал пинать зайца, ведь тот был его любимцем?
- Его охватило отчаянье. Он забыл, что заяц - это игрушка, что за неё он сам и говорил во время игр.
- Что такое отчаяние?
- Отчаяние - это состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

е) – Дальше какое чувство испытал наш герой?

- Вину?
- Почему?
- Потому что пинал ни в чём неповинного зайца.
- Как объясните слово вина?
- Вина - проступок, причины, источник неблагоприятного.

ж) - Ребята в конце рассказа с чем мальчик встретился впервые?

- С одиночеством.
- Что такое одиночество?
- Одиночество - это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких.
- Давайте перечитаем по порядку те чувства, которые испытывал мальчик.
- Как вы думаете, почему мальчик встретился с одиночеством впервые?

Сколько лет мальчишке на ваш взгляд?

- Почему?
- Я думаю, наверное, 4 или 5 – это тот возраст, когда человек впервые начинает осознавать себя и свой внутренний мир.

Имя – личное название человека, которое дается при рождении.

А как зовут нашего героя?

Почему у него нет имени?

Наверное, потому что на его месте мог оказаться любой человек: одиночество испытывает каждый.

Герой одинок, и именно по этому у него нет имени. Назвать его по имени может лишь тот, кто будет рядом с ним. Например, мама. – Но тогда закончится одиночество или нет? (Да)

Значит, имя … - это знак приобщённости человека к обществу, а безымянность – это знак одиночества.

Ради чего, для чего автор написал этот рассказ?

- На мой взгляд, он заставил нас задуматься об одиночестве, об этом сложном человеческом состоянии, которое каждому придётся пережить и не один раз, начиная с самого раннего детства, как герой его рассказа.

. Проблемный вопрос

- Нужно ли человеку одиночество?
- И да, и нет. (нужно, но не всегда).
- Вы оставались в одиночестве?

Стр. 43 задание 3 – письменно

. Работа в тетради по чтению.

Стр. 42 – перепишите по порядку чувства, которые испытал мальчик и закрасьте клеточки тем цветом, который по-твоему подходит для этого душевного состояния.

а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;
б) развить умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;
в) развить творческое воображение и чувство “языка”;
г) формировать интерес к внутреннему миру человека.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с биографией писателя.

а) Сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Родился он в 1937 году.

б) Ребята, вы, наверное, слышали о том, что существует древняя легенда об острове Атлантида, ушедшем под воду то ли в результате извержения вулкана, то ли потопленном в морской пучине разгневанными богами. Так или иначе, известный миф повествует о гибели могущественной цивилизации, процветавшей на острове.

По скорбной иронии истории скромная сибирская деревня, где прошло детство Распутина, тоже островная и тоже ушедшая под воду искусственного моря называлась Аталанка, что в Иркутской области.

в) Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Вот, что вспоминает писатель о своём детстве: “Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки; ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…”

Вопрос: - Услышав эти строки, где он описывает свой край, что мы можем сказать о писателе?

Ответ: - Любит свою Родину, природу. Это добрый, внимательный человек, уважает людей и окружающую его природу.
- Одна из важнейших проблем в настоящее время для Распутина – это проблема сохранения природных богатств России, в частности озера Байкала для потомков.
- Это талантливый человек. Он написал много произведений, и сегодня мы с вами познакомимся с одним из них – это рассказ “Мама куда-то ушла”.

Откройте учебник стр. 154 - II часть

- Куда могла уйти мама, что бывает в её отсутствие?

- Какие эпизоды особенно затронули?
- Что показалось непонятным?
- Какой по настроению этот рассказ?

- Какие чувства испытывал герой рассказа?
- Писатель изобразил целую гамму переживаний. Он испытывал не только боль, но и пережил радость, и “блестящую мысль”.
У меня на доске находятся карточки их нужно расположить в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.
- У вас возникли разногласия, поэтому давайте перечитаем текст ещё раз.

- При чтении рассказа вы можете подчёркивать слова, выражающие чувства и переживание героя.

а) – Давайте подумаем, какое чувство испытал мальчик проснувшись.

- Радость. Мальчик обрадовался, что он проснулся и увидел маму.
- Что такое радость?
- Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие.

б) - Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему? (Тишину – отсутствие мамы)

- Что необычного изобразил писатель в комнате? (тишину – “сомкнувшуюся”)
- Что значит “тишина сомкнулась”? (отсутствие шума, безмолвие)
- А вы испытывали ли когда – ни будь “сомкнувшуюся” возле вас тишину?
- Какое настроение порождает этот необычный образ - “сомкнувшаяся тишина”? (Меня он скорее всего настораживает и удивляет).
- Что такое удивление?
- Удивление – впечатление, от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного.

в) - Что дальше происходило с мальчиком?

- Он заплакал.
- Почему?
- Сначала никто не ответил, а затем - из-за того, зашиб ногу.
- Почему мальчик не мог успокоиться?
- Он ждал, что вот-вот за его спиной послышаться шаги, но их не было.
- Что такое боль?
- Боль - ощущение страдания (физическая, душевная).

г) - Ребята, а почему мальчик успокоился, перестал плакать?

- У него появилась надежда (“Придёт мама”).
- Появилась “блестящая мысль”. Какая?
- Что из этого получилось? (Он окончательно понял, что мамы дома нет).
- Что он начал делать дальше? (Играть).
- Почему он выбрал зайца? (Он был его любимцем).
- К нему пришло успокоение.
- Что такое успокоение?
- Успокоение - стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным.

д) - Как мальчик играл с зайцем?

- Почему мальчик стал пинать зайца, ведь тот был его любимцем?
- Его охватило отчаянье. Он забыл, что заяц - это игрушка, что за неё он сам и говорил во время игр.
- Что такое отчаяние?
- Отчаяние - это состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

е) – Дальше какое чувство испытал наш герой?

- Вину?
- Почему?
- Потому что пинал ни в чём неповинного зайца.
- Как объясните слово вина?
- Вина - проступок, причины, источник неблагоприятного.

ж) - Ребята в конце рассказа с чем мальчик встретился впервые?

- С одиночеством.
- Что такое одиночество?
- Одиночество - это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких.
- Давайте перечитаем по порядку те чувства, которые испытывал мальчик.
- Как вы думаете, почему мальчик встретился с одиночеством впервые?

- Почему?
- Я думаю, наверное, 4 или 5 – это тот возраст, когда человек впервые начинает осознавать себя и свой внутренний мир.

    А как зовут нашего героя?
  • Почему у него нет имени?
  • Наверное, потому что на его месте мог оказаться любой человек: одиночество испытывает каждый.

Герой одинок, и именно по этому у него нет имени. Назвать его по имени может лишь тот, кто будет рядом с ним. Например, мама. – Но тогда закончится одиночество или нет? (Да)

Значит, имя … - это знак приобщённости человека к обществу, а безымянность – это знак одиночества.

- На мой взгляд, он заставил нас задуматься об одиночестве, об этом сложном человеческом состоянии, которое каждому придётся пережить и не один раз, начиная с самого раннего детства, как герой его рассказа.

- Нужно ли человеку одиночество?
- И да, и нет. (нужно, но не всегда).
- Вы оставались в одиночестве?

Стр. 42 – перепишите по порядку чувства, которые испытал мальчик и закрасьте клеточки тем цветом, который по-твоему подходит для этого душевного состояния.

- Попробуйте изобразить одиночество.
- Почему именно так?

Читайте также: