Маленький желтый утенок смешно припадая к мокрой траве сочинение

Обновлено: 06.07.2024

3) осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

ВложениеРазмер
hudozhestvenno-vyrazit.sredstva_russ.yaz_11_klass.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);
  2. тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
  3. осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

Тип урока : комбинированный

Форма урока: групповая, фронтальная.

Методы урока : частично- поисковый, исследовательский.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийные презентации, тексты произведений для анализа, карточки

- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? ( тропы и стилистические фигуры).

- Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. На учительском столе таблички с названиями средств языка. (Выходят 2 ученика, кто быстрее и правильнее соотнесет эти названия с основной группой, прикреплять можно на двусторонний скотч. Можно выходить по цепочке.. В результате получается такая конструкция на доске).

- Что такое тропы?

- Для чего используются тропы?

Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

Задание. Соотнесите тропы и их определения . (Фронтальная работа).

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Задание. Соотнесите стилистические фигуры и их определения .

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.

II.Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства в текстах.

Используем поэтические и прозаические тексты (тексты даются заранее по группам, чтобы сэкономить время на уроке и выполнить больше упражений)

Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, выразительно читают, сообщают результаты работы.

Выводы: Задать наводящие вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин …… в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают почувствовать единение автора или героя с природой и т. д…

2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером.

12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.

14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка.

А28. В каком предложении выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?

А29. Какой тип речи представлен предложениях 6-11 текста?

  1. все типы речи
  2. описание и повествование
  3. описание
  4. рассуждение

А30. В каком предложении используются авторские неологизмы?

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

  1. противопоставление
  2. архаизмы
  3. лексический повтор
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5. анафора
  6. эпитеты
  7. гипербола
  8. риторический вопрос
  9. неологизмы
  10. метафора

Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.

Домашнее задание : С начала урока остались неиспользованные карточки их развесить на доске и спросить, как можно объединить эти понятия, что общего между ними – это будут лексические средства: антонимы, синонимы, фразеологизмы, книжная, просторечная лексика и т.д.)

Повторить лексические средства выразительности, перечитать известные стихи Н.Рубцова и найти в них художественно-изобразительные средства языка. Написать рецензию на одно из стихотворений в формате ЕГЭ с пропуском терминов и т.д.

Написать сочинение по рассказу : (150 - 300 слов) чтобы сочинение содержало ответы на эти вопросы : 1.

Какую проблему поднимает автор?

2. комментарий к проблеме.

3. какую позицию занимает автор по отношению к этой проблеме?

4. авторские аргументы, доказательства.

5. мое отношение к поднятой проблеме.

6. мои аргументы(литературный и жизненный пример) 7.

Вывод Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

А у него не мама вовсе, а курица : ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех.

Сейчас, перед непогодой, их домик — перевернутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной.

Все там, а этот затерялся.

А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чём тут держится душа?

Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть - чуть его сжать и нет.

А между тем — тепленький.

И клювик его бледно - розовый, как наманикюренный, уже разлапист.

И лапки уже перепончатые,

и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.

И вот даже от братьев отличился характером.

А мы — мы на Венеру скоро полетим.

Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда — никогда!

— со всем нашим атомным могуществом не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка.

Если лень писать хорошее сочинение, то можете хотя бы просто нормально и развернуто ответить на данные вопросы.


Автор , на мой взгляд, отображает тему доброты, любви к живому как противовес человеческой изобретательности , бездушной и бессердечной.

Автора поразила , казалось бы, простая житейская картина : курица с цыплятами и утенок, которого она высидела , приняла.

За этой обыденной , на первый взгляд, историей скрыты глубокие мысли автора , которые раскрывают его позицию, отношение к проблеме автоматизации .

По мнению автора, нельзя перестроить, "смонтировать" на свой вкус природу, только живое способно на чувства, на любовь, на сострадание.

И нельзя не восхищаться даже самым малым, cамым незначительным, хотя бы за то , что это живое!

Я полностью согласна с автором, нельзя заменить живое какими - то механизмами, автоматами, не способными чувствовать, жалеть :

"Но никогда — никогда!

— со всем нашим атомным могуществом не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка.


Найти глаголы настоящего времени, определить спряжение?

Найти глаголы настоящего времени, определить спряжение.

Маленький желтый утенок бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чем тут держится душа?

Не весит нисколько, глазки черные, ножки - воробьиные.

И крыльца пушистые уже выпирают.

А мы на Венеру скоро полетим.

Мы теперь, если все дружно возьмемся, за двадцать минут весь мир перепашем.

Но никогда не составим колбе, не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтого утенка….


1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

3)Сейчас, перед непогодой, их домик — перевернутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной.

4)Все там, а этот затерялся.

5) А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6)И в чём тут держится душа?

7) Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть - чуть его сжать и нет.

8) А между тем — тепленький.

9)И клювик его бледно - розовый, как наманикюренный, уже разлапист.

10)И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.

11)И вот даже от братьев отличился характером.

12)А мы — мы на Венеру скоро полетим.

13)Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут целый мир перепашем.

14)Но никогда — никогда!

— со всем нашим атомным могуществом не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка.

В каком предложении выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?


ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА?

Из предложений 3 - 7 выпишите слово или слова, изменяющиеся по падежам, но не имеющие ни грамматических признаков рода, ни грамматических признаков числа.

Слова выпишите в той форме, в которой они употреблены в тексте.

Александр Исаевич Солженицын Утёнок (1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

(4) Сейчас перед непогодой их домик - перевёрнутую корзину без дна - отнесли под навес, накрыли мешковиной.

(5) Все там, а этот затерялся.

(6) А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

(7) И в чём тут держится душа?

(8) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть - чуть его сжать - и нет.

(9) А между тем - тёпленький.

(10) И клювик его бледно - розовый, как наманикюренный, уже разлапист.

(11) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.

(12) И вот даже от братьев отличился характером.

(13) А мы - мы на Венеру скоро полетим.

(14) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.

- никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка….


Прочитайте текст, выполните задание?

Прочитайте текст, выполните задание.

Александр Исаевич Солженицын Утёнок (1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

(4) Сейчас перед непогодой их домик - перевёрнутую корзину без дна - отнесли под навес, накрыли мешковиной.

(5) Все там, а этот затерялся.

(6) А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

(7) И в чём тут держится душа?

(8) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть - чуть его сжать - и нет.

(9) А между тем - тёпленький.

(10) И клювик его бледно - розовый, как наманикюренный, уже разлапист.

(11) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.

(12) И вот даже от братьев отличился характером.

(13) А мы - мы на Венеру скоро полетим.

(14) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.

- никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка… Выпишите из текста существительные, относящиеся к другому склонению, чем существительные, от которых они образованы.

Выпишите слова в той форме и в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.


Найдите личные и притяжательные местоимения?

Найдите личные и притяжательные местоимения!

Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

А у него не мама вовсе, а курица : ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех.

Сейчас перед непогодой их домик — перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной.

Все там, а этот затерялся.

А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

Найдите личные и притяжательные местоимения!


(7) И в чём тут держится душа?

(7) И в чём тут держится душа?

(8) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть - чуть его сжать - и нет.

(9) А между тем - тёпленький.

(10) И клювик его бледно - розовый, как наманикюренный, уже разлапист.

(11) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.

(12) И вот даже от братьев отличился характером.

(13) А мы - мы на Венеру скоро полетим.

(14) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.

- никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка… Выпишите из предложений 7 - 15 слова, изменяющиеся по роду и числу, но не имеющие грамматического признака падежа.


Найти глаголы настоящего времени, определить спряжение?

Найти глаголы настоящего времени, определить спряжение.

Маленький желтый утенок бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чем тут держится душа?

Не весит нисколько, глазки черные, ножки - воробьиные.

И крыльца пушистые уже выпирают.

А мы на Венеру скоро полетим.

Мы теперь, если все дружно возьмемся, за двадцать минут весь мир перепашем.

Но никогда не составим колбе, не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтого утенка….


Найти глаголы настоящего времени Маленький желтый утенок бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

Найти глаголы настоящего времени Маленький желтый утенок бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чем тут держится душа?

Не весит нисколько, глазки черные, ножки - воробьиные.

И крыльца пушистые уже выпирают.

А мы на Венеру скоро полетим.

Мы теперь, если все дружно возьмемся, за двадцать минут весь мир перепашем.

Но никогда не составим колбе, не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтого утенка….


ОПРЕДЕЛИТЬ : ТЕМУ, ТИП РЕЧИ, СТИЛЬ?

ОПРЕДЕЛИТЬ : ТЕМУ, ТИП РЕЧИ, СТИЛЬ.

( 30 БАЛЛОВ) Маленький, желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих лапок, бегает передо мной и пищит : «где моя мама?

Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной.

Все там, а этот затерялся.

А ну - ка маленький, иди ко мне в ладони.


1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит : «Где моя мама?

3)Сейчас, перед непогодой, их домик — перевернутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной.

4)Все там, а этот затерялся.

5) А ну - ка, маленький, иди ко мне в ладони.

В КАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 2 ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТА И ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.


Моет - 2 слога. М - [м] согласн. , звонк. Непар. , тверд. Пар. [м'] о - [о] гласн. , ударн. Й - [й'] согласн. , звонк. Непар. , мягк. Непар. Э - [э] гласн. , безудар. Т - [т] согласн. , звонк. Пар. [д], тверд. Пар. [т'] - - - - - - -..


Ноутбук, плеер, интернет, геймер. Вроде тут почти все можно назвать неологизмом.


Ноутбук, сми, интернет, Геймер, дайвер, голкипер.



Красная книга Калужской области содержит сведения о состоянии популяций редких видов грибов, растений и животных, встречающихся на территории Калужской области. Приводятся данные об их распространении, численности и тенденциях её изменения, особенно..


1)в каждом тексте сообщается какое это время суток - утро, рассвет, белый туман, тают дымчатые облака. 2)восхищение природными картинами, что это обыденное утро но какую радость приносит. 3)Природные.


ПоскОрее (скОро), сЕрдито (сЕрдится), скАзал, дОмой, прошЕптал ( шЁпот ), шАгаешь (шАг), бЕжи не бежи, андрия беги.


Величественная армия, народная армия, государственная армия, российская армия, мировая армия, уважаемая армия, многовековая армия и т. Д. Армия - армейский, армейской, армейских.


В этом ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне : благослОвлять, поглОщен, опОздать (слОво, глОтка, пОздний).


На каникулах мы отдыхали с семьей, не далеко от Сноудона. Мы ходили в старый замок, когда ходилиосматривать достопримечательность Йорка. Говорят там есть призраки, и моя подруга тоже видела их. Погода была замечательной. Мы много фотогрофировалис..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Презентация на тему: " 1)Маленький желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: 2)«где моя." — Транскрипт:

2 5) сейчас перед непогодой их домик- перевернутую корзину без дна- отнесли под навес, накрыли мешковиной. 6) все там, а этот затерялся. 7) а ну- ка, маленький, иди ко мне в ладони. 8) и в чем тут держится душа?

3 9) не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. 10) а между тем- тепленький. 11) и клювик его бледно- розовый, как наманекюренный, уже разлапист. 12) и лапки уже перепончатые, и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.

4 13) и вот даже у братьев отличился характером. 14)а мы на Венеру скоро полетим.15) мы теперь, если все дружно возьмемся, за двадцать минут весь мир перепашем. 16) но никогда!- никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтого утенка…

5 1)определите и прокомментируйте проблему текста. 2)Сформируйте авторскую позицию. 3) выскажите собственное мнение по поднятой проблеме. 4)определите тип речи и стиль текста, обоснуйте свое мнение.

6 5) из предложений выпишите слова, образованные суффиксальным способом. 6)напишите номер предложения, в котором есть обращение. 7) из 1- го предложения выпишите все слова, в которых есть чередование согласных в корне слова.

8 10) из предложений выпишите все глаголы и определите спряжение. 11) найдите в тексте глагол в повелительном наклонении выпишите его. 12(определите разряд следующих прилагательных: а)воробьиные (ножки) (предл.9) б) утиных (яиц) (предл.4)

9 13)определите разряд числительного в словосочетании за 20 минут (предл. 4) 14) из предложений выпишите наречия. 15)из предложений 1-7 выпишите все местоимения в начальной форме.

10 16)определите, к какой части речи относятся слова а) перевернутую ( предл. 5 ), б) невеос омый ( предл.16)

11 17) из предложений выпишите все части. 18) из предложений выпишите словосочетания со связью примыкание. 19) среди предложений 5-8 найдите простое односоставное неопределенно- личное предложение и напишите его номер.

12 20) Напишите номера сложноподчиненных предложений с придаточными условия. Отметьте, в чем состоит в них особенность авторской пунктуации.

Читайте также: