Любовная лирика гумилева сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.
Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Высказывания о Есенине

Есенин Сергей Александрович — родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, Рязанской губернии. Русский поэт, в ранние годы был ярким представителем новокрестьянской поэзии, более зрелые работы относились к имажинизму. Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается картина морального и духовного созревания начинающего поэта. Этот период жизни отразился в первых работах Есенина, тогда им было написано 60 стихотворений и поэм. В них он отразил свою любовь ко всему живому, к самой жизни и к родине. Начало этой любви поэт черпал из красоты окружающей природы. В первых стихах Есенина четко просматриваются темы революции и отношения к родине.

Какая она — Варвара?

Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии

Художественные особенности поэзии Маяковского

Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответ­ствовали духу эпохи великих перемен.

Его излюбленный прием – метафора. особенно гиперболиче­ская. построенная на преувеличении. Например, в поэме “Облако в штанах” читаем: “И вот громадный, / горблюсь в окне, / плавлю лбом стекло окошечное “. Поэт обыгрывает свой незаурядный рост, силу чувств передает с помощью гиперболы: стекло плавится под горячим от любовного жара лбом героя. Нередко Маяковский использовал так называемую футуристическую метафору. которая устанавливает связи между самыми отдаленными вещами и предметами. Вспомните стихотворение “А вы могли бы?” . в котором читателей поражает метафорический образ “флейты водосточных труб “.

LiveInternetLiveInternet

130 лет со дня рождения поэта — хороший повод вспомнить его строки, ставшие судьбой. А ещё быть может — всех тех, вернее ту, которая была беззаветно предана поэту. И любила его. А он вертел романы напропалую с другими женщинами, с которыми после бурных выяснениями отношений, расставался. По воспоминаниям Одоевцевой в любви Гумилёв был почти всегда несчастен. Хотя…

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой…

На пустынной Преображенской Снег кружился и ветер выл… К Гумилёву я постучала, Гумилёв мне дверь отворил…

Николай Степанович всю свою жизнь провел в исканиях и грезах. Свет мечты был для него путеводным, он указывал ему дорогу и освещал все вокруг. Гумилев известен во всем мире, во всех частях света – в Европе и Азии, в Африке и в Америке. Его помнят по сегодняшний день так же, как и его бессмертное творчество, покоряющее своей свежестью и чистотой. Гумилев был волевым человеком, и это отобразилось на его произведениях. И в поэзии и в реальности автор был олицетворением волевого мужского начала. Он не боялся неизвестного, покорял неизведанные им места в сопровождении музы. Поэт погиб от рук большевиков в самом расцвете своего творческого пути, он даже не достиг возраста Пушкина.

Среди произведений, которые изображают поэта как путешественника, первооткрывателя и воина отдельно существует любовная лирика Гумилева. Эта часть его творчества ничем не уступает остальным произведениям, хоть и находится несколько на втором плане. Она является полноправной, законченной, самостоятельной частью всей его деятельности. Стоит учесть, что Гумилев посвящал любовную лирику самой Анне Ахматовой – его возлюбленной, его супруге и матери его детей.

Автор во многих своих любовных произведениях применял образы былин. Каждое произведение этого жанра словно песня, которую остается лишь сопроводить музыкальным аккомпанементом. Это словно романсы – волевые, страстные, первозданные песни.

Гумилев изображает любовь волшебным, магическим чувством и для достижения такого эффекта использует образы, взятые из язычества. Он вводит в стихотворения силы природы, которые полны угрозы и непокорны человеку. Это в значительной степени отличает любовную лирику Гумилева от подобных произведений иных авторов. Для Гумилева любовь очень сильное чувство, которое может принести не только счастье, но часто и горе.

Еще одним отличием любви в стихах Гумилева от любви, описанной другими поэтами, является отсутствие любых намеков на пошлость, грубость и неуважение к женщинам. В стихотворениях Гумилева герой является благородным рыцарем, который преклоняется перед дамой, он способен на самопожертвование ради любимой и не способен ни на какую низость. Со временем кроме прекрасной дамы в его лирике появляется место для любви к Земле, к Родине. Он размышляет о том, какое место человек занимает в этом мире, о том, что страдания неизбежны.

Гумилев был не просто поэтом, он был истинным художником, способным создавать целые миры. Поэт сделал значительный вклад в развитие русской литературы и сложно себе представить, сколько всего он смог бы еще подарить людям, если бы не ранняя смерть поэта.

Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам “муза дальних странствий”. Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста.
В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, “открыватель новых земель”, либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение:
… Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких лир бряцанье
И громовые клекоты орла.
Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса
Замкнула богохульные уста.
Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью. Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу.
Например:
Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: “она”,
И вновь душа пьяна и сметена.
Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин:
,Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.
Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси — чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством.
Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив — доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева “Отравленный”:
Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня… И мне сладко — не плачь, дорогая, —
Знать, что ты отравила меня.
Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе, Венера — богиня любви и Венера — судьба.
На Венере, ах, на Венере, Нету смерти, терпкой и душной. Если умирают на Венере —
Превращаются в пар воздушный.
Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.
.

Просторен мир и многозвучен
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.
Победы, слава, подвиг - бледные
Слова, затерянные ныне,
Гремят в душе, как громы медные,
Как голос Господа в пустыне.
Н. Гумилев.

Про деяния свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на древе древней Евразии Исполинской висящей грушей.

Обреченный тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;

Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище
Чтоб не разлучаться с милым трупом.

Там он жил в тени сухих смоковниц,
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.

Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.

Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только Луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит Земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про горную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам
Водопадам и облакам.

Но этот сад, он был во всем подобен Священным рощам молодого мира:
Там пальмы тонкие взносили ветви,
Как девушки, к которым Бог не сходит;
На холмах, словно вещие друиды, Толпились величавые платаны.

Водою выводят пятно на шелку, Вином - тревогу из сердца.

И если владеешь ты легкой ладьей, Вином и женщиной милой,


Чья не пылью затерянных хартий -Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминая покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыплется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещут,
Гребни волн поднялись в небеса, -
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

И в стране озер, семь больших племен Слушались меня, чтили мой закон.

Но теперь я слаб, как во власти сна, И больна душа, тягостно больна.
Я узнал, узнал, что такое страх, Заключенный здесь в четырех стенах;

Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны.

Читайте также: