Любовь в жизни наташи ростовой сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Лиджиева Надежда Карловна

Организация: МКОУ Северная СОШ им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.

Населенный пункт: Республика Калмыкия, с. Северное

Цель: создать условие для осмысления обучающимися любимой героини Толстого как воплощения любви, жизни и поэзии.

Задачи:

освоить авторское отношение к главной героине романа;

развить навыки литературоведческого анализа произведения;

воспитывать у обучающихся любовь к жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

воспитать стремление к духовной красоте и внутреннему богат­ству личности.

Метапредметные:

Познавательные:

увидеть в образе Наташи Ростовой три нераздельных начала: любовь, жизнь и поэзию.

Регулятивные:

уметь оценивать прочитанное произведение, делать выводы, обобщения.

Коммуникативные:

уметь выделять главное из текста; развить творческие способности учащихся;

давать доказательную и убедительную формулировку приводимым аргументам;

ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: развить интерес к живо­писи, театральному искусству, киноискусству.

В ценностно-ориентационной сфере: определить сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н.Толстого.

Организация образовательного пространства:

Ресурсы, в том числе электронные.

Межпредметные связи: литература, история, живопись.

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), в паре (П), индивиду­альная (И).

Ход урока:

Стадия вызова.

- Жизнь, любовь и поэзия…Эти три начала слиты в любимой героине Л.Н.Толстого Наташе Ростовой. Ей и будет посвящен наш сегодняшний урок.

- Наташа воплощает жизнь. Она, переполненная музыкой жизни, заражает людей оптимизмом, спасает их от смерти, борется за их жизнь.

2. Стадия осмысления.

- Самоотвержение – отказ от своих личных интересов для блага других. Именно это качество и является сущностью любимой героини Л.Н.Толстого Наташи Ростовой.

- Как связано имя героини с толкованием слова ЛЮБОВЬ?

- А как оценивают Наташу другие герои романа?

Слово учителя.

- Где вы видите истоки жизнелюбия Наташи?

- Конечно же, Наташа Ростова в полной мере Ростова; и вместе с тем до­вольно верно заметил однажды князь Андрей про Ростовых, что эти славные добрые люди составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась Наташа. От семейного фона она отделяется благодаря своему максимализму, тому чувству полной свободы, непринужденно вольному отношению ко всему, что непонятно добрым Ростовым.

- Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в тринадцать лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.

Слово учителя.

- В каких эпизодах романа мы это особенно чувствуем?

- Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном (чтение по ролям).

- Только один раз.

- Да когда же ты спать будешь?

- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…

- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

- Ты спи, а я не могу.

- Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же Соня. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

- Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну. Видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – тоже, туже, как можно туже, натужиться надо,- и полетела бы. Вот так!

Слово учителя.

Обаяние Наташи в живости, естественности и искренности. Так велика в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти ее веры в жизнь. « Нет, жизнь в 31 год еще не кончена, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желание общения с ними – этому он обязан Наташе. Поэтому князь Андрей захотел еще раз уви­деть Наташу, не потерять, найти ее. В Петербурге на балу он второй раз встречается с Наташей.

Первый бал, Наташа и Болконский, сколько любви вложил автор в изо­бражение этой сцены, сколько любви и поэзии!

- Какую роль играет этот эпизод в развитии сюжета произведения?

Ответы учащихся:

- Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, по­чувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер. Так началась эта странная любовь двух очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро она копила для него.

Слово учителя.

Выразительное чтение эпизода учеником.

Наташа потому сейчас в восторге, что она чувствует в себе созвучие различных проявлений жизни: грибки, мед, наливки дядюшки, народная му­зыка. Все радует ее, все она выплескивает в пляске. Наташа живет в настоя­щем, а жизнь имеет смысл для нее лишь как постоянное проявление любви. Наташа счастлива и права, потому что, наслаждаясь прелестью бытия, она заражает других жизнелюбием и светом своей души.

- Какие жизненные испытания изменили характер Наташи, но не убили в ней самого главного – чуткости, открытости души, отзывчивости и любви к жизни?

Ответы учащихся:

- Неожиданным для читателя является увлечение Наташи Анатолем Кураги­ным. Чем это можно объяснить? Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи, которая различает жизнь по минутам, имеющим неповторимую ценность. Князь Андрей нарушил неоспоримый закон любви: он много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. В любви недопустимо думать только о себе.

- Теми же чувствами Наташа руководствуется и в общей жизни. И здесь она несет жизнь. Когда Наполеон подходил к Москве, жители покидали город. Если бы не Наташа, то раненые, которыми был полон двор Ростовых, оста­лись бы в Москве, занимаемой французской армией. Именно она настояла на том, чтобы ее родители вывезли не имущество, а раненых.

Слово учителя.

Сегодня мы пытаемся разобраться в душевных переживаниях Наташи Ростовой. Однако как литературный образ Наташу невозможно понять без определенных литературных проекций.

- Какие женские образы в литературе, изученной вами, созвучны Наташе?

- Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми за­читывались барышни той поры.

Стадия рефлексии.

Слово учителя.

Пройдет время, и пройдут годы, пройдет мода, а Наташа Ростова оста­нется. Бессмертный образ любимой героини Л.Н.Толстого еще очень долго будет волновать сердца читателей.

- Мои дорогие друзья, а каково ваше отношение к любимой героине Л.Н.Толстого?

- Наташа учит нас достойно проходить все жизненные испытания, стано­виться более сильными и мужественными, обогащая свой духовный мир.

- Наташа Ростова – пример для подражания. Любой человек мог бы многому поучиться у Наташи. Она пример для каждой девушки, ищущей свой путь в жизни. Слишком быстротечна жизнь, чтобы учиться только на своем опыте. Опыт героев классических произведений бесценен. А особенно, если это та­кая героиня, как Наташа Ростова.

Заключительное слово учителя.

Дорогие друзья, пусть в ваших сердцах живет любовь; любовь, цвету­щая буйно и негасимо; любовь, поднимающая на бой, на труд; любовь, по­хожая на непокорный степной тюльпан, цветущий ярче всех земных цветов. Я желаю вам ЛЮБВИ!

Читайте также: