Любимое сочинение прокофьева по его собственному признанию было

Обновлено: 02.07.2024

1. В 9 лет юный Прокофьев взялся за оперу. Как она называется?

2. Какой композитор отметил музыкальное дарование маленького Сережи и рекомендовал серьезно заниматься музыкой?

В) А.Н. Рубинштейн.

3. Какие композиторы были в приемной комиссии на экзамене при поступлении Прокофьева в Петербургскую консерваторию?

А) П.И. Чайковский и Н.Н. Рубинштейн;

Б) Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов;

В) А.К. Лядов и С.И Танеев.

4. Прокофьев окончил Петербургскую консерваторию по трём классам. Каким?

5. Сколько симфоний написано Прокофьевым?

6. По заказу С.П. Дягилева Прокофьев написал?

7. Любимое сочинение Прокофьева, которое он написал во время Великой отечественной воны?

А) Сопрано, смешанного хора и оркестра;

Б) Контральто, мужского хора и оркестра;

В) Контральто, смешанного хора и оркестра.

А) Балет написан на сказочный сюжет;

Б) Это симфонический балет-сказка с глубокой и светлой идеей;

В) В балете есть лейтмотивы и лейттембры.

12. Кто был первой исполнительницей партии Золушки?

А) Галина Уланова;

Б) Майя Плисецкая;

В) Галина Вишневская.

13. Первоначальный замысел Седьмой симфонии Прокофьева он сам обозначил как?

А) Симфония для детей;

Б) Симфония на современные темы;

В) Политическая симфония.

Ф.И.____________________________ 7 класс

Тест по музыкальной литературе

Биография и творческий путь С.С. Прокофьева

II вариант

1. После первого посещения театра оперы и балета Прокофьев задумал сочинить?

В) Симфоническую сюиту.

2. По рекомендации профессора Петербургской консерватории, с Прокофьевым начал заниматься выпускник этой самой консерватории. Кто он?

Б) А.К. Глазунов;
В) Р.М. Глиэр.

3. По каким направлениям Прокофьев окончил Петербургскую консерваторию?

4. Какое название дал Прокофьев своей Первой симфонии?

5. Выберите из перечисленных сочинений Прокофьева только балеты:

7. Последним законченным произведением Прокофьева было?

9. Первой исполнительницей партии Золушки и Джульетты была?

А) Галина Вишневская;

Б) Галина Уланова;

В) Майя Плисецкая.

А) Контральто, смешанный хор и оркестр;

Б) Сопрано, смешанный хор и оркестр;

В) Меццо-сопрано, смешанный хор и оркестр.

11. Вторая часть Седьмой симфонии Прокофьева написана в жанре?

12. Любимым сочинением Прокофьева, по его собственному признанию, было?

13. Сергей Прокофьев умер в один день с другим известным человеком. Кто это был?


Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его - Сергей Алексеевич - был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать, Мария Григорьевна, играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием "Индийский галоп". Вскоре появились и другие сочинения.

Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет.

Образованием Сережи вначале занимались его родители, которые были просвещенными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать - иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка - французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому - нибудь крупному музыканту.


Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов "Красный мак", "Медный всадник", концерта для голоса с оркестром и других сочинений.

Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально - серьезного отношения к музыке, самостоятельности суждений и совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.


В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вел Н.А. Римский-Корсаков. "Это мне нравится!" - весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес). Приемная комиссия (в ее состав входили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовка, в котором он родился и провел детство, хмурый Петербург, где предстояло серьезно и долго учиться.

Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).

В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси.

Интерес к изучению классической и современной музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он написал, было новым по манере и по содержанию - молодым, задорным, смелым.


Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась премьера веселой, блестящей оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци). В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано "Сказки старой бабушки", в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась все острее.

"В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни", - писал Прокофьев.

В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью откликнулся на предложение С.П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой жизни в России. Сюжет балета, названного "Стальной скок", оказался наивным, "индустриальным". "Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему", - писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году.

За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижерами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его.

"Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. В ушах должна звучать русская речь. Здесь я лишаюсь сил".

И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссерами, балетмейстерами, писателями.


Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу "ценителей", а к огромным массам народа.

Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерам героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.

В 1935 году создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти.

До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц "Ромео и Джульетты" музыка дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрел мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова).

Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом.


В 1939 году написана опера "Семен Котко" (по повести В. Катаева "Я сын трудового народа"). Действие ее происходит на Украине в 1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.

В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк". Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных инструментов.

Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижер. Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную "Автобиографию". Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Любил танцевать, быть среди людей.


Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические "мирные" сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухов; с другой - монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков - Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера "Война и мир" написана не на условный стихотворный текст либретто, а на подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придает особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.

"Война и мир" - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора:

  1. пятая симфония, посвященная "величию человеческого духа
  2. первая серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном
  3. светлый сказочный балет "Золушка"

Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

В последующие годы появилось еще несколько новых работ. Среди них:

  1. опера "Повесть о настоящем человеке" (по одноименной книге Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы войны
  2. балет "Сказ о каменном цветке" (по П. Бажову) - о радости творчества, обращенного к народу
  3. оратория "На страже мира" (на слова С. Маршака)
  4. концерт - симфония для виолончели с оркестром.

Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита "Зимний костер" для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.

Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение — мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева.

В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.

Сергей Прокофьев - портрет

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из величайших композиторов XX века. Первую оперу он написал в 9 лет, а его симфоническая сказка для детей “Петя и волк”, балет “Ромео и Джульетта” и меланхоличная симфония № 7 вошли в сокровищницу мировых шедевров.

Где и когда родился Сергей Прокофьев

Он родился 23 апреля 1891 года в селе Солнцевка Екатеринославской губернии (сейчас Покровский район Донецкой области). Его родители попали в это затерянное в украинской степи село, как говорится, волей случая. Сергей Алексеевич, отец композитора, был дипломированным агрономом и получил должность управляющего имением от помещика Дмитрия Солнцева, с которым когда-то вместе учился. Супруги Прокофьевы приехали в Солнцевку в 1878 году, и с этого момента, история села неразрывно связана с фамилией Прокофьевым.

Фотография Сергея Прокофьева вместе с родителями

Фотография Сергея Прокофьева вместе с родителями

Детство

Прокофьев - вундеркинд, это без преувеличений. Начал писать музыку до того, как научился грамоте: в 5 лет сочинил свою первую пьесу, в 10 — имел кипу собственных произведений, а в 13 — поступил в консерваторию. Его первая опера "Великан" родилась тогда, как Сергею было 9.

Фотография Сергея Прокофьева в детстве за фортепиано

Прокофьев за фортепиано с оперой "Великан".

Эта опера разлинована гувернанткой, нотные листки для него писал денщик, оборачивали все это, изображали, золотыми виньетками обкладывали, банты вязали на тех его партитурах детских. Эта поддержка дала ему огромную уверенность в себе, возможно и слишком большую.

Заметив таланты сына, родители пригласили к нему выдающегося музыканта и педагога Рейнгольда Глиера, чье имя сейчас носит Киевская муниципальная академия музыки. Хотя тогда он еще был просто вчерашним студентом, окончил Московскую консерваторию с золотой медалью.

Учеба в консерватории

В 13 лет Сергей Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. К тому времени в багаже у юного композитора из Украины было четыре оперы, симфония, две сонаты и несколько фортепианных пьес. В консерватории его наставниками стали известные музыканты – Римский-Корсаков, Витолс, Лядов, Черепнин. В 1909 году окончил консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. На выпускном экзамене блестяще исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.

Портрет

Портрет Сергея Сергеевича Прокофьева

Творчество Сергея Прокофьева

Портрет молодого Сергея Прокофьева

Портрет молодого Сергея Прокофьева

Прокофьев был очень острым в раннем своем творчестве. Он вспоминает в своей автобиографии, что писал что-то, чтобы поиздеваться над профессором. Он говорит так, а я сделал наоборот.

Кстати, всех, кто был лично знаком с Сергеем Прокофьевым, поражало разнообразие его интересов.

афиша балета золушка

Ромен Роллан сказал, что гений не состоит в том, что он нового изобретет, а в том как он умеет синтезировать вещи, которые вокруг него. Прокофьев очень хорошо синтезировал замечательную лирику, он синтезировал ощущение XX века механического движения. Вместе с тем, что интересно, - у Прокофьева наивная детская лирика где-то моцартовского плана. В то же время за каждым разом синтезируется это все и получается неповторимое уникальное произведение.

Сергей Прокофьев создал свой звуковой мир. Поэтому его музыка легко узнается, даже с ранних опусов.

В искусствоведении, среди исследователей, уже сформировалось мнение о том, что истинно великий оригинальный художник обязательно влияет на процесс развития искусства. Бесспорно, что без Сергея Прокофьева мир искусства был бы иным, а значит, его творчество повлияло на развитие мировой музыки.

Список некоторых произведений Сергея Прокофьева

Личная жизнь

В 1917 он двинется за границу искать славы, впоследствии эти поиски его вернут обратно, уже в Советский Союз.

балет каменный цветок

Балет Каменный Цветок

Дягилев наверняка оказал эту услугу ему. Он сказал: "Серж, вы мой второй сын". Первым называя Стравинского. Прокофьев, имея очень большое эго, не мог пережить того, что он не первый в ряду мировых композиторов в той волне сейчас и сегодня. Все-таки решил, что он в Советском Союзе ту пальму первенства получит.

Впрочем, есть и другая версия, почему Сергей Прокофьев возвращается из эмиграции. Мол, Сталин полюбил его музыку и композитор получил предложение жить и работать в Союзе. А Сталин, как известно, не принимал отказов. С 1933 года гастролями, а затем и окончательно, Прокофьев вместе с первой женой и сыном переезжает в СССР.

фотография прокофьева

Прокофьев с первой женой и сыновьями

Вернулся он в Советский Союз со своей женой, Линой Прокофьевой. Времена были не простые, конец 30-начало 40 лет, война. Случилось так, что в 1947 году Лину Прокофьеву отправили в ГУЛАГ. В 1948 году он женился на Мире Мендельсон. Говорят, что мира Мендельсон имела тесные связи с КГБ. Мира Мендельсон не покидала его, была постоянно с ними. Жена, ну практически как нянька.

2 жена Прокофьева - Мира Мендельсон

Он был бдителен. Он скрывал паспорта Нансена вплоть до 1948 года. Уже даже когда жена была арестована, то есть он сдал очень поздно эти паспорта, будучи уже второй раз женат. Еще надо пол века ждать,и возможно будут открыты определенные вещи. Не все произведения еще исполнены, не все произведения еще изданы. Он завещал, что его архивы могут быть открыты за сто лет после его смерти — только в 2053 году.

Болезнь и смерть

Такая травля подорвала здоровье композитора, страдавшего гипертонией. В последующие годы он много и тяжело болел, почти не выходя из квартиры или не покидая дачи. Но при этом, даже до смерти, он продолжал писать музыку.

Сергей Прокофьев скончался в 61 год. Композитор умер во время работы над произведением в день смерти Сталина — 5 марта. Следовательно, новость о его смерти появилась позже. Поговаривают, что даже в этом Прокофьеву не удалось быть первым, ведь все внимание было направлено на прощание с вождем.

Творческое наследие композитора – это 130 музыкальных произведений, среди которых 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов для оркестра, которые вошли в сокровищницу мировой музыки.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Краткую биографию Сергея Прокофьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Прокофьева

место рождения Сергея Прокофьева

Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять - с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.

семья Сергея Прокофьева
Сергей Прокофьев

Автограф Сергея Прокофьева

Прокофьев - композитор

опера Прокофьева

Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев биография

Сергей Прокофьев краткая биография
Прокофьев биография

Интересные факты:

Прокофьев интересные факты

подпись Сергея Прокофьева

Сергей Прокофьев и кино


музыка Прокофьева в кино

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

Сергей Прокофьев и Мстислав Ростропович

Галина Уланова в балете Прокофьева

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Сергее Прокофьеве

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы.

Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

Читайте также: