Добродетели и пороки салтыков щедрин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В одну из таких баталий шел мимо Иванушка-Дурачок, остановился и говорит сражающимся:

- Глупые вы, глупые! из-за чего только вы друг друга увечите! ведь первоначально-то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберности да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли. Одни свойства понажали, другим вольный ход дали - колесики-то в машине и поиспортились. И воцарились на свете смута, свара, скорбь… А вы вот что сделайте: обратитесь к первоначальному источнику - может быть, на чем-нибудь и сойдетесь!

Сказал это и пошел путем-дорогой в казначейство подать вносить.

Подействовали ли на сражающихся Иванушкины слова, или пороху для продолжения битвы недостало, только вложили бойцы мечи в ножны и задумались.

Думали, впрочем, больше Добродетели, потому что у них с голоду животы подвело, а Пороки, как протрубили трубы отбой, так сейчас же по своим прежним канальским делам разбрелись и опять на славу зажили!

Стали искать и, разумеется, нашли. Нашли двух бобылок: Умеренность и Аккуратность. Обе на задворках в добродетельских селениях жили, сиротский надел держали, но торговали корчемным вином и потихоньку Пороки у себя принимали.

- Слыхали мы-ста прибаутки-то эти! давно вы с ними около нас похаживаете, да не в коня корм! Уходите с богом, бобылки, не проедайтесь!

Поняли тогда Добродетели, что дело это серьезное и надо за него настоящим манером взяться.

Произросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: Лицемерие…

Вот это-то среднее существо, глаза долу опускающее, но и из-под закрытых век блудливо окрест высматривающее, и выбрали Добродетели, чтоб войти в переговоры с Пороками, и такой общий modus vivendi [образ поведения (лат.)]изобрести, при котором и тем и другим было бы жить вольготно.

- Да ты по нашему-то умеешь ли? - вздумало было предварительно проэкзаменовать его Галантерейное Обращение.

- Я-то? - изумилось Лицемерие, - да я вот как…

И не успели Добродетели опомниться, как у Лицемерия уж и глазки опущены, и руки на груди сложены, и румянчик на щечках играет… девица, да и шабаш!

- Ишь, дошлая! ну, а по-ихнему, по-порочному… как?

И затем все одинаково решили: написать у нотариуса Бизяева общую доверенность для хождения по всем добродетельским делам и вручить ее Лицемерию.

Но как ни весело жили Пороки, как ни опытны они были во всяких канальских делах, а увидевши Лицемерие, и они ахнули. С виду - ни дать, ни взять, сущая девица; но точно ли сущая - этого и сам черт не разберет. Даже Отец Лжи, который думал, что нет в мире той подлости, которой бы он не произошел, - и тот глаза вытаращил.

- Ну, - говорит, - это я об себе напрасно мечтал, будто вреднее меня на свете никого нет. Я - что! вот он, настоящий-то яд, где! Я больше нахалом норовлю - оттого меня хоть и не часто, а все-таки от времени до времени с лестницы в три шеи спускают; а это сокровище, коли прильнет, - от него уж не отвертишься! Так тебя опутает, так окружит, что покуда все соки не вызудит - не выпустит!

Тем не менее, как ни велик был энтузиазм, возбужденный Лицемерием, однако и тут без розни не обошлось. Пороки солидные (аборигены), паче всего дорожившие преданиями старины, как, например: Суемудрие, Пустомыслие, Гордость, Человеконенавистничество и проч., - не только сами не пошли навстречу Лицемерию, но и других остерегали.

Так говорили заматерелые Пороки-Катоны, не признававшие ни новых веяний, ни обольщений, ни обстановок. Родившись в навозе, они предпочитали задохнуться в нем, лишь бы не отступить от староотеческих преданий.

За ними шла другая категория Пороков, которые тоже не выказали особенного энтузиазма при встрече с Лицемерием, но не потому, однако, чтобы последнее претило им, а потому, что они уже и без посредства Лицемерия состояли в секретных отношениях с Добродетелями. Сюда принадлежали: Измена, Вероломство, Предательство, Наушничество, Ябеда и проч. Они не разразились кликами торжества, не рукоплескали, не предлагали здравиц, а только подмигнули глазом: милости просим!

Как бы то ни было, но торжество Лицемерия было обеспечено. Молодежь, в лице Прелюбодеяния, Пьянства, Объедения, Распутства, Мордобития и проч., сразу созвала сходку и встретила парламентера такими овациями, что Суемудрие тут же нашлось вынужденным прекратить свою воркотню навсегда.

- Вы только мутите всех, старые пакостники! - кричала старикам молодежь. - Мы жить хотим, а вы уныние наводите! Мы в хрестоматию попадем (это в особенности льстило), в салонах блистать будем! нас старушки будут любить!

Словом сказать, почва для соглашения была сразу найдена, так что когда Лицемерие, возвратившись восвояси, отдало Добродетелям отчет о своей миссии, то было единогласно признано, что всякий повод для существования Добродетелей и Пороков, как отдельных и враждебных друг другу групп, устранен навсегда. Тем не менее старую номенклатуру упразднить не решались - почем знать, может быть, и опять понадобится? - но положили употреблять ее с таким расчетом, чтобы всем было видимо, что она прикрывает собой один только прах.

С тех пор пошло между Добродетелями и Пороками гостеприимство великое. Захочет Распутство побывать в гостях у Воздержания, возьмет под ручку Лицемерие, - и Воздержание уже издали, завидев их, приветствует:

- Милости просим! покорно прошу! У нас про вас…

И наоборот. Захочет Воздержание у Распутства постненьким полакомиться, возьмет под ручку Лицемерие, а у Распутства уж и двери все настежь:

- Милости просим! покорно прошу! У нас про вас…

В постные дни постненьким потчуют, в скоромные - скоромненьким. Одной рукой крестное знамение творят, другой - неистовствуют. Одно око горе возводят, другим - непрестанно вожделеют. Впервые Добродетели сладости познали, да и Пороки не остались в убытке.

Сюжет сказки Добродетели и Пороки

Во все времена не прекращалась вражда пороков и добродетелей. Пороки проживали веселую и беззаботную жизнь. Добродетели проживали свои скучные будни и были примером для подражания. Добродетели тоже хотели творить дела как пороки.

Пороки всегда были шустрыми. А медлительные добродетели за ними не успевали. С каждым днем все больше разгоралась распря. Тут они приняли решение разойтись и пойти своими путями. Шум и скандал услышал мимо проходящий Иванушка – Дурачок. Дурачок назвал их глупыми и сказал, что у обеих сторон равносильные свойства. Он посоветовал им обратиться к первоначальному источнику. Обе стороны задумались над словами дурачка.

Стороны судили и говорили. Все склонились к словам благочиния, которое сказало, что добродетели имеют равноправные силы, как у пороков. При перечислении добродетели начали выигрывать. Добродетели предложили соглашение и выбрали Безропотность и Любострастие в качестве судьи. Вместе качества создали лицемерие. Притворство отправилось в поселение к порокам и понравилось лжи. Пороки восхвалили Лицемерие как свою. Сейчас добродетели смогут прийти в гости к порокам вместе с лицемерием. С того момента так и осталось. Одной руки созидали гадости, а другой добро.

Добродетели и Пороки

Несколько интересных материалов

Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна.

Действие в пьесе происходит в усадьбе пожилого профессора Александра Серебрякова. Хоть он уже не молод, но у него есть молодая и красивая жена Елена Андреевна.

Иона Потапов – старый извозчик, главный герой рассказа. Мужчина недавно потерял сына, умер он от тяжелой болезни в больнице. Извозчик, сгорбившись, сидит на козле, тоска и одиночество угнетают его.

На станцию Гнилушки прибыл землемер Глеб Смирнов вызванный в одну из усадеб для межевания. До усадьбы оставалось ехать еще вёрст тридцать

В самом начале повести перед нами показана подготовка юбилейного торжества одного из банков. Работники с особым старанием готовятся к празднику, все нарядные. Однако, только один из сотрудников

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 21 января 2021 г.

Салтыков-Щедрин М. "Добродетели и пороки"

Жанр: сатирическая сказка

Читайте краткое содержание других сказок Михаила Салтыкова-Щедрина:

  1. Добродетели. Ходят в рубище, скромные, примерные, желают жить хорошо.
  2. Пороки. Богатые, буйные, разгульные, и так живу хорошо.
  3. Лицемерие. Притворная скромница.
  1. Давняя вражда.
  2. Слова Иванушки.
  3. Возмущение Добродетелей.
  4. Поиск компромисса.
  5. Умеренность и Аккуратность.
  6. Лицемерие.
  7. Как Лицемерие приняли Пороки.
  8. Примирение.
  9. Удивление Иванушки.
  1. Многие века враждовали Пороки и Добродетели.
  2. Пороки жили на широкую ногу, Добродетели нищенствовали.
  3. Решили Добродетели помириться с Пороками.
  4. Но Пороки прогнали Аккуратность и Умеренность.
  5. Зато Лицемерие было принято Пороками на ура.
  6. Помирились Пороки и Добродетели и зажили ещё лучше.

Лицемерие любой порок может добродетелью представить.

Чему учит сказка "Добродетели и пороки"

Сказка учит жить честно, по совести, никого не обижать, никому не вредить. Учит чтить Бодьи заповеди. Учит не предаваться порокам, а пестовать в себе добродетели.

Отзыв на сказку "Добродетели и пороки"

Мне понравилась эта жизненная сказка, в которой автор в сатирической манере описал примирение пороков и добродетелей. Лицемерие смогло помочь порокам казаться добродетельными, а добродетели смогли стать чуточку порочнее. А значит лицемерие и есть главное зло на свете. Раз оно даже добро может злом представить.

Пословицы к сказке "Добродетели и пороки"

Добродетели и Пороки всегда во вражде были. Неизвестно с чего это у них началось, но никогда не прекращалось. Пороки ходили в шёлках, жили богато, Добродетели бродили в рубище.

Но раз шёл мимо Иванушка-дурачок и сказал, что напрасно Пороки с Добродетелями спорят. Ведь они суть одно - свойства.

Не согласились с этим Добродетели, а Пороки и вовсе не стали голову ломать. Сотни тысяч лет Пороки и Добродетели были, а тут какой-то дурак их свойствами звать изволил!

Послали Добродетели к Порокам Умеренность и Аккуратность, которые тайком с Пороками общались. Но не вышло толку из этого посольства. Прогнали их Пороки, а над остальными еще пуще издеваться начали.

Увидели Лицемерие пороки и ахнули. Но не все. Солидные пороки остерегали других от Лицемерия, говоря, что настоящий порок в прикрытии не нуждается, но мало кто их слушал. Некоторые давно с Лицемерием знакомы были, такие как Измена и Вероломство. А остальные, вроде Пьянства или Распутства, приняли Лицемерие на ура.

Успехом закончилась миссия Лицемерия и помирились Пороки с Добродетелями. Отчего немалая выгода и тем, и тем вышла. Одной рукой крестное знамение творят, другой неистовствуют. Впервые Добродетели сладости познали, да и Пороки не в убытке остались.

И только Иванушка дурачок удивлялся, отчего на Лицемерии Пороки и Добродетели помирились. Ведь всё одно - свойства.

Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны. Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина – Иудушка Головлев, главный герой романа “Господа Головлевы”.

Чем же привлек всеобщее внимание Порфирий Владимирович Головлев – благообразный человек с мягкими, вкрадчивыми манерами и елейно-ласковой речью? Что представляет собой этот сатирический

В первой же главе романа мы сталкиваемся с характеристикой Порфирия Владимировича Головлева: “Порфирий Владимирович, – пишет Щедрин, – известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывает, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокрадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами.

Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям, И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает: яд или сыновнюю почтительность”.

Прозвища эти сразу же вскрывают сущность героя. Порфирий не был Иудой, а именно Иудушкой, Он был лишен того размаха, который отличал мрачную фигуру, запечатленную в Евангелии. Иудушка ни одного крупного проступка за всю жизнь не совершил.

Предательство – неотъемлемое свойство его личности. Он предает всех и всегда. Но и личность, и поступки его до такой степени мелки, будничны, повседневны, что вызывают не столько негодование, сколько чувство брезгливости и омерзения.

Иудушка – ханжа, лицемер, пакостник и пустослов. Иудушка – продукт материализации гнилых испарений головлевского гнезда. Прослужив более тридцати лет в департаменте, он в совершенстве овладел формальной, показушной деловитостью, которая так ценится начальством.

Иудушка дослужился до генеральского чина.

Выйдя в отставку и поселившись в Головлеве, он полностью предался бесконтрольной праздности, имевшей “все внешние формы усидчивого, непосильного труда”. Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения на жертву. Иудушка, наметив очередную жертву, начинает кружить вокруг нее и усыплять ее бдительность клейкой патокой словесного гноя.

Поэтому в речи Иудушки преобладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепетывающие словесные обороты. Он почти никогда не говорит: бог, мужик, масло, хлеб. В его устах слова постоянно обретают елейно-сюсюкающий вид: – боженька, мужичок, маслице, хлебец.

Выступая в роли кровопивушки, он обставляет свои действия злейшего ростовщика так, чтобы по форме они выглядели актом христианского благодеяния. Так он поступает всегда. Ему нужды нет, что в святость его поступков никто не верит. Для него важно, чтобы по форме все обстояло как положено.

Иудушка ограбил собственную мать и выгнал ее из дома, но проделал все это, соблюдая видимость самой преданной сыновней почтительности. В жизни Иудушка – актер. Он постоянно играет в инсценированной им комедии роль, и притом всегда самую подлую.

Иудушка религиозен, но и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии. Он знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается от необходимости принимать неугодные ему решения.

В Головлево неожиданно приезжает Петенька, молодой офицер, единственный оставшийся в живых сын Иудушки. Отец заранее решает: если сын приехал за деньгами, отказать. Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, от которых, как от непробиваемой брони, отскакивают все резоны. Не получив от отца помощи, Петенька погибает.

Когда при аналогичных обстоятельствах застрелился старший его сын, Володя, Иудушка отслужил по нему панихиду. Так же он поступил и на этот раз. Ни раскаяния, ни угрызений совести: он поступил по закону. Иудушка любит ссылаться на законы.

Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, – его нравственная опора, точнее, основа его безнравственной философии.

Конец Иудушки закономерен. Он, всю жизнь чтивший церковную обрядность, умирает без покаяния. В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утром нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший труп. Оказалось, что совесть у Иудушки не начисто отсутствовала, а только была загнана и позабыта.

Добродетели и Пороки всегда конфликтовали. Пороки живут весело, гуляют, веселят, кроме того у них всегда есть деньги. Добродетели же еле сводят концы с концами, но зато в книгах они являются образцами для подражания. Внутри они же делают быть такими же как пороки, иногда они и вершили такие же дела.

И никто не может понять с чего начались такие распри между ними. Пороки всегда были впереди всего, они быстрые. А добродетели медленные, они никогда не успевали за пороками, поэтому злились и расстраивались. Именно в тот момент, они решили, что теперь им не по пути, поэтому добродетели на каждом углу осуждают пороки.

Так они и спорили, пока Иванушка-Дурачок, который шел мимо не спроси, почему они дерутся между собой, если сначала они были одинаковые.

Добродетели начали ворчать, но потом нашли решение. Он отправляют отпрыска Смирения, которого зовут Лицемерие, он должен быть парламентером.

Лицемерие приходит к Порокам, где он понравится Отцу Лжи. Лицемерие становится равным всем порокам, поэтому ее чествуют как родную. Теперь любая из добродетелей может вместе с лицемерием прийти к Порокам, и наоборот.

Не известно заслуживают ли добродетели свое звание. Они поступают точно также как пороки. От наших мотивов зависит многое, под маской доброго мы может делать отвратительные поступки, не привлекая к ним внимания.

Также читают:

Рассказ Добродетели и Пороки (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Этой истории любви 175 лет. Она была воспета многими поэтами. История любви русского камергера Николая Резанова и дочери коменданта Сан-францисской крепости – Кончиты Аргуэльо.

Автор вспоминает историю из своего детства. Когда они с сестрой Таней были ещё маленькими детишками, к их отцу однажды пришёл важный мужчина в жёлтой пушистой шубе, украшенной чёрненькими небольшими хвостиками.

Несколько деревенских девушек возвращались домой, неся наполненные водой кувшины. Они весело разговаривали и смеялись, напоминая стаю резвых ласточек, щебечущих в вышине.

В это утро мать вымыла полы, начистила песком медный самовар, а потом, поправив на Павлуне теплое одеяло, ушла в колхоз на работу. Начиналась весна, и мальчику очень хотелось посмотреть, как отражается солнце в начищенном самоваре

Читайте также: