Лишь слову жизнь дана сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.

Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке. Это, прежде всего, мотивация изучения предмета, активная деятельность самих учащихся в процессе учебного труда, разнообразие видов деятельности на уроке.

Опыт работы показывает, что пробудить интерес к урокам русского языка и литературы можно, если эти уроки станут уроками речевого творчества.

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения обучающихся, большую роль играют сочинения разных жанров – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию речи. Любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

Однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский принес на занятие розу, сорванную им в парке, и предложил лицеистам описать ее в стихах, что успешнее других сделал А. Пушкин. Этот факт вполне можно считать первой попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения.

Мысль о необходимости развивать в детях самостоятельность наблюдений, накапливать живые впечатления и учиться оформлять их словесно развивалась в трудах крупных методистов и лингвистов ХХ столетия. И если раньше в школьной практике тематика сочинений-этюдов ограничивалась описаниями природы, то сейчас выбор объектов описания богат и разнообразен. Источник разнообразия: окружающая нас жизнь, внутренний мир каждого из нас, нравственные, философские проблемы.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета . творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы . Те же мысли развиваются .

Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений являются небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, могут быть связаны с материалом любого раздела школьного курса, и поэтому их обучающий эффект учитывается в широкой практике.

Существенным элементом такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы.

Лингвистическая подготовка к сочинению включает наблюдения над языком текстов-образцов, работу над лексическим значением и употреблением слов и словосочетаний (илектр, янтарная кислота, гагат, янтароносная толща и др.).

Обязательно повторяем сведения по теории сочинений: работа над темой, основной мыслью, заголовком сочинения, композицией, планом, стилем и жанровыми особенностями.

Перед тем, как приступить к написанию сочинения, обобщаем весь материал, составляем план сочинения, устно отрабатываем каждую часть (вступление, основную часть, заключение).

Убеждена, что краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования. Поэтому, выбирая ту или иную тему, широко привлекаю краеведческий материал, возможности своего города, школы. Вместе с учащимися создали альбом-сборник материалов о своем городе. Наша работа помогла девятиклассникам больше узнать о своем городе, а некоторым – выбрать профессию. Собирание материала велось по следующему плану:

Бердск. Краткие историко-географические сведения.

Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию .

. предмет. Но какой – вы узнаете немного позднее. - А сейчас вспомните, как мы обычно готовимся к сочинению, и сформулируйте цели нашего урока. . работу (соберем материалы к сочинению), - составим план сочинения. Слайд 1 Тема урока: Сочинение – описание предмета Слайд 2 Цели урока Слайд 3 Жар-птица 2. Подготовитель-ная работа к сочинению . затруднений в обучении через включение . словно приносящие с собою в .

Памятники города Бердска.

История создания памятников на территории нашего города.

Мемориал Славы в Парке Победы.

Памятник Зое Космодемьянской.

Памятный Камень морякам – павшим и живым.

Назову еще несколько видов работ, которые, на мой взгляд, делают уроки живыми.

1. Свободное сочинительство (не требует предварительной подготовки).

3. Сочинение-этюд – продолжение написанного накануне изложения или диктанта . Предлагаю тексты, в которых затрагиваются актуальные проблемы современности (нравственные, этические, социальные, философские, экологические): О милосердии (По Д. Гранину), Память культуры (Д.С. Лихачев), На теплой земле (По И. Соколову-Микитову), В Михайловском (К. Паустовский), Самое большое (Д.С. Лихачев) и др.

. человек, управляющий городом. По-моему мнению, глава города должен быть неравнодушен к судьбе города. Возможно, даже быть примером для его жителей. Став мэром, я бы обратила внимание на проблему мусора в нашем городе. Я часто замечаю, .

Школьники понимают, что человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. Ребятам я даю примерную памятку , которая поможет им написать сочинение:

— определи цель (для чего писать);

— повествование веди от первого лица;

— полно, глубоко и объективно освещай события, описывай факты;

-выражай свои мысли, взгляды, впечатления;

— выбери стиль изложения.

(20 ноября 2013 г.)

Такой вид работы позволяет пишущему дневник глубже осмыслить духовный мир персонажа.

«Был на балу. Собрание глупых, смешных и пустых людишек. Фу! Но постойте, была там одна особа… На других баб не похожа. Что за фигура, что за плечи! Давно я таких не видывал. Хороша так хороша! Высоко она себя ставит. Губернатор с Ситниковым перед ней так и лебезят. Аркадий от нее без ума. Да что ж взять с нежного юнца?

Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе

. предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения . изучал предложение как один из видов словосочетания. Члены предложения . тему (исходный пункт высказывания) и рему (то, что сообщается по этой теме). Поэтому типология предложения делится на .

Обращаю внимание на приемы раскрытия внутреннего мира героя. Каждая дневниковая запись характеризует самого пишущего. Предлагаю ребятам следующий отрывок из дневника Печорина (гл. Княжна Мери):

– Какие слова выражают эту оценку? (Играл роль топора; моя любовь никому не принесла счастья; ничем не жертвовал для тех, кого любил; смешно и досадно).

  • Какие эмоциональные средства использует герой?

– Как этот фрагмент записи помогает понять внутреннее состояние души Печорина?

После анализа образца дневниковой записи учащиеся приступают к работе над сочинением.

Итак, описанные в моей статье виды творческих работ активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, прививают любовь к мудрому слову, повышают интерес к чтению художественный произведений, способствуют развитию устной и письменной речи, логики мышления, расширяют кругозор.

Конспект урока-практикума по закреплению знаний в 12 классе

Технологии, Оборудование урока, Аннотация:

План — конспект русского языка в 11 классе : «Второстепенные .

На уроке, в соответствии с современными требованиями, применяются приемы и методы развивающего обучения; когда ребята, послушав высказывание президента РФ, должны самостоятельно сформулировать тему высказывания. Все занятие ставит перед собой строго определенную цель: подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому на уроке было представлено разнообразие видов деятельности обучающихся, проведены различные виды разборов, с помощью компьютеров повторен материал:

Структура урока:

1) Организационный момент.

Зачитывает высказывание В.В. Путина и предлагает ребятам сформулировать его тему. Слайд 2

— Итак, тема высказывания – патриотизм. Что такое патриотизм? Словари дают следующее толкование данного слова: Слайд 3

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

-Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

-В творчестве каких русских поэтов раскрывается эта тема?

-Все произведения С. Есенина – венок из песен, сплетенных Родине. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. И сегодня на уроке мы будем анализировать предложения, взятые из стихотворений о родине.

2) Индивидуальная работа (у доски).

А) Синтаксический разбор предложения. Дополнительное задание: выделить словосочетания из предложения. Указать тип синтаксической связи.

Я пел тогда, когда был край мой болен. (С. Есенин)

Морфемный и словообразовательный виды разборов.

Патриотизм, бесчисленные, отечество, по-разному, прочитанный, высь, предлагая.

Пунктуационный разбор предложений.

Я помню время, оно, как звук, стучало клювом в древесный сук.

И слышал дух мой про край холмов, где есть рожденье в посеве слов.

Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. (С. Есенин)

(Вызываются учащиеся по желанию)

3) Теоретическая разминка.

Что такое сложное предложение?

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Какие виды сложных предложений вы знаете? Приведите примеры.

Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Дайте определение сложносочиненному предложению

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМИ называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

Вспомните разряды сочинительных союзов

Соединительные, противительные, разделительные.

Какое предложение называется сложноподчиненным?

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчиненной – придаточной.

Перечислите виды СПП. Приведите примеры

Какие предложения мы называем бессоюзными? Приведите примеры.

БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.

4) Проверка синтаксического, морфемного, словообразовательного и пунктуационного разборов.

5) Орфоэпическая разминка.

6) Проверка домашнего задания

7) Орфографическая пятиминутка.

-Перед вами строки из стихотворений известных русских поэтов. -Скажите, какие буквы пропущены в словах? Какая это орфограмма? Ответы учащихся.

-Да, действительно, это правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Работаем по вариантам. Учащиеся первого варианта вспоминают и рассказывают правописание –н- , а второго варианта –нн- . Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь, вставьте орфограммы и подчеркните их.

Край ты мой заброше…ый, край ты мой, пустырь. Сенокос некоше…ый, лес да монастырь… С. Есенин

Свет луны, таинстве…ый и дли…ый, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавли…ый Не разлюбит отчие поля… С. Есенин

А раскраше…ые ярко Прямо стали георгины Вдоль серебря…ой дорожки, Где улитки и полынь… А. Ахматова

И раззолоче…ый гайдук Стоит недвижно за санями… А. Ахматова

Я иду домой возможно тише. Ненаписа…ых стихов — не жаль! Стук колес и жаре…ый миндаль Мне дороже всех четверостиший… М. Цветаева

Обнаже…ые нервы Земли неземное страдание знают… В. Высоцкий

8) Индивидуальная работа.

9) Анализ СПП. Определить виды придаточных предложений в СПП. Подчеркнуть грамматические основы

1) Я хочу, чтоб Родине моей песнь моя трудиться помогла… Р. Гамзатов

2) Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали, потому что в просторах полей они сытых хлебов не видали… С. Есенин

3) Знаю я, что в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле… С. Есенин

4) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. С. Есенин

5)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду… С. Есенин

6) В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень… С. Есенин

7) Пока оно (солнце) из мглы не выйдет, блеснув за прудом на лугу, меня деревья плохо видят на отдаленном берегу… Б. Пастернак

8) Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней… А. Ахматова

1) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

  • Так с чего же начинается любовь к Родине ?
  • Напоследок хочется прочитать вам такие строки

-Определите вид данных предложений, составьте их схемы.

11) Подведение итогов урока.

12) Объявление оценок.

13) Домашнее задание:

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове “Родина?

1 . В каком ряду во всех словах пишется -НН-?

а) стекля…ый, скоше…ая трава, выуче…ое првило

б) песча…ый, оловя…ый, весе…ий

в) голуби…ое яйцо, посажё…ый отец, нагруже…ый золотом Ответ:

а) кова…ое железо, подкова…ая лошадь, назва…ый сын

Слово одно из величайших орудий человека

. он использует против лжи. Так и в нашей жизни. Словами человек может сделать намного больше, чем действиями. Они, словно клеймо, . ряд систем, органов, тканей, а душу защищаем лишь мы и люди, с которыми мы общаемся. Так что никогда не стоит забывать, что слова . останется с нами. В детстве нам недостаточно одной улыбки родителей, хочется услышать ласковые слова, комплименты. Мы говорим друг другу, что .

б) ране…ый в плечо боец, проще…ое воскресенье, конче…ый человек

в) жела…ый друг, рискова…ое дело, исклева…ый огурец Ответ:

3. В каком ряду во всех словах пишется –Н-?

а) безветре…ый день, масле…ая неделя, разорва…ый рукав

б) лососи…ая икра, грачи…ое гнездо, багря…ый закат

в) карти…ая галерея, старая листве…ица, гляня…ый горшок Ответ :

4 . В каком ряду во всех словах пишется -НН-?

а) жева…ый лист, полома…ый стул, варе…ый овощ

б) взволнова…ая мать, невида…ые тропы, лома…ый на мелкие куски

в) правле…ая редактором рукопись, обрече…ый на гибель, ю…ый друг Ответ:

5. В каком ряду во всех словах пишется –Н-?

а) ране…ый боец, купле…ый дом, смышле…ый ребенок

б) чва…ый человек, варе…ое яйцо, сваре…ое вкрутую яйцо

в) кипяче…ое молоко, жаре…ая рыба, плете…ая корзина Ответ:

6 . В каком ряду во всех словах пишется –Н-?

а) подстреле…ая птица, кожа…ый портфель, ветре…ый человек

б) каме…ая стена, болезне…ый вид, гости…ый двор

в) сви…ая ножка, серебря…ая ложка, кури…ый бульон Ответ :

Останина Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Бердска

Примеры похожих учебных работ

По музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся

. котором, как писал М.В. Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся Большинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать .

Сочинение лишь слово образует мысль оно есть ее существование

. лишь слово образует мысль оно есть ее существование сочинение сочинение на тему лишь слово образует мысль оно есть её существование лишь слово образует мысль оно есть её существование сочинение о платонове сочинение лишь слово образует мысль оно есть .

Работа над композицией сочинения

. людей. Аналитическое Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т. . (итог, вывод). Использование литературных аргументов В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения .

. придумывали и писали различные знаки на стенах пещер, на шкуре животных, позже на пергаменте, которые превратились в алфавит. . 3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо). 4) Монологическую и диалогическую. ( ) В далекие времена, .

Сочинение значение слова мама

. меня. Чувства переполняют душу, но сумею ли подобрать нужные слова? Моей маме, Андреевой Елене Юрьевне, 43 года, но выглядит она . благополучие полностью зависит от неё. Каждый из нас знает: мама всегда поймёт, что бы ни случилось. Она может утешить .

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет. у нас иного достоянъя!
Умейте лее беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. А. Бунин
Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.
Уже во времена Киевской Руси, в X—XII веках, он был распространен на. огромной территории. На этом языке уже тогда писали литературные труды усердные монахи, лишь изредка ставившие свое имя на рукописях, и великий государь всея Руси Иван IV Грозный, и сосланный на Север Даниил Заточник, и мятежный протопоп Аввакум. На нем сочиняли, как свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты XI—ХV веков, свои деловые письма простые жители Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Смоленска. Русский язык выстоял в годы смут и разорений. Рядом с книжной письменной литературой на Руси издавна бытовало огромное количество изустных преданий. Подобно весенним побегам, прорастают старинные русские мелодии в музыкальной классике — в симфониях и операх Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского.
Россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. Они когда-то слагались в курных избах, при свете лучины, в лесной глуши. В фольклоре отразились и ум народа, и его историческая память, и его мечты. Не была отгорожена стеной от фольклора и русская письменная литература, хотя она развивалась в достаточной степени самостоятельно. Язык русской художественной прозы и поэзии вобрал в себя две стихии — стихию просторечия, повседневной русской речи, и стихию церковнославянского языка, пришедшего на Русь из Болгарии после принятия христианства вместе с церковными и светскими книгами. От церковнославянского языка шла торжественно-величавая, витийственная нота в литературе, благодаря ему возникло обилие синонимов, обилие оттенков, родилось много слов с отвлеченным значением. Так сложился один из богатейших по лексике языков мира — свободный и гибкий по синтаксису, с обилием гласных, придающих ему особую плавность и певучесть, с редкостной красотой словаря.
Русский язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего стоят только чудесные народные названия трав и деревьев и образные речения, связанные с календарем земледельца. Ломоносов, заложивший краеугольный камень отечественной лингвистики, находил в нашем языке "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
Русский язык достоин любви и пристального изучения. Л. Н. Толстой говорил о русском языке: "Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего".
Вначале было слово.. . Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет "языкового" выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идет к упадку, к упадку идет и язык. Слова используются, чтобы скрывать, а не прояснять: город "освобождают", уничтожив его; обнищание народа — суть "перестройки".
В русском языке сложная грамматика, но он изумительно красив. Сколько красивых и мудрых слов родились в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы и языка! Пушкин, Лермонтов, Фет, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин.. . Этот перечень не имеет конца.. . Чтобы слова могли оправдать рухнувшую и потерявшую всякий смысл империю, их пытаются исказить до неузнаваемости или привнести в обиход новые. Устоит ли русский

Убеждена, что главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому мы должны научить даже наших не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от “нормального”, пытаться понять, что же “зашифровал” автор в слове-образе. “Раскопки” значения слова, тонкостей его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, если вы действительно хотите научить детей понимать художественный текст.

Именно это учебное пособие я использовала на занятиях (в рамках любой из существующих программ, на уроках и факультативах).

I. Урок можно начать с чтения наизусть стихотворения Маршака “Словарь” (учителем или учеником).

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: - Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной.
А древняя рассыпанная повесть.

- Как вы поняли строки поэта? Давайте и мы вместе с искусством возьмем в руки “потайной фонарь” и отправимся в “подвалы слов”.

- “Лишь слову жизнь дана…” - такова тема нашей сегодняшней беседы. Откуда эти строки? Вспомним автора (чтение стихотворения Бунина).

Текст и портрет писателя проецируется на мультимедийную доску.

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

- Как вы его понимаете?

На уроках словесности мы учимся владеть этим бесценным даром – русской речью, словом. Это непросто. Как учимся? У кого? У художников слова.

Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст (как без знания китайского нельзя прочитать книгу на китайском).

- Что же является языком литературы? Вы никогда не замечали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально? Например: “Осень. В небе жгут корабли…” (Ю. Шевчук). Как это? Разве в небе есть корабли? Какие? Как именно жгут? При чем здесь осень? И так далее…

Художественные средства – это как бы материал, из которого “сделана” художественность. Искусство предполагает передачу какой-то особой информации, каких-то особых смыслов, которые нельзя передать ничем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. Такова несколько прямолинейная, но в целом верная схема. Её можно повернуть и наоборот: нет в тексте художественных средств – значит, нет и особой информации, нет и искусства. Это же утверждение еще более категорично, хотя и шутливо высказал Борис Заходер. (Проецирование на мультимедийную доску с выделением термином. Чтение).

Критик воскликнул,
Ушами похлопав:
Ни и стихи!
Ни сравнений, ни тропов!
Что это, -
Вы извините –
За автор?
Нету синекдох,
Нету метафор,
Ни аллегории,
Ни метонимии -
Как напрямик,
Как в учебнике химии.
Где у него
Хоть одна метатеза?
Где она? Где?
А нужна до зареза!
Образов – фигушки!
Спорить напрасно,
То, что безобразно –
То безобразно!

- Как вы поняли это шутливое стихотворение?

- Какие тропы в нем названы? Какие из них вам знакомы. Объясните смысл.

- Какие еще тропы и стилистические фигуры вам известны?

Работа с терминами (проецируются на доске названия, их объяснения, примеры из художественной литературы). Эта работа ведется при изучении всего курса. Особенно важна она теперь, когда литературоведческие термины введены в материалы ЕГЭ.

III. Сравнения, метафоры, синекдохи и тому подобное – это все способы сделать слово в художественном тексте “странным”, новым, неожиданным и таким образом передать смысл не “напрямик, как в учебнике химии”. Художественные средства – это не какой-нибудь “довесок” к содержанию, это само содержание.

“Особый смысл” любого произведения искусства состоит в том, что автор описывает, а в том, как он это делает. Эта мысль, между прочим, принадлежит вовсе не нам, а Пушкину: “Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает”.

После Пушкина это мнение выражали другими словами раз, наверное, сто. Владимир Набоков сказал так: “Предмет изображения может быть сам по себе грубым и отталкивающим, а его изображение – художественно выразительным и гармоничным. И это единственное, что по-настоящему имеет значение в литературе”. (Слова писателей и их портреты проецируются на доску).

А поэт первой половины XX века Семен Кирсанов выразился еще определеннее:

Я ставлю сущность выше слов,
Но верьте мне на слово:
Смысл не в буквальном смысле слов,
А в превращеньях слова.

- Смысл – в “превращеньях”! Что значит “превращенья слова”? Превращенья – это тропы. И – шире – вообще любые “приемы”. Метафора, синекдоха, метатеза, параллелизм, инверсия, анафора… Все те художественные средства, которые в традиции школьных учебников расположены в самом конце темы и являются как бы необязательным материалом. А это неправильно. Смысл текста как раз и надо искать в его художественных средствах, в “превращеньях” его языка, в том, как “стихотворец описывает”, какие “сцепления” для него важны и какой именно “лабиринт” этих сцеплений он выстроил для читателя.

В основе многих тропов лежит универсальный принцип.

Используется переносное значение слов. Чтобы перенести название одного предмета на другой, нужно их сравнить, увидеть сходства. Умение сравнивать – замечательное поэтическое качество, его можно и нужно тренировать, как мы тренируем мышцы и память.

- Потренируемся в поиске сравнений.

Чтение стихотворения Б. Ахмадулиной (текст у каждого на столе и проецируется на доску).

Как никогда, беспечна и добра,
Я вышла в снег арбатского двора,
А там такое было: там светало!
Снег расцветал сиреневым кустом,
И во дворе, недавно столь пустом,
Вдруг от детей светло и тесно стало.
Ирландский сеттер, резвый, как огонь,
Затылок свой вложил в мою ладонь,
Щенки и дети радовались снегу,
В глаза и губы мне попал снежок,
И этот малый случай был смешон,
И всё смеялось и склоняло к смеху.
Как в этот миг любила я Москву
И думала: чем дольше я живу,
Тем проще разум, тем душа свежее,
Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит –
Все есть и воспеванью подлежит,
Что может быть разумней и священней?
День жизни, как живое существо,
Стоит и ждет участья моего,
И воздух дня мне кажется целебным.
Ах, мало той удачи, что – жила,
Я совершенно счастлива была
В том переулке, что зовется Хлебным.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Отчего поэту так весело? (Она умеет радоваться жизни, как ребенок. Видит обыденные мелочи – какие? – и поэтизирует, воспевает их – как? – с помощью сравнений).

- Найдите эти сравнения, в чем их особенность?

В стихах Б. Ахмадулиной перечисляются самые обыкновенные, давно всем привычные предметы, в которых, кажется, и нет никакой поэзии…

А вы заметили слово воспеванью? Прочитайте одну строчку из этого стихотворения, которая “воспевает” собаку:

Ирландский сеттер, резвый, как огонь…

Сравнение “как огонь” позволяет включить воображение и увидеть, каким был сеттер: во-первых, резвым, быстрым (это есть в тексте), во-вторых, ярко-рыжим, и в-третьих, скорее всего длинношерстным: наверное, во время бега его шерсть развевалась и была похожа на языки пламени…

Это подтверждает и энциклопедический словарь: “Сеттеры – длинношерстные легавые собаки”.

Сравнение, придуманное Б. Ахмадулиной, - замечательное, оно включает сразу три смысла, которые объединяют слова собака и огонь: движение, цвет и форму. Это очень точное сравнение.

- А вот еще строчка – “Снег расцветал сиреневым кустом…”. Расшифруйте это сравнение.

- Как вы понимаете – “День жизни, как живое существо”.

Вот видите, какой волшебный и в то же время знакомый мир встает перед нами с помощью художника слова.

IV. Поэтический дар – дар особый. Но каждый из нас где-то в душе поэт. Мы должны хотя бы пытаться использовать художественные средства языка для того, чтобы речь наша стала более яркой, образной.

- Все, наверное, бывали на море. Можете описать свои впечатления? Давайте оживим наши ощущения.

На экран проецируется видеоряд, звучит аудиозапись “Голоса природы. Шум прибоя”.

- А теперь попробуйте описать картину моря словами. Постарайтесь создать образ, используя различные тропы.

- Готовы? Слушаем 2-3 учащихся.

- Почувствовали – картинки у всех разные.

Поэты тоже видят прибой каждый по-своему.

Только они умеют выразить это яркими словами-образами.

  1. …плоские ступени длинных волн… (Н. Матвеева)
  2. …оскаленный гребень прилива… (Н. Матвеева)
  3. …волны накатное бревно… (А. Вознесенский)
  4. …колесо прибоя… (А. Тарковский)

- Какой художественный прием в основе этих образов? (метафора).

- В чем особенность этого тропа?

- Какой признак прибоя каждый из поэтов вкладывает в основу образа?

- В чем сходство и разница этих метафор?

Первая метафора Н. Матвеевой – ступени волн – перифрастическая, читателю еще самому нужно догадаться, что описывается прибой.

Вторая – гребень прилива – сосредоточивает наше внимание не на самом приливе, а на его части, на гребне. Гребень есть у волны, но не у прилива – так что здесь описывается целое вместо части. Такой троп называется синекдоха. Постарайтесь это название запомнить. Сравнение волны с накатным бревном А. Вознесенского подчеркивает упорство волн, их “решимость” взять крепость берега. За счет “картинки” штурма возникает олицетворение.

В метафоре А. Тарковского – колесо прибоя – главным смыслом будет безостановочность, бесконечность движения волн (сравните метафору колесо жизни).

- А еще поэзия невозможна без эпитетов. Найдите их в этих строчках.

Поэт серебряного века Николай Минский целиком построил свое стихотворение на эпитетах (чтение стихотворения без названия. Текст проецируется на доску).

Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.

К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.

В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.

Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя…

- Догадались, о чем оно? Что описал поэт?

Да, это стихотворение называется “Волна”. Только ли эпитеты здесь? (Олицетворение, антитеза…)

Ответить, какая волна, будет просто: разная. Названо очень много её “свойств”, качеств, и чуть ли не каждое имеет антоним. Здесь есть все: бесстрастие и влюбленность, бездна и небо, ложь и прекрасная тайна… а вот о чем это стихотворение, мы не знаем.

О женщине? О душе? О жизни? Каждый читатель волен приложить эти стихи к любому явлению, которое он считает сложным и разнообразным в своих проявлениях.

- Так ли уж “к любому”? – возможно, спросите вы. Мы думаем, здесь нет преувеличения. Например, у А. Пушкина читаем:

Ты, бывало, мне внимала,
За мечтой моей бежала,
Как послушное дитя:
То, свободна и ревнива,
Своенравна и ревнива,
С нею спорила шутя.

Заметили как послушное дитя, с одной стороны, и своенравна – с другой? Но кто же эта Ты? Оказывается – Рифма, звучная подруга…! Или вот у Ф. Тютчева есть стихи, сопоставляющие морские волны и человеческую мысль, - и поэт даже вынес это сравнение в заглавие. Прочтите эти стихи и тогда сами решите, можно ли под волной в стихотворении Н. Минского подразумевать мысль.

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, вы безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

- Да, поэты любят загадывать читателю загадки. Волшебство, странное таинство создается ими.

В науке о литературе есть даже специальный термин – остранение. Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, “узнавая” предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через “странную” форму к новым, нужным писателю, смыслам.

У Александра Блока есть такие строчки: (проецируются на доску вместе с портретом поэта).

Случайно на ноже карманном
Найти пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман

Вот такой “странный”, новый, “закутанный в цветной туман” мир и создает искусство. Мы сегодня попытались проникнуть в тайны этого мира – мира художественного слова.

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

+

Ответ

+

Жизнь дана на добрые дела. Как ничтожно мало количество человек, которое помнит об этом. А ведь жизнь одна, так зачем тратить ее на преступления:убийства и ограбления; ложь и коварство? Разве нельзя прожить нормальную жизнь,где ты делаешь добро и тебе отвечают тем же?

Многие из людей ответят на это:"Жизнь такая, люди такие, время такое. Нужно подстраиваться." Это не время такое, это только люди такие. Люди, которые убивают в себе человека и выращивают уродливого монстра. А ведь если бы все люди, абсолютно все, делали только хорошие дела, жили без обмана и лжи, то все было бы прекрасно.

Ответ

+

Для меня жизнь это самое лучшее что есть на свете. Когда ты молодой надо не лежать на диване и смотреть телевизор, а радоваться жизни и делать очень много хороших дел. Например своим родителям по дому, если младшая сестра или брат не могут что-то сделать по урокам надо обязательно Так что пока вы молоды радуйтесь жизни!

Ответ

+

Жизнь дана на добрые дела. Как ничтожно мало количество человек, которое помнит об этом. А ведь жизнь одна, так зачем тратить ее на преступления:убийства и ограбления; ложь и коварство? Разве нельзя прожить нормальную жизнь,где ты делаешь добро и тебе отвечают тем же?Многие из людей ответят на это:"Жизнь такая, люди такие, время такое. Нужно подстраиваться." Это не время такое, это только люди такие. Люди, которые убивают в себе человека и выращивают уродливого монстра. А ведь если бы все люди, абсолютно все, делали только хорошие дела, жили без обмана и лжи, то все было бы прекрасно.

Ответ

+

Жизнь- в этом коротком слове подразумевается длинный путь, который каждый человек на земле проходит от начало своего рождения до самой смерти. Это очень сложный путь. У каждого человека он свой собственный и очень разный: с разными бедами и радостями.
Жизнь начинается с воспитания родителей, от того, чему они тебя научат, какие в тебе раскроют. В детском возрасте жизнь кажется самой счастливой и радостной. Именно в детстве познается все новое и с большим интересом.

Читайте также: