Можно ли против всех горе от ума сочинение

Обновлено: 11.07.2024

Таким образом, конфликт поколений раскрыт с разных сторон. Его причина – это непонимание между детьми и родителями, консерваторами и сторонниками прогресса, противоборство между старыми и новыми взглядами в обществе.

Автор: Майя Лаошвили

Автор: Самый Зелёный · Published 04.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 21.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 19.05.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устроем, ненависть к крепостничеству и сочуствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.

Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.

Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени воплотил в себе черты "нового человека". Даже сама биография Чацкого напоминает нам
биографию передового гражданина декабристской эпохи.
У Чацкого было свое имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает
молодому Чацкому.
Деятельный и энергичный, он не может жить всреде
притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, "ума искать", искать светлые стороны жизни.
Но, вернувшись, Чацкий видит, что московскоеобщество изменилось с тех пор, как он покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит "вольнодумцев" и "якобинцев", не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостинных. В "бочку с дегтем" добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.
Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь!
Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно.
Конфликт разрастается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима, низкопоклонника и лицемера.
Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.

Чацкий - личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым "ботальоном" противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского общества.

Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь его оказалась преданой - грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг и чистую, еще не опустившуюся душу девушки.
Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.
Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и "благополучие" этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, - писал Гончаров. - он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "Один в поле не воин".
Нет, воин, если он - Чацкий!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели:

2.родолжить развитие умения вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

Ход урока

В начале произведения Чацкий произносит одну очень важную фразу:

… И говорлив; а разве нет времен,

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Таким образом проблема ума в комедии формулируется самим героем. Он сам задается этим вопросом, и наша сегодняшняя задача – попытаться разобраться в том, умен ли Чацкий о каком уме в данном случае идет речь.

3. Обращение к ранее изученному материалу

Чем в комедии является этот эпизод? ( Кульминацией ). А вы сами готовы поверить в сумасшествие Чацкого? Поверили бы, если бы вас пригласили на этот бал в качестве гостя? Аргументируйте свою точку зрения. ( Работа по проблемному вопросу )

4. Постановка проблемного вопроса

Умен ли Чацкий? Ум ли стал причиной его горя? Эти вопросы мы будем решать в течение нашего урока. Запишите тему и эпиграф в свои тетради.

Как вы считаете, почему Пушкину Чацкий показался неумным человеком?

Обратимся к тексту (класс вспоминает необходимые моменты самостоятельно):

Чацкий слишком грубо ведет себя с потенциальным тестем.

Чрезмерная уверенность в себе после трехлетнего отсутствия.

Он разглагольствует перед теми, кто его даже не слушает.

Главный герой не замечает, как Софья сама признается в любви к Молчалину.

Можно ли согласиться с этим суждением? (Аргументация детей)

Чацкий действительно не понимает ситуации, в которой оказывается.

Кто становится антагонистом Чацкого? ( Молчалин ).

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Из какого момента взят этот отрывок? ( Действие 1, явл. 7, разговор Чацкого с Софьей. ) Именно в этот момент — то есть почти сразу с появлением на сцене — Чацкий выбирает себе отрицательный ориентир — Молчалина.

В каком эпизоде происходит главное их столкновение? ( Действие 3явл. 3. )

Этот момент мы посмотрим в видеозаписи спектакля Малого Театра (режиссер Сергей Женовач). Во время просмотра постарайтесь для себя решить вопрос: в чем суть противостояния Чацкого и Молчалина? Также обратите внимание на вариант интерпретации текста режиссером. Какие интонации актеров, по вашему мнению, уместны, а какие нет? Возможно, актеры иначе расставляют логические акценты?

.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Чацкий в борьбе со старым миром.

: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Одинок ли Чацкий?

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

5. Решение проблемного вопроса.

Беседа по фрагменту.

Кто стал инициатором разговора? ( Чацкий ).

Зачем он начинает разговор с Молчалиным? ( Для того чтобы разгадать мучающую его загадку: любит ли Софья Молчалина? ).

Что чувствуется в интонации Чацкого при обращении его к Молчалину?

Чудеснейшие два! и стоят наших всех.

С ней век мы не встречались; Слыхал, что вздорная.

Я езжу к женщинам, да только не за этим.

Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых).

Для Чацкого Молчалин ничтожен, но чувствует ли он себя таковым? ( Нет ).

Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий? ( Нет, Чацкий ошибается. ).

А умен ли сам Чацкий? ( Нет 1 , он не слышит и не понимает Молчалина. Он не пытается даже обратить внимание на то, что их сферы интересов расходятся абсолютно. )

Обратите внимание на вывод, который делает Чацкий в конце разговора ( С такими чувствами, с такой душою Любим. Обманщица смеялась надо мною! ) Соответствует ли вывод тому, о чем шел разговор?

Скрывает ли Софья свои истинные чувства от Чацкого? ( Нет, она с самого начала прямо говорит о том, что ей мил Молчалин, и за что он ей мил, она тоже говорит /2 явл. 3 действия/ ).

Однако когда Чацкий осознает, что Софья к нему равнодушна? ( В 4 действии, в своем финальном монологе, причем обвиняет Софью в том, что она скрывала свои чувства от него. Она не скрывала ни секунды — это он не мог/(или все же не хотел?/ видеть и понимать всю правду ).

Неужели Чацкий настолько слеп? ( Ребята высказывают свои мнения ).

В чем причина этой слепоты?

О каком уме идет речь? Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого? ( Нет ).

Чем руководствуется один, а чем другой? ( Работа с текстом )

Почему, однако же, Чацкий не видит, что Молчалин далеко не дурак? ( Разница взглядов, у Чацкого иные взгляды на жизнь, иные нравственные критерии, нежели у Молчалина. Все, что для Молчалина — благо, для Чацкого — низость. Ум Чацкого — это высокий ум, а житейского, простого ума у него нет. Зато он есть у Молчалина, но Чацкий просто не может этого принять ).

Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте свою точку зрения. ( Ребята высказывают свои мнения ).

6. Рефлексия и выводы

Вспомним начало нашего урока. Пушкин не признает высокого ума Чацкого после знакомства с комедией. Это 1825 год. Однако пройдет десять с небольшим лет, и что же мы увидим в жизни Пушкина? ( Класс вспоминает печальный финал жизни поэта. )

Не кажется ли вам, что Пушкин повел себя в точности, как Чацкий? Он так же, как и наш герой, пошел на поводу у своего высокого ума 2 , продемонстрировал его в полной мере. Но высокий ум просто не может находиться в ладу с простой житейской логикой. Однако почему все-таки и Пушкин, и Чацкий, и многие другие руководствуются именно им — высоким умом? ( Ребята высказывают свои мнения ).

А готовы ли вы руководствоваться этим умом, за который приходится так дорого платить? Почему? ( Ребята высказывают свои мнения ).

«Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не

воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин,

7. Домашнее задание

Примеры сочинений: За что и против чего борется Чацкий?

В первую очередь, Чацкий борется против консервативных людей, застрявших в прошлом и не желающих развиваться, двигаться дальше. Будучи сильной и не привыкшей ни от кого зависеть личностью, Чацкий не может смирится с неправильным, однако устоявшимся укладом жизни, пытается донести это до других, но каждый раз вызывает неодобрение, что, впрочем, никогда его не останавливает.

Идеи Чацкого очень схожи с идеями декабристов, он так же выступает за отмену крепостного права, улучшение качества образования и развития страны и собственных идей вместо копирования у иностранцев.

Также Чацкий выступает против лицемерия, он не одобряет гонение за чинами, попытки сделать всё, чтоб только угодить людям, стоящим у власти. Герой считает служение Родине — делом чести и священной обязанностью и система чинов оскорбляет его взгляды. Чацкий считает, что лесть равносильна преступлению, а потому недопустима.

Кроме очевидной борьбы Чацкого с фамусовским обществом, есть ещё одна, менее значимая борьба — борьба не идеалиста, но простого человека — борьба Чацкого за любовь. Чацкий любит Софью, но даже отдаваясь этому чувству, Чацкий не предаёт своих принципов. Он ненавидит ложь и поэтому винит свою возлюбленную даже не в том, что она предала его и распустила о нём сплетни, а в том, что она не рассказала ему правду. Из последнего монолога Чацкого кажется, что поступки Софьи заставили его её разлюбить, однако, тот факт, что он уезжает, а не устраивает скандал, говорит о его бесконечной любви.

Образ Чацкого — это типичный образ высоконравственного человека, а потому он остаётся актуальным даже спустя много времени. Такие, как Чацкий, были и будут всегда, а значит борьба умного человека с невежами никогда не закончится.

Пример сочинения №2 с планом и цитатами

План
1. Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”.
2. За что и против чего борется Чацкий?
3. “Горе от ума” – отражение нашего общества

Комедия “Горе от ума”, написанная , думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – противник исканий,
Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит пыл
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тот час: разбой! пожар!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
Пустого, рабского, слепого подражанья ;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…

Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…

Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха.

Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.

Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.

Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:

Тут был, как громовой отвод.

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:

Французик из Бордо, надсаживая грудь…
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.

Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:

Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…

Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

Пример сочинения №3

Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря.

К первому относились люди “минувшего века” – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.

Ко второму лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был­ богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет “век нынешний”.

Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.

Сам Грибоедов о своем произведении говорил: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящегочеловека”. Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле.

Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных.­ Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей.

Внучка графини Хрюминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от “французской модистки”. Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.

Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала.

Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о “сумасшествии” Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.

“Горе от ума” – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий “лишние”, они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим.

Читайте также: