Лингвистическое сочинение имя существительное

Обновлено: 05.07.2024

Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся. Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.

Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: "солнце", "дерево", "яблоко", "саксофон" и т.д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.

Имя существительное - это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях - и других частей предложения. Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.

Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление - оно может быть единственным и множественным. Например, слово "стол" принадлежит к единственному числу, а "столы" - ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно). Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.

Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание "-а" или "-я". Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на "-о" и "-е". Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.

Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевлённые - обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно - способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевлённость являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке. Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.

Имя существительное

Несколько интересных сочинений

В рассказе Лескова, три русских мастера подковали блоху. Одним из этих мастеров является Левша.Это тульский умелец, который бедно живет, носит плохую одежду, однако является мастером своего дела. Он религиозный и патриотичный человек.

В произведении Чехова главными героями являются больные люди, но у них есть здравый ум. Эти люди просто стали не нужны обществу, они мешали проводить бунт и таким образом, решили их изолировать

Капитан Копейкин это персонаж так называемой вставной новеллы в повести Мертвые души. Этот геройский офицер воевал в 1812 году, при этом лишился руки и ноги.

Спешите делать добрые делаКаждый человек в своей жизни сталкивается с добротой по отношению к себе или другим. Доброта - это то, что делает наше общество гуманнее и сострадательнее в стремлении дарить радость окружающим людям, проявлять искренние чувства.

Передо мной известнейшее полотно В.А. Тропинина. Художник создал поистине впечатляющий и завораживающий портрет великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Он довольно прост, но в тоже время и весьма глубок и загадочен.

В русском языке очень много слов, которые позволяют нам общаться друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на несколько групп (частей речи). Каждая часть речи имеет свое название и по выполняемой функции является самостоятельной, служебной или модально-междометной.

Имя существительное - одна из самых главных самостоятельных частей речи, изучение которой в школе начинается сразу же после знакомства с алфавитом. В жизни мы очень часто употребляем слова этой части речи, даже самое первое слово, которое произносит малыш “мама” является существительным. Имена существительные отвечают на вопросы “кто?”, “что?” и обозначают или называют предмет, явление или действие. Например, слово “стол” обозначает предмет, гроза - это явление природы, а такие существительные как “смех”, “улыбка”, “пробежка”, образованные от глаголов “смеяться”, “улыбаться”, “бежать”, называют действие совершенное или совершаемое кем-то.

В русском языке выделяют три рода: женский, мужской и средний. В большинстве случаев определить род слова довольно просто. Так, например, существительное стол - мужского рода, а дерево - среднего. Но иногда встречаются слова, вызывающие затруднения при определении их рода, в основном это существительные, пришедшие к нам из других языков (кофе, тюль, капучино - мужской род).

Имена существительные могут быть нарицательными и собственными. К собственным существительным относятся имена, названия рек, городов, стран, морей и т.д. С первого класса нас учат, что эти слова пишутся с большой буквы. Нарицательные имена существительные знакомы каждому. Это шкаф, стул, книга, дерево - все то, что окружает нас. Нарицательных имен существительным намного больше собственных.

Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. К первой группе относятся слова, обозначающие живые организмы, которые совершают какие-либо действия: кошка, медведь, человек и другие. Ко второй группе относятся существительные обозначающие предметы, явления природы, совершаемые действия: полка, дождь, прыжок.

К постоянным признакам также относится склонение, их всего три. К 1 склонению принадлежат слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а/я: кукла, дядя. Ко 2 - слова мужского рода с нулевым окончание и среднего рода с окончание -о/е: конь, окно. И к последнему, 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и заканчивающиеся ни - ь: степь, жизнь, сирень.

Имена существительные могут изменятся по числам и падежам - это непостоянные признаки. Слово может иметь как единственную, так и множественную форму: цветок-цветы. Однако есть существительные, которые всегда находятся в единственном числе: смех, мед, железо. Или во множественном: ножницы, очки, каникулы. Также существительные изменяются по падежам, в русском языке их шесть. Самый главный падеж - Именительный, в нем слово находится в своей начальной форме.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное как часть речи

Популярные сочинения

Описание картин Поповича

Нецензурную лексику мы слышим повсюду: дома, на улице, в дружеских разговорах и переписках, в транспорте и в общественных местах. Нецензурная брань, на мой взгляд – тяжёлая и страшная болезнь современности

Девятнадцатый век в изобилии преподнёс русской культуре именитых и талантливых живописцев, готовых в огне гореть за свою мечту, пополняя ряды произведений искусств своими работами. Такая характеристика вполне пригодна


Роль имен существительных в нашей речи очень большая.

Если бы не было существительных, то как бы мы обращались к своим друзьям и родным?

Как бы мы называли предметы, животных, растения и т.

Если бы не было имен существительных, а были бы только глаголы и имена прилагательные, местоимения и наречия.

Не было бы ни стихов, ни рассказов.

Мы бы не смогли бы рассказать какую - нибудь ситуацию из жизни, мы бы не смогли рассказать даже анекдот.

Поэтому имя существительное играет очень большую роль в нашей речи.


Составьте небольшой текст на тему " Роль имен существительных в речи" по плану, приводя примеры :ПЛАН 1?

Составьте небольшой текст на тему " Роль имен существительных в речи" по плану, приводя примеры :

Что называют имена существительные 2.

Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения 3.

Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.

4 Использование в речи имен существительных в прямом и переносном значении.

5. имена существительные - синонимы и антонимы.


Что называют именами существительными?

Что называют именами существительными.

Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.

Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.

Использование в речи имен существительных в прямом и переносном значении.

Имена существительные - синонимы и антонимы.


Сочинение на тему " роль имён существительных в речи"?

Сочинение на тему " роль имён существительных в речи".


Помогите составить рассказ?

Помогите составить рассказ!

Тема : Роль имён существительных в речи.

1. Что называют имена.

2. Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения.

3. Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.

4. Использование в речи имён существительных в прямом и переносном значении.

5. имена существительные - синонимы и антонимы.


Сочинение - рассуждение на тему : " имя существительное как часть речи"?

Сочинение - рассуждение на тему : " имя существительное как часть речи".


Сочинение рассуждение?

На тему : "Роль существительных антонимов в речи.


Роль имен существительных в речи?

Роль имен существительных в речи.


Какую роль в речи играют имена существительные и местоимения?

Какую роль в речи играют имена существительные и местоимения.


Лингвистическое сочинение на тему "роль существительного в речи"?

Лингвистическое сочинение на тему "роль существительного в речи".


Помогите написать сочинение на тему "роль имен существительных в речи"?

Помогите написать сочинение на тему "роль имен существительных в речи".


Портативный переносной персональний компьютер (ПК).


Ответ : Человек по отношению к другим людям должен быть добрым, сердечным, отзывчивым, верным. Он должен относиться к своей работе с трудолюбием, старательностью, усердностью, внимательностью, точностью, дисциплинированностью, обязательностью, серьё..


1)Согласование : прекрасный обед загражденная дорога прекрасный мир теплую осень желтеющий лист своего друга девятого класса сладкого винограда пушистый щенок злые глаза 2)Управление : расположились на ночлег любуюсь горой вернемся на рассвете беседу..


Делается заключение из всего сказанного.


Завязывать ботинки Искать ботинки Надевать ботинки Чистить ботинки.


Завязывать ботинки, искать ботинки, надевать ботинки, купить ботинки.


1. Листья все время возились, перешёптывались между собой. 2. За окном плыла, ныряла луна. 3. На горизонт легли тяжёлые тучи, и лучи заката красят притихшие холмы в темно - багровый цвет. 4. Мы заснули под болтливый лепет листьев. 5. Бирюзовое не..


Я - подлежащее, сделал - сказуемое, честный - определение, поступок - дополнение. На картине - дополнение, изображены не знаю, прекрасный - определение, вид - подлежащее.


Я - подлежащее сделал - сказуемое честный - определение поступок - дополнение. Вид - подлежащее изображён - сказуемое прекрасный - определение На картине - обстоятельство Вот.


© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Онякова Валентина Николаевна

Работа представляет собой исследование на основе лингвистического анализа текста. Через анализ морфологических средств романа (в частности, имени существительного) авторы приходят к идейно-тематическому пониманию романа и определению его жанра, а также делают выводы о о роли имени существительного в речи. Работа была представлена на районной научно-исследовательской конференции "Юность Пинежья". По её результатам внесены некоторые дополнения и изменения.

ВложениеРазмер
Имя существительное-хлеб языка 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(О роли имени существительного в речи на основе анализа текста

Пуртовой Анастасией Алексеевной

Сидоровой Алиной Николаевной

Онякова Валентина Николаевна

Основная часть 4

Глава 2 . Роль имени существительного для понимания смысла передаваемой информации 5

Библиографический список 12

Приложение 1. Части речи 13

Приложение 2. Части речи на позициях в предложении 14

Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи :

2. Определить основные семантические группы имен существительных, употребляемых в романе А.С.Пушкина.

3. Проанализировать, как используемые собственные имена существительные помогают понять идейно-тематическое содержание романа.

В своей работе мы используем такие методы , как статистический анализ, для того чтобы проследить, насколько часто употребляется имя существительное в художественном произведении; эксперимент - с целью определения значимости имён существительных для понимания смысла высказывания; лингвистический анализ текста, чтобы выяснить, как употребляемые в тексте существительные помогают понять идейно-тематическое содержание произведения.

Данное исследование поможет нам подготовиться к государственной итоговой аттестации за курс основной школы (часть С – сочинение на лингвистическую тему) и приобрести опыт лингвистического анализа текста, опыт осмысленного чтения.

Прежде чем говорить о роли имени существительного вспомним, что имя существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что? Существительное называет предметы в широком смысле слова; это - названия вещей лиц, веществ, живых существ и организмов, фактов, событий, явлений, а также качеств, свойств, действий, состояний. Именно поэтому имя существительное - самая многочисленная часть речи. В этом мы можем убедиться, используя простой метод статистического анализа.

Путём обычного подсчёта выясняем, что этот отрывок текста содержит 31 слово-существительное.

Всего в романе насчитывается 4847 имён существительных, что составляет 33,7% от всего объёма романа (Приложение 1). В предложениях имя существительное наиболее часто по сравнению с другими частями речи оказывается на позиции, как первого, так и второго, третьего и т.д. слова в предложении (Приложение 2). [1]

Таким образом, убеждаемся, что имя существительное - наиболее употребительная часть речи как в речи в целом, так и в романе А.С. Пушкина.

Почему же имя существительное так часто употребляется в языке? Так ли оно значимо для передачи информации и для понимания содержания речи?

Проведём эксперимент. Выпустим все имена существительные из уже известного нам фрагмента текста. Вот что получится: В одном из … его … жили шестнадцать …, занимаясь …, свойственными их …. … во … были загорожены деревянною …; … запирались …, от коих … хранились у . Молодые … в положенные … сходились в … и прогуливались под … двух …. От … до … … выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их …, С … и … обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы; они тщеславились … и … своего … и в свою … позволяли себе многое в … к их …, надеясь на его сильное … Текст не только сократился на треть, но и потерял всякий смысл. Что хотел сказать автор, какую информацию должен был получить читатель, стало совершенно непонятно.

Для чистоты эксперимента, выпустим и з этого же отрывка глаголы и глагольные формы.

В одном из флигелей его дома … шестнадцать горничных, … рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле … деревянною решеткою; двери … замками, от коих ключи … у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы … в сад и … под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович … некоторых из них замуж, и новые … на их место. С крестьянами и дворовыми … он строго и своенравно; несмотря на то, они … ему …; они … богатством и славою своего господина и в свою очередь … себе многое в отношении к их соседям, … на его сильное покровительство.

Как видим, текст утратил свою ясность, но смысл легко можно восстановить.

Следовательно, без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.

Но чтобы более глубоко исследовать роль имени существительного в раскрытии идейно-тематического содержания романа, необходимо проанализировать существительные с точки зрения лингвистики. Остановимся на семантике имён существительных, использованных А. С. Пушкиным в романе.

В ходе исследования мы выявили несколько основных семантических групп (объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения):

  • интерьер барского дома, усадьбы;
  • социальные группы, названия людей по роду занятий;
  • существительные, содержащие характеристику человека;
  • взаимоотношения помещиков и их крепостных;
  • любовь, нежные чувства;
  • барство, образ жизни помещиков;
  • природа;
  • собственные существительные (Приложение 3).

В данной работе невозможно проанализировать подробно значение и символику всех групп имён существительных, поэтому остановимся только на именах существительных собственных, встречающихся в романе, и определим их роль в раскрытии идейно-тематического содержания.

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика.

Ономастика (от греч. onomastikуs — относящийся к наименованию, уnpan> — имя, название): раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки. [2]

Кистенёвка (так называлась и одна из деревень, принадлежавших Пушкину, недалеко от Болдина, родового имения Пушкиных) – деревня А.Г. Дубровского, видимо, небогатая, т.к. писатель называет ее сельцом. Кистнь – старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Его использовали разбойники. В словаре Ожегова читаем пример: разбойник с кистенем. Недаром своих заглавных героев А.С.Пушкин поселил именно в Кистенёвке: ведь вскоре Владимир Дубровский станет разбойником.

В слове Кистенёвка можно выделить корень кисть , что рождает в воображении образ руки, протянутой за подаянием, или руки помощи. В то же время суффикс -к- в названии Кистенёвка показывает, какая она незначительная, маленькая и бедная по сравнению с Покровским, но и близкая, дорогая сердцу её хозяев и обитателей.

Таким образом, в названиях имений нашли отражение отношение автора к обитателям имений и характеристика образа жизни хозяев этих имений. Название Кистенёвка и у читателя вызывает более тёплые чувства и симпатию, чем Покровское, звучащее более благородно и возвышенно, но более холодно и бездушно.

Князь Верейский представлен автором без имени. Зато у крепостных есть имена. Поэтому читатель видит в Кистеневке много народу, почти каждый из дворовых имеет имя, какие-то черты характера (верная нянька Егоровна, повар Харитон, пастух Родя, старый кучер Антон, некогда водивший Владимира Дубровского по конюшне и смотревший за его маленькою лошадкою, кузнец Микита, Гриша, кузнец Архип, который запер на ключ подьячих, и они сгорели в барском доме), а из покровских мужиков мы узнаем только про псаря Парамошку и про садовника Степана (Приложение 3), а в Арбатове, имении Верейского, – совершенное безлюдье.

Однако Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называет просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.

А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени - отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также, если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте (между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.

В романе есть герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.

Из этого следует, что в романе не менее значимы и фамилии героев. Рассмотрим некоторые из них.

Фамилия Дубровский происходит от распространенных географических названий Дуброва, Дубровка, Дуброво и т.п., которых в России, на Украине и в Белоруссии десятки. Все они связаны с местами, где растет (или когда-то рос) дуб. Дуб же в свою очередь символизирует мощь, выносливость, долголетие, благородство, а также славу, [4] т.е. качества характерные для главного героя Владимира Дубровского.

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Имя существительное - наиболее употребительная часть речи в романе А.С.Пушкина и в русском языке в целом.
  • Имя существительное значимо в построении текста, передаче мыслей, чувств, переживаний, какой-либо информации.
  • В понимании идейно-тематического содержания художественного произведения важную роль играют семантические группы имён существительных, использованные в нём, позволяющие также определить жанр романа, как исторический или социальный роман.
  • Большое значение для понимания идейно-тематического содержания произведения имеют имена существительные собственные. Они помогают раскрытию характеров, внутреннего мира героев, авторского отношения к героям и поднимаемым проблемам.

Результатом нашей работы мы считаем

  • Опыт лингвистического анализа текста.
  • Подготовку к ГИА по русскому языку в 9 классе ( часть С - сочинение на лингвистическую тему)
  • Новое, более глубокое осознание идейно-тематического содержания романа А.С. Пушкина.

В дальнейшем мы планируем освоить другие стороны лингвистического анализа художественного произведения с позиций разных разделов языкознания.

Читайте также: