Лесков жемчужное ожерелье сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Лесков не называет по именам двух братьев, поэтому мы назовем старшего Борисом, а младшего — Глебом.

Борис был уже давно женат, поэтому он остался при своем мнении и ушел на службу, оставив брата со своей женой.

Но каково же было его удивление, когда, вернувшись вечером, он увидел, что задуманное дело уже созревает. Между мужем и женою произошел следующий разговор.

Борис ответил жене:

— Теперь я вижу, что брат в самом деле одурел.

— Что это такое я уважал?

— Безотчетные симпатии, влечения сердца.

— Ну,- говорит,- матушка, меня на это не подденешь. Все это хорошо вовремя и кстати, хорошо, когда эти влечения вытекают из чего-нибудь ясно сознанного, из признания видимых превосходств души и сердца, а это — что такое… в одну минуту увидел и готов обрешетиться на всю жизнь.

— Да, а ты что же имеешь против Машеньки? Она именно такая и есть, как ты говоришь,- девушка ясного ума, благородного характера и прекрасного и верного сердца. Притом и он ей очень понравился.

— Как! — воскликнул муж.- Так это ты уж и с ее стороны успела заручиться признанием?

— Признание,- отвечает,- не признание, а разве это не видно? Любовь ведь — это по нашему женскому ведомству, мы ее замечаем и видим в самом зародыше.

— Вы,- говорит,- все очень противные свахи: вам бы только кого-нибудь женить, а там, что из этого выйдет — это до вас не касается. Побойся последствий твоего легкомыслия.

— А я ничего,- говорит жена,- не боюсь, потому что я их обоих знаю, и знаю, что брат твой — прекрасный человек и Маша — премилая девушка, и они как дали слово заботиться о счастье друг друга, так это и исполнят.

— Как! — закричал Борис, себя не помня.- Они уже и слово друг другу дали?

— Да,- отвечает жена,- это было пока иносказательно, но понятно. Их вкусы и стремления сходятся, и я вечером поеду с твоим братом к ним,- он, наверное, понравится старикам, и потом…

— Что же, что потом?

— Потом — пускай как знают; ты только не мешайся.

— Хорошо,- говорит,- хорошо, очень рад в подобную глупость не мешаться.

— Глупости никакой не будет.

— А будет все очень хорошо: они будут счастливы!

— Очень рад! Только не мешает,- говорит,- моему братцу и тебе знать и помнить, что отец Машеньки всем известный богатый сквалыжник.

— Что же из этого? Я этого, к сожалению, и не могу оспаривать, но это нимало не мешает Машеньке быть прекрасной девушкой, из которой выйдет прекрасная жена.

— Я совсем не о том говорю. Машенька действительно превосходная девушка, а отец ее, выдавая замуж двух старших ее сестер, обоих зятьев обманул и ничего не дал,- и Маше ничего не даст.

— Почем это знать? Он ее больше всех любит.

— То есть как это на бобах?

Дни бежали. Влюбленные встречались то у брата жениха, то у родителей невесты.

Приводим рассказ Бориса.

— Машенькин отец о приданом молчал, но зато сделал дочери престранный и совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье. Мы, мужчины, взглянув на эту вещь, даже подумали очень хорошо.

— Жемчуг крупный, окатистый и чрезвычайно живой.

Но у женщин ведь на все свои точки зрения, и Машенька, получив ожерелье, заплакала, а жена моя не выдержала и, улучив удобную минуту, даже сделала Николаю Ивановичу у окна выговор, который он по праву родства выслушал. Выговор ему за подарок жемчуга следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слезы. А потому жемчуг никогда для новогодних подарков не употребляется.

Николай Иванович, впрочем, ловко отшутился.

— Это,- говорит,- во-первых, пустые предрассудки. Но ты, мое дитя, не плачь и выбрось из головы, что мой жемчуг приносит слезы. Это не такой. Я тебе на другой день твоей свадьбы открою тайну этого жемчуга, и ты увидишь, что тебе никаких предрассудков бояться нечего…

Так это и успокоилось, и брата с Машенькой после Крещенья обвенчали, а на следующий день мы с женою поехали навестить молодых.

Мы застали молодых вставших и в необыкновенно веселом расположении духа. Брат сам открыл нам двери помещения, взятого им для себя, ко дню свадьбы, в гостинице, встретил нас, весь сияя и покатываясь со смеху.

Мне это напомнило один старый роман, где новобрачный сошел с ума от счастья, и я это брату заметил, а он отвечает:

— А что ты думаешь, ведь со мною в самом деле произошел такой случай, что возможно своему уму не верить. Семейная жизнь моя, начавшаяся сегодняшним днем, принесла мне не только ожиданные радости от моей милой жены, но также неожиданное благополучие от тестя.

— Что же такое еще с тобою случилось?

— А вот входите, я вам расскажу. Жена мне шепчет:

— Верно, старый негодяй их надул. Я отвечаю:

— Это не мое дело.

Жена моя так и села.

— Вот,- говорит,- негодяй!

Но брат ей показал в ту сторону, где Машенька делала в спальне свой туалет, и сказал:

— Ты не права: старик поступил очень честно. Я получил это письмо, прочел его и рассмеялся… Что же мне тут печального? Я ведь приданого не искал и не просил, я искал одну жену, стало быть, мне никакого огорчения в том нет, что жемчуг в ожерелье не настоящий, а фальшивый. Пусть это ожерелье стоит не тридцать тысяч, а просто триста рублей,- не все ли равно для меня, лишь бы жена моя была счастлива… Одно только меня озабочивало, как это сообщить Маше? Над этим я задумался.

Глеб вскочил, обнял старика и сказал:

— Вот это мило! Мы должны были к вам через час ехать, а вы сами… Это против всех обычаев… Мило и дорого.

— Ну что,- отвечает,- за счеты! Мы свои. Я был у обедни,- помолился за вас и вот просвиру вам привез. Глеб его опять обнял и поцеловал.

— А ты письмо мое получил? — спрашивает.

— Как же,- говорю,- получил,- и Глеб рассмеялся.

— Чего же,- говорит,- ты смеешься?

— А что же мне делать? Это очень забавно.

— А ты подай-ка мне жемчуг.

Ожерелье лежало тут же на столе в футляре,- Глеб его и подал.

— Есть у тебя увеличительное стекло?

— Если так, то у меня есть. Я по старой привычке всегда его при себе имею. Изволь смотреть на замок под собачку.

— Убедился,- говорит старик,- что это действительно жемчуг фальшивый?

— И что же ты мне теперь скажешь?

— То же самое, что и прежде. То есть: это до меня не касается, и вас только буду об одном просить…

— Позвольте не говорить об этом Маше.

— Нет, в каких именно целях? Ты не хочешь ее огорчить?

— Да — это между прочим.

— А еще то, что я не хочу, чтобы в ее сердце хоть что-нибудь шевельнулось против отца.

— Ну, для отца она теперь уже отрезанный ломоть, который к караваю не пристанет, а ей главное — муж…

— Никогда,- говорит Глеб,- сердце не заезжий двор: в нем тесно не бывает. К отцу одна любовь, а к мужу-другая, и кроме того, муж, который желает быть счастлив, обязан заботиться, чтобы он мог уважать свою жену. А для этого он должен беречь ее любовь и почтение к родителям.

— Ага! Вот ты какой практик!

И стал молча пальцами по табуретке барабанить, а потом встал и говорит:

— Я, любезный зять, наживал состояние своими трудами, но очень разными средствами. С высокой точки зрения они, может быть, не все очень похвальны, но такое мое время было, да я и не умел наживать иначе. В людей я не очень верю, и про любовь только в романах слыхал, как читают, а на деле я все видел, что все денег хотят. Двум зятьям я денег не дал, и вышло верно: они на меня злы и жен своих ко мне не пускают. Не знаю, кто из нас благороднее — они или я? Я денег им не даю, а они живые сердца портят. А я им денег не дам, а вот тебе возьму да и дам! Да! И вот, даже сейчас дам!

Старик подал Глебу три билета по пятьдесят тысяч рублей.

Старик встал, опять прошелся по комнате и, остановись против двери спальни, крикнул:

Маша уже была в пеньюаре и вышла.

— Поздравляю,- говорит,- тебя.

Она поцеловала его руку.

— А счастлива быть хочешь?

— Конечно, хочу, папа, и… надеюсь.

— Хорошо… Ты себе, брат, хорошего мужа выбрала!

— Я, папа, не выбирала. Мне его Бог дал.

— Хорошо, хорошо. Бог дал, а я придам: я тебе хочу прибавить счастья.- Вот три билета, все равные. Один тебе, а два твоим сестрам. Раздай им сама — скажи, что ты даришь…

Маша бросилась ему сначала на шею, а потом вдруг опустилась на землю и обняла, радостно плача, его колена. И старик тоже заплакал.

— Но я так счастлива… за сестер.

Из этой повести видно, как благородство зятя тронуло алчную душу тестя. Расплакавшись от внезапно нахлынувших чувств раскаяния за прошлое, от любви к молодоженам, старик мгновенно преобразился душой.

Под драгоценной жемчужиной следует понимать духовное состояние верующей души, при котором человек, видя постоянно пред собой Господа, носит в сердце Его образ, и свет Небесного Царствия озаряет его жизнь.

Чаепитие у друзей повествователя. Говорят о том, что в современной литературе мало хороших сюжетов. Повествователь согласен с писателем Писемским: во всем виноват технический прогресс. Из кареты больше увидишь, чем из вагона поезда. Один гость возражает ему: Диккенсу в Англии железные дороги не мешают. Вот разве что святочные рассказы у него слабые.

Но и то – из-за рамок самого жанра. Надо ведь писать строго про период от Рождества до Крещения, нужны фантастичность и мораль, а еще – счастливый конец. Тут трудно придумать что-то новое. Третий гость, почтенный человек, обещает всем настоящий современный святочный рассказ из жизни брата.

Глава 2

Машенька просто подарок: с прекрасным верным сердцем, ясным умом, благородным характером. Жених не хуже: честный, деликатный, воспитанный. Осталось повидаться с отцом Машеньки Николаем Ивановичем. Рассказчик напоминает жене, что этот отец – известный ростовщик и скряга, который не дал приданого двум старшим дочкам. Жене непонятно, с каких пор добрая жена хуже приданого? Она и сама так замуж вышла. В общем, пара впервые за 4 года ссорится.

Глава 3

Глава 4

Рождество и Новый год встречают в окружении будущей родни. Васильев дарит дочке шикарное жемчужное ожерелье. Ценой в тридцать тысяч. Женщины распереживались: жемчуг – к слезам. Но отец их загадочно утешил: этот жемчуг вреда не причинит, а его тайну все узнают на следующий день после венчания.

Глава 5

Сюжет

Повествователь в кругу друзей жалеет, что в современной литературе не найдешь хорошего, оригинального сюжета, а среди святочных рассказов и подавно. В ответ один гость рассказывает современную святочную историю о своем младшем брате. На святках тот попросил найти ему к Крещению жену. Жена рассказчика знакомит его с подругой Машей Васильевой. В считанные дни дело идет к свадьбе. Будущий тесть дарит дочке дорогое жемчужное ожерелье. Все удивлены: ведь старшим дочкам он ничего не дал.

После свадьбы старик объявляет зятю, что ожерелье фальшивое. Но тот искал себе жену, а не приданое, ему все равно. Обрадованный старик хочет подарить молодой семье крупную сумму денег, но зять советует ему прежде дать денег старшим дочкам. Старик поздравляет Машу с выбором достойного мужа. Деньги он им все-таки оставляет, с условием, чтобы Маша поделилась с сестрами.

Отзыв

Святочный рассказ на тему вечных ценностей. Герои бескорыстны – и получают все. Тема великодушия, любви, благородства. Мир в семье, взаимопонимание, чистая совесть, а не богатство – главное в жизни. Молодожены и личное счастье обрели, и другим помогли. Отец вновь поверил в людей, и готов помириться со старшими дочками. Рассказ учит в любых обстоятельствах оставаться человеком, ценить в людях искренность, благородство, беречь взаимопонимание в семье, думать не только о себе, но и о других.

жемчужное ожерелье лесков краткое содержание

Повествование ведется от первого лица, начиная с первой главы. Автор описывает литературный спор, возникший в кругу друзей. Речь зашла о святочных рассказах Диккенса, страдающих от некоторого однообразия, как и все произведения подобного рода.

Форма рассказа строга и канонична: он должен быть приурочен к событиям святочного вечера (это период от Рождества до Крещенья), в нем должно присутствовать что-то мистическое или фантастическое и обязательно мораль, а конец должен быть непременно веселым.

Один из гостей утверждает, что из-за таких жестких рамок фантазия писателя ограничена, а рассказы не отличаются разнообразием. Автор опровергает данное мнение, так как даже в рамках святочного рассказа можно отразить настоящее время и нравы. Он берется описать реальную историю, произошедшую 3 года назад, и полностью соответствующую канонам. Главным героем повествования будет младший брат автора.

Николай Лесков — Жемчужное ожерелье

Лесков Николай Семенович

В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о литературе — о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет. Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного Писемского, который говорил, будто усматриваемое литературное оскудение прежде всего связано с размножением железных дорог, которые очень полезны торговле, но для художественной литературы вредны.

Один гость на это заметил, что Писемский оригинален, но неправ, и привел в пример Диккенса, который писал в стране, где очень быстро ездят, однако же видел и наблюдал много, и фабулы его рассказов не страдают скудостию содержания.

— Исключение составляют разве только одни его святочные рассказы. И они, конечно, прекрасны, но в них есть однообразие; однако в этом винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие.

— Ну, я не совсем с вами согласен, — отвечал третий гость, почтенный человек, который часто умел сказать слово кстати. Потому нам всем и захотелось его слушать.

— Я думаю, — продолжал он, — что и святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы.

— Но чем же вы можете доказать ваше мнение? Чтобы оно было убедительно, надо, чтобы вы нам показали такое событие из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа, то есть было бы и слегка фантастично, и искореняло бы какой-нибудь предрассудок, и имело бы не грустное, а веселое окончание.

— А что же? — я могу вам представить такой рассказ, если хотите.

— Сделайте одолжение! Но только помните, что он должен быть истинное происшествие!

— О, будьте уверены, — я расскажу вам происшествие самое истиннейшее, и притом о лицах мне очень дорогих и близких. Дело касается моего родного брата, который, как вам, вероятно, известно, хорошо служит и пользуется вполне им заслуженною доброю репутациею.

Все подтвердили, что это правда, и многие добавили, что брат рассказчика действительно достойный и прекрасный человек.

— Да, — отвечал тот, — вот я и поведу речь об этом, как вы говорите, прекрасном человеке.

— Ну да постой же, — говорим, — все это прекрасно и пусть будет по-твоему, — Господь тебя благослови, — женись, но ведь надобно же время, надо иметь в виду хорошую девушку, которая бы пришлась тебе по сердцу и чтобы ты тоже нашел у нее к себе расположение. На все это надо время.

— Что же — времени довольно: две недели святок венчаться нельзя, — вы меня в это время сосватайте, а на Крещенье вечерком мы обвенчаемся и уедем.

Думал, что все это, разумеется, пустяки или, по крайней мере, что это затея очень далекая от исполнения, а между тем возвращаюсь к обеду домой и вижу, что у них уже дело созрело.

Жена говорит мне:

— Теперь я вижу, что брат в самом деле одурел.

— Что это такое я уважал?

— Безотчетные симпатии, влечения сердца.

— Ну, — говорю, — матушка, меня на это не подденешь. Все это хорошо вовремя и кстати, хорошо, когда эти влечения вытекают из чего-нибудь ясно сознанного, из признания видимых превосходств души и сердца, а это — что такое… в одну минуту увидел и готов обрешетиться на всю жизнь.

— Да, а ты что же имеешь против Машеньки? — она именно такая и есть, как ты говоришь, — девушка ясного ума, благородного характера и прекрасного и верного сердца. Притом и он ей очень понравился.

— Как! — воскликнул я, — так это ты уж и с ее стороны успела заручиться признанием?

— Признание, — отвечает, — не признание, а разве это не видно? Любовь ведь — это по нашему женскому ведомству, — мы ее замечаем и видим в самом зародыше.

— Вы, — говорю, — все очень противные свахи: вам бы только кого-нибудь женить, а там что из этого выйдет — это до вас не касается. Побойся последствий твоего легкомыслия.

— А я ничего, — говорит, — не боюсь, потому что я их обоих знаю, и знаю, что брат твой — прекрасный человек и Маша — премилая девушка, и они как дали слово заботиться о счастье друг друга, так это и исполнят.

— Как! — закричал я, себя не помня, — они уже и слово друг другу дали?

— Да, — отвечает жена, — это было пока иносказательно, но понятно. Их вкусы и стремления сходятся, и я вечером поеду с твоим братом к ним, — он, наверно, понравится старикам, и потом…

— Что же, что потом?

— Потом — пускай как знают; ты только не мешайся.

— Хорошо, — говорю, — хорошо, — очень рад в подобную глупость не мешаться.

— Глупости никакой не будет.

— А будет все очень хорошо: они будут счастливы!

— Очень рад! Только не мешает, — говорю, — моему братцу и тебе знать и помнить, что отец Машеньки всем известный богатый сквалыжник.

— Что же из этого? Я этого, к сожалению, и не могу оспаривать, но это нимало не мешает Машеньке быть прекрасною девушкой, из которой выйдет прекрасная жена. Ты, верно, забыл то, над чем мы с тобою не раз останавливались: вспомни, что у Тургенева — все его лучшие женщины, как на подбор, имели очень непочтенных родителей.

— Я совсем не о том говорю. Машенька действительно превосходная девушка, а отец ее, выдавая замуж двух старших ее сестер, обоих зятьев обманул и ничего не дал, — и Маше ничего не даст.

— Почем это знать? Он ее больше всех любит.

— То есть как это, — говорит, — на бобах?

— Ну, матушка, это ты дурачишься.

— Нет, не дурачусь.

Намерение жениться

На святки из провинции приезжает младший брат. Он просит автора и его супругу найти ему жену. Настроен очень серьёзно, намерен жениться сразу же на Крещенье (во время святок венчаться нельзя), и с новой женой уехать обратно в провинцию.

Старший брат говорит, что так быстро жениться нельзя, сначала нужно хорошо узнать невесту, расположить её к себе. Он предлагает продолжать пустые фантазии о свадьбе в компании своей жены и отправляется на службу. Но когда автор возвращается домой, оказывается, что днем к его супруге приходила подруга Машенька, младший брат познакомился с ней и решил жениться на этой девушке.

Автор ошарашен. Жена хвалит Машу, перечисляет многочисленные достоинства девушки. Брат также благородный человек, они оба согласны на брак и уже вечером едут к родителям невесты! Тогда старший брат напоминает своей супруге — отец Маши, хоть и человек состоятельный, но двух её старших сестер оставил без приданого. Жена возражает — Маша, как любимая младшая дочь, может получить часть отцовского состояния. Она обращает внимание мужа на то, что она и сама была бесприданницей, и даже девушка из плохой семьи может стать хорошей женой.

жемчужное ожерелье лесков краткое содержание по главам

Сватовство

Возвращается жена автора и рассказывает как хорошо отец девушки принял их, угощал шампанским. Через несколько дней рассказчик, который был сильно занят работой, узнает, что состоялась официальная помолвка пары. Снова он спорит с женой.

Мужчина напоминает, как год ухаживал за супругой до свадьбы, чтобы получше узнать её характер, достоинства и недостатки. На что женщина со смехом отвечает — приходил он потому, что был влюблен, и, соответственно, не мог непредвзято оценивать её. Автор внутренне соглашается.

краткое содержание рассказа лескова жемчужное ожерелье

Жемчужное ожерелье :: Лесков Николай Семенович

——————————————— Лесков Николай Семенович

В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о литературе — о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет. Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного Писемского, который говорил, будто усматриваемое литературное оскудение прежде всего связано с размножением железных дорог, которые очень полезны торговле, но для художественной литературы вредны.

Один гость на это заметил, что Писемский оригинален, но неправ, и привел в пример Диккенса, который писал в стране, где очень быстро ездят, однако же видел и наблюдал много, и фабулы его рассказов не страдают скудостию содержания.

— Исключение составляют разве только одни его святочные рассказы. И они, конечно, прекрасны, но в них есть однообразие; однако в этом винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие.

— Ну, я не совсем с вами согласен, — отвечал третий гость, почтенный человек, который часто умел сказать слово кстати. Потому нам всем и захотелось его слушать.

— Я думаю, — продолжал он, — что и святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы.

— Но чем же вы можете доказать ваше мнение? Чтобы оно было убедительно, надо, чтобы вы нам показали такое событие из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа, то есть было бы и слегка фантастично, и искореняло бы какой-нибудь предрассудок, и имело бы не грустное, а веселое окончание.

— А что же? — я могу вам представить такой рассказ, если хотите.

— Сделайте одолжение! Но только помните, что он должен быть истинное происшествие!

— О, будьте уверены, — я расскажу вам происшествие самое истиннейшее, и притом о лицах мне очень дорогих и близких. Дело касается моего родного брата, который, как вам, вероятно, известно, хорошо служит и пользуется вполне им заслуженною доброю репутациею.

Подарок

Девушка не обрадовалась подарку и заплакала. По поверью жемчуг предвещает слезы, поэтому на Новый год его дарить не принято. Отец успокоил дочь: на следующий день после свадьбы откроет ей секрет и она поймет, что из-за новогоднего подарка расстраиваться не стоит. На Крещенье молодые обвенчались.

После свадьбы

На следующий день после венчания автор с женой навестил молодоженов. Их встретил младший брат в прекрасном расположении духа. Он сообщил о полученном утром письме от тестя. В нем сообщалось, что супруги больше могут не волноваться из-за приметы с ожерельем, так как жемчуг в нем фальшивый. Эта шутка очень развеселила парня. Новоиспеченный муж не огорчился, так как не думал о приданом и не считал деньги невесты.

николай лесков жемчужное ожерелье краткое содержание

Он с радостью встретил тестя, но попросил разрешения не говорить о подделке Маше, так как не хочет, чтобы она плохо подумала об отце. Тогда старик сказал, почему не дал денег двум другим зятьям. Мужчины только приданого и хотели, и из-за этого поссорился с дочерями. А вот в молодом зяте он видит любовь только к Маше, поэтому ему денег даст, причем немедленно.

Молодой человек отказался, так как девушке будет неудобно перед сестрами из-за того, что она единственная получила приданое. Тогда старик позвал дочь и дал ей три билета по пятьдесят тысяч рублей для неё и сестер, и сказал, что она выбрала хорошего мужа.

Глава пятая – после свадьбы

Творческие задания для учащихся к святочному рассказу

Год написания – 1885год

Направление – от романтизма ® реализму (у Лескова святочный рассказ написан реалистической традиции).

Жанр – святочный рассказ.

Главная мысль – произведение учит быть честными и благородными людьми. Помнить, что деньги и богатство не самое главное в жизни.

материальных и духовных ценностей,

тема чуда – преображение отца,

Сюжет - линейный

Композиция ® экспозиция ® завязка ® развитие действие ® кульминация ® развязка

Экспозиция передана от автора, – литературный спор, основой которого является проблема жанра святочного рассказа

Завязка – приезд брата повествователя, который стал требовать, чтобы ему срочно за две недели нашли невесту, а на Крещение он обвенчается (глава 2).

Развитие действие – глава 3

Кульминация – подарок, сделанный Николаем Ивановичем дочери на Новый год, – жемчужное ожерелье.

Развязка – глава 5, после свадьбы; брат рассказчика выдерживает испытание, доказывая, что может считаться добродетельным человеком. Он отказывается от денег тестя.

Повествование ведется от лица рассказчика, к которому приезжает брат.

Жемчуг – символ духовной чистоты, слёз, предвестник грядущих бед.

Ожерелье символизирует испытание, во-первых, для жениха, во-вторых, для отца Машеньки.

4. Приведите примеры нескольких святочных рассказов, раскройте их основную сюжетную линию.

5. Приведите цитаты из произведений.

В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о драгоценностях, картах и скачках

Отец Машеньки был ростовщиком

Братец женится, потому что был вдов и имел детей

Основные события происходят в новогоднюю ночь

Главные герои (рассказчик с женой) прожили в браке четыре года

Молодые люди заранее списались о своем свидании

Жена брата сыграла роковую роль в жизни Машеньки, не позволив ей выйти замуж за близкого родственника

Основные действия происходят на берегу реки

Отец Маши прекрасно разбирался в драгоценных камнях, знал их свойства и цену, и назначение

Случай в канун Рождества, по словам рассказчика, произошел три года назад

Отец дарит Маше жемчужное ожерелье, чтобы еще больше наказать старших сестер

Жемчуг означает слезы нимф, поэтому охраняет незамужних девушек

Главный герой-рассказчик работал в суде

Отец подарил Машеньке и ее мужу три билета по пятьдесят тысяч

Маша, получив деньги от отца, отдала ему фальшивое ожерелье

Отец дарит Машеньке жемчужное ожерелье, чтобы их испытать

Молодой муж, узнав о фальшивом жемчуге, выгоняет отца из свадебного номера

№ вопроса/ ответ

1. Жемчужное ожерелье, как конкретный предметный образ в сюжете;

3. Почему автор выносит образ-предмет в название произведения?

Опережающее задание. Подготовить дополнительные сведения о жемчуге.

Теория литературы.
Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

художественное произведение

год написания

признаки жанра

построение сюжета

язык произведения

числовые символы

роль ожерелья в произведении

Хвост – вывод зафиксируйте в хвосте рыбы, аргументируйте его.

1. Почему главный герой – рассказчик так противится женитьбе своего брата? Что побуждает его так поступать?

2. Почему он не верит в истинность зародившегося чувства между своим братом и Машенькой Васильевой?

3. Почему его жена не разделяет его мнения?

4. Какова роль этой главы в развитии дальнейшего сюжета?

Теория литературы.
Мораль - логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление

Задание А: проанализируйте взгляд рассказчика и его жены на то, как мужчина и женщина вступают в брак. Кто из них прав? Как это связано с общей проблемой рассказа? Обозначьте свою точку зрения, подтвердив её словами из текста.

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

Задание Б: проанализируйте взгляд на деньги/приданное, которое готовит отец девочкам. Прав ли он? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста.

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

Задание В: проанализируйте взгляд на женитьбу молодого человека. Прав ли он? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста.

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

а. Романтизм b . Сентиментализм

с. Классицизм d . Реализм

a. линейная b . зеркальная

c. параллельная d . кольцевая

4. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера

а. от Рождества до Нового года b . от Крещения до Рождества

с. от Рождества до Крещения d . от Крещения до поста

5. Чтобы рассказ был убедителен, надо, чтобы в нем были показаны такие события из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек. Кому принадлежит эта фраза?

а. А. Островскому b . А.С. Пушкину

с. А. Грибоедову d . В.Г. Белинскому

6. Откуда приехал брат к рассказчику на святки?

а. из провинции b . из Москвы

с. из Сибири d . из губернии

7. Отчего приехавший брат просил его избавить?

а. от нехватки денег b . от человеческих пороков

с. от долговой ямы d . от невыносимой скуки одиночества

8. За сколько недель было решено найти достойную девушку, сосватать её и жениться?

а. за пять недель b . за полгода

с. за две недели d . за праздничные дни

9. Как была охарактеризована мужу Машенька, будущая невестка?

а. девушка ясного ума b . девушка благородного характера

с. девушка прекрасного и верного сердца d . все ответы верны

10. О чем убедительно попросила жена своего мужа, когда тот приехал домой?

а. помочь сосватать девушку b . не мешать

с. поехать за подарками к свадьбе d . денег на подготовку к свадьбе

11. Как рассказчик назвал отца Машеньки?

а. сквалыжник b . жмот

с. скупердяй d . обманщик

а. в мягком ватном халате b . в мягком стеганном халате

с. в сюртуке, в котором пришел с работы d . в мягких тапочках, сшитых женой

13. Где был вынужден проводить все время рассказчик во время приготовлений к свадьбе брата?

а. в любимом ресторанчике b . перед алтарём Фемиды

с. в покерном клубе d . закрылся у себя в кабинете

а. престранный подарок b . богатое жемчужное ожерелье

15. Какого цвета по середины бус был жемчуг?

а. розовый b . золотой

с. черный d . молочный

16. Почему жемчуг, подаренный дочери в новогоднюю ночь, не мог ей предвещать беду?

а. был украден b . был взят напрокат

с. был фальшивый d . нет правильного ответа

17. Что привес отец детям на второй день после свадьбы в платочке?

а. свадебный каравай b . просвиру

с. золотые кольца d . настоящее жемчужное ожерелье

18. Где находилось доказательство, что жемчужное ожерелье фальшивое?

а. жемчуг имел непозволительный дефект b . на замке под собачкой

с. нашлась закладная на это ожерелье d . на сомой большой жемчужине была пометка

19. Сколько денег подарил отец молодым супругам после свадьбы?

а. 500 тысяч рублей b . три билета по 50 тысяч рублей

с. 50 тысяч рублей d . три билета по 500 тысяч рублей

а. символизирует испытание b . символизирует женскую чистоту и непорочность

с. символизирует смерть d . символизирует слезы и смерть

а, b , с, d

Книжная полка. Произведения, в которых встречаются драгоценные камни:

Дополнительная информация

Период Святок (от Рождества Христова до Крещения) не только на Руси, но и во многих странах был временем ожидания чуда. Девушки ворожили, пытаясь предугадать будущего жениха, дети ждали исполнения своих самых сокровенных желаний. Когда самые, казалось, несбыточные желания сбывались, возникало ощущение чуда, вмешательства каких-то высших сил.

Читайте также: