Лермонтов преемник пушкина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Кремнистый путь, мятежная и короткая судьба… Сверкнув ярко, как комета, не дожив и до 27 лет, Лермонтов сумел заглянуть в тайны человеческой души, загадал потомкам множество загадок, ответы на которые до сих пор не найдены.

Он оставил после себя блистательный след – его поэмы, стихотворения, проза и драматические произведения входят в золотой фонд русской литературы.

Михаил Юрьевич был и художником, создавшим десятки картин маслом, свыше трёхсот акварельных рисунков. А ещё он пел, играл на фортепиано, скрипке, сочинял музыку на свои стихи.

Творчество Лермонтова – подлинный кладезь для оперного, симфонического и романсового искусства. Оно оказало огромное влияние на выдающихся русских поэтов и прозаиков XIX–XX веков, получило отклик и в живописи, театре, кинематографе.

Лермонтов родился в 1814 году в Москве в доме генерала Карла Толя у Красных Ворот через два года после великого пожара древней столицы во время наполеоновского нашествия 1812 года.

Всё в момент прихода в жизнь гения русской поэзии дышало героизмом русского народа, проявленным в войне с Наполеоном. Юный Михаил Лермонтов слышал об этом отовсюду.

Об этом говорил ему его дядя – генерал Дмитрий Столыпин, говорили тарханские крестьяне и многие из окружения семьи Лермонтова, свидетели той страшной войны.

Второй московский адрес поэта в его детские годы – дом на Поварской улице, который снимала бабушка Елизавета Арсеньева. В результате реконструкции центра города в XX веке оба эти здания были снесены.

С 1829 года, когда Лермонтову было пятнадцать лет, и он готовился к поступлению в Московский благородный пансион, до 1832 года поэт вместе с бабушкой жил в одноэтажном деревянном особняке с мезонином на Малой Молчановке (построен в 1814 году).

Лермонтов покинул дом на Малой Молчановке, когда ему исполнилось 18 лет, и он уже был состоявшимся поэтом.

Большую роль в создании в советские годы в особняке на Малой Молчановке музея, отмечающего в нынешнем году своё 40-летие, составлении экспозиции и всей музейной деятельности сыграл писатель, литературовед, мастер художественного слова, телеведущий, народный артист СССР Ираклий Луарсабович Андроников (1908 – 1990). Благодаря его вмешательству в 1938 году здание спасли от сноса.

Спустя три года Андроников участвовал в организации здесь первой выставки, посвящённой Лермонтову, но из-за начала Великой Отечественной войны событие не состоялось.

Ныне в Москве это единственный сохранившийся дом, в котором жил поэт.

Экспозиция музея представляет собой воссозданный интерьер московского особняка 1820–1830-х годов, рассказывает о раннем детстве Лермонтова, годах учения в Москве, интересах и увлечениях поэта, людях, его окружавших, жизни в Санкт-Петербурге, службе на Кавказе.

В музее представлен единственный известный автопортрет Лермонтова; книги с его автографами; фамильные портреты: самого поэта в раннем детстве, матери и бабушки – Марии Михайловны и Елизаветы Алексеевны, акварельный портрет отца, Юрия Петровича; рисунки и масляные картины Лермонтова с видами Кавказа.

Ираклий Андроников внёс неоценимый вклад в исследование творчества и биографии М.Ю. Лермонтова. Однажды его пригласили выступить с коротким рассказом о Лермонтове на Центральное телевидение. Вместо 15 минут выступление длилось час и очаровало телезрителей. Опыт был не единожды повторен.

Прошли десятилетия, а телевизионные передачи Андроникова, оказавшие на меня огромное влияние в детстве и юности, до сих пор смотрятся на одном дыхании.

Хочется вспомнить ещё об одном выдающемся учёном, рано, увы, ушедшем из жизни. Большой вклад в исследование творчества и биографии М.Ю. Лермонтова внёс профессор Московской духовной академии, доктор богословия, доктор филологических наук Михаил Михайлович Дунаев (1945–2008).

В своём цикле лекций о христианстве в русской литературе профессор Дунаев рассказывает о великих русских писателях: Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Льве Толстом, Достоевском, Лескове, Чехове, а также о русской литературе XIX века в целом.

Говоря о Лермонтове, Михаил Михайлович рассказывает о его отношении к христианству, о том, как оно повлияло на произведения и судьбу поэта, об авторских системах образов, новаторских приёмах, литературных подходах и многом другом.

А вот некоторые из откликов на сайте на лекции Дунаева о Лермонтове:

В 1986 году, 35 лет назад, существовавшую до этого исключительно в среде лермонтоведов дискуссию о последней дуэли Лермонтова первым вынес на широкий экран выдающийся актёр и кинорежиссёр Николай Бурляев.

И вот спустя 20 лет после участия в съёмках фильма по лермонтовскому шедевру Бурляев снял фильм по написанному им сценарию – свою версию жизни и смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. За эти годы Николай Петрович изучил, наверное, всё, что когда-либо выходило о русском гении.

История начинается сразу после рождения Лермонтова и доходит до завершающей страницы его жизни, роковой дуэли.

«Дом генерала Толя у Красных Ворот в Москве (его снесли в 30-х годах прошлого века), где в 1814 году родился Лермонтов, – рассказывает Николай Петрович, – сейчас существует только на рисунке в доме-музее на Малой Молчановке. Но мне он известен не только по литографии.

Судьба Лермонтова отражена в фильме в глубоких размышлениях, в смелых и дерзких поступках, в гениальных пророческих строчках его стихов. Их в фильме читает Николай Бурляев. Эти строчки звучат как отражение всех событий в жизни поэта:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был;

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи

…В фильме мы видим подлинные рисунки Лермонтова, которые хранились в запасниках музеев.

Где истоки этого преступления? Николай Петрович Бурляев связывает его с заговором. Этот заговор, по его мнению, был организован на самом верху тогдашнего российского общества.

180 лет назад погиб Михаил Юрьевич Лермонтов…

Михаил Юрьевич делился со своим секундантом творческими планами. Так, он собирался написать два романа: один о войне 1812 года, а другой – о событиях на Кавказе, свидетелем и участником которых ему довелось быть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.

Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:

За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.

Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес…

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.

И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!


Окт 27, 2017 | 0 комментариев

Сочинение на тему: Лермонтов и Пушкин

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба.
Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

Преемник Пушкина

Кремнистый путь, мятежная и короткая судьба… Сверкнув ярко, как комета, не дожив и до 27 лет, Лермонтов сумел заглянуть в тайны человеческой души, загадал потомкам множество загадок, ответы на которые до сих пор не найдены.

Он оставил после себя блистательный след – его поэмы, стихотворения, проза и драматические произведения входят в золотой фонд русской литературы.

Михаил Юрьевич был и художником, создавшим десятки картин маслом, свыше трёхсот акварельных рисунков. А ещё он пел, играл на фортепиано, скрипке, сочинял музыку на свои стихи.

Творчество Лермонтова – подлинный кладезь для оперного, симфонического и романсового искусства. Оно оказало огромное влияние на выдающихся русских поэтов и прозаиков XIX–XX веков, получило отклик и в живописи, театре, кинематографе.

Лермонтов родился в 1814 году в Москве в доме генерала Карла Толя у Красных Ворот через два года после великого пожара древней столицы во время наполеоновского нашествия 1812 года.

Всё в момент прихода в жизнь гения русской поэзии дышало героизмом русского народа, проявленным в войне с Наполеоном. Юный Михаил Лермонтов слышал об этом отовсюду.

Об этом говорил ему его дядя – генерал Дмитрий Столыпин, говорили тарханские крестьяне и многие из окружения семьи Лермонтова, свидетели той страшной войны.

Второй московский адрес поэта в его детские годы – дом на Поварской улице, который снимала бабушка Елизавета Арсеньева. В результате реконструкции центра города в XX веке оба эти здания были снесены.

С 1829 года, когда Лермонтову было пятнадцать лет, и он готовился к поступлению в Московский благородный пансион, до 1832 года поэт вместе с бабушкой жил в одноэтажном деревянном особняке с мезонином на Малой Молчановке (построен в 1814 году).

Лермонтов покинул дом на Малой Молчановке, когда ему исполнилось 18 лет, и он уже был состоявшимся поэтом.

Большую роль в создании в советские годы в особняке на Малой Молчановке музея, отмечающего в нынешнем году своё 40-летие, составлении экспозиции и всей музейной деятельности сыграл писатель, литературовед, мастер художественного слова, телеведущий, народный артист СССР Ираклий Луарсабович Андроников (1908 – 1990). Благодаря его вмешательству в 1938 году здание спасли от сноса.

Спустя три года Андроников участвовал в организации здесь первой выставки, посвящённой Лермонтову, но из-за начала Великой Отечественной войны событие не состоялось.

Ныне в Москве это единственный сохранившийся дом, в котором жил поэт.

Экспозиция музея представляет собой воссозданный интерьер московского особняка 1820–1830-х годов, рассказывает о раннем детстве Лермонтова, годах учения в Москве, интересах и увлечениях поэта, людях, его окружавших, жизни в Санкт-Петербурге, службе на Кавказе.

В музее представлен единственный известный автопортрет Лермонтова; книги с его автографами; фамильные портреты: самого поэта в раннем детстве, матери и бабушки – Марии Михайловны и Елизаветы Алексеевны, акварельный портрет отца, Юрия Петровича; рисунки и масляные картины Лермонтова с видами Кавказа.

Ираклий Андроников внёс неоценимый вклад в исследование творчества и биографии М.Ю. Лермонтова. Однажды его пригласили выступить с коротким рассказом о Лермонтове на Центральное телевидение. Вместо 15 минут выступление длилось час и очаровало телезрителей. Опыт был не единожды повторен.

Прошли десятилетия, а телевизионные передачи Андроникова, оказавшие на меня огромное влияние в детстве и юности, до сих пор смотрятся на одном дыхании.

Хочется вспомнить ещё об одном выдающемся учёном, рано, увы, ушедшем из жизни. Большой вклад в исследование творчества и биографии М.Ю. Лермонтова внёс профессор Московской духовной академии, доктор богословия, доктор филологических наук Михаил Михайлович Дунаев (1945–2008).

В своём цикле лекций о христианстве в русской литературе профессор Дунаев рассказывает о великих русских писателях: Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Льве Толстом, Достоевском, Лескове, Чехове, а также о русской литературе XIX века в целом.

Говоря о Лермонтове, Михаил Михайлович рассказывает о его отношении к христианству, о том, как оно повлияло на произведения и судьбу поэта, об авторских системах образов, новаторских приёмах, литературных подходах и многом другом.

А вот некоторые из откликов на сайте на лекции Дунаева о Лермонтове:

В 1986 году, 35 лет назад, существовавшую до этого исключительно в среде лермонтоведов дискуссию о последней дуэли Лермонтова первым вынес на широкий экран выдающийся актёр и кинорежиссёр Николай Бурляев.

И вот спустя 20 лет после участия в съёмках фильма по лермонтовскому шедевру Бурляев снял фильм по написанному им сценарию – свою версию жизни и смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. За эти годы Николай Петрович изучил, наверное, всё, что когда-либо выходило о русском гении.

История начинается сразу после рождения Лермонтова и доходит до завершающей страницы его жизни, роковой дуэли.

«Дом генерала Толя у Красных Ворот в Москве (его снесли в 30-х годах прошлого века), где в 1814 году родился Лермонтов, – рассказывает Николай Петрович, – сейчас существует только на рисунке в доме-музее на Малой Молчановке. Но мне он известен не только по литографии.

Судьба Лермонтова отражена в фильме в глубоких размышлениях, в смелых и дерзких поступках, в гениальных пророческих строчках его стихов. Их в фильме читает Николай Бурляев. Эти строчки звучат как отражение всех событий в жизни поэта:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде. и убит!

Убит. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь. Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был;

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи

…В фильме мы видим подлинные рисунки Лермонтова, которые хранились в запасниках музеев.

Где истоки этого преступления? Николай Петрович Бурляев связывает его с заговором. Этот заговор, по его мнению, был организован на самом верху тогдашнего российского общества.

180 лет назад погиб Михаил Юрьевич Лермонтов…

Михаил Юрьевич делился со своим секундантом творческими планами. Так, он собирался написать два романа: один о войне 1812 года, а другой – о событиях на Кавказе, свидетелем и участником которых ему довелось быть.

Читайте также: